Файл: Анализ в системе бизнес-планирования (Анализ ОАО «Ювелир-Сибирь»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. PEST – анализ ОАО «Ювелир-Сибирь»

Наиболее известным методом анализа макросреды является PEST – анализ. Проведем PEST – анализ экспертным путем. Задача экспертов состоит в том, чтобы оценить степень влияния и вероятность влияния различных факторов внешней среды на компанию.

Работа выполнялась экспертами в два этапа: на первом определялась степень влияния факторов на деятельность фирмы в форме относительных нормированных весовых коэффициентов, а на втором – вероятность их влияния по пятибалльной системе оценок, при этом 5 - наибольшее влияние, а 1 – наименьшее.

Экспертами были:

1. специалист центра подготовки агентов;

2. маркетолог отдела по связям с общественностью и рекламе;

3. экономист экономико-аналитического отдела;

4. главный юрисконсультант.

Данные экспертной оценки представлены в табл. 3.

Таблица 3 - Степень вероятноcти влияния

Факторы

Весов. коэфф

Направ ленность влияния

Эксперты (вероятность влияния)

Средняя оценка

Взвешен. средняя

Э1

Э2

Э3

Э4

1. Политический

изменение законодательств

0,07

+

3

5

2

4

3,5

0,25

смена политических партий

0,01

+

1

2

1

3

1,75

0,02

возможность теракта

0,08

+

5

5

4

3

4,25

0,34

Уровень правовой грамотности

0,04

+

1

2

3

4

2,5

0,10

2. Экономический

экономическая нестабильность стране

0,04

-

3

2

4

5

3,5

0,14

динамика курса валюты

0,05

+

4

2

3

3

3

0,15

налоговая политика

0,06

-

3

3

2

5

3,25

0,20

уровень доходов населения

0,08

+

5

4

5

2

4

0,32

3. Природно-географический

климатические условия

0,08

-

5

5

4

4

4,5

0,36

экологическая обстановка в стране

0,07

-

2

4

5

5

4

0,28

природные катаклизмы

0,08

-

5

4

5

3

4,25

0,34

ограниченность природных ресурсов

0,05

+

1

3

4

3

2,75

0,14

4. Социальный

темп роста населения

0,07

+

2

4

5

4

3,75

0,26

средняя продолжитель-ность жизни

0,06

-

4

3

4

2

3,25

0,20

образование

0,08

+

4

3

5

5

4,25

0,34

культурный уровень

0,06

+

3

2

4

2

2,75

0,17


Результатом PEST – анализа является выбор основных факторов внешней макросреды, которые будут создавать возможности и угрозы для компании в прогнозируемом периоде.

Анализируя табл. 5 можно сделать вывод, что:

  1. изменение законодательства позволяет воспользоваться благоприятными возможностями для завоевания ниш на рынке, расширение сферы деятельности;
  2. смена политических партий оказывает небольшое положительное влияние. Этот фактор является возможностью укрепить позиции на рынке;
  3. возможность теракта - большая угроза для компании, так как в этом случае компания несет большие потери и в целом страдает экономика;
  4. экономическая нестабильность в стране является угрозой для компании;
  5. природно-географические факторы отрицательно влияют на компанию, поэтому являются угрозой компании, в случае непредвиденных обстоятельств: наводнения различных катаклизм страдает экономика страны, наносится значительный моральный и материальный ущерб населению. Компания несет крупные потери;
  6. ограниченность природных ресурсов позволяет создавать новые технологии заменяющие ресурсы, которые компания может страховать. Следовательно, этот фактор позволит компании выйти на новые сегменты рынка;
  7. темп роста населения очень быстро возрос за последние три года. Этот фактор является возможностью для привлечения числа страхователей, и увеличение доли прибыли;
  8. образование является возможностью для компании получать высококвалифицированных сотрудников, которые могут грамотно и в кратчайшие сроки достигать намеченных целей;
  9. культурный уровень населения имеет положительное влияние.

3. Понятие среды деятельности организации и ее анализ

Микро и макрофакторы деятельности предприятия

Оценку сильных и слабых сторон проведем по параметрам, указанным в задании. Итак, кадры являются одним из решающих факторов, влияющих на эффективность хозяйственной деятельности организации.

Количественная характеристика кадрового состава ОАО «Ювелир-Сибирь» представлена в табл. 4.

Таблица 4 – Количественная характеристика кадрового состава ОАО «Ювелир-Сибирь» в 2014 г.

Категории персонала

Численность, чел

Удельный вес, %

Руководители

2

9%

Специалисты

4

18%

Служащие

4

18%

Рабочие

12

55%

Итого

22

100%


На основании данных табл. 4, можно определить, что структура кадрового состава ОАО «Ювелир-Сибирь» является сбалансированной. Качественная характеристика кадрового состава ОАО «Ювелир-Сибирь» представлена в табл. 5.

Таблица 5 – Качественная характеристика кадрового состава ОАО «Ювелир-Сибирь» в 2014 г.

Категории персонала

Численность персонала с образованием, чел

среднее профессиональное

среднее

высшее

в т.ч.

Наличие ученой степени

профильное

непрофильное

Руководители

1

1

2

1

Специалисты

1

2

1

2

2

Служащие

3

1

4

Рабочие

8

2

2

10

2

Итого:

12

6

4

18

4

1

Уд. вес, %

54,55%

27,27%

18,18%

81,82%

18,18%

4,55%

На основании данных табл. 3 можно определить, что только 18,18 % из всего кадрового состава ОАО «Ювелир-Сибирь» имеют высшее образование. При этом, профильное образование получили 81,82 % персонала.

Средний стаж роботы персонала представлен на рисунке 9.

Рис. 9. Средний стаж работы персонала ОАО «Ювелир-Сибирь»

На основании данных рисунка 9 можно определить, что административно-управленческий персонал ОАО «Ювелир-Сибирь» сформирован приблизительно 2 года и 3 месяца назад, но поскольку организация создана в 1999 г. такой факт является негативным.

Таким образом, в число сильных сторон при характеристики кадров можно отнести сбалансированность кадрового состава

Слабые стороны отображаются в таких фактах:

  1. низкий уровень образования кадров, что не способствует развитию посреднической организации;
  2. низкий уровень опыта работы административно-управленческого персонала.

Для того, чтобы характеризировать процесс организации общего управления в ОАО «Ювелир-Сибирь» обратимся к анализу таких параметров, как: планирование, реализация, мотивация и контроль. Итак, «…планирование хозяйственной деятельности в организациях происходит посредствам составленной стратегии, долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов»[9].

Стратегия в ОАО «Ювелир-Сибирь» не разработана, что в свою очередь снижает эффективность управления организацией.

Среднесрочное планирование деятельности осуществляется с использованием бюджетирования. При этом данные разных бюджетов ОАО «Ювелир-Сибирь» могут значительно отличатся (например: план сбыта услуг и план материально-технического снабжения).

Мотивация, как функция общего управления не используется в ОАО «Ювелир-Сибирь».

При анализе общего управления обратимся и к анализу организационной структуры управления ОАО «Ювелир-Сибирь».

На сегодняшний день, в ОАО «Ювелир-Сибирь» используется линейно-функциональная организационная структура (рисунок 10).

Директор

Заместитель директора

Главный бухгалтер

Начальник отдела сбыта

Начальник отдела маркетинга

Начальник отдела обеспечения

Бухгалтер

Менеджер

Маркетолог

Специалист по МО

Агенты и функциональные работники

Рис. 10. Организационная структура управления ОАО «Ювелир-Сибирь»

На основании данных рисунка 2 можно определить, что организационная структура управления ОАО «Ювелир-Сибирь» является эффективной, учитывая текущее особенности организации.

Таким образом, в результате анализа общего управления удалось установить такие сильные стороны:

  1. использование бюджетирования по всем направлениям деятельности.
  2. эффективная организационная структура.

В число слабых сторон относятся следующие:

  1. не разработана стратегия деятельности ОАО «Ювелир-Сибирь».
  2. отсутствие взаимосогласованности между бюджетами;
  3. отсутствие мотивации.

Учёбный процесс в ОАО «Ювелир-Сибирь» происходит только с использованием стажировки: принятые работники организации, проходят стажировку на рабочем месте на протяжении 5-7 рабочих дней. Считаем, что поскольку уровень профессиональной подготовки кадров в ОАО «Ювелир-Сибирь» низкий, при этом все работники организации не имеют достаточного опыта на своём рабочем месте, организация учёбного процесса выше указанным способом носит низкую эффективность.


Таким образом, в результате анализа учёбного процесса определены такие сильные стороны, как: обретение практических знаний по реализации своих обязанностей во время стажировки на потенциальном рабочем месте.

Слабые стороны возникают за счёт отсутствия комплексного учёбного процесса.

Анализ маркетинговой деятельности организации проведём по двум направлениям: технический анализ процесса и оценку эффективности по направлениям деятельности организации.

Так, в результате исследования ОАО «Ювелир-Сибирь» удалось установить, что несмотря на то, что в структуре организации предусмотрена должность начальника отдела маркетинга и маркетолога, маркетинговые исследования на основании сбора и оценки первичной информации – не проводятся. Выше определенные работники занимаются только анализом вторичной информации, которая не имеет подтвержденного и объективного характера.

Например, согласно данных отдела маркетинга, доля ОАО «Ювелир-Сибирь» на рынке услуг составляет 0,88 %, в результате же анализа подтверждённой вторичной информации удалось установить, что: «ОАО «Ювелир-Сибирь» входит в состав прочих консалтинговых организаций региона, чья совокупная доля равна 0,54 %»[10].

Анализ рынка не проводится работниками ОАО «Ювелир-Сибирь», вследствие чего организация не имеет возможности установить собственные преимущества и недостатки, а в результате и развиваться, наращивая объемы реализации услуг.

Не проводиться в ОАО «Ювелир-Сибирь» и анализ поставщиков, в результате чего в организации часто происходят недопоставки канцелярский материалов, более реже – нематериальных активов.

Оценка конкурентов ОАО «Ювелир-Сибирь» проводиться только в направлении оценки ценовой политики. Установление цен на услуги организации происходит на основании установленного уровня рентабельности производства услуг (текущий уровень 50 %). Корректирование цен происходит согласно уровню цен конкурентов (руководство организации предпочитает, чтобы уровень цен на услуги был в среднем ниже, чем цена у конкурентов на 10%).

Анализ потребностей потенциальных потребителей в ОАО «Ювелир-Сибирь» не проводится. Вместе с этим, руководство и специалисты организации следят за изменениями в законодательстве и на основании их, планируют ассортимент услуг (например: принятие рекомендаций о внедрении электронной отчётности сопровождалось разработкой и реализацией такого вида услуг ОАО «Ювелир-Сибирь», как услуги по автоматизации ведении бизнеса).