Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования (Понятие и методы системы управления организацией).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты системы управления организацией
1.1. Понятие и методы системы управления организацией
1.2. Задачи, принципы и функции управления организацией
1.3. Эффективность системы управления организации
2. Анализ системы управления магазина «Магнит»
2.1. Общая характеристика магазина «Магнит»
2.2. Оценка системы управления магазином «Магнит»
3. Предложения по совершенствованию системы управления магазина «Магнит»
ВВЕДЕНИЕ
Функционирование современных организаций сталкивается с множеством проблем, многие из которых могут быть урегулированы за счет правильной разработки решений. Проблемы, характеризующие организацию, выступают как одни из самых сложных объектов для изучения и познания. Система управления представляет особый интерес, и изучение и совершенствование системы управления является основной задачей руководителя организации.
Управление организацией представляет непрерывный процесс влияния на производительность труда работника, группы или организации в целом для достижения поставленной цели.
Система управления организацией включает в себя совокупность всех служб организации, всех подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование организации. В любой организации выделяют управляющую часть и управляемую часть.
Система управления организацией является одной из основных проблем теории организации, тесно связанной с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий во исполнение определённых целей. В рамках этой системы протекает весь управленческий процесс, в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации.
Система управления организации построена для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно.
Вышеуказанные положения свидетельствуют об актуальности
выбранной нами темы исследования.
В качестве объекта данной работы выступает система управления организациями.
Предметом курсовой работы является система управления магазина «Магнит».
Целью работы является изучение особенностей управления организациями в современных условиях и путей его совершенствования.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи
курсовой работы:
1) рассмотреть понятие и методы системы управления организацией;
2) изучить задачи, принципы и функции управления организацией;
3) осуществить оценку эффективности системы управления организацией;
4) проанализировать систему управления магазина Магнит»;
5) разработать предложения по совершенствованию системы управления магазина «Магнит».
В курсовой работе использовались следующие методы: теоретический
анализ по проблеме исследования, формально-логический и системный методы научного познания, описание, сравнение, анализ и синтез.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили
работы ведущих отечественных и зарубежных ученых в области теории анализа и оценки системы управления организациями. Источники, используемые в курсовой работе, следует считать надежными, так как они являются публикациями в серьезных издательствах, академиях наук. В основе работы – специальная, учебная литература, публикации в периодической печати. Кроме того, использована лишь актуальная литература, изданная в последние три-четыре года.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что
содержащиеся в нём выводы и рекомендации могут быть использованы в целях повышения эффективности системы управления организациями.
1. Теоретические аспекты системы управления организацией
1.1. Понятие и методы системы управления организацией
Под системой управления организацией понимается совокупность всех служб организации, всех подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, которые обеспечивают заданное функционирование [5, 15].
Важно отметить, что управление организацией представляет собой непрерывный процесс, который влияет на производительность работника, группы или организации в целом для наилучших результатов с позиций достижения поставленной цели.
Управление представляет собой целенаправленное воздействие на объект для достижения желательного состояния или конечных результатов.
Под управлением организации понимается видение предприятия к его цели, извлекая из этого максимальные возможности из ресурсов, которые имеются в его распоряжении [2, 626].
Итак, система управления организацией представляет собой совокупность правил действующих в организации, для которых необходимо определить:
- сущность, условия деятельности персонала, который образует организацию;
- порядок установления ключевой идеи деятельности организации;
- основную цель организацию;
- порядок контроля над деятельностью организации и пр. [9, 40].
Любой вид управленческой деятельности, безусловно связан с управлением людьми, которые объединены в рамках организации, в структуры, отделы и пр.
В.М. Мишин считает, что система управления это своего рода совокупность взаимосвязанных между собой элементов и подсистем, которые взаимодействуют между собой и принимают участие в процессе функционирования системы управления. Данное определение затрагивает организационную структуру системы. Организационная структура разделяется по видам управленческой деятельности [12, 36].
Таким образом, управленческая деятельность – это, прежде всего управление социальными коллективами людей, которые рассматриваются как социально управляемые системы. В качестве социально управляемой системы может рассматриваться организация любого уровня: предприятие, цеха, компании и др. Каждая из этих систем представляет собой исследование объекта самостоятельно, который имеет свои особенности.
Система управления любой организации является сложной, созданной для сбора, анализа и переработки информации с целью получения определенного конечного результата при определенных ограничениях [3, 18]
Система представляет собой совокупность, которая состоит из элементов взаимосвязанных между собой, которые влияют на характеристику единого целого.
Так основными элементами системы управления организацией являются:
- методология управления;
- структура управления;
- процесс управления;
- технология управления;
Рассмотрим сущность данных элементов.
Под методологией управления понимается миссия, видение, цели, задачи, законы и принципы.
Структура управления включает в себя организационные структуры, функциональные структуры, алгоритм организационных отношений.
Под процессом управления понимается организационная культура, коммуникации, стиль общения, принятие управленческих решений.
Технология управления включает в себя организацию документооборота, оргтехнику, внешние и внутренние связи.
Следует подчеркнуть, что процесс управления предусматривает согласованные действия, которые и обеспечивают, в конечном счете, осуществление общей цели или набора целей, стоящих перед организацией. Для координации действий должен существовать специальный орган, реализующий функцию управления [4, 9].
Поэтому в любой организации существуют управляющие части и управляемые.
Рассмотрим данные части более подробно.
В управляющую часть входит дирекция, менеджеры и информационные подразделения, которые обеспечивают работу руководящего звена. Эту часть организации принято называть административно-управленческим аппаратом. Входным воздействием и конечным продуктом управляющей части является информация [6, 11].
Необходимым элементом организации выступает управляющее звено. На этом уровне принимаются управленческие решения как результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения поставленной цели. Управленческое решение принимается с целью преодоления возникшей проблемы, которая представляет собой не что иное, как реальное противоречие, требующее своего разрешения.
Заметим, что управленческое решение – это результат коллективного творческого труда. Оно всегда носит обобщенный характер. Даже когда руководитель самостоятельно принимает решение, то коллективный интеллект в явной или неявной форме влияет на процесс разработки индивидуального управленческого решения.
Управляемая часть – это различные производственные и функциональные подразделения, занятые обеспечением производственного процесса. То, что поступает на вход управляемой части, и то, что является ее выходом, зависит от типа организации [2, 629].
На рисунке 1 представим методы системы управления организацией.
Методы управления
Самоуправлен-ческие методы
Социально-психологические методы
Экономические методы
Организационно-административные методы
Рисунок 1 – Методы системы управления организацией
Рассмотрим более подробно методы управления организацией.
Первая группа включает в себя организационно-административные методы. Сюда относятся прямые и косвенные методы.
Под прямыми методами понимаются методы, которые необходимы для эффективного управления организацией. В процессе осуществления деятельности происходит возникновение непосредственной связи руководителя с подчиненным, а это нередко влечет за собой пассивность последнего.
Под косвенными методами понимаются методы, которые реализуются посредством постановки целей и стимулирования сотрудников. Действия, направленные на повышение мотивации сотрудников, положительно сказываются на деятельности работников организации [8, 24].
Таким образом, организационно-административные методы способствуют скоординированности работы сотрудников.
Вторая группа методов включает в себя экономические методы, под которыми понимается совокупность способов, направленных на успешное функционирование и развитие организации [6, 31].
К экономическим способам системы управления современной организацией следует отнести:
- экономический расчет прямым методом;
- хозяйственный расчет, направленный на соотношение расходов организации;
- разработка экономических показателей, таких как денежные затраты, доходы, число работников и пр.;
- анализ хозяйственной деятельности, направленный на изучение вариантов роста организации;
- ценообразование, финансирование, кредитование;
- экономическое стимулирование, как основной способ управления организацией, который направлен на экономические интересы работников организации.
Следующая группа представлена социально-экономическими методами управления. Данная группа методов представляет собой объединение определенных видов влияния на отношения в коллективе. К социально-психологическим способам относится: финансовое соревнование, деловые совещания, убеждение, самокритика и пр. [8, 26].
Под самоуправлением следует понимать преобразование делового коллектива либо индивида из объекта управления в субъект. Команда самостоятельно создает функциональные отделы, распределяет заработанные средства.
В подобной системе управления организацией весь состав участников деловой команды принимает участие в совещании на тему хозяйственной деятельности и совместно думает, как сохранить товарно-материальные ценности. Самоуправление характеризуется свободой выбора в принятии решений и обязательным выполнением этого решения всеми членами команды. Могут затруднить рост самоуправления факторы вроде разного уровня образования, квалификации, профессиональной пригодности или интеллекта членов коллектива [13, 239].
Таким образом, определение системы управления организацией как совокупности организационной структуры и процессов дает возможность более эффективной организации управления, адаптации к изменяющимся условиям среды.
1.2. Задачи, принципы и функции управления организацией
Основной задачей управления организацией является осуществление прибыльной деятельностью организации. Для выполнения данной задачи необходимо применение профессиональных возможностей и способностей каждого сотрудника организации [14, 124].
Важной задачей управления организацией выступает организация производства с использованием ресурсов организации, и обеспечение прибыльности от осуществления своей деятельности [22, 104].