Файл: Определение, основные задачи, функции бухгалтерского учета (Бухгалтерский учет: понятие, сущность, функции и задачи).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- Приказом Министерства финансов РФ «О формах бухгалтерской отчетности организации» от 02.07.2010 г. № 66н (с последними изменениями от 06.04.2015). Бухгалтерская отчетность представляется в качестве системы сведений о финансовом положении субъекта хозяйствования, финансовых результатах его деятельности и изменениях в его финансовом положении и составляется на базе сведений бухгалтерского учета; и др.

Основная цель законодательства РФ о бухгалтерском учете – обеспечить единообразный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций, а также составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении, доходах и расходах организаций, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Все юридические лица, зарегистрированные по российскому законодательству, унитарные предприятия, бюджетные организации обязаны вести бухгалтерский учет в соответствии с законом «О бухгалтерском учете».

Документы второго уровня включают положения (стандарты) по бухгалтерскому учету (ПБУ) и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, определяемым Правительством РФ, в основном Министерством финансов РФ. В бухгалтерских стандартах даются определения основных бухгалтерских понятий, принципов и правил ведения соответствующих фактов хозяйственной жизни организации. В настоящее время в России разработаны и введены в действие 22 стандарта. К примеру, в РФ существует положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ[7]. Оно утверждено приказом Министерства финансов РФ от 29.07.1998 г. № 34н (с последними изменениями от 24.12.2010 г. №186н). Здесь дано определение порядка по организации и ведению бухгалтерского учета, составлению и предоставлению бухгалтерской отчетности субъектами хозяйствования, вне зависимости от той организационно-правовой формы, в которой они были зарегистрированы, а вместе с тем взаимоотношения их с внешними потребителями сведений бухгалтерского учета.

Документы третьего уровня подготавливаются и утверждаются Минфином России, соответствующими ведомствами, федеральными органами исполнительной власти по различным отраслям на основе документов первого и второго уровня. К документам третьего уровня относятся следующие[8].

План счетов бухгалтерского учета финансовой деятельности предприятия и Инструкция по его применению (утвержденные приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н (в последней редакции от 08.11.2010 №142н); различные инструкции и методические указания (рекомендации), разрабатываемые и вводимые в действие в разрезе отдельных Положений по бухгалтерскому учету, например, Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утвержденные приказом Минфина РФ от 13.06.1995 г. № 49 (с последними изменениями от 08.11.2010 №142н)) и др. В плане счетов представляется характеристика синтетических счетов и субсчетов, которые открываются к ним. Представлено раскрытие их структуры и назначения, экономического содержания обобщаемых в нем фактов хозяйственной деятельности субъекта экономики.


Документы четвертого уровня должны быть утверждены руководителем хозяйствующего субъекта. В них содержатся, с учетом специфических условий хозяйственной деятельности, принадлежности по отрасли, структуры и размеров субъекта хозяйствования, внутренняя регламентирующая документация бухгалтерского учета хозяйствующего субъекта, среди которой особое место отдано приказу по учетной политике предприятия.

Организация бухгалтерского учета является заранее намеченной системой мероприятий по построению бухгалтерского учета согласно учетной политики субъекта хозяйствования, которая составляется с учетом специфики его деятельности и его структуры. Вся ответственность за организацию бухгалтерского учета в хозяйствующих субъектах лежит на руководителях. Бухгалтерский учет в субъектах хозяйствования может осуществляться: самостоятельными службами, которые возглавляются главным бухгалтером; бухгалтером, которые ведет учет; организацией или предпринимателем, которые не имеют статуса юридического лица, для которых ведение учета выступает видом деятельности согласно устава, которая осуществляется на основе заключенных договоров; лично руководителем. Выбор формы организации учета в большинстве своем находятся в зависимости от вида деятельности, объема и условий, в которых приходится вести деятельность всей бухгалтерской службе.

Структура бухгалтерской службы в субъекте хозяйствования находится в зависимости от всего объема учетной работы. Ею предусматривается иерархия подчиненности и взаимосвязь между бухгалтерами разного рода групп[9].

Возглавляется служба бухгалтерии субъекта хозяйствования главным бухгалтером. Он находится в подчинении непосредственно у руководителя субъекта хозяйствования и несет всю ответственность за формирование на предприятии учетной политики, правильность ведения бухгалтерского учета, своевременность представления полной и достоверной отчетности.

Учетная политика хозяйствующего субъекта выступает элементом всей системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, в РФ ее формирование происходит согласно действующим нормативным документам в сфере бухгалтерского учета. Учетной политикой концентрируется вся совокупность выбранных субъектом хозяйствования способов (методов) ведения бухгалтерского учета. Утвержденное положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 согласно приказа Министерства финансов РФ от 06.10.2008 г. № 106н (в последней редакции от 06.04.2015 г.) представляет основы о формировании и раскрытии учетной политики субъекта хозяйствования.


3. Предмет и объекты бухгалтерского учета как проявление его функций

Чтобы выяснить, что представляет собой предмет бухгалтерского учета, нужно установить сущность тех сторон хозяйственной деятельности, которые отражает бухгалтерский учет.

Для характеристики общего перечня вещей и явлений, которые подлежат бухгалтерскому учету, в теории учета применяют понятие объектов бухгалтерского учета.

Предметом бухгалтерского учета является имущество, источники формирования этого имущества и средств, движение этого имущества посредством хозяйственных операций, а также результаты как каждого хозяйственного процесса, так и результаты деятельности предприятия в целом

Бухгалтерский учет выступает функцией управления и предполагает, с одной стороны, субъект управления – тот орган, который целенаправленно использует учетную информацию, и с другой – объекты реально осуществляемой хозяйственной деятельности, которые наблюдаются и познаются субъектом управления при помощи бухгалтерского учета[10].

Эти объекты существуют как составные части хозяйственной деятельности. При этом объекты бухгалтерского учета выражаются в едином денежном измерителе и представляют собой составные элементы кругооборота средств, фондов, той части процесса воспроизводства, которая реконструируется и отражается в бухгалтерском учете.

В соответствии с «Законом о бухгалтерском учете» объектами бухгалтерского учета являются:

- имущество предприятий и организаций;

- обязательства и хозяйственные операции предприятий и организаций, осуществляемые ими в процессе их деятельности.

Рассмотрим подробнее объекты учета (табл. 1).

Таблица 1 – Объекты бухгалтерского учета по укрупненным группам

Объекты бухгалтерского учета

Имущество:

Источники формирования имущества:

- внеоборотные активы

- капитал и резервы

- оборотные активы

- долгосрочные обязательства

- краткосрочные обязательства

Имущество. В ГК (ст. 132, п. 2) предусмотрено, что в состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, материалы, продукцию предприятия, права требования, долги, а также права на обозначение, индивидуализацию предприятия и его продукции.


В бухгалтерском смысле понятие имущества определяется как совокупность оборотных и внеоборотных активов. Под оборотными активами предприятия или организации понимаются денежные средства, сырье, материалы и иные активы, в отношении которых можно предполагать, что они будут обращены в денежные средства или проданы или потреблены в течение одного года или обычного операционного цикла, если этот цикл длиннее одного года[11].

Соответственно к оборотным активам относятся денежные средства в кассе предприятия или организации, а также на счетах этого предприятия в банках. К денежным средствам относятся легко реализуемые ценные бумаги, составляющие краткосрочные финансовые вложения.

К оборотным активам относится дебиторская задолженность (средство в расчетах) – долги наших покупателей, долги других организаций и лиц за выполненные услуги, долги подотчетных лиц.

В состав оборотных активов включаются также запасы материалов, сырья, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, запасы товаров готовой продукции, текущая часть расходов будущих периодов, запасы незавершенного производства.

К внеоборотным активам относятся активы, полезные свойства которых ожидается использовать в течение периода свыше года. К таким активам относятся: основные средства (здания, сооружения, оборудование), земельные участки, объекты природопользования (недра и др.), капитальные вложения, долгосрочные финансовые вложения, нематериальные активы и др.[12]

Особенности бухгалтерского отражения объектов учета вызваны необходимостью выделения такого специфического объекта учета, как отвлеченные средства, то есть средства, не входящие в состав средств, находящихся в обороте предприятия.

Имущество предприятия как совокупность материальных и денежных средств часто называется просто хозяйственными средствами.

По своей функциональной роли в процессе воспроизводства хозяйственные средства подразделяются на:

    • средства в сфере производства;
    • средства в сфере обращения.

Отдельно необходимо выделить средства в непроизводственной сфере, так как хозяйственная деятельность осуществляется как в производственной, так и в непроизводственной сферах. Средства в сфере производства включают в себя средства труда и предметы труда в зависимости от их роли в процессе воспроизводства. Средства труда выступают орудиями, при помощи которых человек воздействует на предметы труда в процессе производственной деятельности, либо эти средства труда создают условия для производственной деятельности.


Средства труда отличает возможность обслуживания множества производственных циклов, не меняя при этом формы и свойств. Свою стоимость эти средства переносят на готовую продукцию частями в зависимости от сроков физического и морального старения (износа).

К средствам труда относятся: машины; оборудование; здания; сооружения; транспортные средства; инструменты; производственный и хозяйственный инвентарь.

Предметы труда представляют собой вещество природы или продукт производства, на которые направлено трудовое воздействие с целью получения новых продуктов. При этом предметы труда в процессе их использования в производственном цикле меняют свою форму, свойства и полностью переносят свою стоимость на новый готовый продукт в течение одного трудового цикла.

К предметам труда относятся: сырье и основные материалы, составляющие основу вырабатываемой продукции; вспомогательные материалы, не составляющие основу продукта, но принимающие участие в изготовлении; топливо (разновидность вспомогательных материалов; но вследствие значительной роли топлива в народном хозяйстве оно выделяется в отдельную группу); полуфабрикаты (предметы труда, прошедшие определенные стадии обработки, но не являющиеся готовой продукцией); запчасти; незавершенное производство (предметы труда, находящиеся в обработке у рабочих мест, на станках, не прошедшие всех стадий обработки, чтобы стать готовой продукцией).

Средства в сфере обращения включают: предметы обращения; денежные средства; средства в расчетах.

Предметы обращения. Они включают готовую продукцию, произведенную на данном предприятии для реализации. В зависимости от места нахождения готовой продукции ее подразделяют на готовую продукцию на складе и продукцию, отгруженную покупателю (товары отгруженные)[13].

К предметам обращения относятся также товары. Под товарами понимают объекты для сбыта реализации, продажи. При этом понятие «товары» для каждого предприятия определяют индивидуально.

Денежные средства представляют собой средства, необходимые предприятию для осуществления различных расчетов, платежей и др.[14]

Денежные средства поступают на предприятие от покупателей за реализованную продукцию, от банка в виде кредитов, от других организаций в виде займов и др. По месту нахождения денежные средства подразделяются на:

  1. наличные деньги, находящиеся в кассе предприятия (для мелких расходов);
  2. безналичные деньги, хранящиеся на счетах в банках.