Файл: Мировые денежные системы, их история и современность.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 3
Исходный пункт данного анализа относится к онтологии – понятию валютной глобализации как одной из форм глобализации мировой экономики с учетом специфики международных валютных отношений.
В связи с этим, на мой взгляд, валютная глобализация – высшая степень интернационализации валютных отношений, связанных с функционированием валют в мировой экономике и институциональной организацией этих отношений в соответствии с принципами мировой валютной системы. [29]
Сочетание функционального и институционального подходов дает возможность глубже раскрыть сущность развития валютной глобализации. Фундаментальная причина валютной глобализации как одной из форм экономической и финансовой глобализации коренится в противоречии между интернационализацией процесса общественного воспроизводства и сохранением его национальной специфики.
Непосредственной причиной валютной глобализации является, с одной стороны, противоречие между возросшей степенью интернационализации валютных отношений и их организацией в форме мировой валютной системы, а с другой – сохранение национальных особенностей международных валютных отношений стран и валютной системы.
Валютная глобализация как одна из форм финансовой глобализации обгоняет глобализацию в сфере материального производства.
Однако, на наш взгляд, некорректно на этом основании утверждать, будто финансовый капитал «оторвался от своей основы» и на практике это превращение приняло вид явления, неудачно названного «финансиализацией».
Такое понимание противоречит сложившемуся в российской экономической литературе понятию финансового капитала как продукта сращивания промышленного и банковского капитала.
В течение нескольких последних месяцев РФ живет в новых экономических условиях. Взаимные санкции со стороны Евросоюза и России начинают сказываться на экономическом развитии страны и, как следствие, на инфляции и темпах роста ВВП.
Согласно данным Минэкономразвития, в январе 2015 года ВВП России снизился на 1,1 % в основном по причине снижения объёма инвестиций в основной капитал, строительство и розничную торговлю. Инфляция по состоянию на январь 2015 года составила 3,9 % (16,7 % в годовом выражении). [30]
Общеизвестно, что в марте 2014 года в связи с геополитической напряжённостью на территории Украины Западом были введены различные санкции в отношении России, которые коснулись нефтяного, банковского и оборонного сектора, а также высокотехнологичных отраслей. [31]
Однако нельзя сказать, что все побочные эффекты подобных ограничений являются негативными. В настоящее время наблюдается стагнация: геополитическая напряжённость обострила неопределённость экономической политики страны, обусловленной как введением санкций, так и ответных мер РФ, а также действий, предпринятых с целью стабилизации экономики.
Поскольку валютные отношения обслуживают микрохозяйственные связи, это определяет многоуровневый характер валютной глобализации, сопровождающей интернационализацию процесса воспроизводства.
О масштабах валютной глобализации свидетельствует растущий оборот мирового валютного рынка, который в десятки раз повышает объем торговли товарами и услугами, что свидетельствует о диспропорции между валютной и товарной массой в мировом обороте.
В условиях глобализации мирового валютного рынка как одного из сегментов мирового финансового рынка формируются его институциональные и функциональные особенности.
В институциональном аспекте на этом рынке усиливаются позиции ТНК и ТНБ, новых институциональных небанковских посредников, коллективных инвесторов, разнообразных фондов (в том числе хедж - фондов), активизируется роль международных финансовых институтов. Под влиянием экономической и валютной глобализации сформировались функциональные особенности мирового валютного рынка: небывалый ростемкости и глубины рынка, диверсификация инструментов валютных сделок, в том числе производных валютных инструментов.
Усиливается виртуализация валютных операций с использованием современных технологий и средств информации, стандартизация валютных сделок, увеличивается объем спекулятивных валютных сделок.
В итоге возрастает отрыв деятельности валютного рынка от интернационализации процесса воспроизводства. Конъюнктура мировых финансовых рынков в сентябре 2016 г. была благоприятной для российской национальной валюты. [32]
На сентябрьском заседании ФРС США решила не повышать ключевую ставку, а также воздержалась от прямых сигналов в отношении предстоящего решения по ставке в декабре. В результате оценки вероятности повышения ключевой ставки ФРС США до конца 2016 г. не повысились.
В последней декаде сентября 2016 г. нефтяные котировки увеличились после того, как страны ОПЕК решили сократить объемы добычи нефти.
В этих условиях на российском валютном рынке сохранялся сравнительно высокий спрос на рубли со стороны банков - нерезидентов, в том числе в связи с проведением ими операций с российскими финансовыми активами.
Часть приобретенных рублей банки - нерытнедизе размещали на рынке однодневных валютных свопов. В результате их рублевое кредитование существенно возросло, что могло усилить снижение рублевых ставок на данном рынке в конце сентября.
Среднесрочные перспективы экономического роста ограничены, поскольку они всё ещё пересматриваются с учётом изменяющейся ситуации вокруг России. Как известно, основные статьи экспорта для РФ – нефть, нефтепродукты и природный газ.
Российские сырьевые компании на протяжении многих лет ориентированы в основном на рынки стран Европы и СНГ. [33]
Однако зависимость европейских стран от российского сырья не обоюдна, т. к. Европа поддерживает торговые отношения по закупке газа и с другими странами.
Так, доля российского газа в структуре импорта стран Европы составляет 34,46 % , в то время как Россия экспортирует 64,7 % добываемого газа.
Ожидать установления строгого эмбарго на поставку российской нефти не стоит – даже несмотря на то, что большая часть нефти РФ продаёт в страны Европы (67,5 % ), вторым по величине закупок является Китай (16,85 % ). [34]
В европейской структуре потребления нефти 46,38 % приходится на долю российской, поэтому Европе будет невыгодно лишать себя пока ещё относительно дешевых энергоресурсов.
Одним из последствий введения санкций является падение валютного рынка и ослабление курса национальной валюты, что принесло России большие потери – по данным Министерства финансов, они составили около 100 млрд. долл. США (около 1 / 3 объёма Федерального бюджета).
Произошло это ввиду падения стоимости барреля нефти в январе 2015 года, в результате которого она достигла шестилетнего минимума, составив 47 долларов США за баррель.
На фоне постепенного удаления стоимости нефти от минимума можно предположить, что потери несколько снизятся, однако в условиях нестабильности экономики и сырьевых рынков нельзя быть уверенным в сохранении восходящего тренда.[35]
Приток иностранных инвестиций напрямую зависит от внешнеполитического курса. Так, в январе 2015 года на фоне падения цен на нефть, усиления геополитической напряжённости и повышения Банком России ключевой процентной ставки нестабильность национальной валюты Российской Федерации повлекла за собой сокращение инвестиционного спроса. [36]
Более того, вследствие повышения инвестиционных рисков произошёл масштабный отток капитала из страны, который за первые 10 месяцев 2014 года составил 110 млрд. долл. США.
Недостаток как российских, так и иностранных инвестиций повлёк за собой замедление экономического роста. Экономические санкции, оказывающие влияние на Россию – явление двустороннее, поскольку и РФ в ответ на угрозы со стороны Запада ввела ограничительные меры.
Так в 2014 году возникло российское продовольственное эмбарго – запрет ввоза в страну отдельных видов сельскохозяйственных продуктов, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, вводившее экономические санкции в отношении российских юридических и физических лиц в 2014 году.
Годовой объём импорта товаров, попавших под санкции, оценивается в 9 млрд. долл. 39 США. Тем не менее, негативное влияние санкций ощутила на себе не только экономика России, но и экономики некоторых западных стран.
Так, например, антироссийские санкции в совокупности с уменьшением спроса со стороны Китая оказывают отрицательное влияние на состояние немецкой экономики.
Кроме того, ограничения в отношении России сказались на экономике Великобритании, в особенности после введения санкций против ОАО «Роснефть».
Таким образом, становится, очевидно, что глубокая интеграция экономики РФ и стран Европы не позволит полностью изолировать Россию с экономической стороны – любые ограничения непосредственно скажутся на экономик европейских стран.
Экономическая стабильность РФ в долгосрочном периоде в целом непостоянна и зависит от любых, даже малейших изменений по части геополитики и цен на сырьё, однако в настоящее время российская экономика нашла некую точку равновесия, в том числе на валютном рынке.
Тем не менее, несмотря на все сдерживающие факторы, влияние Российской Федерации в мире растет. Это происходит в основном за счёт укрепления Россией своих позиций на мировой политической арене.
Пути решения возникших проблем были предложены Правительством РФ. В январе 2015 года была представлена Программа по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности. [37]
Согласно её положениям планируется провести меры по активизации экономического роста: стабилизационные (в основном касаются банковской системы РФ и банковского сектора), меры по импортозамещению и поддержке несырьевого экспорта (реструктурирование отечественных производств с целью их оживления и развития), а также поддержка малого и среднего предпринимательства.
Переориентация экономики будет происходить в направлении отраслей сельского хозяйства, промышленности и топливно-энергетического комплекса. Кроме того, Россия стремится наладить торговые отношения со странами Азии (в основном с Китаем).
Заключение
История международных валютных отношений свидетельствует о тенденции к их межгосударственному регулированию еще в условиях капитализма свободной конкуренции.
Подтверждением служит создание первой мировой валютной системы в 1867 г. на основе межгосударственного Парижского соглашения Великобритании, Франции, США.
Развитие глобализации валютного регулирования вглубь проявляется в разработке нормативных документов – межгосударственных валютных соглашений, деклараций, конвенций, рекомендаций. С середины 1970-х гг. в дополнение к МВФ межгосударственное валютное регулирование осуществляется в форме рекомендаций регулярных совещаний на высшем уровне с узким числом участников.
В их числе выделяется «семерка» (G7), которая в мае 1998 г. официально стала «Группой 8», включая Россию.
В условиях современного кризиса новое качество глобализации валютного регулирования проявилось в формировании более представительной «Группы 20» с участием не только развитых, но и развивающихся государств.
Ее рекомендации по преодолению кризиса и обеспечению финансово-экономической стабильности приобрели обязательный и наднациональный характер. Страны – участницы регулярных встреч должны сообщать рабочей группе «G20» об их участии в выполнении решений саммитов.
Уроки кризиса выявили банкротство либеральной модели экономического, в том числе валютного, регулирования, которая привела к ослаблению надзора и контроля за деятельностью участников мирового финансового рынка.
Глобальное валютное регулирование развивается по линии его углубления в форме введения глобальных правил, регламентации деятельности мирового финансового рынка, его главных участников – ТНК и ТНБ, ужесточения правил Базельского комитета по банковскому надзору.
В антикризисных программах, принятых на саммитах «G20», большое внимание уделено разработке мер по обеспечению стабильного развития мировой экономики и валютной системы, раннему предупреждению стран о возникновении кризисных потрясений, в частности, на мировом финансовом рынке.
Литература
- Апаева З.К. Взгляд на российскую валюту: нужно ли нам свободное плавание? // Экономика и предпринимательство. 2015. № 4. С. 107-110.
- Вишневер В.Я. Некоторые вопросы структурного анализа нефтяного рынка России // Вестник Самарского государственного экономического университета. Самара, 2012. № 3 (89). С. 21-24.
- Вишнякова А.Б., Паньков М.С. Мировой нефтяной рынок и особенности его ценообразования // Вестник Самарского государственного экономического университета. Самара, 2013. № 6 (104). С. 8-11
- Захарян А.В. Внедрение плавающего валютного курса в экономику России / Степченко М.Е., Захарян А.В. // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 6 - 1 (86). С. 176 - 179.
- Захарян А.В. Глобализация финансовых рынков / Гурина К.А., Захарян А.В. // В сборнике: Научные исследования и разработки в эпоху глобализации Сборник статей Международной научно - практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. С. 95 - 97.
- Захарян А.В. Девальвация рубля: причины снижения курса национальной валюты и предпосылки укрепления / Горелова А.А., Захарян А.В. // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 3 - 1 (68). С. 113 - 115.
- Захарян А.В. Инновационный менеджмент. проблемы и перспективы развития В России / Шепелева О.С., Захарян А.В. // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 6 - 1 (86). С. 218 - 221.
- Захарян А.В. Мировые цены на "черное золото" и их влияние на экономику России / Мостовая Е.В., Захарян А.В. // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 4 - 1. С. 186 - 188.
- Захарян А.В. Национально - платежная система России: преимущества и недостатки внедрения / Чич З.А., Захарян А.В. // Инновационная наука. 2016. № 5 - 1 (17). С. 191 - 193.
- Захарян А.В. Положительные и отрицательные последствия современной глобализации / Калайчиев Р.В., Захарян А.В. // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2016. № 6 - 1 (89). С. 131 - 135.
- Захарян А.В. Современные угрозы экономической безопасности в России / Алюшкина А.В., Захарян А.В. // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2016. № 5 - 1 (83). С.89 - 92.
- Кузьмин А.Ю. Курс рубля и валютная политика: о некоторых итогах 2014-2015 гг. // Финансы и кредит. 2015. Октябрь. № 39 (663). С. 14-22.
- Перепелкин В.А., Ходаковский Д.И. Тенденции развития международного валютного рынка // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2013. № 4 (102). С. 73-77.
- Семенов В.П., Соловьев Ю.П. Экономическая политика и курс рубля: время принимать решения // Банковское дело. 2015. № 7. С. 6-14