Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Понятие и значение внутренней и внешней среды).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Макросреда организации представлена более общими для большинства, компаний факторами, преимущественно социального плана. К ним относятся факторы демографического, экономического, природного, политического, технического и культурного характера. Особенности макросреды ООО «Актив» рассмотрим с помощью PEST (STEP) анализа, который включает в себя факторы внешней среды: политический, экономический, социальный, технологический и характер его воздействия, результаты отразим в таблице 4.

Анализ ООО «Актив» показал, что воздействие политического фактора (изменение законодательства) - это угроза, вероятность этого события низка, но проявление этого фактора приведет к увеличению издержек. Спрос на услугу (экономический фактор), вероятность события высока, потому что хозяйственные товары постоянно пользуются спросом. Реклама и связь с общественностью (социальный фактор) - это возможность укрепить свои позиции на рынке.

Появление специализированных технологий (технологический фактор) требует их использования, которая приводит к дополнительным издержкам и это еще одна угроза. Развитие конкурентных технологий это возможность повышения своей конкурентоспособности, а, следовательно, и совершенствование системы управления организацией.

По результату PEST-анализа наибольшая нестабильность наблюдается в технологической сфере, в связи с этим необходимо уделять особое внимание подробному исследованию новых технологий, новых продуктов. Появление специализированных технологий (технологический фактор) требует их использования, которая приводит к дополнительным издержкам и это еще одна угроза.

Развитие конкурентных технологий — это возможность повышения своей конкурентоспособности, а, следовательно, и совершенствование системы управления предприятием.

Внутренняя среда характеризует потенциал предприятия его производственные и маркетинговые возможности. Анализ внутренней среды вскрывает те внутренние возможности и тот потенциал, на который может рассчитывать организация в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей, а также позволяет более верно сформулировать миссию и лучше уяснить цели предприятия.

К преимуществам ООО «Актив» можно отнести невысокие, относительно конкурентов цены и выгодные условия покупки товаров для потребителя: корпоративные скидки.

Важно отметить, что реклама услуг ООО «Актив» по телевидению и по радио ведется только при появлении новинок, что, несомненно, является большим минусов. Компании конкуренты, напротив, уделяют большое внимание рекламе независимо от акций, скидок и новинок. Следовательно, в ООО «Актив» слабая маркетинговая деятельность.


На данный момент основной целью деятельности ООО «А-ТНЦ» является получение прибыли полученной в результате удовлетворения потребностей потребителей в предоставляемых услугах.

Для анализа внутренних проблем использовался метод анализа функциональных областей, в результате которого были выявлены наиболее значимые сильные стороны, обеспечивающие предприятию преимущества перед конкурентами, и слабые стороны, не позволяющие ООО «Актив» достичь конкурентных преимуществ и выйти на новые этапы развития. Анализ внутренней среды приведен в таблице 4.

Из таблицы 5 видно, что основными факторами, сдерживающими дальнейшее развитие ООО «Актив»:

  • низкий уровень маркетинговых исследований и недостаточное финансирование рекламных кампаний, что в свою очередь препятствует продвижению услуг на рынок;
  • слабое развитие системы долгосрочного планирования.

Одновременное изучение внутренней и внешней среды организации обеспечивает SWOT-анализ (аббревиатура составлена из первых букв английских слов: сила, слабость, возможности и угрозы).

Методология SWOT-анализа предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее установление использованы для формулирования стратегии организации. Цель SWOT-анализа критическая оценка текущего положения предприятия, выраженное во внутренних преимуществах и слабостях, оценить его способность предотвращать угрозы и использовать возможности, которые возникают в его окружении.

Таблица 4 - Анализ внутренней среды ООО «Актив»

Аспект среды

Сильные стороны

Слабые стороны

Маркетинг

  1. Достаточная доля рынка
  2. Ценовые преимущества перед другими участниками рынка
  1. Низкий уровень маркетинговых исследований
  2. Низкий уровень программы лояльности клиентов, отсутствие акций и презентаций

Менеджмент

1. Наличие

высококвалифицированных управленческих кадров 2.Отличная система краткосрочного планирования

1. Слабое развитие системы долгосрочного планирования

Персонал

  1. Высокая трудовая этика
  2. Эффективная система материального поощрения
  3. Отсутствие текучести кадров

1. Отсутствие иных стимулов в системе мотивации, кроме материальных

Организационн ая культура

  1. Высокая дисциплина
  2. Устоявшиеся нормы и ценности

1. Отсутствие системы нематериальной мотивации персонала

Примечание: Таблица составлена автором


SWOT-анализ показал, что практически любая угроза ведет за собой цепь негативных факторов, которые являются проблемой в управлении предприятием, конечным звеном которой всегда являются финансовые убытки, а вслед за этим и, возможно, падение репутации фирмы.

И наоборот, любая возможность дает предприятию шанс упрочить свое место на рынке, а также, при возможности, продвигаться дальше. SWOT-анализ позволяет выработать стратегии дальнейшей организации управления предприятием с целью развития сильных сторон организации.

Для того чтобы успешно функционировать в долгосрочной перспективе, организация должна уметь предвидеть, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее.

Матрица SWOT-анализа деятельности ООО «Актив» помогла установить связи между силой и слабостью, которые присущи организации, внешними угрозами и возможностями представлены в таблице 6.

Таблица 6- Сильные и слабые стороны, возможности и угрозы

Сильные стороны фирмы

Возможности фирмы

Низкие цены по сравнению с конкурентами Наличие собственной площади и сервисного центра

Гибкая ценовая политика

Наличие опыта работы с покупателями более 18 лет

Наличие неохваченных фирмами перспективных рынков или новых сегментов рынка

Увеличение разнообразия во взаимосвязанных продуктах

Сотрудничество с другими компаниями

Налаженные связи с рядом поставщиков Наличие благоприятного имиджа компании Возможность постоянного повышения квалификации

Ухудшающаяся конкурентная позиция

Возможность применения различных тактик ценообразования

Слабые стороны фирмы

Угрозы внешней среды

Отсутствие отдела маркетинга Неэффективный менеджмент Текучесть кадров (20%)

Нехватка оборотных средств для закупок Неспособность финансировать необходимые изменения в стратегии Отсутствие программы продвижения

Рост ответственности у работников за свою работу

Нестабильность курса доллара (закупочные цены

привязаны к доллару и евро, а продают в рублях)

Появление новых конкурентов

Происходит изменение политики поставщиков

Неблагоприятная политика правительства

Кризис в экономике

Демпинг со стороны конкурентов

Изменение предпочтений потребителей

Примечание: Таблица составлена автором.


На основе проведенного исследования по макроокружению и выявлению сильных и слабых сторон во внутренней среде предприятия, можно сформировать составить Матрицу SWOT ООО «Актив», представим ее в таблице 7.

Таблица 7- SWOT-матрица

ПОЛЯ МАТРИЦЫ

ВОЗМОЖНОСТИ

  1. Ослабление позиций фирм- конкурентов
  2. Способность использовать технологическое ноу-хау в новых видах реализуемых услуг
  3. Рост целевой аудитории
  4. Возможность предоставления корпоративных скидок
  5. Наличие неохваченных фирмами перспективных рынков или новых сегментов рынка
  6. Возможность применения различных тактик ценообразования

УГРОЗЫ

  1. Медленный рост рынка
  2. Высокая инфляция
  3. Высокая зависимость от снижения спроса потребителей
  4. Рост текучести кадров
  5. Экономическая нестабильность
  6. Торговые санкции
  7. Происходит изменение политики поставщиков
  8. Сбои в поставках продукции

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

  1. Высокое качество услуг
  2. Наличие собственных средств, необходимых для развития
  3. Удовлетворение запросов потребителей
  4. Лучшие возможности поставок эксклюзивного вида товаров

Поле СИЛА и ВОЗМОЖНОСТИ

  1. Увеличение объема продаваемых товаров
  2. Разработка новых каналов сбыта товаров
  3. Совершенствование службы маркетинга и разработка ее стратегии
  4. Следование выбранной стратегии и удержание конкурентных преимуществ

Поле СИЛА и УГРОЗЫ

  1. Снижение цен по сравнению с конкурентами
  2. Разработка стратегии расширения рынка
  3. Увеличение затрат на маркетинг, в формировании новых предложений по созданию рекламы
  4. Распределение функции планирования.
  1. Высокая квалификация персонала
  2. Гибкая ценовая политика
  3. Наличие опыта работы с покупателями
  1. Разработка эффективной программы продвижения
  2. Совершенствование обслуживания покупателей
  1. Проведение рекламной акции (внедрение дисконтных карт для постоянных клиентов и т.п.)
  2. Постоянный мониторинг цен конкурентов

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

  1. Слабое развитие системы долгосрочного планирования
  2. Нет четкого стратегического направления развития
  3. Ухудшающаяся конкурентная позиция
  4. Отсутствие программы продвижения

Поле СЛАБОСТЬ и ВОЗМОЖНОСТИ

  1. Совершенствование маркетинговой службы и разработка концепции маркетинга
  2. Анализ возможностей расширения ассортимента
  3. Формирование системы управления персоналом, обеспечивающее мотивацию профессионализма, производительности и эффективности труда.

Поле СЛАБОСТЬ и УГРОЗЫ

  1. Осуществление разработки и проведения эффективной

рекламной кампании

  1. Продуманная рекламная политика удержит покупателей при изменении их вкусов

3 . Увеличение затрат

на маркетинговые мероприятия

Примечание: Таблица составлена автором.


По итогам выделенных возможностей/угроз внешней среды и сильных и слабых сторон самого предприятия сформулировать стратегию для дальнейшего удачного существования на рынке сантехнической продукции города можно следующим образом:

  • постоянно отслеживать мобильные параметры внешней среды;
  • анализировать свой опыт и опыт подобных предприятий;
  • проводить регулярный мониторинг возможных конкурентов, выявляя их слабые и сильные стороны, проанализировать полученные результаты;
  • создавать альтернативные или качественно новые предложения (например, помощь в наиболее полной комплектации заказа), развивать свои, уже сложившиеся, превосходства;
  • рекомендуется провести мероприятия по организации отдельных элементов маркетинга, которые отсутствуют на данном предприятии (например, программа лояльности клиентов, скидки, корпоративные программы, распродажи);
  • несмотря на то, что в организации отсутствует текучка кадров, нужно более детально подходить к системе стимулирования персонала, возможностям обучения и повышения квалификации;
  • разработать комплекс мероприятий для удержания и расширения своей клиентской базы за счет формирования и поддержания высокого уровня удовлетворенности своих клиентов;
  • создать дополнительные услуги по послепродажному обслуживанию.

В результате проведенного анализа были выявлены наиболее значимые сильные стороны ООО «Актив», обеспечивающие конкурентные преимущества. К ним относятся: возможность поддержания более низких цен по сравнению с основными участниками рынка и наличие собственных средств, необходимых для развития, что дает организации возможность увеличения доли рынка. А также высокий профессионализм управленческих кадров, который позволяет компании оперативно реагировать на любые изменения рынка. Так же в результате проведенного анализа были выявлены и слабые стороны, препятствующие ООО «Актив» в достижении конкурентных преимуществ и выходе на новые этапы развития. К ним относятся: слабое развитие системы долгосрочного планирования и слабая маркетинговая политика торгового предприятия

Изучение внутренней среды предприятия предполагает оценку производственно-сбытовых и научно-технических возможностей фирмы, иными словами, необходимо исследовать конкурентные преимущества и недостатки самой фирмы и соотнести их между собой. К преимуществам магазина можно также отнести невысокие, относительно конкурентов цены и выгодные условия покупки техники для потребителя: отсрочки платежа, скидки. Каждый месяц предприятия «Актив» рекламирует свою продукцию в газете «Реклама» (во всех выпусках газеты на протяжении всего года), на отдельно стоящих рекламных конструкциях, размещенных в строительно-хозяйственных торговых центрах, на информационных стендах, на информационных досках в общественном транспорте, на баннерах в городе Томске (реклама торговой организации - один раз в три месяца на протяжении семи дней).