Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика объектов авторского права
1.1 Понятие и правовые основания признания произведения объектом авторского права
1.2 Перечень способов использования объектов авторского права
Глава 2. Передача прав на объекты авторского права
2.1 Анализ договоров о передаче объектов авторских прав
2.2 Защита объектов авторского права и смежных прав в интернете
2.3 Высокотехнологичные объекты авторских прав и перспективы их развития в Российской Федерации
Введение
Авторское право в России появилось лишь в начале XIX веке (1828г.), где право автора на созданное им произведение трактовалось как право собственности, которым можно торговать. Сто семьдесят два года, прошедших с того дня, это сравнительно небольшой отрезок времени для развития отрасли права. Некоторые проблемы, поднимаемые в прошлом веке актуальны и сегодня. Если юридическая конструкция многих правовых институтов, давно получивших силу в гражданском обществе, как, например права собственности, далеко не успела выясниться, составляет предмет спора для ученых, то тем более можно ожидать отсутствия определенности в построении такого молодого института, как авторское право. "С тех пор, - замечает проф. Табашников, - как положительные законодательства приняли это злополучное право под свою защиту, оно носится по горизонту науки безо всякого определенного назначения, и по дуновению того или иного ученого или легко передвигается с одного места на другое, или же парит в пространстве, подобно птице, высматривающей место, куда ей удобнее было бы спуститься".
Сегодня авторское право, нормы которого регулируют отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки и искусства, большинство российских ученых справедливо рассматривают в качестве особого института гражданского права. Такого же мнения придерживался в своих работах Шершеневич, критикуя бытующие в его время теории, такие как "теория, признающая авторское право за право собственности", "теория, основывающая авторское право на договоре между автором и публикой", "теория, считающая авторское право правом личности" и "теория, отвергающая субъективное авторское право".
Регулируемые авторским правом имущественные и личные неимущественные отношения связаны с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства. Авторское право как самостоятельный институт решает конкретные задачи, которые включают в себя всемирную охрану имущественных и личных неимущественных прав и законных интересов авторов; обеспечение правовыми средствами наиболее благоприятных условий для создания научных и художественных произведений; широкое использование их обществом.
С развитием в России рыночной экономики возникла необходимость реформирования правовой базы тех общественных отношений, которые связаны с охраной прав на результаты интеллектуальной, творческой деятельности, поскольку прежнее законодательство характеризовалось низким уровнем охраны прав как непосредственных создателей таких результатов, так и лиц, их использующих. Новые законодательные акты, ориентированные на современные социальноэкономические потребности, приняты. В последнее время происходил процесс активного совершенствования соответствующего законодательства. Однако этот процесс нельзя считать завершенным.
Целью работы является комплексное исследование объектов авторского права. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
-дать общую характеристику понятия объектов авторского права;
-определить перечень объектов авторского права;
-выявить особенности защиты авторских прав в Интернете;
Предметом исследования являются объекты авторского права в соответствии с российским законодательством.
Теоретическую базу исследования составили труды А.Б. Антимонова, И.А. Близнеца, Э.П. Гаврилова, В.П, Грибанова, В.А. Дозорцева, В.Я. Ионаса, О.С. Иоффе, В.О. Калятина, Я.А. Канторовича, H.JI. Клык, O.A. Красавчикова, Н.В. Макагоновой, А.П. Сергеева, С.А. Сударикова, Е.А. Суханова, Ю.К. Толстого, Е.А. Флейшиц, С.А. Чернышевой, B.JI. Черткова, Г.Ф. Шершеневича, К.Б. Ярощенко и др.
Методологические основы работы. Работа выполнена с использованием общенаучных методов, в частности, формально-логического, системного подхода, исторического, анализа, синтеза, а также частнонаучных, в том числе методов толкования норм права, формально- юридического, сравнительноправового и иных методов.
Глава 1. Общая характеристика объектов авторского права
1.1 Понятие и правовые основания признания произведения
объектом авторского права
В связи с принятием Федерального закона от 18.12.2006 № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее — Закон о введении в действие IV части ГК РФ) с 01.01.2008 утратил силу ряд законодательных актов, ранее регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием объектов авторских, смежных с авторскими и иных прав, связанных с результатами интеллектуальной деятельности.
С 01.01.2008 документом, призванным регулировать основания возникновения и порядок осуществления прав на результаты интеллектуальной деятельности, является четвертая часть Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ), объединившая в себе правовые нормы, посвященные не только авторским и смежных с ними правам, но и патентным правам, правам на селекционное достижение, на топологии интегральных микросхем, секрет производства (ноу-хау), средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, а также правам использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии.
При этом, как следует из Закона о введении в действие IV части ГК РФ, положения IVчасти ГК РФ применяются к правоотношениям, возникшим после введения ее в действие. В том числе это условие относится и к нормам о порядке заключения и форме договоров, а также об их государственной регистрации. Что касается правоотношений, возникших до ее введения в действие, она применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.
Кроме того, необходимо учитывать следующие условия:
обязательные для сторон договора нормы IV части ГК РФ об основаниях, о последствиях и о порядке расторжения договоров применяются также к договорам, которые продолжают действовать после введения в действие IVчасти ГК РФ независимо от даты их заключения;
обязательные для сторон договора нормы IV части ГК РФ об ответственности за нарушение договорных обязательств применяются, если соответствующие нарушения были допущены после введения в действие IV части ГК РФ, за исключением случаев, когда в договорах, заключенных до 01.01.2008, предусматривалась иная ответственность за такие нарушения.
Действовавший до принятия IV части ГК РФ Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» в целях обозначения всех принадлежащих автору прав применял понятие «авторские права», выделяя в их составе бессрочно охраняемые личные неимущественные права и охраняемые в течение жизни автора, а также в течение 70 лет после его смерти имущественные права, которые в ряде статей именовались исключительными правами. С вступлением в силу IV части ГК данная норма в части сроков охраны практически не изменилась, вместе с тем терминология, используемая для обозначения и классификации прав, приведена к определенному единообразию. Так, в ГК РФ введен новый термин «интеллектуальные права» (по сути, заменивший ранее действовавший термин «авторские права»). Интеллектуальные права включают: исключительное право, являющееся имущественным правом, и в определенных ГК РФ случаях личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и др.).
Понятие объектов авторских прав дается в ст. 1259 ГК РФ согласно ней объектами являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:
-литературные произведения;
-драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
-хореографические произведения и пантомимы;
-музыкальные произведения с текстом или без текста;
-аудиовизуальные произведения;
-произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
-произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
-произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
-фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
-географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
-другие произведения.
К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.
К объектам авторских прав относятся:
1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;
2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.
По п. 3 ст. 1259 авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.
Итак, первое основание для признания того или иного произведения объектом авторского права - выражение его в какой-либо объективной форме, причем не обязательно письменной. Это может быть любая объективная форма, которая позволяет донести содержание произведения до людей.
На необходимость выражения произведения в объективной форме указывали многие. Так еще Д. Мейер еще в XIX веке отметил, что предметом авторского права является, конечно, литературное, художественное или музыкальное произведение, в которых выразилась творческая сила автора. Но степень проявления творчества может быть различной, а потому во многих случаях весьма трудно провести грань между годным и негодным объектом авторского права; легко впасть в крайность и признать за всяким проявлением труда значение предмета авторского права. Поскольку за автором признается право на мысль, воплощенную в известную форму, и творчество как нечто индивидуальное, оригинальное может касаться не только мысли, но и формы[1].
Требование выражения произведения в объективной форме предусмотрено законодательством для того, чтобы произведение вышло за пределы творческой мысли автора и было донесено до людей, чтобы можно было оценить уровень творчества автора.
В приведенном примере М. И. Глинка не успел найти либреттиста, чтобы написать оперу, и поэтому кроме него самого никто не мог узнать, что она представляла собой как творческое произведение. В истории немало случаев, когда по тем или иным причинам поэты и писатели не публиковали и не сообщали каким-то иным способом кому-либо содержание своих произведений.
Объективная форма произведения имеет важное значение для того, чтобы оценить уровень творческого вклада в его создание и определить, подлежит ли произведение охране авторским правом.
Как видно из диспозиции нормы и. 3 ст. 1259 ГК РФ, произведение, охраняемое авторским правом, может быть выражено в устной форме. В то же время выражение и воспроизведение произведения в устной форме довольно сложный процесс, и сама допустимость ее существования вызывает споры в юридической литературе. Например, А. Мельник выражает сомнение: может ли произведение быть создано и воспроизведено в устной форме? По его мнению, несомненно да. Автор продумал свое выступление, а потом провозгласил его в устной форме. В то же время остается открытым вопрос, возможно ли создание произведения именно в процессе выступления с речью, чтения лекции, произнесения проповеди, то есть экспромтом. Думается, что законодательство не содержит препятствий для импровизационного способа создания произведения, когда автор, так сказать, на ходу сочиняет стихотворение, музыку ит.д., то есть литературные произведения могут и сочиняться, и воспроизводиться в устной форме.
С одной стороны, с мнением ученого следует согласиться, поскольку, как отмечалось, закон признает возможность выражения произведения в устной форме. С другой же - устная форма имеет определенные недостатки, затрудняющие воспроизведение произведения.Например, М. Никитина отмечает, что устная форма воплощения идей и мыслей автора настолько неустойчива, что воспроизведение их другими лицами осуществимо лишь в той мере, в какой способна зафиксировать идеи, образы и мысли человеческая память. Например, лицо, обладающее музыкальным слухом, может воспроизвести мелодию прослушанной песни, но не музыку в целом. Никакой слушатель не способен запомнить произнесенную речь или прочитанную лекцию полностью. Поэтому публично произнесенные или исполненные произведения могут быть воспроизведены лишь при условии фиксации их одним из технических способов (записью на магнитофонную ленту, стенографированием и др.). Но тогда они приобретают другую внешнюю форму выражения и существования[2].