Файл: Процесс построения модели управленческого решения (Понятие решения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования. Жизнь каждого человека постоянно связана с принятием решений. Независимо от того на каком уровне принимается решение (обыденно повседневном или управленческом) оно может быть усложнено, если человек не располагает всей необходимой информацией. Вместе с тем организационная структура общества постоянно усложняется. Эта сложность объясняется характером взаимоотношений между различными элементами организаций и физическими системами, взаимодействующими с ними.

Данная проблема может быть решена с помощью имитационного моделирования, которое применимо даже тогда, когда проводить эксперименты на реальных объектах нецелесообразно или невозможно[1].

При имитационном моделировании динамические процессы системы оригинала подменяются процессами, имитируемыми в абстрактной модели, но с соблюдением основных правил (режимов, алгоритмов) функционирования оригинала. В процессе имитации фиксируются определенные события и состояния или измеряются выходные воздействия, по которым вычисляются характеристики качества функционирования системы[2].

Целью данной работы является исследование процесса построения модели управленческого решения, для достижения поставленной цели, были выделены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты процессв построения модели управленческого решения;

- разработать модель для управления затратами предприятия.

Объект исследования – имитационное моделирование.

Предмет исследования - исследование взаимосвязи имитационного моделирования и процесса разработки управленческих решений.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области управленческих решений, материалы периодических изданий и сети Интернет.

Глава 1. Теоретические аспекты процесса построения модели управленческого решения

1.1 Понятие решения


Одно из множества определений менеджмента формулирует его как способ сбора информации, разработки решений и организации его выполнения [10, с.5]. Что подчёркивает высокую значимость принимаемых решений в деятельности.

Разработка эффективных решений – основополагающая предпосылка обеспечения конкурентоспособности фирмы на рынке, формирования оптимальных организационных структур, проведения успешной кадровой политики, регулирования социально - психологических отношений в отранизации и создания положительного имиджа фирмы.

Эффективное принятие решений необходимо для выполнения основных функций управления: планирования, организации, координации, мотивации и контроля. Именно поэтому изучение и организация процесса принятия решения и их исполнения составляет основу теории управления.

Существует несколько определений понятия «решение».

Решение – это прежде всего творческое и волевое воздействие на субъекта управления, основанное на знании объективных законов функционирования управляемой системы и анализе информации о её состоянии, направленное на достижение поставленных целей [5, с.20].

Решение – это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения цели системы менеджмента [9, с.14].

Альтернатива – это условное наименование, какого - то из возможных способов достижения цели [3, с.46]. Выбор альтернативы – это выбор направления решения.

Целью называется формализованное описание того состояния, достижение которого отождествляется в сознании лица, принимающего решение, с решением проблемы [3, с.46].

Под решением понимается выбор альтернативы. Под решением понимается выбор альтернативы в процессе реализации основных функций управления [5, с.20].

Под вариантом понимается видоизменение, разновидность. Выбор варианта – это выбор способа реализации выбранной альтернативы [2, с.68].

Объект решения – система или операция. Субъектом решения может быть как управляющая подсистема организационно - производственной системы, так и лицо, принимающее решение.

На практике реализация решения представляет собой конкретизированную программу, включающей в себя перечень мероприятий, а также методы и сроки их осуществления, круг исполнителей и ответственных лиц, источники получения необходимых средств, список желаемых результатов и критерии их оценки.

Эта программа определяет место каждой производственной единицы участия в процессе достижения желаемых целей решения. При этом совместные действия и ресурсы участвующих сторон (подразделений) согласованы и увязаны во времени.


Решение всегда носит директивный характер, т.е. поступает от руководителя (менеджера, директора, начальника и т.д.), и сигналом действия коллектива.

Решение содержит в себе черты, свойственные как всем решениям, принимаемым человеком в любой сфере деятельности (осознанность и целенаправленность), так и присущих только решениям, принимаемых в процессе управления. К последним относят:

–решение становится результатом творческой деятельности человека, основанной на личном опыте, а также на познании и использовании объективных законов;

–решение формирует круг действий субъекта и объекта управления для достижения желаемых целей, т.е. ведёт к практическим результатам;

–решение определяет взаимодействие, которое связывает субъект и объект управления.

В ходе процесса разработки и реализации решения руководитель использует свои знания и опыт практики, тем самым внося субъективный момент в выработанное решение. Этот субъективизм присутствует в каждом решении, принимаемом человеком, и он не будет считаться отрицательным, если в выработанном решении будет преобладать объективные доводы.

Исходя из многообразия свойств решений, можно выделить следующие аспекты: организационный, правовой, экономический, социальный, психологический, педагогический.

Правовой аспект включает в себя: соблюдение правовых норм при подготовке и реализации решений, придание решению формы нормативного правового или распорядительного акта, распределение ответственности за выполнение принятого решения, соблюдение компетенций каждого подразделения при подготовке и реализации решения.

Экономический аспект включает в себя: максимизация экономического эффекта, материальная заинтересованность персонала, рациональность использования различных ресурсов, экономическая обоснованность решения.

Социальный аспект включает в себя: развитие системы участия персонала в управлении, улучшение качества трудовой деятельности, наличие неформальной структуры рабочих групп, совместная внепроизводственная деятельность персонала.

Педагогический аспект включает в себя: квалифицированный рост персонала, воспитательный характер решений, формирование корпоративной культуры организации.

Психологический аспект включает в себя: профессиональные качества руководителя, оценка социально–психологического климата организации, деловые качества руководителя и психологическое состояние подчинённых, инновационная готовность персонала.


Организационный аспект включает в себя: принцип разделения труда, структуризация функций управления, делегирование полномочий, локализация и устранение конфликтов.

Организационный аспект проявляется в организации, как разработки, так и выполнения решения. При этом реализуется ряд его функций, а именно направляющей, координирующей и мотивирующей, свидетельствующих о многогранности данного понятия.

Направляющая функция решений проявляется в том, что они принимаются исходя из долговременной стратегии развития предприятия, конкретизируются в многообразных задачах. Одновременно, как уже упоминалось в начале данного пункта, решения являются направляющей основой для реализации общих функций управления – планирования, организации, контроля, мотивации, которые реализуются посредством решений.

Координирующая роль решений отражается в необходимости согласования действий исполнителей для реализации решений в утверждённые сроки и соответствующего качества.

Мотивирующая функция решения реализуется через систему организационных мер (приказы, постановления, распоряжения), экономических стимулов (премии, надбавки), социальных оценок (самоутверждение личности, творческая самореализация).

Особенностью х решений является наличие обратной связи в процессе его реализации, по средствам которой оказывается корректирующее воздействие на объект управления.

Решения, принимаемые на различных уровнях, имеют свои особенности.

Наиболее обширным является государственный уровень принятия и реализации решения. К его особенностям относят: масштабность решаемых проблем, большое количество вовлечённых в работу разработки и реализации, ответственность перед обществом (финансовая, социальная, политическая, экологическая).

В различных организациях самым верхнем является уровень высшего руководства, который ставит и решает стратегические цели организации.

Средний уровень – уровень функциональных начальников, реализующий стратегические цели организации, а также разрабатывающий тактические цели.

Низший уровень – уровень младших начальников, реализующие стратегические решения и разрабатывающие оперативные решения.

Рассмотрев функции решений и их различные аспекты, а также поняв сущность и свойства решений, трудно представить их роль в процессе управления. Для этого используется система классификации решений и типология решений. Этому вопросу и будет посвящен следующий пункт данной работы.


1.2 Типы и виды решений

Многообразие решений представляет собой некоторый комплекс, понимание которого облегчается на основе системного подхода, позволяющего раскрыть строгую систему решений. В такой системе решений должны проявляться как общие признаки, так и специфические особенности, присущие отдельным видам решений. Существует несколько взглядов на классификацию решений.

Так, полную и четкую классификацию дает Е.П. Голубков: по содержанию решения разделяют на политические, социальные, экономические, организационные, технические и т. д.; по срокам действия и степени воздействия на будущие решения – на оперативные, тактические, стратегические; по виду лица принимающего решение – индивидуальные и коллективные (организационные); по степени уникальности – рутинные, нетворческие и уникальные, творческие; по степени неопределенности (полноты информации) – решения в условиях определенности, в условиях риска (вероятностной определенности) и в условиях неопределенности [9].

Следует отметить, что, выдвигая все новые и новые критерии, можно выделить массу видов решений, но мы останавливаемся на том, что вид решения (а если быть еще точнее, то технология его принятия) напрямую зависит от рода проблемы и ситуации, в которой она возникла. Под ситуацией понимается сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку (внешнюю среду), в которой возникла проблема. То есть, с точки зрения технологии принятия решения, нам необходимо классифицировать проблему, с которой сталкивается организация, и тогда круг выбора решений сузится.

При существующем в настоящее время разнообразии процедур и моделей принятия решений возможны различные классификации. Приведем критерии классификации, предложенной А.В. Шегдой1:

Важность проблемы для организации. Важная проблема требует большей четкости, организованности в подготовке к принятию решения, создания эффективного контроля, согласованности между подразделениями, участвующими в решении.

Временной аспект решения проблемы. Решение для срочной проблемы, как правило, принимается в условиях большей неопределенности по сравнению с тем случаем, когда проблема не требует быстрого решения и целесообразно накопить необходимую информацию для принятия наилучшего решения.

Предварительная оценка эффективности решения проблемы. Если изначально известен незначительный эффект, то целесообразно не производить большие затраты на поиск информации, оценку возможных решений, поскольку даже не самое лучшее решение не дает большого проигрыша. В случае ожидаемого значительного эффекта процедуру принятия решений необходимо продумывать особенно тщательно.