Файл: Процесс построения модели управленческого решения (Основные принципы принятия управленческих решений).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы реализации основных этапов принятия управленческого решения
1.1 Основные принципы принятия управленческих решений. Этапы процесса принятия решений
1.2 Процесс принятия управленческих решений. Среда принятия решений
1.3 Модели и методы принятия управленческих решений. Обзор модели науки управления
Глава 2 Анализ процесса принятия управленческих решений на примере ООО "Элемент - Трейд"
2.1 Организационно-правовая характеристика деятельности ООО "Элемент - Трейд"
2.2 Анализ процесса принятия управленческих решений на примере ООО «Элемент-Трейд»
Глава 3 Оценка эффективности управленческого решения на ООО «Элемент – Трейд»
Глава 2 Анализ процесса принятия управленческих решений на примере ООО "Элемент - Трейд"
2.1 Организационно-правовая характеристика деятельности ООО "Элемент - Трейд"
"Элемент - Трейд" является обществом с ограниченной ответственностью. Юридический адрес общества: г. Екатеринбург ул. Щербакова, 4. Почтовый адрес ООО "Элемент-Трейд": г. Екатеринбург Сибирский тракт 12 строение 5. Сфера деятельности общества согласно учредительным документам:
- розничная торговля продуктами питания;
- розничная торговля промышленными товарами;
- розничная торговля алкогольными, слабоалкогольными и безалкогольными напитками и соками;
- розничная торговля табачными изделиями;
- розничная торговля замороженными продуктами;
- розничная торговля кормами для животных;
- производство готовых к употреблению продуктов.
Первая "Монетка" в Екатеринбурге появилась весной 2001 года. Тогда было открыто два магазина: один -- формата Cash & Carry, другой - универсам эконом-класса. Сеть была основана компанией R-Modul (специализация: торговля сигаретами, шоколадом, кондитерскими изделиями). К 2003 году магазинов было 6. В 2004 году магазин "Монетка" появился в Тюмени, Н. Тагиле. В 2005 году магазины торговой сети появились в Уфе и Челябинске. 2006 год - открыты магазины в Кургане, а также появились 3 новых супермаркета. Открытие 100-го мазина произошло в 2007 году. Также торговая сеть начала работу в Ханты-Мансийском АО и появился первый магазин в Москве. С 2008 года начинает работу собственный распределительный центр. Теперь поставщикам уже не надо развозить товар по магазинам маленькими партиями. Весь товар принимает распределительный центр, затем развозит по магазинам сети. В 2010 году магазинов уже 200, а в 2011 году торговая сеть вышла в Сибирский федеральный округ. В 2012 году магазинов 400. По состоянию на июль 2013 года в составе торговой сети 500 магазинов.
Торговая сеть "Монетка" сегодня - один из лидеров Екатеринбурга и Уральского региона (универсамов и дискаунтеров). Магазины ТС "Монетка" действуют в Челябинской, Тюменской, Калужской, Владимирской, Курганской, Московской, Свердловской областях; Республике Башкортостан; в Пермском крае; в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах.
Организационная структура предприятия представлена на рисунке 1.
Рисунок 2 – Организационная структура ООО «Элемент-Трейд»
Руководящая должность принадлежит генеральному директору - одному из учредителей Общества. Он выполняет следующие функции:
- распоряжение имуществом фирмы,
- устанавливает штатное расписание,
- открывает расчетные и иные счета,
- издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников,
- определяет структуру аппарата управления, численность, квалификацию и штатный состав,
- нанимает (назначает) на должность и освобождает от должности работников компании,
- подписывает договора с партнерами.
2.2 Анализ процесса принятия управленческих решений на примере ООО «Элемент-Трейд»
Исследование процесса принятия решений проведем на основе анализа схемы принятия управленческого решения, которая является общей, и была описана в теоретической части данной работы. Исходя из этапов исследуемого процесса, план исследования будет выглядеть следующим образом:
1. анализ сбора информации;
2. анализ принятия решения;
3. анализ реализации решений;
4. анализ контроля.
Информационное обеспечение в ООО "Элемент-Трейд" начинается с определения того, какой именно области касается данная проблема:
- Внутрифирменные вопросы, касающиеся работы персонала, изменений структуры компании, корпоративных мероприятий, а также финансовых вопросов применяются данные штатного расписания, результатов труда сотрудников, должностные инструкции, регламенты работы, данные полученные от бухгалтерии, финансового отдела.
- Для решения вопросов связанных с поддержанием нормального функционирования объектов (магазинов) используется информация, поступающая из отдела эксплуатации и строительства, отдела информационных технологий, департамента торговли, отдела комплектации, информация, полученная из самих магазинов. Вопросы, связанные с заполняемостью магазинов товарами и его ассортиментом решаются на основе информации от заведующих магазинов, а также отдела управления товарными запасами, отдела маркетинга, отдела поставок, которые получают информацию от партнеров, анализа рынка.
- Для решения вопросов связанных с логистикой используются данные отдела складской логистики и транспортной логистики.
- Для решения вопросов, связанных с развитием торговой сети, открытием новых магазинов используется информация от отдела развития, отдела строительства, которые получают информацию в результате анализа рынка.
- Для решения вопросов, связанных с взаимоотношениями с партнерами используется информация от юридического отдела, бухгалтерии, финансового отдела, департамента предотвращения потерь, а также от отдела, который непосредственно работает с тем или иным контрагентом.
- Помимо этого дополнительным источником информации является корпоративный портал, где можно получить данные о магазинах (адрес, телефон, директор), список сотрудников и т.д.
Стоит отметить, что в компании отсутствует четкие временные рамки, для ответа на запрос, таким образом, иногда приходится долго ждать информацию, приходится торопить сотрудника, ответственного за запрос, а это дополнительная трата времени.
Принятия решений в ООО "Элемент-Трейд" осуществляется различными способами, которые зависят от того, к какой области относится проблема.
Заключение договора с поставщиком, подрядчиком, арендодателем и др. осуществляется с помощью программы электронного согласования Directum. Согласование происходит следующим образом: проект договора сканируется в программу Directum, отмечаются этапы согласования (т.е. те должностные лица, к которым поступит это проект договора для ознакомления и внесения корректировок). Далее все участники согласования просматривают проект, вносят замечания, которые поступают к инициатору. После всех исправлений инициатор снова запускает договор, согласующие подтверждают свое согласие со всеми условиями договора, только после полного согласования оригинал договора подписывается с обеих сторон и проставляются печати. Однако небольшая часть договоров подписывается без использования программы, руководитель лично согласовывает его с участниками согласования. Так происходит в исключительных случаях, однако это приводит к тому, что часть документов отсутствует в системе Directum, а значит, когда возникает необходимость убедиться в наличие договора, или уточнить его условия, невозможно сделать это быстро и самостоятельно, приходится тратить время на его поиски. К тому же не всегда понятно, какой именно отдел был инициатором этого договора, потому, что с одним и тем же контрагентом могут быть заключены разные договора с разными отделами.
Принятие решения относительно оплаты счетов от партнеров происходит также путем электронного согласования в программе OEBS. Счет и документы (товарная накладная, акт выполненных работ, смета и т.д.) также выкладываются в программе, запускаются на утверждение. Количество утверждающих зависит от суммы счета, чем он больше, тем больше лиц получают этот счет на согласование и тем выше их должности. После того, как счет утвержден всеми инициатор платежа (ответственный сотрудник отдела) передает счет и документ в бухгалтерию. Бухгалтер ставит отметку об отсутствии дебиторской задолженности по данному контрагенту, принимает документы. Счет с отметкой поступает в казначейство и оплачивается. Исключения составляют счета на оплату коммунальных услуг, они поступают в казначейство сразу от инициатора платежа, бухгалтер не проверяет счет, к тому же такие счета не проходят электронное согласование.
Решения, относящиеся к снабжению магазинов товаром, принимаются на основе заказов от заведующих магазинами, а также на основании имеющихся остатков на складах. Данные по остаткам получают из программы "Супермаг". Также объем, и ассортимент поступающих товаров зависит от информации, полученной в отделе маркетинга об акциях.
Решения, которые относятся к работе персонала (штатное расписание, регламент работы, должностные инструкции) осуществляются следующим образом: руководитель отдела подготавливает проект, которые затем обсуждает с одним из членов совета директоров, вносятся корректировки, затем документ утверждается.
Реализация решений может проистекать несколькими способами:
1. Путем назначения ответственных лиц или подразделений и установки сроков выполнения. Как правило, это решения, принятые высшим руководящим звеном.
2. Путем делегирования полномочий по его выполнению третьим лицам. Как правило, такие решения принимаются высшим и средним звеном управления, и реализуются путем заключения договоров. Это решения касающиеся вопросов не связанных с прямой деятельностью компании, например, строительные работы, реализация рекламных проектов и т.д.
3. Самостоятельная реализация. Самостоятельно реализуются решения связанные с исполнением непосредственных обязанностей сотрудников. Такие решения принимаются каждым сотрудником организации в ходе его деятельности.
Контроль реализации управленческого решения в ООО "Элемент-Трейд" зависит от способа его реализации.
Контроль осуществляется, как правило, лицом принимающим решение, задачей которого является отслеживание хода исполнения всех этапов реализации.
В случае делегирования полномочий контроль предполагает сопоставление конечного результата с целью принятого решения.
В случае самостоятельной реализации принятого решения сотрудник осуществляет самоконтроль.
На основе проведенного исследования процесса принятия решений в организации ООО "Элемент-Трейд" составим SWOT-анализ, отражающий основные факторы, имеющие значение для определения направления путей совершенствования изучаемой темы.
Таблица 1 - SWOT-анализ процесса принятия решений в ООО "Элемент-Трейд"
S |
Сильные стороны |
O |
Возможности |
Наличие основных стадий процесса принятия решения |
Возможность принятия обоснованных решений |
||
Получение информации из различных источников |
Возможность учета особенности работы разных подразделений |
||
Наличие электронной системы согласования |
Возможность принимать решения не затрачивая много времени |
||
W |
Слабые стороны |
T |
Угрозы |
Отсутствие единого способа принятия решения |
Несоответствие полученных результатов желаемым |
||
Отсутствие учета социально-психологического аспекта |
Негативный социальный эффект |
||
Отсутствие промежуточного контроля и внесения корректировок |
Несоответствие между принимаемыми решениями |
||
Несвоевременность получения информации |
Соотнесем сильные стороны и возможности:
· Получение информации из различных источников позволяет учесть работу нескольких подразделений.
· Наличие всех этапов процесса принятия решений позволяет принимать обоснованные, действительно нужные решения.
· Использование электронного согласования документов позволяет принимать решения быстро.
Соотнесем сильные стороны и угрозы:
· Наличие всех стадий процесса принятия решения может позволить свести к минимуму несоответствие желаемого результата и полученного.
· Обоснованность принимаемого решения позволяет устранить негативный социальный эффект.
· Различные электронные системы согласования приводят к тому, что принимаются не соответствующие друг другу решения (т. к. используются разные программы для согласования разных документов)
Проанализируем, насколько слабые стороны мешают использовать возможности: