Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 4
ВВЕДЕНИЕ
Стратегия управления персоналом - это приоритетное направление формирования конкурентоспособного высокопрофессионального, ответственного и сплоченного трудового коллектива, способствующего достижению долгосрочных целей и реализации общей стратегии организации. Это система методов и средств управления персоналом, применяемая в течение определенного времени с целью реализации кадровой политики.
Анализ причин рассогласования в системе показателей может вызвать изменения стратегии предприятия, что потребует привести оргструктуру и оргмеханизм в соответствие с целями управления, т.е. упорядочения системы (ее реорганизации). Несвоевременность или задержка организационных перестроек в управлении предприятием снижает эффективность их функционирования и становится причиной тяжелых экономических последствий. В связи с их малой капиталоемкостью и потенциальной способностью быстро приносить отдачу организационные перестройки в переходный период приобретают особое значение и актуальность.
Улучшение организационных форм нередко способствует выработке новых более совершенных стратегических решений. Если структура предполагает осуществление стратегии, то стратегия также не может быть успешной без соответствующей структуры.
Разработка стратегически эффективной организационной системы управления является основным условием реализации выбранной стратегии адаптации предприятия к внешним условиям функционирования. Этим обусловлена актуальность выбранной темы курсового проекта, которая звучит как: «Разработка стратегии управления персонала ОАО «Мостотрест»».
Цель работы - разработать стратегию управления персоналом на предприятии.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
провести анализ внешней среды организации;
провести анализ деятельности самого предприятия;
разработать стратегию управления персоналом и программу реализации этой стратегии на предприятии.
Объектом исследований выступает действующее предприятие ОАО «Мостотрест». Предмет изучения - система управления персоналом.
1.Анализ внешней среды ОАО «Мостотрест»
Обзор рынка строительства за I квартал 2010 года
Объем строительных работ в I квартале 2010 года в сравнении с аналогичным периодом 2009 года сократился на 8,1% и составил 590,7 млрд. рублей.
По данным ФСГС в I квартале 2010 года средний уровень загрузки производственных мощностей строительных организаций равен 56%.
При этом средняя численность занятых в строительстве в рассматриваемом периоде составила 2,9 млн. человек, что на 7% меньше, чем в I квартале 2009 года. Увеличилось также количество убыточных предприятий на 2,1%: 2,4 тысяч строительных организаций понесли убыток на сумму 27,2 млрд. рублей.
Число договоров, заключенных в строительном секторе, и численность занятых продолжает сокращаться. У 10% организаций отмечено увеличение объема работ, а у 29% - его уменьшение. Портфель заказов уменьшается. Наибольшая обеспеченность заказами зафиксирована в строительных организациях совместной российской и иностранной формы собственности. Основные направления деятельности строительных организаций представлены на рис. 1.
Рисунок 1. Направления деятельности строительных организаций [13]
1 - строительство (новое, реконструкция, расширение, техническое перевооружение), 2 - жилые здания, 3 - нежилые здания, 4 - сооружения, 5 - капитальный ремонт зданий, сооружений, 6 - текущий ремонт зданий, сооружений, 7 - другое
% организаций отказались от инвестиционной деятельности в I квартале 2010 года.
Сектор имеет все шансы на скорейшее восстановление после мирового кризиса. Развитие инфраструктуры России отстает от темпов развития ее экономики. Готовность правительства оказывать финансовую поддержку отрасли и создавать условия для государственно-частного партнерства подтверждают огромный потенциал сектора инфраструктурного строительства.
Таблица 1
Матрица благоприятных для организации факторов макросреды
Оценка вероятности использования благоприятной ситуацииОжидаемое позитивное влияниесильное (I)умеренное (II)Высокая (1)I-1, Помощь государстваII-1, Глобализация экономикиСредняя (2)I-2, Развитие науки и техникиII-2, Правительственная стабильностьНизкая (3)I-3, Использование патентовII-3, Ужесточение государственного контроля качества и безопасности товаров
Неплатежеспособность заказчиков, высокий уровень налогов, инфляция и конкуренция со стороны других строительных фирм - те основные факторы, которые замедляют деятельность строительных организаций (Табл. 2).
Страница 2 из 18
Отрицательное влияние инфляции на финансово-экономическую деятельность может быть вызвано следующими рисками:
) риск потерь, связанных с потерями в реальной стоимости дебиторской задолженности при существенной отсрочке или задержке платежа;
) риск увеличения процентов к уплате;
) риск увеличения себестоимости продукции (товаров, работ, услуг) из-за увеличения цены на энергоносители, транспортных расходов, заработной платы и т.п.
4) риск уменьшения реальной стоимости средств, привлеченных на инвестиции.
Таблица 2
Матрица неблагоприятных для организации факторов макросреды
Оценка вероятности реализации угрозыВозможные негативные последствияРазрушение (I)Критическое состояние (II)Тяжелое состояние (III)Высокая (1)Неплатежеспособность заказчиковВмешательство государства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсовСредняя (2)Неблагоприятная ситуация в стране (Кризис)Высокая конкуренцияИнфляция; подорожание цен на энергию и энергоносители; повышение процентных ставок; высокое налогооблажениеНизкая (3)Дефицит некоторых видов ресурсов и сырьяПравовые риски
Инфляция существенно влияет на финансовые результаты деятельности организаций и может привести к увеличению затрат Общества (за счет роста цен на энергоресурсы, товарно-материальные ценности и т.п.), и как следствие, снижению прибыли.
Кроме того, рост инфляции ведет к увеличению стоимости заемных средств, что негативно сказывается на размере оборотных средств.
К правовым рискам можно отнести:
) риски, связанные с изменением налогового законодательства:
) риски, связанные с изменением судебной практики по вопросам,
Изменения судебной практики по вопросам, связанным с деятельностью организаций могут привести к увеличению затрат на привлечение квалифицированных юристов, а также вынесению судебных решений не в его пользу, что может негативно сказаться на результатах деятельности Общества.
Таблица 3
Отраслевой анализ
Основные экономические характеристики отраслиОбъем строительных работ в I квартале 2010 года составил 590,7 млрд. рублей. В I квартале 2010 года средний уровень загрузки производственных мощностей строительных организаций равен 56%. Средняя численность занятых в строительстве составила 2,9 млн. человек.Место организации в отрасли, особенности ее поведенияОАО «Мостотрест» является крупнейшим строителем железнодорожных и автомобильных мостов по всей России. Несмотря на кризис, компания продолжает показывать внушительный рост финансовых показателей и генерирует значительные денежные потоки. В настоящее время в состав ОАО «Мостотрест» входит 14 филиалов. Кроме того Общество имеет дочерние (зависимые) общества - ООО «Таганка Мост», ООО «Фирма СТС». В 2010 году <#"justify">Для диагностики конкурентных сил, действующих в отрасли, обычно применяют модель пяти сил конкуренции (модель М. Портера), которая является широко распространенным, и достаточно простым инструментом диагностики конкурентных явлений, действующих в отрасли. Но в нашей ситуации не целесообразно ее использовать. Можно лишь сделать краткие выводы:
соперничество среди конкурентов среднее;
конкуренции со стороны услуг, являющихся заменителями и конкурентоспособных с точки зрения цены не наблюдается;
угроза появления новых конкурентов маловероятна в связи со сложностью вхождения на рынок;
экономические возможности и торговые способности поставщиков не рассматриваются, т.к. во многом используемые ресурсы производятся на самих предприятиях;
экономические возможности и торговые способности покупателей ограничены.
Исходя из изложенного выше, можно псвести анализ движущих сил отрасли к следующей таблице:
Таблица 4
Анализ движущих сил
Группы движущих силВыявленные движущие силыВлияние, оказываемое движущими силамиВероятность и характер их изменения в будущемОтношения с государствомГосударственное стимулированиеУлучшение деятельности предприятияИзменения не предвидятся, продолжение государственного стимулированияБыстрое развитие НТПБыстрое моральное устаревание оборудования, нехватка квалифицированного персоналаСнижение деловой активности предприятия (потеря клиентов)Ускорение НТП и связанных с ним процессовЭкономическиеПовышение цен и процентных ставокСнижение деловой активности предприятияПродолжение процессов, связанных с повышением цен со всеми вытекающими отсюда последствиями
Основными конкурентами ОАО «Мостотрест» являются: ОАО «Бамтоннельстрой», ОАО «Дальмостострой», ОАО «Мостоотряд №19», ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой», ОАО «Трест Гидромонтаж». Их характеристи и основные особенности рассмотрены в табл. 5.
Страница 3 из 18
Таблица 5.
Основные конкуренты
Основная характеристикаПоказатели прибыльностиОАО «Бамтоннельстрой»Является одним из крупнейших строителей транспортных тоннелей в России. Компания обладает уникальными технологиями по возведению сложных инфраструктурных объектов, благодаря чему обеспечена заказами по всей территории России. Компания делает ставку на участие в строительстве «олимпийских» проектов и активно расширяет свой бизнес в данном регионе. Ввиду отсутствия явных конкурентов и благодаря обширной программе правительства по развитию инфраструктуры страны, компания обладает огромным потенциалом роста стоимости.Рентабельность по EBITDA по итогам 2010 г. составила 21%. Благодаря уникальности работ, которые выполняет компания, ее рентабельность является одной из лучших в секторе. Несмотря на значительное снижение финансовых показателей в 1 квартале, что, прежде всего, обусловлено задержкой с оплатой со стороны заказчиков, по результатам 2010 компания показала более чем 200% рост выручки.ОАО «Мостоотряд №19»Является ведущим строителем транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга. В данный момент компания занята в реализации ключевого для города проекта строительства Западного скоростного диаметра, благодаря которому в краткосрочной перспективе ее денежные потоки будут находиться на вполне комфортном для дальнейшего развития уровне. Серьезным препятствием для уверенного роста стоимости компании является ее низкая прозрачность. Падение выручки на 78% в 1П09 компания объясняет экономическим кризисом, а текущий объем заказов ограничен тремя проектами.Результаты худшие в секторе. Выручка снизилась на 78%. Чистая рентабельность составила менее 1%. Компания является информационно закрытой и не объясняет причин столь резкого падения выручки. Судя по отчетности, основную долю себестоимости в первом полугодии заняла выплата заработной платы сотрудникам. Столь сильное падение выручки можно объяснить длительным строительным циклом и несвоевременным получением платежей. Позитивным фактором стоимости компании является стабильный отрицательный чистый долг, благодаря чему Мостоотряд №19 имеет дополнительную финансовую устойчивость, что немаловажно в текущих рыночных условиях.ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой»Является структурным подразделением дорожно-строительной компании ОАО «ДСК «АВТОБАН», которое занимается развитием магистральных дорог Западно-Сибирского и Уральского регионов и входит в список системообразующих предприятий ХМАО. Основной объем работ формируют заказы от дорожных департаментов округа, а также нефтегазовых компаний. Доминирующее положение и более чем 45-летний опыт работы позволяет компании рассчитывать на лучшие контракты в округе.Результаты не показательные. Компания показывала стабильный рост выручки в течение последних лет и отличалась относительно высокой рентабельностью. Однако высокие результаты 2008 года сменились значительным снижением выручки в 2010 г. Низкая прозрачность не позволяет определить причины столь резкого снижения выручки, но мы полагаем, что она вызвана основной проблемой сектора - задержками платежей со стороны заказчиков и снижением финансирования инфраструктурных проектов в 2010.ОАО «Трест Гидромонтаж»Является одним из крупнейших строителей энергетических объектов с многолетним опытом и хорошими партнерскими отношениями с электроэнергетическим сектором. Компания обладает солидным потенциалом роста стоимости благодаря участию в программе по модернизации сектора энергетики и в восстановлении Саяно-Шушенской ГЭС. Дополнительным драйвером роста стоимости в среднесрочной перспективе станет передача государственного пакета акций компании в ОАО «РусГидро».Компания демонстрирует стабильный рост финансовых показателей. По итогам 2010 выручка выросла на 15% относительно 2008 и составила 2 млрд. рублей. Чистая прибыль достигла 160 млн. рублей, что на 16% превышает соответствующий показатель прошлого года. Из положительных моментов можно отметить низкий уровень операционных расходов и высокие показатели рентабельности. Компания способна генерировать значительные денежные потоки и отличается устойчивым финансовым положением.
Что же касается ОАО «Мостотрест», то долгосрочный рост выручки обеспечит крупный портфель заказов. Общий объем подрядных работ компании на ближайшие несколько лет составляет более 100 млрд. рублей. Перспективы роста Мостотреста напрямую зависят от его участия в реализации ключевых проектов страны, а их у компании предостаточно. На данный момент она имеет заказы во многих регионах России. Среди наиболее крупных, можно выделить строительство участка 4-го транспортного кольца в Москве стоимостью порядка 70 млрд. рублей. Проект обеспечит компании стабильный денежный поток на ближайшие три года. Дополнительную поддержку объемам заказов можно ожидать со стороны одного из основных акционеров Мостотреста - ОАО «РЖД» в рамках реализации его инвестиционной программы.
Можно выделить следующие ключевые факторы успеха в отрасли:
Страница 4 из 18
·использование современных технологий;
·положительная репутация компании и продолжительный опыт работы;
·квалифицированные специалисты;
·получение тендеров в ключевых проектах.
После проведенного анализа макросреды и непосредственных конкурентов является можно выделить фактороы внешней среды, оказывающих благоприятное и неблагоприятное воздействие на организацию (табл. 6).
Таблица 6
Благоприятные и неблагоприятные для организации факторы внешней среды
№ п/пБлагоприятные факторы (возможности, opportunities)Неблагоприятные факторы (угрозы, threats)1.Проведение Олимпиады 2014 года в СочиОграниченность спроса2.Государственная поддержкаНеплатежеспособность заказчиков3.Повышение деловой культуры ведения бизнесаЗадержки финансирования проектов, которые приводят к увеличению сроков реализации и снижению рентабельности проектов.4.Высокие входные барьеры в отрасльРост цен и процентных ставок5.Развитие технологийНеобходимость освоения новых технологий6.Хороший потенциал роста стоимости7.Глобализация
Эксперты прогнозируют рост строительной отрасли в долгосрочном аспекте. В отчете компании Global Construction Perspectives and Oxford Economics, занимающейся экономическим прогнозированием, говорится, что к 2020 году прибыль строительной отрасли на мировом рынке увеличится с 7,5 млрд. долл. до 12,7 млрд. долл., что составляет 70%.
Что касается общих тенденций развития строительной отрасли в России, то опрошенные руководители предприятий и эксперты позитивно оценивают ее состояние в данный момент. По их мнению, наилучшие условия для развития строительных организаций существуют и в крупных городах, и в столице особенно. Конъюнктура рынка и инвестиционный климат благоприятны, спрос на строительство новых объектов растет. Обратной стороной роста являются такие проблемы, как повышение уровня требований к квалификации специалистов (в связи с изменением технологических процессов, совершенствованием материалов и т.п.), а также усложнение задач, стоящих перед управленцами: количество частных заказов увеличивается, а возможности получения этих заказов зависят от умения выигрывать тендеры и сохранять конкурентоспособность на рынке. Таким образом, развитие строительной отрасли ставит перед ее кадрами новые задачи, решение которых возможно при продуктивном взаимодействии всех заинтересованных сторон - общества, бизнеса и государства.