Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общие положения процедуры несостоятельности
1.1 Конституционные основы несостоятельности (банкротства)
1.2 Правовое регулирование процедуры банкротства
1.3 Характеристика видов процедур банкротства юридических лиц
Глава 2. Практические аспекты процедуры банкротства
2.1 Анализ мировой практики по применению процедуры банкротства и её особенности в России
Характерной чертой английской системы несостоятельности является частое применение внесудебных процедур. Наиболее часто встречаемые процедуры:
- Добровольная ликвидация по требованию кредиторов;
- Добровольная ликвидация по инициативе участника;
- Административное управление;
- Корпоративное мировое соглашение;
- Принудительная ликвидация (в судебном порядке).
Следует отметить, что хотя одним из нововведений английского законодательства является режим управления с целью реабилитации должника, этот режим мало применяется, так как обычно блокируется кредитором, обладающим правом плавающего обеспечения на все активы должника.
Объявить себя банкротом для западных компаний - значит получить отсрочку по времени и спасти свой бизнес. Но в России банкротство почти всегда приводит к ликвидации компании, и эта процедура больше напоминает бессмысленное «убийство» бизнеса.
Справка о рассмотрении арбитражными судами РФ дел о несостоятельности (банкротстве) в 2011-2013 гг[17].
Показатели |
2011 |
2012 |
2013 |
Поступило заявлений о признании должников несостоятельными (банкротами) |
40243 |
33385 |
40864 |
из них: принято к производству |
33270 |
27422 |
33226 |
Количество дел, по которым проводилась процедура финансового оздоровления |
91 |
94 |
92 |
из них: прекращено производство по делу в связи с погашением задолженности |
6 (6,6%) |
7 (7,4%) |
3 (3,3%) |
Количество дел, по которым проводилась процедура внешнего управления |
908 |
986 |
922 |
из них: прекращено производство по делу в связи с восстановлением платежеспособности |
14 (1,5%) |
13 (1,3%) |
25 (2,7%) |
Принято решений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства |
16009 |
12794 |
14072 |
Завершено производство по делам о несостоятельности (банкротстве) |
31195 |
26132 |
30159 |
в том числе: |
|||
завершено конкурсное производство |
13268 |
11863 |
12869 |
отказано в признании должника банкротом |
702 |
1220 |
1498 |
прекращено производство по делу в связи с утверждением мирового соглашения |
255 |
376 |
563 |
% к кол-ву дел, по которым завершено производство |
0,8 |
1,4 |
1,9 |
Таблица 1
В табл. 1 представлены данные о рассмотрении арбитражными судами РФ дел о несостоятельности (банкротстве) в 2011-2013 гг. Из таблицы можно увидеть, что в большинстве случаев подача заявления о банкротстве заканчивается конкурсным производством, и очень мало случаев, когда предприятие восстанавливается и продолжает деятельность после процедуры финансового оздоровления и внешнего управления.
В России дело о банкротстве чаще всего заканчивается внешним управлением, конкурсным производством и последующей ликвидацией. Потому что кредиторы в России не верят в возможность финансового выздоровления должника. Российские предприниматели стараются максимально выжать из обанкротившегося предприятия [18].
Теоретически семи месяцев может вполне хватить для урегулирования и реструктуризации долговых обязательств. Однако, принимая решение о банкротстве, приходится сталкиваться с главным ограничением - ценой вопроса. С учетом судебных, консультационных, юридических и иных издержек стоимость процесса банкротства может составлять десятки тысяч долларов. Даже простые случаи обходятся владельцам бизнеса не меньше чем в 300-400 тысяч рублей. А где взять деньги, если как раз их нехватка и стала главной проблемой предприятия.
Российские предприниматели научились извлекать выгоду из банкротства. Если банкротство - процедура, которая чаще всего ведет к ликвидации (а значит, к списанию долгов, если их не удается погасить за счет конкурсной массы), то так можно избавиться от обязательств, не отвечая по ним. Сегодня в стране применяется несколько распространенных схем. Самые популярные из них - вывод ликвидных активов и формирование пула «дружественных» кредиторов.
Схема вывода ликвидных активов проста. Как только возникает риск не вернуть долг, собственники передают все более или менее ценное имущество дружественной компании. В итоге у фирмы не остается ничего, кроме долгов. Затем предприятие банкротится, а кредиторам достается лишь какой-нибудь старый принтер, оставшийся в виде «уставного капитала».
Другая ходовая схема банкротства - заключение ряда мнимых сделок с целью создания «дружественных» кредиторов. Подконтрольные фирмы, которые формально (например, по фиктивным кредитным договорам) могут быть крупнейшими кредиторами должника, в рамках процедуры банкротства способны в существенной мере влиять на решения общего собрания кредиторов. Таким образом, контроль над деятельностью и активами компании остается у собственников - несмотря на наличие арбитражного управляющего. Ведь его цель состоит в защите интересов кредитора.
Процесс банкротства может быть еще более благотворным для предприятия, если данная ситуация была спрогнозирована и менеджмент компании готов к проведению необходимых процедур. Постоянный мониторинг и анализ финансового состояния предприятия позволят как избежать несостоятельности, так и разработать правильную стратегию в случае неплатежеспособности.
2.2 Практические меры по совершенствованию процедур, применяемых в деле о банкротстве стратегических организаций
Сегодня одной из важнейших и приоритетных задач деятельности законодателя является устранение многочисленных возможностей для использования процедуры банкротства стратегических организаций как механизма ликвидации и перепродажи предприятия, следствием чего, как правило, является прекращение производства.
В настоящее время Правительством РФ разработан проект федерального закона № 497144-5 «О внесении изменений в федеральные законы «О несостоятельности (банкротстве)» и «Об исполнительном производстве» в части совершенствования процедур, применяемых в деле о банкротстве стратегических организаций». Этот законопроект, прежде всего, направлен на обеспечение сохранения производственного комплекса стратегически важных организаций, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с указанным законопроектом к стратегическим организациям относятся федеральные государственные унитарные предприятия, открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности, собственности государственных корпораций «Росатом» и «Ростехнологии» или в собственности созданных этими государственными корпорациями организаций, которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации. К стратегическим организациям также относятся организации оборонно-промышленного комплекса, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа[19].
Также новым является тот факт, что законопроектом предусматривается изменение порядка определения признаков несостоятельности в отношении стратегических организаций, исходя из соотношения суммы кредиторской задолженности и рыночной стоимости имущества организации, не входящего в состав единого производственно-технологического комплекса (ЕПТК) должника. Перечень видов имущества, входящего в ЕПТК устанавливается отраслевым федеральным органом исполнительной власти.
При этом производство по делу о банкротстве стратегической организации может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику составляют не менее, чем 5 миллионов рублей, а соответствующие обязательства не исполнены в течение 6 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, в то время, как согласно общим нормам Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» дело о банкротстве может быть возбуждено, если просроченная задолженность превышает 100 000 рублей и срок просрочки превышает 3 месяца[20].
В законопроекте установлено участие в деле о банкротстве стратегической организации отраслевого федерального органа исполнительной власти, который, в частности, утверждает заключение на план внешнего управления должником, а также государственных корпораций.
Законопроект предусматривает возможность выкупа Российской Федерацией имущественного комплекса стратегической организации - должника по определенной независимым оценщиком рыночной стоимости. При этом денежные средства, выплаченные Российской Федерацией при выкупе имущества должника включаются в состав имущества последнего, становясь частью конкурсной массы, замещая в ней соответствующее имущество.
Кроме того, к кандидатурам арбитражных управляющих стратегическими организациями устанавливаются дополнительные требования: проведение не менее трех процедур, применяемых в деле о банкротстве, причем как минимум одна из них завершилась прекращением производства в связи с восстановлением платежеспособности должника или удовлетворением требований всех кредиторов, или в связи с заключением мирового соглашения; отсутствие в течение последних трех лет фактов привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере несостоятельности (банкротстве); отсутствие неснятой или непогашенной судимости; наличие высшего юридического, экономического или высшего образования по профилю деятельности должника; наличие стажа работы в стратегических организациях не менее 5 лет, в том числе не менее года на руководящих должностях.
Вместе с тем, вопрос о том, что можно считать высшим образованием по специальности, соответствующей сфере деятельности должника, требует дополнительного обсуждения. Кроме того, указанные в законопроекте основания прекращения производства по делу о банкротстве скорее связаны с финансовым состоянием должника, в отношении которого рассматривается дело о банкротстве, и волеизъявлением кредиторов. При этом прекращение дела по таким основаниям, как правило, не свидетельствует об уровне профессиональной подготовки и опыте арбитражного управляющего.
При осуществлении внешнего управления перепрофилирование или закрытие производств, предназначенных для осуществления деятельности по государственному оборонному заказу, а также продажа имущества, входящего в состав ЕПТК, не допускается. Максимальный срок внешнего управления предлагается установить в 18 месяцев с возможным продлением до 5 лет по решению арбитражного суда, принятого на основании ходатайства отраслевого федерального органа исполнительной власти, государственной корпорации, собрания кредиторов.
В соответствии с законопроектом стратегическая организация может быть признана банкротом и в отношении нее может быть введено конкурсное производство только в случае превышения размера требований кредиторов над рыночной стоимостью имущества, не входящего в ЕПТК. Решение о признании такой организации банкротом принимается собранием кредиторов большинством в три четверти от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.
Изменения в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» носят юридико-технический характер и предусматривают информирование судебным приставом-исполнителем отраслевого федерального органа исполнительной власти в случаях о недостаточности имущества, на которое может быть обращено взыскание, или об аресте имущества стратегической организации.
Сама концепция законопроекта, безусловно, заслуживает поддержки, поскольку установление в отношении стратегических организаций, в частности, организаций оборонно-промышленного комплекса специального порядка применения процедур банкротства, обеспечивающего исключение возможности прекращения производственной деятельности, продажи по частям имущества организации, входящей в состав ЕПТК, перепрофилирования такого имущества, а также предусматривающего выдвижение дополнительных требований к арбитражным управляющим представляется необходимым.