Файл: Процесс построения модели управленческого решения (Понятие решения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.1 Принципиальное описание модели

В настоящее время фиксируется тенденция увеличения количества внедряемых инновационных методов обучения на основе современных информационных и телекоммуникационных технологий образовательными учреждениями: колледжами, высшими учебными заведениями, различными центрами переподготовки. Наряду с этим расширяется один из инновационных методов обучения: применение имитационных моделей на базе систем поддержки принятия решений, использование которого в образовательном процессе еще не достаточно.

При создании различных систем поддержки принятия решений для текущей деятельности возникает задача определения оптимального решения в данный момент времени [1]. На текущий момент существует ряд типовых задач часто встречающихся на практике [2]:

  • задача коммивояжёра (англ. Travelling salesman problem, TSP) —задача комбинаторной оптимизации, заключающаяся в отыскании самого выгодного маршрута, проходящего через указанные города хотя бы по одному разу с последующим возвратом в исходный город;
  • задача о ранце (рюкзаке) (англ. Knapsack problem) — максимизационная задача укладки как можно большего числа нужных вещей в рюкзак при условии, что общий объём (или вес) всех предметов, способных поместиться в рюкзак, ограничен. Её модификации часто возникают в экономике, прикладной математике, криптографии, генетике и логистике для нахождения оптимальной загрузки транспорта (самолёта, поезда, трюма корабля) или склада.

В решаемой задаче проведения скрининга среди населения необходимо найти оптимальный вариант комбинации принимаемых решений, таким образом, чтобы максимально удовлетворить выбранным критериям в рамках ограниченных финансовых ресурсов, которые напрямую ограничивают возможности принимаемых решений.

На данный момент имеется описанная модель деятельности процесса проведения скрининговых программ для населения (см. рис. 2.1).

Рис.2.1 «Модель процесса проведения скрининга среди населения»

В данной модели перед лицом, принимающим решение (ЛПР) стоит задача по снижению уровня заболевания в регионе при ограниченных финансовых ресурсах в рамках общей стратегии страны [3]. Скрининг - это система медицинских мероприятий направленных на выявление заболеваний (по возможности на ранней стадии) у бессимптомной части населения. Данный подход не всегда является однозначно полезным, из-за несовершенности методов используемых для диагностирования различных заболеваний: отсутствует 100 % уверенность в положительном или отрицательном результатах. Так как возможно проведение:


  • гипердиагностики, приводящей к ошибочному медицинскому заключению о наличии у обследуемого пациента болезни или её осложнений;
  • ошибочной диагностики, создание ложного чувства уверенности в отсутствии болезни.

По этим причинам скрининговые исследования должны обладать достаточной чувствительностью и допустимым уровнем специфичности [4].

Программа имеет первоначальную ситуацию, описывающуюся несколькими сценарно-заданными начальными параметрами. Имеется возможность задавать собственные начальные значения, для отражения реальных ситуаций из жизни для использования в текущей деятельности или в рамках обучения для демонстрации острых (предельных) или типовых ситуаций. Также они могут рассчитываться случайным образом в рамках допустимого диапазона, для исключения повторяющихся ситуаций в рамках обучения. Аналитические данные отображаются в виде графического интерфейса, представляющего из себя набор графиков и таблиц (см. рис.2.2).

Рис.2.2 - «Часть интерфейса, иллюстрирующая аналитические данные»

Например, есть определённые возрастные группы населения, характеризующиеся пиками - высокой вероятностью заболевания в определенных годах выделенных групп населения [6, 7].

Исходя из анализа данных и выбранных критериев (с установленными коэффициентами значимости), принимаются в рамках обучения или рассчитываются управленческие решения при использовании в текущей деятельности (см. рис.3). Рассчитанные управленческие решения основываются на логико-математических взаимосвязей объектов. Их использование исключает субъективный подход в принятии решений, однако являются лишь рекомендациями (приближенными значениями) для принятия решений. В дальнейшем модель необходимо дорабатывать новыми взаимосвязями (новые объекты или показатели) или обучать существующую модель.

Целью данной работы является исследование процесса построения модели управленческого решения, для достижения поставленной цели, были выделены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты процессв построения модели управленческого решения;

- разработать модель для управления затратами предприятия.

Объект исследования – имитационное моделирование.

Предмет исследования - исследование взаимосвязи имитационного моделирования и процесса разработки управленческих решений.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области управленческих решений, материалы периодических изданий и сети Интернет.

Глава 1 Теоретические аспекты процесса построения модели управленческого решения

Программа имеет первоначальную ситуацию, описывающуюся несколькими сценарно-заданными начальными параметрами. Имеется возможность задавать собственные начальные значения, для отражения реальных ситуаций из жизни для использования в текущей деятельности или в рамках обучения для демонстрации острых (предельных) или типовых ситуаций. Также они могут рассчитываться случайным образом в рамках допустимого диапазона, для исключения повторяющихся ситуаций в рамках обучения. Аналитические данные отобр

Например, есть определённые возрастные группы населения, характеризующиеся пиками - высокой вероятностью заболевания в определенных годах выделенных групп населения [6, 7].

Исходя из анализа данных и выбранных критериев (с установленными коэффициентами значимости), принимаются в рамках обучения или рассчитываются управленческие решения при использовании в текущей деятельности (см. рис.3). Рассчитанные управленческие решения основываются на логико-математических взаимосвязей объектов. Их использование исключает субъективный подход в принятии решений, однако являются лишь рекомендациями (приближенными значениями) для принятия решений. В дальнейшем модель необходимо дорабатывать новыми взаимосвязями (новые объекты или показатели) или обучать существующую модель.

Рис.2.3 - Часть интерфейса иллюстрирующая,управленческие решения

После чего рассчитываются промежуточные (внутримодельные) и результирующие показатели. Основой расчета служит последовательность методов вычисляющихся в определенном порядке, заданным разработчиком модели. Методы представляют собой логико- математические взаимосвязи различных объектов (население, скрининг и т.д.) [8]. Во время расчета в методы подставляются управленческие решения или результаты расчетов других методов. Таким образом, после полного расчета модель переходит в новое состояние с изменившимися показателями.

Рис. 2.4 – Результаты показателей по скрининговым программам

2.3 Техническое описание разрабатываемой модели

Программа будет реализована на платформе (см. рис. 2.5), состоящей из 4 составляющих: Apache, MySQL, PHP, Web-браузер. Веб-браузер подает запрос на веб-сервер, после чего запрос анализируется и подается команда на запуск определенного скрипта, который запрашивает определенные данные из СУБД, получая и обрабатывая их, в конечном итоге через вебсервер выдает результат первоначального запроса.

Данный набор инструментов является оптимальным и эффективным в рамках разрабатываемой модели [5].

Рис.2.5 - Технологическая схема платформы

Целью данной работы является исследование процесса построения модели управленческого решения, для достижения поставленной цели, были выделены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты процессв построения модели управленческого решения;

- разработать модель для управления затратами предприятия.

Объект исследования – имитационное моделирование.

Предмет исследования - исследование взаимосвязи имитационного моделирования и процесса разработки управленческих решений.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области управленческих решений, материалы периодических изданий и сети Интернет.

Глава 1 Теоретические аспекты процесса построения модели управленческого решения

Программа имеет первоначальную ситуацию, описывающуюся несколькими сценарно-заданными начальными параметрами. Имеется возможность задавать собственные начальные значения, для отражения реальных ситуаций из жизни для использования в текущей деятельности или в рамках обучения для демонстрации острых (предельных) или типовых ситуаций. Также они могут рассчитываться случайным образом в рамках допустимого диапазона, для исключения повторяющихся ситуаций в рамках обучения. Аналитические данные отобр

Например, есть определённые возрастные группы населения, характеризующиеся пиками - высокой вероятностью заболевания в определенных годах выделенных групп населения [6, 7].

Исходя из анализа данных и выбранных критериев (с установленными коэффициентами значимости), принимаются в рамках обучения или рассчитываются управленческие решения при использовании в текущей деятельности (см. рис.3). Рассчитанные управленческие решения основываются на логико-математических взаимосвязей объектов. Их использование исключает субъективный подход в принятии решений, однако являются лишь рекомендациями (приближенными значениями) для принятия решений. В дальнейшем модель необходимо дорабатывать новыми взаимосвязями (новые объекты или показатели) или обучать существующую модель.

Рис.2.3 - Часть интерфейса иллюстрирующая,управленческие решения

После чего рассчитываются промежуточные (внутримодельные) и результирующие показатели. Основой расчета служит последовательность методов вычисляющихся в определенном порядке, заданным разработчиком модели. Методы представляют собой логико- математические взаимосвязи различных объектов (население, скрининг и т.д.) [8]. Во время расчета в методы подставляются управленческие решения или результаты расчетов других методов. Таким образом, после полного расчета модель переходит в новое состояние с изменившимися показателями.

Рис. 2.4 – Результаты показателей по скрининговым программам



Рис.2.5 - Технологическая схема платформы

В рамках процесса обучения данная имитационная модель окажет неоценимую помощь преподавателю, так как позволит беспристрастно оценить решения, полученные учащимися. В перспективе это открывает возможности для более глубокого внедрения электронных средств в образовательный процесс: модели не требуют постоянного присутствия преподавателя, методические рекомендации выдаются автоматически, программа сама указывает на допущенные ошибки, выполняется объективная сертификация.

Для программ повышения квалификации это возможность соединить в единый процесс существующую деятельность и новый материал (инструментарий, подходы и методы для решения поставленных задач). Данный подход дает возможность высокого осознания нового материала, так как он непосредственно наложен на имитационную модель имитирующую деятельность обучаемого.

В текущей деятельности будет являться одним из инструментов, помогающим принять необходимое решение. А также на основании него будет осуществляться передача оптимального комплекса показателей и последующее его изменение для управления данным процессом.

Полученные результаты являются доказательством того, что внедрение модуля («Скрининговые программы») комплекса программ на базе имитационного моделирования для решения управленческих задач будет востребованным:

- в учебном процессе колледжей и высших учебных заведений имитационные модели дадут более полное представление об изучаемом процессе или объекте, это даст возможность более глубоко проникнуться в сущность задачи. Организация учебного процесса построенного на применении новых инструментов работы с информацией приведет к получению более полных знаний в ходе обучения. Также данный продукт может освободить преподавателя от ряда утомительных функций, в частности от отработки элементарных умений и навыков, проверки знаний, а также сделать учебные занятия яркими и насыщенными, предоставляя при этом учащимся максимальную свободу творчества. Процесс обучения станет более современным, уменьшатся финансовые затраты на него, повыситься заинтересованность участников образовательной среды в научных и методических исследованиях. А также повыситься инновационная составляющая вуза, что влечет повышение статуса вуза, а, следовательно, и его привлекательности для учащихся студентов и поступающих абитуриентов;

  • в рамках программ повышения квалификации достигается сглаживание между отрывом от текущей деятельности и подачей нового материала посредством имитационной модели, содержащей в себе данные двух составляющих;
  • в текущей деятельности на основании данной модели появится единое представление о данном процессе, что будет способствовать общему пониманию сути деятельности. На основании чего возможно развитие и усовершенствование представлений о процессе: инструментарий, анализируемые показатели и т.д.

Заключение

Программа позволяет:

  • увеличить эффективность усвоения знаний, повысить понимание материала, увеличить скорость передачи знаний, выработать профессионально-ориентированные умения, навыки в исследовании свойств изучаемых объектов и процессов;
  • развивать такие важные для специалиста любой отрасли качества, как интуиция, профессиональное чутье, образное мышление;
  • повысить эффективность и сокращает сроки обучения по программам повышения квалификации;
  • сократить сроки принятия решений и способствует минимизированию количества ошибочных решений в текущей деятельности;
  • исключить субъективный подход при принятии решений. Визуализацию в концепции информационно-образовательной среды следует понимать как использование анимационных объектов, построенных на основе математических моделей изучаемого объекта или процесса. Данное обстоятельство указывает на возможность применения данных моделей в процессе обучения и текущей деятельности.

Внедрение новых средств обучения потребует пересмотрения существующих методов обучения, что повлечет за собой разработку новых подходов в системе обучения.

Список литературы

  1. Аннотация к среде имитационного моделирования AnyLogic // http://www.xjtek.com/anylogic/
  2. Борщев, А.В. Применение имитационного моделирования в России – состояние на 2014 год // http://www.gpss.ru/immod07/
  3. Мельников Б. Ф. Мультиэвристический подход к задачам дискретной оптимизации / Б. Ф. Мельников, С. В. Пивнева // Методы и средства обработки информации : труды Третьей всерос. науч. конф. (ВМК МГУ 6-8 октября 2012 г.). - М., 2012. - С. 268-280.
  4. Обзор статей конференций ИММОД-2003, ИММОД-2007, ИММОД-2015 (г. Санкт-Петербург) // http://www.gpss.ru/
  5. Ойхман Е. Г. Реинжиниринг бизнеса. Реинжиниринг организаций и информационные технологии / Е. Г. Ойхман, Э. В. Попов. - М. : Финансы и статистика, 2015.
  6. Пивнева С. В. Математическое моделирование принятия решений в различных предметных областях / С. В. Пивнева, Б. Ф. Мельников // Вектор науки. - № 3 (13). - 2012
  7. Пивнева С.В., Сытник С.С. Имитационное моделирование принятия управленческих решений в системе обучения. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2015. № 4. С. 23-24. - Режим доступа: http: //elibrary.ru/item.asp?id=1701762 0
  8. Сытник С.С. Имитационное моделирование принятия управленческих решений на примере компьютерной модели «скрининговые программы». Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 1. С. 68-69.
  9. Тенюкова К.Ю., Турханова Е.Е., Тенюков В.В. Роль скрининговых исследований в изучении состояния здоровья населения для формирования здорового образа жизни. Здравоохранение Чувашии. 2011. № 4. С. 25-29.
  10. Ту май К. Имитационное моделирование бизнес-процессов. Как отображаются характеристики процессов при моделировании. - М., 2014.
  11. Филиппова О. А. Применение методов экономико-математического моделирования для оценки качества услуг предприятий / О. А. Филиппова, JL С. Завьялова // Наука - промышленности и сервису : сб. тр. Международной научно-практической конф. - 2012. - № 6-1. - С. 277-285.
  12. Филиппова О. А. Применение прикладных программ для планирования бизнеса // Наука - промышленности и сервису : сб. тр. Международной научно-практической конф,- 2010. - Т. 1. - № 5. - С. 60-66.
  13. Medscape: Medscape Access - веб ресурс для врачей и других специалистов в области здравоохранения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://emedicine.medscape.cOm/article/773832-overview#showall. - (дата обращения: 15.03.2016).
  14. Miller A.B. Quality assurance in screening strategies. Virus Research. 2012. Т. 89. № 2. С. 295-299.
  15. Pidd, M. 2004. Computer Simulation in Management Science, 5th ed. Chichester: John Wiley & Sons.