Файл: Определение, основные задачи, функции бухгалтерского учета (Бухгалтерский учет: понятие, сущность, функции и задачи).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 3
Введение
В Федеральном законе «О бухгалтерском учете», который выступает в качестве правовой основы создания всей системы нормативного регулирования российского бухгалтерского учета, были представлены важнейшие задачи бухгалтерского учета, в качестве приоритетной среди которых выступает формирование полных и достоверных сведений о деятельности компании, ее имущественном положении для внутренних и внешних пользователей-руководителей, акционеров, иных собственников, кредиторов, инвесторов и т.д.
Бухгалтерский учет законодательным образом определяется как формирование документированной систематизированной информации об объектах, которые предусмотрены Федеральным законом «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ, согласно требованиям, которые установлены данным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В качестве одной из отличительных черт новой системы бухгалтерского учета выступает изменение соотношения между централизованно определяемыми и самостоятельным образом вырабатываемыми элементами ее. Централизованным образом определяются общие правила ведения бухгалтерского учета; разработка их конкретизации и механизма выполнения происходит в каждой компании исходя из условий ее функционирования, степени осознания ее важнейших особенностей (в сравнении с общей моделью), уровнем квалификации персонала, наличной технической управленческой базы и пр.
Цель работы – характеристика системы бухгалтерского учета в России.
Задачи работы:
- раскрыть понятие, сущность и функции бухгалтерского учета;
- рассмотреть нормативно-правовую базу бухгалтерского учета;
- представить становление бухгалтерского учета.
1. Бухгалтерский учет: понятие, сущность, функции и задачи
Бухгалтерский учет был первой в историческом развитии системой получения различных сведения для управления. Изначально им формировалась информация об имущественном состоянии некоего обособленного хозяйства. Однако в процессе развития учет был превращен в сложную систему сведений об управлении обществом.
Познавая и раскрывая содержание хозяйственных процессов, бухгалтерский учет позволяет высшим звеньям администрации контролировать работу низших звеньев, выявлять эффективность, недостачи, хищения и т.д.
Бухгалтерский учет не только раскрывает содержание хозяйственных процессов, но и показывает степень познания этих процессов, при этом он опирается на филологию (науку о языке – бухгалтерский учет есть не что иное, как язык, на котором излагается информация о хозяйственных процессах; это язык фактов о хозяйственной деятельности, язык бизнеса), на математику и т.д.
В современном бухгалтерском учете отражается упорядоченная и одновременно детализированная информация об имуществе, обязательствах, характере и результатах хозяйственных процессов. В бухгалтерском учете отражается информация о финансовых ресурсах и финансовых отношениях. При этом под финансовыми ресурсами предприятия подразумевается абстрагированная от конкретной формы стоимостная субстанция.
Бухгалтерский учет выгодно отличается от других прикладных наук тем, что все основные определения по бухгалтерскому учету и учитываемых объектах содержится в «Федеральном законе о бухгалтерском учете»[1] от 06.12.2011 г. №402-ФЗ.
Целью бухгалтерского учета является формирование своевременных, качественных сведений о финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования, которая необходима для управления и становления рыночных отношений, для подготовки, обоснования и принятия решений управленческого характера на различных уровнях, для установления поведения субъекта хозяйствования на рынке и определения положения фирм-конкурентов и т.п.[2]
Бухгалтерский учет является упорядоченной системой сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах субъектов хозяйствования и их движении посредством сплошного непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Специфические особенности бухгалтерского учета делают его необходимым для информационного обеспечения всех функций управления.
В системе управления бухгалтерский учет выполняет ряд функций, важнейшими из которых являются информационная и контрольная.
Информация, которую дает бухгалтерский учет, отражает обобщающие экономические показатели, при помощи которых познается ход и результаты деятельности. Эта функция важна и незаменима для управления.
Предварительный бухгалтерский контроль распорядительных документов, договоров, движения денежной наличности, а вместе с тем проведение операций через банковские учреждения и расчеты наличными с персоналом, другими лицами позволяет выполнять контрольную функцию бухгалтерского учета, или контролировать выполнение законов постановлений и приказов распорядительных органов управления, обеспечивать сохранность денежных средств и др. имущества предприятия.
В соответствии с этими функциями на организацию бухгалтерского учета возложены такого рода основные задачи:
- Контроль за ходом хозяйственной деятельности
- Контроль за сохранностью имущества предприятия
- Достоверное отражение данных о затратах на производство продукции, то есть создание объекта информации о хозяйственных средствах, их источниках, их движении, прибыли и использовании этой прибыли.
Таким образом, задачи бухгалтерского учета обусловлены его функциями: давать информацию и контролировать.
В качестве одной из основных функций бухгалтерского учета в управленческой системе выступает информационная функция. Учет поставляет информацию различным объектам управления - службам субъекта хозяйствования, менеджерам, которые, используя данные сведения и иные данные, вырабатывают и принимают решения управленческого характера.
Бухгалтерский учет фиксирует и накапливает обобщающую и аналитическую информацию о состоянии и движении имущества и источниках его образования, хозяйственных процессах, о конечных результатах производственно-хозяйственной деятельности организации[3].
С целью приближения к системам управления субъектом хозяйствования происходит разделение всей системы бухгалтерского учета на две составляющие подсистемы: на учет финансовый и управленческий.
В финансовом учете отражаются сведения о состоянии имущественного комплекса предприятия, текущих затратах по элементам, доходах субъекта хозяйствования, состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, объемах финансовых инвестиций и полученных от них доходах, состоянии источников финансового обеспечения. Им охватывается информация, которая, помимо применения ее руководством внутри субъекта хозяйствования, сообщается тем, кто находится вне его (так называемым внешним пользователем).
Регламентирование финансового учета происходит посредством законодательных актов, положений и методических указаний, в связи с чем он является нормативно установленной моделью бухгалтерского учета.
Унифицированным учетом не всегда обеспечиваются пользователи действительно полезными сведения. В итоге происходит создание отдельных элементов учета, который называется управленческим, его отличие от установленной модели финансового учета по следующим характеристикам:
– решаемому объему задач;
– выделяемым объектам учета;
– применяемому инструментарию.
Управленческий учет является системой учета, контроля и анализа сведений о затратах и результатах хозяйственной деятельности в разрезе, который необходим для управления объектов, оперативности принятия на данной основе различных решений управленческого характера с целью оптимизации финансовых результатов деятельности субъекта хозяйствования[4].
Управленческий учет не регламентируется государством, его организации и методы определяются руководителем предприятия.
В системе управленческого учета происходит формирование, прежде всего, разного рода сведений об издержках производственной деятельности, в связи с чем информация управленческого учета является «тайной» субъекта хозяйствования. Сведения финансового и управленческого учета являются базисом для разработки стратегии хозяйствующего субъекта.
В теории бухгалтерского учета присутствует более одного варианта регистрации, группировки, оценки и интерпретации фактов хозяйственной жизни. В связи с этим, информация учетного характера отражает не абсолютную истину, а некий компромисс интересов тех, кем формируется бухгалтерская методология. В связи с чем появляется необходимость стандартизации бухгалтерского учета.
Под стандартом понимаются нормативно-технические документы, которые устанавливают весь комплекс норм и правил в некоторой сфере человеческой деятельности[5].
Все стандарты бухгалтерского учета делят на два уровня: стандарты национальные и международные.
Национальными стандартами обобщаются наука и практика одного государства, а международными – целого ряда государств.
Все процессы по регламентации национальных систем бухгалтерского учета являются обусловленными сложившимися традициями национального характера, правовой спецификой, налогообложением, финансовым положением в стране.
Обычно все учетные системы объединяют на основе ключевых признаков в три большие группы (иначе - модели):
1) британо-американскую (США, Канада, Великобритания, Австралия и пр.);
2) континентальную (Франция, Германия, Австрия, Швейцария и пр.);
3) южно-американскую (Аргентина, Бразилия, Боливия и пр.).
Первая модель является ориентированной на нужды достаточно широкого круга инвесторов, ее отличие - в вариантности; регламентирование учета производится профессиональными бухгалтерскими компаниями.
Для второй модели характерными являются: наличие более жесткого регулирования на законодательном уровне, более тесный характер связи с банковскими учреждениями, которые являются ведущими поставщиками капитальных ресурсов; ориентированность системы учета на нужды государства.
Третья модель является призванной обеспечить учет в условиях высокого уровня инфляции.
В марте 1998 г. Правительством РФ было принято решение по реформированию национальной системы бухгалтерского учета согласно требованиям рыночной экономики и международным стандартам финансовой отчетности.
В современных экономических условиях бухгалтерский учет и финансовая отчетность в Российской Федерации по методологии и применению на практике приближены к общепринятым нормам в развитых государствах.
2. Нормативно-правовая база бухгалтерского учета России
В Российской Федерации сформирована четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета.
Первый уровень выше указанной системы состоит из законодательных актов, которые приняты Государственной думой РФ, указов Президента РФ и постановлений Правительства, которые регламентируют прямым или косвенным образом постановку бухгалтерского учета в субъекте хозяйствования. Сюда входят:
- Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. №51-ФЗ (в последней редакции от 23.05.2015г.). Гражданским законодательством (Гражданский кодекс Российской Федерации (Части I и II)) устанавливается положение участников гражданского оборота с точки зрения права, различные основания появления и порядок осуществления прав собственности, происходит регулирование договорных обязательств, а вместе с тем иных отношений имущественного и личного неимущественного характера, которые базируются на равенстве, автономии воли и самостоятельности имущественного характера его участников;
- Федеральный закон «О бухгалтерском учете». С 1 января 2013 года вступил в силу новый Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ (в последней редакции от 04.11.2014 г. №344-ФЗ). Документ содержит много новых требований к составу годовой отчетности, малому бизнесу и главбухам крупных компаний[6]. С 2013 года изменился состав годовой бухгалтерской отчетности. У коммерческих компаний она стала состоять из баланса, отчета о финансовых результатах, а также приложений к ним. В их числе помимо пояснений отчеты об изменениях капитала и о движении денежных средств. С 2013 года составлять отчетность в соответствии с международными стандартами необходимо всем публичным организациям, делать это нужно на русском языке. Согласно требованиям Минфина, дублировать формы на иностранных языках можно по желанию – например, для зарубежных партнеров или акционеров. Новым законом «О бухгалтерском учете» отменено обязательное применение унифицированных форм первичных документов. Теперь они утверждаются руководителем организации. Единственное требование к таким бумагам – они должны содержать обязательные для подобных бланков реквизиты.