Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Понятие и значение внутренней и внешней среды).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Понятие и значение внутренней и внешней среды организации
1.2. Направление анализа внутренней среды организации
1.3 Факторы внешней среды организации
Глава 2. Практические аспекты анализа внешней и внутренней среды
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ внутренней и внешней среды ООО «Актив»
2.3 Определение конкурентных преимуществ ООО «Актив» и оценка его конкурентоспособности
Для того чтобы оценить эффективность деятельности ООО «Актив», нужно проанализировать показатели работы предприятия в целом.
Структуру можно выбирать и понять только при широком, комплексном подходе к изменениям предприятия и его окружающей среды. На рисунке 2 отражена организационная структура ООО «Актив».
Данная блок-схема относится к линейно-функциональной организации управления. При данной структуре управления сохраняется преимущество линейной структуры в виде принципа единоначалия, и преимущество функциональной структуры в виде специализации управления. Распределение должностных обязанностей осуществляется таким образом, чтобы каждый служащий был максимально нацелен на выполнение производственных задач организации.
Во главе организации стоит директор предприятия ООО «Актив».
Рисунок 2 - Организационная структура ООО «Актив»
Директор следит за финансово-хозяйственной деятельностью ООО «Актив», осуществляет управление финансами (денежные потоки, дебиторская и кредиторская задолженностью, обеспечение выполнения всех обязательств, сохранность активов и т.п.). Осуществляя свою деятельность, директор опирается на потоки информации, поступающие от непосредственно подчиняющихся ему сотрудников - главного бухгалтера, специалиста по закупкам, менеджера по рекламе и менеджера по продажам.
Главный бухгалтер подчиняется директору и несет ответственность за правильность расходования средств и соблюдение финансовой дисциплины. Цели главного бухгалтера состоят в ведении всей бухгалтерской отчетности предприятия и оптимизации налогообложения деятельности компании.
Отдел продаж разрабатывает план реализации товаров и услуг, предоставляемых ООО «Актив» и обеспечивает его выполнение. Наряду с этим отдел ведет систематическую работу по изучению спроса потребителя на услуги ООО «Актив», информирует об этом директора для принятия мер по удовлетворению спроса, заключают договоры, занимаются взаимозачетами, оговаривают условия аренды, а также другие вопросы.
Продавец-консультант - является материально-ответственным лицом, осуществляет прием товара, оформляя при этом необходимые документы, организует розничную торговлю. Продавец выполняет также функцию кассира. Он осуществляет операции по приему, учету, выдаче и хранению денежных средств.
Специалист отдела закупок - специалист, выстраивающий стратегию закупочной деятельности, умеющий выбрать оптимального поставщика, провести и завершить деловые переговоры на максимально выгодных для своей организации условиях.
В задачи специалиста по закупкам входит:
- координация закупочной деятельности компании (руководство отделом закупок, выявление потребности организации в товарах, услугах, поставках); составление долгосрочных и краткосрочных планов компании по закупкам; проверка качества закупаемого продукта;
- постоянное исследование рынка и отслеживание движения цен; взаимодействие с поставщиками и контроль совместной с ними деятельности (получает от них информацию о закупочных ценах, качестве товаров, согласовывает условия поставки и оплаты);
- развитие и осуществление программ сокращения стоимости закупок и т.д.; контроль исполнения заказа и доставки продукта, весь цикл от заключения до поставки;
- ведение всей необходимой документации для предоставления в бухгалтерию и базу данных.
Таким образом, сегодня торговое предприятие ООО «Актив» - динамично развивающаяся организация, предлагающая широкий ассортимент оборудования и сопутствующих товаров, имеющая надежных поставщиков;
собственные складские помещения, собственные торговые площади; профессиональных специалистов; гибкую систему ценообразования.
Проведя анализ финансовых результатов, можно отметить положительную динамику в финансовом секторе предприятия. Рост показателя «совокупный финансовый результат предприятия за отчетный период» отображает улучшение финансовых результатов в целом. Свидетельствует о том, что предприятие стабильно увеличивает свой финансовый достаток, является финансово-сбалансированным и устойчивым на рынке данного типа.
Таблица 1 - Динамика финансовых результатов деятельности ООО «Актив»
Показатель |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Темп роста, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Доходы и расходы по обычным видам деятельности |
||||
1 Выручка (нетто) от реализации продукции, тыс. руб. |
49034 |
49889 |
59729 |
21,8 |
2 Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. |
47455 |
46468 |
51609 |
8,8 |
3 Валовая прибыль, тыс. руб. |
1579 |
3421 |
8120 |
414 |
4 Прибыль (+), убыток (-) от продаж, тыс. руб. |
1579 |
3421 |
8120 |
414 |
Прочие доходы и расходы |
||||
5 Процент к получению (к уплате) (+), (-) тыс.руб. |
- |
- |
- |
|
6 Прочие доходы, тыс.руб. |
123 |
804 |
356 |
189 |
Из них субсидии из бюджетов всех уровней, тыс. руб. |
- |
- |
- |
- |
7 Прочие расходы, тыс.руб. |
868 |
5039 |
885 |
1,95 |
8 Прибыль (+) убыток (-) до налогообложения без дотаций, тыс. руб. |
- |
- |
- |
- |
9 Прибыль до налогообложения, тыс. руб. |
834 |
- 814 |
7591 |
811 |
10 Платежи из прибыли, тыс. руб. |
||||
11 Чистая прибыль (+) убыток (-), тыс. руб. |
834 |
- 814 |
7591 |
811 |
12 Рентабельность (убыточность) продаж, % |
||||
- По прибыли (убытку) от реализации продукции |
3,2 |
6,8 |
13,6 |
325 |
- По прибыли до налогообложения (убытку) |
1,7 |
-1,6 |
12,7 |
647 |
Окупаемость затрат,% |
1,0 |
1,1 |
1,1 |
10 |
Примечание: Расчетные авторские данные. |
Таким образом, анализ данных таблицы 2 показывает, доходы по обычным видам деятельности имеют тенденцию к росту, а именно:
- выручка от реализации услуг в 2016 г. выросла на 21,8% по сравнению 2014 г. Данный рост может быть связан с увеличением количества клиентов ООО «Актив».
- в 2016 году по сравнению с 2014 годом себестоимость услуг выросла на 8,8%, по сравнению с 2015 годом на 11%. Снижение данного показателя наблюдается в 2015 году относительно показателя 2014 г. Так себестоимость реализованных услуг в 2015 году снизилась на 2,1%.
- валовая прибыль организации на протяжении 2014-2016 г. имеет тенденцию к росту, в 2015 году по отношению к 2014 г. валовая прибыль возросла в 2 раза, в 2016 году по отношению к 2015 году - 2,5 раза. Если рассматривать отношение данного показателя в 2016 году относительно 2014 года, то валовая прибыль возросла на 414%, практически в 6 раз. Аналогичные показатели наблюдаются и при анализе прибыли организации.
Анализ прочих доходов и расходов показал:
- максимальный темп роста прочих доходов наблюдается в 2015 году по сравнению с 2014 г. и составляет 554%. В 2015 году относительно показателя 2015 года наблюдается снижение данного показателя на 55,7%. Данное снижение свидетельствует о том, что в 2016 году ООО «Актив» в основном получало доход от обычных видов деятельности.
- в 2016 году наблюдается снижение прочих расходов ООО «Актив» по сравнению с 2015 годом на 82,4%, но нельзя не отметить, что рост прочих расходов организации в 2015 году в 5,8 раза превышает данный показатель в 2014 году. Данный рост может быть связан с увеличением клиентов ООО «Актив».
- на протяжении трех лет наблюдается рост таких показателей как прибыль до налогообложения и чистая прибыль. В 2016 году темп роста данных показателей по отношению к предыдущим годам составляет 811%. Это связано с наращиванием точек сбыта своих услуг и свидетельствует о том, что ООО «Актив» успешно функционирует на рынке продажи сотовых телефонов.
- рентабельность продаж по прибыли (убытку) от реализации продукции имеет тенденцию к росту на протяжении 2014-2016 гг. Данный рост свидетельствует о том, что предприятие успешно использует имеющиеся ресурсы.
- рентабельность по прибыли до налогообложения (убытку) в 2016году по сравнению с 2014 и 2015 годом возросла практически в 8 раз.
На основании анализа финансовых показателей деятельности ООО «Актив» можно сделать вывод, что компания зарекомендовала себя на рынке продаж сотовых телефонов, предприятие приносит прибыль, эффективно использует свои ресурсы.
Во-первых, для рассмотрения основных показателей необходимо провести анализ объемов продаж по каждой ассортиментной группе, представленных в таблице 2.
Таблица 2 - Объемы продаж каждой ассортиментной группы в общем объеме товарооборота за 2014, 2015, 2016 гг., млн. руб.
Номер по порядку |
Наименование ассортиментной группы |
Объем продаж, тыс. руб. |
||
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
||
1 |
Фото- и видеотехника |
970 |
750 |
750 |
2 |
Компьютерная техника |
210 |
140 |
180 |
3 |
Телефоны и связь |
1167 |
2181 |
1570 |
4 |
Теле- и аудиотехника |
70 |
40 |
30 |
5 |
Другие товарные группы |
120 |
50 |
40 |
ИТОГО |
2537 |
2161 |
2570 |
|
Примечание: Расчетные авторские данные. |
Как видно из таблицы 2, объемы продаж за три года заметно снижаются по некоторым группам, но в то же время растет спрос на телефоны и связь.
Это прослеживается на рисунке 3, где представлена структура товарооборота.
Из представленной структуры товарооборота, видно, что более половины продаж составляет категория «сотовые телефоны и связь».
Если в 2014 году продажи этой группы составляли половину доходов компании, то в 2015 и 2016 году они составили 65% и 61% от общего товарооборота соответственно.
Рисунок 3 - Структура товарооборота в разрезе ассортиментных групп за 2014-2016 гг., тыс. руб.
Продажи остальных групп товаров в 2015-2016 гг. резко снизились. Это говорит о том, что потребители начали экономить свои денежные средства.
2.2. Анализ внутренней и внешней среды ООО «Актив»
Ключевой момент в стратегии развития предприятия - это анализ внутренней и внешней среды, т.е. оценка информации о внешнем окружении организации, направленная на обнаружение угроз и возможностей.
Внешняя среда предприятия состоит из микросреды и макросреды. К ней относятся все объекты, факторы и явления, которые находятся за пределами предприятия, которые оказывают непосредственное влияние на его деятельность. Для того, чтобы сформулировать стратегию предприятия с помощью сбора и анализа информации о тенденциях развития факторов макро- и микросреды, необходимо определить: каковы перспективы развития отрасли и экономики, каковы правовые аспекты деятельности организации и возможны ли изменения, каковы технологические новшества в отрасли, кто является основными конкурентами, в чем их преимущества и недостатки, как это использовать для придания собственных конкурентных преимуществ, кто является поставщиками и потребителями продукции, каковы их запросы, поведение, вкусы, привычки, отношение к продукции и т.д.
Таблица 4 - PESTEL-анализ ООО «Актив» на 01.01.2018 г.
Группа факторов |
События / Факторы |
Характер влияния на фирму «+»,«-» |
Вероятность события или проявления фактора |
Воздействие на компанию |
Политические |
Изменение законодательства |
Низкая |
Изменение законодательства может привести к увеличению издержек, и росту цен |
|
Торговые санкции |
+ |
Высокая |
Санкции стимулируют рост цен, трудностям с приобретением импортного оборудования и материалов |
|
Государственное регулирование |
+ |
Высокая |
Спецификации санитарно-гигиенических норм |
|
Экономические |
Спрос на товары |
+ |
Высокая |
Материалы европейского качества пользуется постоянным |
Уровень инфляции |
- |
Низкая |
Внедрение долгосрочных проектов |
|
Уровень дохода населения |
+ |
Высокая |
Снижение потребительской способности, снижение уровня продаж |
|
Спад производства |
+ |
Высокая |
Дефицит и удорожание ресурсов. Нужно стимулировать оказание услуг по поставкам при помощи кредитов/ссуд |
|
Социальные |
Реклама и связи с общественностью |
+ |
Высокая |
Рекламная кампания и акции способствуют укреплению позиций на рынке |
Рост мобильности населения |
Низкая |
Отток квалифицированного персонала. Нужно совершенствовать систему стимулирования |
||
Технологические |
Специализированные технологии |
Высокая |
Необходимость использования специализированных технологий приводит к дополнительным издержкам |
|
Развитие конкурентных технологий |
+ |
Высокая |
Внедрение и развитие конкурентных технологий может повысить конкурентоспособность |
|
Введение инновационных методик и продуктов |
Высокая |
Повышение конкурентоспособности предприятия |
||
Внедрение инновационных технологий труда |
+ |
Высокая |
Совершенствование автоматизации и механизации труда, вследствие чего, дополнительные вложения в новые технологии |
|
Примечание: Таблица составлена автором. |