Файл: Анализ в системе бизнес-планирования (Анализ ОАО «Ювелир-Сибирь»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что наиболее важным как в теории менеджмента, так и в практике управления является определение влияния глобальных изменений в экономическом пространстве на организации, их структуры, системы управления, организационные культуры и прежде всего на формирование стратегии развития предприятий.

Огромные изменения, которым подвергаются современная отечественная экономика и экономика мира в целом, в условиях глобализационных и интеграционных процессов, указывают на необходимость решения такой проблемы, как разработка новых управленческих схем приспособления основного звена экономики - предприятий и организаций.

Основываясь на анализ тенденций развития организаций, можно утверждать, что их главным свойством, развитость и использование которого влияет на общую эффективность деятельности, является постоянное приспособление к динамической внешней среде.

На первый план выходят такие черты предприятия, как организационная гибкость: предприятие должно оперативно реагировать на запросы клиентов; гибкость должна стать организационной культурой компании; привлечение рабочих к активному участию в управлении, обсуждении и принятии как тактических так и стратегических решений; ориентация на знания - сегодня знания и человеческий капитал становятся главным фактом производства; инновационная природа функционирования становится главным фактором успеха предприятий, в этих условиях интеллектуальный труд становится основой создания материальных ценностей, получение доходов и прибыли, знания становятся доминирующим активом предприятий; преимущественное применение команд с целью использования коллективного интеллекта, которое позволяет разрабатывать уникальные технологические, рыночные и управленческие решения; высокая внутренняя конкурентоспособность, которая основывается на знаниях и опыте персонала, формирует конкурентные преимущества предприятия и его ключевую компетенцию; стремление к диверсификации - необходимо использовать диверсификацию рабочей силы и поставщиков, что позволит повысить конкурентоспособность компании и позволит расширять спектр услуг или ассортимент товаров.

Объектом исследования выступает коммерческое предприятие ОАО «Ювелир-Сибирь».

Предмет исследования – внутренняя и внешняя среда ОАО «Ювелир-Сибирь».

Цель работы состоит в проведении диагностики среды. Для достижения цели, в процессе написания курсовой работы необходимо решить следующие задачи:


  1. Установить сущность внешней и внутренней среды организации. Изучить методику SWOT-анализа;
  2. Определить особенности PEST – анализ среды организации;
  3. Совершить характеристику среды;
  4. Провести SWOT- анализ и PEST – анализ среды ОАО «Ювелир-Сибирь».

Методической базой работы являются общие и специальные научные методы.

Научной базой выступают экономические труды отечественных и зарубежных ученных.

1. Понятие среды деятельности организации и ее анализ

1.1. Сущность внешней и внутренней среды организации. Методика SWOT-анализа

Макро и микрофакторы деятельности организации характеризируют эффективность управления ею, уровень агрессивности окружения и тем самым устанавливают возможные пути дальнейшего развития.

Так, Дж. Бейл внешнюю среду характеризирует с помощью таких элементов, как потребителей, конкурентов, правительственных учреждений, поставщиков[1]. Однако такой подход автора не включает прочих слоев внешней среды поэтому не может быть полностью и единично использован при проведении исследования.

Ф. Котлер считает, что внешняя среда (макросреда) состоит из шести основных факторов: демографических, экономических, природных, научно-технических, политических и факторов культурной среды[2]. Факторы внешней среды классифицируют по следующим группам:

1) экономические - факторы, связанные с оборотом денег, товаров, информации и энергии.

2) политические - факторы, влияющие на политические взгляды и подразделяют людей на отдельные политические группы и находят выражение в деятельности и принятии решений местными органами власти и правительства.

3) социально-демографические факторы, влияющие на уровень и продолжительность жизни людей, а также формируют их ценностную ориентацию;

4) технологические - факторы, связанные с развитием техники, оборудования, инструментов, процессов обработки и изготовления продуктов, материалов и технологий;

5) географические - факторы, связанные с размещением, топографией местности, климатом и натуральными ресурсами.

Исследователи отмечают, что внутренняя среда организации - это совокупность компонентов, состоящих из руководителей организации, персонала, физической среды для работы, культуры организации, определяющих миссию, цели, стратегии и находятся под непосредственным контролем руководителей и персонала организации[3].


В рыночных условиях продуктивный анализ каждого из названных компонентов обеспечит, по нашему мнению, направления, интенсивности и специфике изменений в деятельности, которая обусловлена вызовами постоянно меняющейся среды.

Управленческой проблемой является необходимость организации соответствующей оценки и анализа потенциала хозяйственного субъекта с целью обеспечения качественной деятельности.

Обращение к литературе по стратегическому управлению позволяет выделить причину применения, цель, методы анализа внутренней среды организации.

Так по мнению М. Мищенко, причиной использования метода анализа внутренней среды является необходимость сформулировать стратегические цели, поэтому данный анализ должен быть системным и многофакторным[4]. Таким образом, так как внутренняя среда оказывает постоянное и непосредственное влияние на функционирования организации, то целью анализа его является глубокое комплексное изучение для предоставления руководству информации, необходимой для выбора стратегии.

Так, исследователи отмечают, что в результате анализа внутренней среды можно определить:

  1. переоценивает или недооценивает себя организация;
  2. переоценивает или недооценивает оно своих конкурентов;
  3. каким требованиям внешней среды она предоставляет слишком большого или слишком малого значение[5].

Факторы внутренней среды отражают сильные или слабые стороны деятельности организации по отношению к внешней среде.

Поэтому, задачи управления состоит в том, чтобы постоянно поддерживать баланс взаимоотношений с внешним средой для обеспечения долгосрочного существования.

Для решения такой задачи разработаны соответствующие приёмы анализа внутренней среды. Одним из них является составление стратегического баланса методом SWOT-анализа.

Лучшему пониманию особенностей данного метода способствует характеристика его осуществлена В. Д. Бакуменко. Ученый отмечает, что анализируя политику социальной системы (организации), частности на стадии стратегического планирования её развития, все чаще используют метод SWOT - анализа, названный по первым буквам слов:

  1. S – силы;
  2. W – слабости;
  3. O – возможности;
  4. T - угрозы.

Идея метода заключается в том, что в приложении усилий по превращению слабости в силу и угроз в возможности, а также развития сильных сторон в пределах возможностей.


SWOT - анализ применяется при такой схеме:

  1. изучение сил (преимуществ организации в каких-то областях);
  2. изучение слабых сторон организации;
  3. изучение факторов влияния на организацию (политических, социально-экономических, правовых, технологических и др.).

С целью прогнозирования угроз и их своевременного предупреждения – изучение возможностей организации (ресурсный потенциал, технологический уровень), необходимых для предупреждения угроз, уменьшения слабостей и увеличение сил - согласование сил с возможностями для формирования реальной стратегии[6].

Существует несколько определений SWOT - анализа, которые дополняют друг друга. Приведем то из них, которое представляет О. М. Скибицкий, поскольку, по нашему мнению, оно полно передаёт суть данного анализа и иллюстрирует основной технологический процесс применения: - SWOT-анализ - это исследование сильных и слабых сторон конкурентоспособности фирмы, возможностей и угроз, характерных для конкретных условий её деятельности для выявления максимального количества стратегических проблем и последующей обработки стратегий[7].

Итак, с помощью технологии SWOT-анализа можно предположить сильные и слабые стороны, возможности и угрозы и, в дальнейшем, установки сет и взаимосвязей между ними для формирование в перспективе стратегии организации по реализации хозяйственной деятельности и эффективного управления процессами.

Таким образом, сильные стороны - это позитивные внутренние тенденции и характеристики организации, которые могут быть использованы для достижения стратегических целей.

Их еще трактуют как внутренние возможности или ресурсы, которые могут обусловить формирование конкурентного преимущества, особенно важно в условиях профильного обучения старшеклассников и необходимости обеспечения их профессионально направленных запросов.

В контексте управления организацией в рыночных условиях в число параметров сильных сторон относят:

  1. полную компетентность по ключевых вопросам;
  2. положительный имидж;
  3. позицию признанного лидера на конкретном рынке, наличие эффективных функциональных стратегий, обоснованный «стратегический набор»;
  4. наличие прогрессивных технологий, систему эффективных рекламных мероприятий;
  5. осведомленность о состоянии и потребностях рынке труда, обоснованную диверсификацию;
  6. хорошо изученный рынок и потребности его участников;
  7. эффективный творческий менеджмент, способность реализовать компетентные и конкурентоспособные возможности кадров;
  8. достаточные финансовые ресурсы и т.д.

Под понятием «слабые стороны» понимают внутренние характеристики организации, которые негативно влияют или ограничивают его деятельность.

К ним рекомендуют относить виды деятельности, которые организация осуществляет не достаточно хорошо, а ресурсы и потенциал полностью не используется или неправильно.

Слабыми сторонами деятельности организации могут быть:

  1. несовершенство умений и навыков в ключевых сферах деятельности;
  2. низкое качество деятельности управленческого аппарата;
  3. недостаточно проработана стратегия организации;
  4. внутренние производственные проблемы;
  5. отставание в исследованиях рынка и запоздалая реакция на изменение запросов потребителей;
  6. низкий имидж на рынке, отсутствие реальных конкурентных преимуществ, потеря конкурентной позиции из-за оттока кадров;
  7. узкая специализация или необоснованная диверсификация;
  8. недостатки в стратегической сфере, «новичок» в системе образовательных услуг, чью репутацию еще не доказано, отсутствие четкого представления о стратегических направлениях развития учреждения, высокая себестоимость товаров (услуг), отсутствие прочной позиции для борьбы с угрозами.

Относительно угроз, то ими являются любые процессы и явления внешней среды, препятствующих движения организации в направлении достижения своих миссии и целей. Относительно деятельности организации ими могут быть:

  1. неблагоприятная экономическая ситуация;
  2. негативные демографические изменения;
  3. уровень законодательных требований, рост давления конкурентов.

Таким образом, указанное даёт основание сделать вывод, что проведённое с учётом рекомендаций стратегического планирования управленческое обследование внутренней среды может стать важной предпосылкой эффективного планирования в системе управления современным организацией.

Такой управленческий подход требует интенсивного сбора информации. По нашему мнению, должна быть разработана технологическая схема сбора, обработки и анализа данных о внутреннем состоянии организации. Стоит при этом использовать вышеуказанный разделение на компоненты внутреннего среды организации, которые предложили Л. И. Даниленко и Л. М. Карамушка.

Подытоживая, отметим, что элементы стратегического планирования в нынешних условиях существования является эффективным инструментом, необходимым для использования в управлении организацией.

Управленческий анализ внутренней среды, которую предлагает модель стратегического планирования, расширяет представление руководителей о возможностях и перспективах планирования управления, предоставляет своевременную информацию относительно угроз, позволяет реализовать миссию организации в новых социальных, политических и экономических условиях.