Файл: Оценка стоимости бизнеса (Цели и объект оценки стоимости бизнеса).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы оценки бизнеса
1.1 Цели и объект оценки стоимости бизнеса
1.2. Правовое регулирование оценочной деятельности в РФ
1.3 Доходный подход к оценке бизнеса
1.4 Сравнительный подход к оценке бизнеса
1.5 Затратный подход к оценке бизнеса
Глава 2 Оценка стоимости бизнеса на примере АО «Ярославский бройлер»
2.1 История развития предприятия АО «Ярославский бройлер»
2.2 Оценка стоимости АО «Ярославский бройлер» методом чистых активов
2.3 Оценка стоимости АО «Ярославский бройлер» методом дисконтированных денежных потоков.
Введение
«Скажи мне, сколько ты стоишь, и я скажу, кто ты». Эта преисполненная здорового цинизма интерпретация известной поговорки весьма распространена в мире бизнеса, особенно на Западе. С предпринимателем, который не может сказать, сколько стоит его бизнес, невозможно вести серьезные переговоры об инвестициях, кредитовании, осуществлении совместных проектов. Это аксиома. Однако в России до недавнего времени о ней предпочитали не вспоминать - слишком быстро все меняется в нашей стране: богатейшие компании и банки вдруг становятся банкротами, а их место моментально занимают вчера еще никому не известные новички. Какие уж тут объективные оценки!
И только совсем недавно российские предприниматели начали понимать, что именно в условиях такой неопределенности особенно важно знать, сколько стоит сегодня и будет стоить завтра их бизнес.
Целью курсовой работы является изучение теоретических основ оценки бизнеса и их практическое применение.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- определить роль и основные цени оценки бизнеса в современных условиях;
- определить особенности бизнеса ка предмета оценки;
- выявить и раскрыть основные этапы, подходы и методы оценки бизнеса;
- произвести оценку стоимости бизнеса АО «Ярославский бройлер»
Предметом исследования в данной работе являются методы оценки стоимости бизнеса и их практическое применение.
В теоретической части работы представлены цели проведения оценки бизнеса, правовое регулирование оценочной деятельности в России. Также рассмотрены подходы и методы оценки стоимости бизнеса. Подробно рассмотрен доходный подход, с помощью которого была проведена оценка стоимости АО «Ярославский бройлер».
Объектом оценки является предприятие, как имущественный комплекс. Но бизнес – это не совсем имущественный комплекс, это действующее предприятие и его стоимость превышает стоимость имущественного комплекса, на эту разницу влияют так называемые неосязаемые активы, например налаженные связи или хорошие взаимоотношения с клиентами.
Профессиональная оценка бизнеса помогает решать важные задачи: более обоснованно совершать сделки купли-продажи и аренды с недвижимым имуществом, брать кредит под залог имущества. Оценка также необходима и в случае страхования имущества, так как требуется определить страховую стоимость этого имущества или оспорить сумму, в которую страховая компания оценила ущерб. Обоснованность и достоверность оценки во многом зависят от того, насколько правильно определена область её использования.
Глава 1. Теоретические основы оценки бизнеса
1.1 Цели и объект оценки стоимости бизнеса
Развитие рыночной экономики в России привело к многообразию форм собственности и возрождению собственника, к увеличению количества объектов собственности в хозяйственном обороте. У каждого, кто задумывается, как реализовать свои права собственника, возникает много проблем и вопросов. Одним из основных является вопрос о стоимости объекта собственности. Необходимость его решения возникает у предприятий, фирм, акционерных обществ, финансовых институтов. Акционирование предприятий, развитие ипотечного кредитования, фондового рынка и систем страхования также формируют потребность в новой услуге – оценке стоимости объектов и прав собственности.[1] Оценочная деятельность представляет собой важнейшую составляющую при создании развитой инфраструктуры, которая необходима для дальнейших экономических преобразований в нашей стране.
Сегодня оценка стоимости заняла достойное место в рыночной системе хозяйствования. Уже 10 лет результаты оценки стоимости различных объектов собственности служат основой для принятия большинства решений в частном и государственном секторах. Оценка стоимости стала неотъемлемым инструментом в арсенале современного российского бизнесмена, финансиста, менеджера. Без представлений об оценочной деятельности трудно обойтись в условиях рыночной экономики и простому гражданину, и государственному чиновнику, и политику, и предпринимателю. Цель оценки состоит, как правило, в определении какого-либо вида оценочной стоимости, необходимой клиенту для принятия инвестиционного решения, для заключения сделки, для внесения изменений в финансовую отчетность и т.п.
В проведении оценочных работ заинтересованы различные стороны, от государственных структур до частных лиц: контрольно-ревизионные органы, управленческие структуры, кредитные организации, страховые компании, налоговые фирмы и другие организации, частные владельцы бизнеса, инвесторы и т.п. Стороны, участвующие в проведении оценочных работ, стремясь действовать в своих экономических интересах, определяют цели оценки.
Профессиональный оценщик в своей деятельности всегда руководствуется конкретной целью. Четкая, грамотная формулировка цели позволяет правильно определить вид рассчитываемой стоимости, выбрать метод оценки.[2] Оценка бизнеса осуществляется:
- для повышения эффективности текущего управления предприятием, фирмой;
- для купли-продажи акций, облигаций предприятий на фондовом рынке;
- для принятия обоснованного инвестиционного решения;
- для определения кредитоспособности предприятия и стоимости залога при кредитовании;
- для страхования, в процессе которого возникает необходимость вычисления стоимости активов в преддверии потерь, и др.
Если же объектом сделки является какой-либо элемент имущества предприятия, а также если определяется налог на имущество и т.п., то отдельно оценивается необходимый объект, например недвижимость, машины и оборудование, нематериальные активы. Оценка стоимости отдельных элементов имущества предприятия проводится в случаях:
- продажи какой-либо части недвижимости;
- получения кредита под залог части недвижимости;
- страхования недвижимого имущества и определения в связи с этим стоимости страхуемого имущества;
- передачи недвижимости в аренду и др.
Обоснованность и достоверность оценки во многом зависят от того, насколько правильно определена область её использования: купля- продажа, получение кредита, страхование, налогообложение, реструктуризация и т.д.[3]
Анализ рынка оценочных услуг за 2014–2015 годы свидетельствует о замедлении развития данного сектора. Несмотря на то, что при принятии управленческих решений бизнесом и государством оценщики играют по-прежнему значительную роль, спрос на их услуги в 2014–2015 годах был не слишком высоким из-за снижения деловой и инвестиционной активности в отечественной и мировой экономике. На основании анализа рынка оценочных услуг можно выделить ряд факторов, которые влияют на выбор заказчиком той или иной оценочной организации:
- наличие внутренней аккредитации и аккредитаций большого числа других компаний;
- наличие международного статуса;
- положение в различных рейтингах;
- деловая репутация;
- членство в профессиональном объединении и т.д.
Среди перечисленных факторов наибольшее значение, по мнению оценщиков, имеют деловая репутация оценщика и наличие различных рекомендаций от партнеров или клиентов, а в ряде случаев и личное знакомство с руководством компании, что отметили 26% от числа опрошенных клиентов и оценщиков.[4] Среди приоритетов деятельности оценщиков на ближайшую перспективу, по мнению заказчиков, стоит выделить:
- стандартизацию требований к оценке и совершенствование методологической базы;
- контроль за качеством услуг и борьбу с недобросовестными оценщиками;
- экспертизу отчетов оценщиков
- членов СРО по заказу потребителей;
- оказание содействия в повышении квалификации оценщиков;
- создание эффективных маркетинговых инструментов взаимодействия с потребителями оценочных услуг, в том числе через советы потребителей.
В ходе исследования были определены основные положительные и отрицательные тенденции (тренды) в оценочном сегменте рынка. К преобладающим положительным тенденциям более трети опрошенных экспертов-оценщиков отнесли «повышение ответственности за счет внутренней дисциплины», «полное саморегулирование рынка оценочных услуг». Свыше четверти респондентов выделили «значительный рост объема и расширение рынка оценочных услуг».[5]
К отрицательным тенденциям, затрудняющим оперативный диалог с заказчиками, клиенты отнесли: недостаточно уверенное владение оценщиков современными информационными технологиями, отсутствие навыков работы с большими массивами информации, слабое знание специализированных компьютерных программ. Закрытость (высокая степень конфиденциальности) коммерческой финансово-экономической информации по от- дельным отраслям экономики и ее высокая стоимость для оценщиков явились непреодолимыми препятствиями для пятой части экспертов. Как следствие этой тенденции – «неадекватность используемой информации при проведении работ по оценке». К отрицательным тенденциям рынка оценочных услуг было отнесено следующее:
- высокая стоимость информации – 21%;
- слабая ресурсная база оценки – 25%;
- низкий уровень договорных отчетов – 29%;
- непрозрачность конкурсов – 13%;
- низкий образовательный ценз – 12%.
Рост производства в России ведет к развитию различных рынков и диверсификации экономики, и потребность в оценке постоянно растет. По итогам проведенного исследования определено, что в первую очередь заказчики оценочных услуг прибегают к оценке недвижимости и земельных участков, а также ценных бумаг. На втором месте – услуги по оценке машин, оборудования и имущественных комплексов. Наименее востребованы услуги по оценке различного вида задолженностей. Стоит отдельно отметить достаточный рост спроса на услуги по оценке нематериальных активов.
Структура оценочных услуг, которые занимают наибольшую долю в объеме заказов, практически не изменилась. Более того, доля некоторых из них даже возросла. В большей степени на рынке присутствуют компании, предоставляющие услуги по оценке недвижимости (за исключением кадастровой оценки) и оценке бизнеса, это говорит о том, что оценщики имеют четкое представление о спросе на определенные виды услуг. Услуги по оценке для целей бухгалтерского учета, финансовой отчетности, страхования и налогообложения, услуги по оценке различного вида нематериальных активов на сегодняшний день тоже востребованы.
Среди наименее представленных стоит отметить услуги по государственной кадастровой оценке, оценке различных инвестиционных проектов и участков недр. Основными заказчиками оценочных услуг, по данным оценщиков, являются финансово-кредитные учреждения, строительные и девелоперские компании, предприятия топливно-энергетического комплекса, органы государственной власти, транспортные организации.[6] Изучение системы ценообразования оценочных услуг в режиме рейтингового мониторинга выявило следующее. В течение анализируемого периода ценовые пределы не претерпели значительных количественных изменений, однако вышли на более высокий качественный уровень. Положительные структурные ценовые тренды наглядно отражают стремление российских оценщиков к формированию цивилизованного рынка бизнес-услуг.
В настоящее время имеются самые широкие возможности для размещения заказов любой сложности, рассчитанные на любой клиентский запрос. К базовым принципам ценообразования современного рынка оценочных услуг можно также отнести количество оцениваемых единиц объекта, срок выполнения заказа, цель оценки, характеристику объекта, комплектность исходных данных, предоставляемых заказчиком, прейскурант цен (прайс-лист), соглашение о минимальных ценах (тарифах). Иногда расценки на оценочные услуги формируются исходя из почасовой ставки работы эксперта-оценщика и трудозатрат, типичных для оценки каждого конкретного объекта.
Таким образом, мощным стимулом для клиентов, прибегающих к услугам российских оценщиков, являются индивидуальные программы лояльности. Широко распространены бонусно-дисконтные привилегии для постоянных клиентов. Они рассчитаны на работу как с физическими, так и с юридическими лицами.[7] Выросло количество и заметно улучшилось качество предоставляемых услуг. Заказчики больше ориентируются на получение комплексных услуг. Появились уникальные отечественные консалтинговые технологии, методы, подходы, ноу-хау и т.п. Возросла вероятность создания в ближайшее время общероссийского единого классификатора бизнес-услуг.
В основу оценки стоимости предприятия положено представление о предприятии, как об объекте гражданских прав. В 132 статье Гражданского кодекса Российской Федерации раскрывается понятие предприятия, как имущественного комплекса. Предприятие, как имущественный комплекс, включает в себя все виды имущества, предназначенного для его деятельности: