Файл: Выбор управленческого решения методом анализа иерархий. Оценить корректность метода (на примере конкретной организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Принятие решений – это важнейшая функция руководителя. При принятии решения он использует весь имеющийся у него опыт профессиональной работы, знания, результаты, анализ конкретной ситуации. Эффективное управленческое решение– сплав профессионализма и искусства управленца, поскольку, как справедливо считают ведущие специалисты в области управления персоналом, принятие решений является одновременнои наукой, и искусством.

Решения, принимаемые руководителем, должны быть нацелены на перспективу, поэтому в момент принятия решения далеко не всегда с уверенностью можно предсказать результат предпринимаемого действия, в какой степени оно будет обеспечивать достижение цели, стоящей перед подразделением.

Анализируя развитие науки управления, нетрудно заметить, что теория эволюционирует к разработке современных технологий принятия решений. Решения определяют такие направления, как управление на основе контроляза их исполнением, управление посредством экстраполяции прошлого в будущее, управление с помощью предвидения изменений, управление путем гибких экстренных решений.

Наукой в XX в. разработана новая область знаний – теория принятия решений. Изначально возникшая при решении военно-стратегических задач, она распространилась и на другие области управления. Сегодня существует научная база для принятия качественных управленческих решений.

Целью курсовой работы является: выбор управленческого решения методом анализа иерархий и оценка корректности метода.

Структура работы: данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Управленческое решение: понятие и процесс его принятия

1.1 Сущность управленческих решений

В 1980-е годы в отечественной науке сло­жилась традиция, согласно которой теоретичес­кие работы по теории принятия решений про­водились главным образом в математической области: решение - это результат оптимально­го выбора между существующими альтернати­вами. Применение такие работы находили в ав­томатизированных системах управления про­изводственно-технологическими и другими процессами, в которых роль человека сводится к принятию уже готового решения, а также в автоматических системах, когда человеческий фактор отсутствует.


В настоящее время в литературе имеется большое количество научно-исследовательских и учебно-методических работ, посвященных те­ории принятия решений. В них рассматрива­ются разные теоретические и прикладные воп­росы, связанные с подготовкой, обоснованием и принятием управленческих решений. Однако указанная выше традиция математизации про­цесса принятия решений сохранилась. Такие факторы, как неопределенность, отсутствие точ­ных данных для расчета, личность лидера, сла­бая структуризация проблем, могут стать при­чиной невозможности использования матема­тических моделей при принятии управленчес­ких решений.

Автор видит цель статьи в том, чтобы оха­рактеризовать понятие «управленческое реше­ние». Понятия «управленческое решение» и «управленческая проблема» исследуются в при­менении к организациям. Это означает:

а) решения готовятся, принимаются и исполняют­ся конкретными лицами - руководителями, соб­ственниками, персоналом и др.,

б) решения при­нимаются в чьих-либо интересах - акционеров, сотрудников, организаций и др.,

в) решения влияют на жизнедеятельность людей и органи­заций.

Разберем историко-этимологические осно­вы слов решение, управление, проблема. Слова решать и управлять имеют исконно русские корни; их появление и употребление обуслов­лено становлением и развитием государствен­ности в Древней Руси. Проблема в переводе с греческого - задача; появление этого слова в русском языке по времени совпадает с развити­ем и обособлением научной деятельности в са­мостоятельный род занятий.

Решение происходит от глагола решать: после обдумывания делать какое-либо заклю­чение, вывод; определять искомое; кончать, вершить, установлять, определять власть; находить способ осуществления, исполнения чего-либо, намечать к осуществлению.[1]

Управление происходит от глагола управ­лять: распоряжаться, ладить, одолевать препо­ны, трудности, своеволие, приводить в порядок; руководить деятельностью или направлять работу кого-либо, чего-либо.[2]

Слово задача первоначально имело два раз­ных значения: действие в соответствии с глаго­лом задавать - задать (предлагать, назначать что-нибудь для разрешения, изучения, осуще­ствления, к примеру, вопрос, урок, работу) и состояние соответственно значению глагола задаваться - задаться (удаваться, посчастли­виться). Позже второе значение стало мало­употребительным и сохранилось в обратном значении как незадача (неуспех).


Сохранение в русском языке изначальных значений указанных выше слов, их глубокие историко-этимологическое корни позволяют сформулировать искомые определения так. Уп­равленческая задача - ситуация, отражающая текущее или ожидаемое состояние объекта уп­равления, заданная для изучения и изменения путем подготовки, принятия и реализации уп­равленческого решения. Положительное реше­ние задачи - успех, отрицательное - неуспех, незадача.

Управленческое решение означает подготовку совокупности оценок и выводов о текущем и буду­щем состоянии объекта управления и принятие уполномоченным лицом окончательного и обяза­тельного для исполнения постановления об уп­равляющем воздействии на объект управления.

Решение рассматривается с ситуацион­ной и процессной точек зрения. Управленчес­кое решение - это разрешение проблемной си­туации, связанной с текущим или ожидаемым состоянием объекта управления. Как процесс решение означает поиск, идентификацию и ана­лиз управленческих задач, изучение и прогно­зирование состояния объекта управления, ус­тановление (переоценку) целей управления, разработку плана мероприятий, организацию их выполнения и контроль.

Организация как совокупность индивидов является объектом управления, состо­яние которого выступает предметом управлен­ческого решения. Организация представляет со­бой экономическую систему, свойствами которой выступают открытость, незамкнутость, целе­направленность, синергизм, эмерджентность, эк- вифинальность, детерминизм, гомеостаз.

Управляющее воздействие ока­зывается в отношении:

- внутренней структуры, содержания, вза­имосвязей элементов, состава и взаимосвязи входных и выходных параметров объекта уп­равления;

- модели поведения, организации функци­онирования объекта управления, а также поряд­ка и способов взаимодействия с субъектом уп­равления;

- целей управления - желаемого состояния объекта управления, а также границ целевых значений его выходных параметров;

- правил оценки достижения целей управ­ления и критериев оценки соответствия выход­ных параметров целевым значениям;

- изменения значений входных параметров объекта управления.

Решение принимается упол­номоченным лицом - индивидом или группой индивидов. Полномочность выступает как пра­во и обязанность осуществлять поиск проблем, подготовку, принятие и реализацию решений.[3]

В организации права одних индивидов транс­формируются в обязанности для других. Этим обусловливается высокая степень сложности управления: индивид может быть одновремен­но объектом одних решений и субъектом дру­гих; субъект управления глубоко интегрирован в объект управления. Если же решения предпо­лагают системную трансформацию объекта управления, то это недопустимо без коренных изменений в субъекте управления, и наоборот.


Решение как сущность и предмет управленческой деятельности предполагает наличие целей как желаемого состояния объек­та управления в настоящем и будущем. Без це­лей невозможно понимание проблем, а подго­товка и реализация управляющего воздействия представляются просто немыслимыми: органи­зации создаются, действуют и упраздняются в соответствии с интересами, целями и ценностя­ми заинтересованных сторон.

Основанием для принятия решения явля­ется наличие проблемы как комплекса сложных управленческих задач. В теоретическом плане управленческая проблема может пониматься с ситуационной и процессной точек зрения:

Как отклонение состояния объекта уп­равления от целей, установленных на текущую дату. Такими являются большинство задач опе­ративного характера. Управляющее воздей­ствие, как правило, принимается в отношении входных параметров объекта управления для того, чтобы «выровнять» или «подогнать» вы­ходные параметры в установленные границы целевых значений. В перспективе могут иметь место ситуационные планы, предназначенные для своевременного устранения отклонений от заданных параметров.

Как отклонение прогнозируемого состоя­ния объекта управления от целей, установлен­ных на дату в будущем. Отсутствие проблем в данный момент не гарантирует их отсутствия в будущем; многие ситуационные проблемы воз­никли давно и обнаружились лишь сейчас. Кро­ме того, неразрешимость ряда проблем требует, с одной стороны, трансформации системы це­лей и коренного изменения модели поведения и характеристик объекта управления - с дру­гой. Предвидимый разрыв, положительный или отрицательный, между траекторией движения объекта управления и целевыми установками требует приложения экстраординарных мер.

Воздействие производится не только на вход­ные, но и на все структурные и функциональ­ные параметры объекта управления, включая цели и критерии их оценки.

Управленческая проблема характеризуется:[4]

- множественностью целей. Часто возни­кает ситуация, когда невозможно принятие ре­шения, удовлетворяющего всем целям, нужен компромисс;

- неопределенностью. В большинстве слу­чаев нельзя утверждать однозначно о послед­ствиях принятия решения в отношении данной проблемы;

- наличием риска. Каждый вариант реше­ния проблемы имеет степень риска - вероят­ность не получить искомый результат в части или в целом;

- сложной структурой. Во многих случаях сущность и содержание проблемы скрыты от исследователя, а ее структура неясна или запу­танна;


- связью с другими проблемами. Проблемы и соответствующие им решения почти всегда ло­гически и содержательно связаны друг с другом;

- множественностью участников. В реше­нии проблем участвует много сторон, имеющих разные интересы, цели и ценности.

Приведенные характеристики понятий «управленческое решение» и «управленческая проблема» позволяют указать на следующее.

Организации постоянно подвергаются дей­ствию перемен во внешней среде. Стремитель­ность изменений - самый устойчивый феномен внешнего мира, источник возможностей и угроз для организации. И возможности, и угрозы - суть управленческие проблемы, создающие в настоящем или будущем разрывы между со­стоянием объекта и целью управления. И толь­ко разрешение управленческих проблем создает возможности развития организации.

Управленческое решение создает выгоду. Каж­дое решение принимается в интересах лиц, по­лучающих выгоду (бенефициаров), иначе для чего еще оно нужно? Идея удовлетворения инте­ресов бенефициаров дает объяснение, почему решения бывают такими нелегкими: индивиды сильно разнятся в своих ценностях и интересах. Почти всегда решение управленческой пробле­мы бывает выгодным для одних лиц, но невы­годным для других. Таким образом, приемле­мость и результативность управленческого ре­шения определяется степенью удовлетворения интересов бенефициаров. Любое управляющее воздействие на организацию как объект управ­ления должно оцениваться с точки зрения по­лезности для ее участников деятельности. При­чем оценка решения может быть не только праг­матической (прибыльность), а, например, эти­ческой или эстетической, в зависимости от цен­ностей, принятых выгодоприобретателем.

Управленческое решение не является выбо­ром. Правильнее сказать, что выбор - частный случай управленческого решения, когда пробле­ма хорошо структурирована, ясна, все альтерна­тивы ее решения известны заранее, а составле­ние адекватной математической модели не созда­ет трудностей. Однако большинство проблем плохо структурировано, сведения о них мало до­ступны, моделирование весьма затруднительно. Ресурс времени, как правило, ограничен; но даже увеличение времени подготовки решения дале­ко не всегда ведет к росту вероятности успеха, поскольку внешняя среда терпит перемены. Все это обусловливает невозможность точно опре­делить все факторы и параметры выбора. А в ситуации, когда возможности решения пробле­мы появляются не одновременно, а поочередно, выбор вообще теряет смысл.