Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Понятие и значение внутренней и внешней среды).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Понятие и значение внутренней и внешней среды организации
1.2. Направление анализа внутренней среды организации
1.3 Факторы внешней среды организации
Глава 2. Практические аспекты анализа внешней и внутренней среды
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ внутренней и внешней среды ООО «Актив»
2.3 Определение конкурентных преимуществ ООО «Актив» и оценка его конкурентоспособности
Макросреда организации представлена более общими для большинства, компаний факторами, преимущественно социального плана. К ним относятся факторы демографического, экономического, природного, политического, технического и культурного характера. Особенности макросреды ООО «Актив» рассмотрим с помощью PEST (STEP) анализа, который включает в себя факторы внешней среды: политический, экономический, социальный, технологический и характер его воздействия, результаты отразим в таблице 4.
Анализ ООО «Актив» показал, что воздействие политического фактора (изменение законодательства) - это угроза, вероятность этого события низка, но проявление этого фактора приведет к увеличению издержек. Спрос на услугу (экономический фактор), вероятность события высока, потому что хозяйственные товары постоянно пользуются спросом. Реклама и связь с общественностью (социальный фактор) - это возможность укрепить свои позиции на рынке.
Появление специализированных технологий (технологический фактор) требует их использования, которая приводит к дополнительным издержкам и это еще одна угроза. Развитие конкурентных технологий это возможность повышения своей конкурентоспособности, а, следовательно, и совершенствование системы управления организацией.
По результату PEST-анализа наибольшая нестабильность наблюдается в технологической сфере, в связи с этим необходимо уделять особое внимание подробному исследованию новых технологий, новых продуктов. Появление специализированных технологий (технологический фактор) требует их использования, которая приводит к дополнительным издержкам и это еще одна угроза.
Развитие конкурентных технологий — это возможность повышения своей конкурентоспособности, а, следовательно, и совершенствование системы управления предприятием.
Внутренняя среда характеризует потенциал предприятия его производственные и маркетинговые возможности. Анализ внутренней среды вскрывает те внутренние возможности и тот потенциал, на который может рассчитывать организация в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей, а также позволяет более верно сформулировать миссию и лучше уяснить цели предприятия.
К преимуществам ООО «Актив» можно отнести невысокие, относительно конкурентов цены и выгодные условия покупки товаров для потребителя: корпоративные скидки.
Важно отметить, что реклама услуг ООО «Актив» по телевидению и по радио ведется только при появлении новинок, что, несомненно, является большим минусов. Компании конкуренты, напротив, уделяют большое внимание рекламе независимо от акций, скидок и новинок. Следовательно, в ООО «Актив» слабая маркетинговая деятельность.
На данный момент основной целью деятельности ООО «А-ТНЦ» является получение прибыли полученной в результате удовлетворения потребностей потребителей в предоставляемых услугах.
Для анализа внутренних проблем использовался метод анализа функциональных областей, в результате которого были выявлены наиболее значимые сильные стороны, обеспечивающие предприятию преимущества перед конкурентами, и слабые стороны, не позволяющие ООО «Актив» достичь конкурентных преимуществ и выйти на новые этапы развития. Анализ внутренней среды приведен в таблице 4.
Из таблицы 5 видно, что основными факторами, сдерживающими дальнейшее развитие ООО «Актив»:
- низкий уровень маркетинговых исследований и недостаточное финансирование рекламных кампаний, что в свою очередь препятствует продвижению услуг на рынок;
- слабое развитие системы долгосрочного планирования.
Одновременное изучение внутренней и внешней среды организации обеспечивает SWOT-анализ (аббревиатура составлена из первых букв английских слов: сила, слабость, возможности и угрозы).
Методология SWOT-анализа предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее установление использованы для формулирования стратегии организации. Цель SWOT-анализа критическая оценка текущего положения предприятия, выраженное во внутренних преимуществах и слабостях, оценить его способность предотвращать угрозы и использовать возможности, которые возникают в его окружении.
Таблица 4 - Анализ внутренней среды ООО «Актив»
Аспект среды |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Маркетинг |
|
|
Менеджмент |
1. Наличие высококвалифицированных управленческих кадров 2.Отличная система краткосрочного планирования |
1. Слабое развитие системы долгосрочного планирования |
Персонал |
|
1. Отсутствие иных стимулов в системе мотивации, кроме материальных |
Организационн ая культура |
|
1. Отсутствие системы нематериальной мотивации персонала |
Примечание: Таблица составлена автором |
SWOT-анализ показал, что практически любая угроза ведет за собой цепь негативных факторов, которые являются проблемой в управлении предприятием, конечным звеном которой всегда являются финансовые убытки, а вслед за этим и, возможно, падение репутации фирмы.
И наоборот, любая возможность дает предприятию шанс упрочить свое место на рынке, а также, при возможности, продвигаться дальше. SWOT-анализ позволяет выработать стратегии дальнейшей организации управления предприятием с целью развития сильных сторон организации.
Для того чтобы успешно функционировать в долгосрочной перспективе, организация должна уметь предвидеть, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее.
Матрица SWOT-анализа деятельности ООО «Актив» помогла установить связи между силой и слабостью, которые присущи организации, внешними угрозами и возможностями представлены в таблице 6.
Таблица 6- Сильные и слабые стороны, возможности и угрозы
Сильные стороны фирмы |
Возможности фирмы |
Низкие цены по сравнению с конкурентами Наличие собственной площади и сервисного центра Гибкая ценовая политика Наличие опыта работы с покупателями более 18 лет |
Наличие неохваченных фирмами перспективных рынков или новых сегментов рынка Увеличение разнообразия во взаимосвязанных продуктах Сотрудничество с другими компаниями |
Налаженные связи с рядом поставщиков Наличие благоприятного имиджа компании Возможность постоянного повышения квалификации Ухудшающаяся конкурентная позиция |
Возможность применения различных тактик ценообразования |
Слабые стороны фирмы |
Угрозы внешней среды |
Отсутствие отдела маркетинга Неэффективный менеджмент Текучесть кадров (20%) Нехватка оборотных средств для закупок Неспособность финансировать необходимые изменения в стратегии Отсутствие программы продвижения |
Рост ответственности у работников за свою работу Нестабильность курса доллара (закупочные цены привязаны к доллару и евро, а продают в рублях) Появление новых конкурентов Происходит изменение политики поставщиков Неблагоприятная политика правительства Кризис в экономике Демпинг со стороны конкурентов Изменение предпочтений потребителей |
Примечание: Таблица составлена автором. |
На основе проведенного исследования по макроокружению и выявлению сильных и слабых сторон во внутренней среде предприятия, можно сформировать составить Матрицу SWOT ООО «Актив», представим ее в таблице 7.
Таблица 7- SWOT-матрица
ПОЛЯ МАТРИЦЫ |
ВОЗМОЖНОСТИ
|
УГРОЗЫ
|
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ
|
Поле СИЛА и ВОЗМОЖНОСТИ
|
Поле СИЛА и УГРОЗЫ
|
|
|
|
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ
|
Поле СЛАБОСТЬ и ВОЗМОЖНОСТИ
|
Поле СЛАБОСТЬ и УГРОЗЫ
рекламной кампании
3 . Увеличение затрат на маркетинговые мероприятия |
Примечание: Таблица составлена автором. |
По итогам выделенных возможностей/угроз внешней среды и сильных и слабых сторон самого предприятия сформулировать стратегию для дальнейшего удачного существования на рынке сантехнической продукции города можно следующим образом:
- постоянно отслеживать мобильные параметры внешней среды;
- анализировать свой опыт и опыт подобных предприятий;
- проводить регулярный мониторинг возможных конкурентов, выявляя их слабые и сильные стороны, проанализировать полученные результаты;
- создавать альтернативные или качественно новые предложения (например, помощь в наиболее полной комплектации заказа), развивать свои, уже сложившиеся, превосходства;
- рекомендуется провести мероприятия по организации отдельных элементов маркетинга, которые отсутствуют на данном предприятии (например, программа лояльности клиентов, скидки, корпоративные программы, распродажи);
- несмотря на то, что в организации отсутствует текучка кадров, нужно более детально подходить к системе стимулирования персонала, возможностям обучения и повышения квалификации;
- разработать комплекс мероприятий для удержания и расширения своей клиентской базы за счет формирования и поддержания высокого уровня удовлетворенности своих клиентов;
- создать дополнительные услуги по послепродажному обслуживанию.
В результате проведенного анализа были выявлены наиболее значимые сильные стороны ООО «Актив», обеспечивающие конкурентные преимущества. К ним относятся: возможность поддержания более низких цен по сравнению с основными участниками рынка и наличие собственных средств, необходимых для развития, что дает организации возможность увеличения доли рынка. А также высокий профессионализм управленческих кадров, который позволяет компании оперативно реагировать на любые изменения рынка. Так же в результате проведенного анализа были выявлены и слабые стороны, препятствующие ООО «Актив» в достижении конкурентных преимуществ и выходе на новые этапы развития. К ним относятся: слабое развитие системы долгосрочного планирования и слабая маркетинговая политика торгового предприятия
Изучение внутренней среды предприятия предполагает оценку производственно-сбытовых и научно-технических возможностей фирмы, иными словами, необходимо исследовать конкурентные преимущества и недостатки самой фирмы и соотнести их между собой. К преимуществам магазина можно также отнести невысокие, относительно конкурентов цены и выгодные условия покупки техники для потребителя: отсрочки платежа, скидки. Каждый месяц предприятия «Актив» рекламирует свою продукцию в газете «Реклама» (во всех выпусках газеты на протяжении всего года), на отдельно стоящих рекламных конструкциях, размещенных в строительно-хозяйственных торговых центрах, на информационных стендах, на информационных досках в общественном транспорте, на баннерах в городе Томске (реклама торговой организации - один раз в три месяца на протяжении семи дней).