Файл: Проектирование базы данных учета расчетов с клиентами гостиницы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Целью работы – проектирование базы данных учета расчетов с клиентами гостиницы.

В первой части описывается деятельность предприятия, рассматривается его организационная структура, анализируется программная и техническая архитектура информационной системы. Также в первой главе выделяется и обосновывается задача автоматизации, рассматриваются способы и методы обеспечения информационной безопасности. Кроме того, приводятся обоснования по программному, информационному и техническому обеспечению

Во второй главе описаны этапы выбранного стандарта жизненного цикла информационной системы, описано информационное и программное обеспечение задачи, в том числе описана база данных, состоящая из 6 таблиц, а также информационная модель, справочники и документы системы, описан контрольный пример реализации.

Аналитическая часть

Описание предметной области. Постановка задачи

Гостиница — имущественный комплекс (дом, здание, часть здания, иные постройки) с меблированными комнатами («номерами») для временного проживания.

С точки зрения функционирования или структуры гостиницы, можно сказать, что гостиница располагает номерами с разным уровнем сервиса, комфортности и, соответственно, оплаты. Номера могут быть разных типов: люкс — многокомнатный номер с высоким уровнем сервиса, комфортности и обслуживания; полулюкс — номер меньшей, чем люкс, площади, но с достаточным уровнем сервиса и комфортности; обычный номер – с минимальным уровнем сервиса. В гостинице ведется учет состояния номеров.

Все прибывающие и размещаемые в гостинице клиенты при вселении должны заполнить карточку регистрации, в которой необходимо указать фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, паспортные данные, время заселения, время отъезда.

Любой номер гостиницы имеет номер, по которому ведется учет клиентов, проживающих в гостинице.

Также гостиница предоставляет возможность бронирования номеров.

Таким образом, в функционирование гостиницы входит:

  1. Регистрация клиентов;
  2. Учет состояния номеров;
  3. Прием заявок на бронирование номеров;
  4. Расчет стоимости проживания;
  5. Справочная информация о дополнительных услугах.

Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Структура рассматриваемого гостиницы построена на принципах современного менеджмента, что позволяет добиваться высоких показателей управления одновременно на всех находящихся в производстве объектах.


Организационная структура гостиницы представлена на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 - Организационная структура гостиницы

Модель AS IS. Создание модели в стандарте IDEF0 [1]

Рисунок 1.2 - Контекстная диаграмма IDEF0. Функционирование гостиницы

Рисунок 1.3 - Диаграмма декомпозиции IDEF0. Функционирование гостиницы

Рисунок 1.4 - Диаграмма декомпозиции IDEF0. Предоставление номеров

Рисунок 1.5 - Диаграмма декомпозиции IDEF0. Обслуживание номеров.

Рисунок 1.6 -Диаграмма декомпозиции IDEF0. Обеспечение телефонных переговоров

Модель TO BE. Дополнение созданной модели процессов организационными диаграммами

Рисунок 1.7 - Диаграммы декомпозиции в нотации DFD. Резервирование номеров

Рисунок 1.8 - Диаграммы декомпозиции в нотации DFD. Оформление поселения.

Диаграммы методологии IDEF3 (Workflow Diagramming)

Рисунок 1.9 - Диаграммы декомпозиции в нотации IDEF3. Проверка счетов

Рисунок 1.10 - Диаграмма дерева узлов

В настоящее время ИС гостиницы и остальные связанные с ним действия производятся менеджером без использования каких-либо средств автоматизации, то есть отчет заполняется вручную, что влечет за собой частое возникновение ошибок [2].

В связи с обнаруженными недостатками в работе гостиницы, в частности при учете, руководством принято решение об автоматизации процессов гостиницы.

Как ожидается, в этом случае затрачиваемое работником время на подготовку отчетов значительно снизится за счет того, что он будет формироваться автоматически.

Сравнение основных операций при приеме заказа без применения средств автоматизации и в предлагаемом варианте по трудовым и стоимостным затратам приведено в таблице 1.7 и таблице 1.8.(с учетом средней заработной платы менеджера 25000 в месяц).

Таблица 1.1

Временные и стоимостные затраты при существующем варианте

Наименование операции

Количество, в рабочий день

Затрачиваемое время на одну, мин

Итого в рабочий день, минут

Стоимостная оценка, рублей

Сбор данных

4

10

40

99,2

Проверка данных

4

30

120

297,6

Формирование отчетов

8

40

320

793,6

Учет отчета

4

15

60

148,8

Итого:

540

1339,2


Таблица 1.2

Временные и стоимостные затрат при планируемом варианте

Наименование операции

Количество, в рабочий день

Затрачиваемое время на одну, мин

Итого в рабочий день, минут

Стоимостная оценка, рублей

Сбор данных

4

1

4

9,92

Проверка данных

4

1

4

9,92

Формирование отчетов

4

10

40

99,2

Учет отчета

4

10

40

99,2

Итого:

88

218,24

Как видно из приведенных выше таблиц, временные затраты должны сократиться на 540-88=452 минуты=7, 5 часов и 1339-218=1121 рубль в сутки. Следовательно, внедрение такой системы является однозначно выгодным с точки зрения оптимизации расхода трудовых и стоимостных ресурсов.

Проектируемая в рамках данной работы задача по автоматизации системы призвана занять одно из центральных мест в качестве базового инструмента для эффективной работы сотрудников гостиницы. Автоматизация описываемого процесса позволит обрабатывать большее количество операций за то же самое время, что и до автоматизации [3].

Целью дипломного проекта является разработка «Информационной системы гостиницы» и создание приложения, реализующего эту систему. Разрабатываемая информационная подсистема должна решать задачу автоматизации и выполнять следующие функции:

  1. Регистрация клиента;
  2. Регистрация оплаты;
  3. Регистрация пользования дополнительными услугами;
  4. Выдача отчета по оплате по каждому клиенту.
  5. Получение более рациональных вариантов решения управленческих задач за счет внедрения математических методов и интеллектуальных систем и т.д.
  6. Освобождение работников от рутинной работы за счет ее автоматизации;
  7. Обеспечение достоверности информации;
  8. Замена бумажных носителей данных на магнитные и оптические, что приводит к более рациональной организации переработки информации на компьютере и снижению объемов бумажных документов;
  9. Уменьшение затрат на производство продуктов и услуг.

Программа должна работать без прерываний при возникновении критических ошибок, даже тех, которые возникают по вине пользователя или из-за ошибок во входных данных. Соответственно, секции программы, в которых возможно возникновение таких ошибок должны обрабатываться в программе особым образом. В случае возникновения ошибки после выдачи соответствующего предупреждения программа должна продолжить свою работу [4].


Программа должна обеспечить физическую и логическую целостность базы данных. При изменении или удалении данных программа должна поддерживать ссылочную целостность информации в базе данных.

Выбор СУБД

Проектируемая БД должна использоваться для накопления, хранения и обработки данных. Узким местом при разработке базы данных для информационно-аналитических систем является хранение большого количества элементов - вариантов решений. Решение задачи оптимизации при глобальном поиске в информационно-аналитических системах, а так наличие малого количества запросов от самих пользователей информационно-аналитической системы позволяют не устанавливать жесткие требования к производительности СУБД. Таким образом, все выше перечисленное можно определить следующие требования к СУБД:

  • Кроссплатформенность СУБД;
  • Полная совместимость с выбранной средой разработки VBA);
  • Простота использования и внедрения;
  • Распространенность и популярность СУБД. При использовании малораспространенной СУБД в будущем могут возникнуть проблемы с поддержкой и развитием ИС, что так же наложит дополнительные затраты на перенос накопленных данных.
  • Надежность, позволяющая обеспечить решение задачи постоянного наполнения и обеспечения сохранность данных.

Проведём анализ рынка СУБД по нескольким характеристикам.

Таблица 1.3

Сравнительные характеристики СУБД

Размер БД

Защита данных

Требования к аппаратному обеспеченью

PostgreSQL

Гигабайты

Сильная

Неприхотливые

Interbase

Гигабайты

слабая

Чувствительные

MS Access

Гигабайты

Сильная

Неприхотливые

SyBase

Сотни гигабайт и больше

Сильная

Чувствительные

MS SQL Server

Сотни гигабайт и больше

Сильная

Требуют мощных серверов

Предложено использовать «Microsoft ACCESS» для разработки АИС гостиницы– это функционально полная реляционная СУБД. Система управления базами данных Microsoft ACCESS является одним из самых популярных приложений в семействе настольных СУБД. Все версии ACCESS имеют в своем арсенале средства, значительно упрощающие ввод и обработку данных, поиск данных и предоставление информации в виде таблиц, графиков и отчетов. Встроенная функция SQL позволяет легко и быстро создавать запросы. Именно благодаря этим преимуществам наш выбор остановился на данной базе данных.


Проектирование логической структуры базы данных

При анализе предметной области необходимо сначала выделить информационные объекты. Поскольку любой физический объект имеет множество свойств, то для каждого из этих объектов необходимо указать только те, которые необходимы для решения задач, стоящих перед разрабатываемой информационной системой. Для каждого из объектов необходимо указать операции, которые можно выполнять с этим объектом.

Из всего множества свойств необходимо выбрать только существенные, наиболее полезные для решения задач [13].

База данных «Расчет с клиентами в гостинице» будет выполнять следующие задачи:

  1. Регистрация клиента, используемой им формы оплаты, его дополнительных услуг;
  2. Выдача отчета по каждому клиенту.

Таблица 1.4

Заполненный рабочий бланк задачи «Регистрация клиента, используемой им формы оплаты, его дополнительных услуг»

Описание задачи «Регистрация клиента, используемой им формы оплаты, его дополнительных услуг»

Список связанных задач

Подготовка отчетов по каждому клиенту и любой из предоставляемых дополнительных услуг, осуществление поиска

Имя элемента

Описание

Объект

ФИО клиента

ФИО клиента

Клиент

Дата приезда

Дата прибытия клиента в гостиницу

Клиент

Дата отъезда

Дата убытия клиента из гостиницы

Клиент

Номер комнаты

Занимаемый клиентом гостиничный номер

Клиент

Форма оплаты

Способ оплаты клиентом услуг гостиницы

Клиент

Дополнительные услуги

Используемые клиентом дополнительные услуги

Клиент

Категория номера

Категория, к которой принадлежит номер, занимаемый клиентом, определяющая стоимость проживания

Гостиничный

номер

Стоимость проживания

Счет к оплате за предоставленные услуги

Клиент

Таблица 1.5

Заполненный рабочий бланк описания объекта «Клиент»

Имя объекта: Клиент

Краткое описание: Персональные данные клиентов гостиницы

Связанные объекты:

Имя

Дополнительные услуги

Гостиничный номер

Оплата

Связь

Один

Один

Один

Имя элемента

Тип

Описание

Условие на значение

Номер клиента

Счетчик

Порядковый номер клиента при регистрации

ФИО клиента

Текст

ФИО клиента

Дата приезда

Дата/время

Дата прибытия клиента в гостиницу

Дата отъезда

Дата/время

Дата отбытия клиента из гостиницы

Номер комнаты

Число

Гостиничный номер клиента

Форма оплаты

Текст

Используемый клиентом способ оплаты услуг гостиницы

Дополнительные услуги

Текст

Используемые клиентом дополнительные услуги, предоставляемые гостиницей