Файл: Роль информационного права и информационной безопасности в современном обществе (Предмет и методы информационного права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Более того, квалифицирующие признаки объекта гражданских прав, такие, как обособляемость, возможность выделения блага среди прочих, его способность удовлетворять потребности общества, характерны и для информации.

Обозначенные выше аспекты и отсутствие единого подхода в их решении все чаще взывают к необходимости выделения информационного права в самостоятельную отрасль. 

Современное состояние юридической науки характеризуется концептуальной дискуссией в вопросах юридической сущности информационных отношений и правового статуса субъектов информационно-правовых отношений; поиска правового механизма, обеспечивающего санкционированный доступ, безопасность хранения и использования информации; анализом эффективных мер юридической защиты информации, в том числе, путем своевременного выявления информационных правонарушений; разработкой механизма привлечения к юридической ответственности.

В определении предмета информационного права В.А.Копыловым  было отмечено, что информационные отношения – это отношения, возникающие при осуществле­нии информационных процессов - процессов производства, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления информации.

Развивая это определение, Н.Н. Ковалева к предмету ин­формационного права относит также часть обще­ственных отношений, которая связана с развитием в области формирования и управления информационными ресурсами, с развитием и использованием новых технологических работ с информацией и технологиями ее передачи в системах и се­тях коммуникаций, с установлением мер по обеспечению без­опасности в информационных сферах и включает в себя юри­дическую ответственность в названных областях.[8]

Следует отметить, что понятийный аппарат информационного права находится в стадии активного формирования и, по мнению ученых, диалектика развития информационных отноше­ний такова, что в ближай­шее время понятийный аппарат информационного права значительно увеличится. При этом термины информационного права будут ши­роко использоваться и в других отраслях права, поскольку информатизация и потребности современного общества, всех его государственных и негосударственных структур приводит к расширению сферы отношений, регулируемых нормами информационного права.

Так, к примеру, торговая деятельность, связанная с приобретением или продажей товаров активно развивает и использует новую, эффективную форму - электронная торговля, осуществляемую с использованием информационно-телекоммуникационных сетей при которой предварительная оплата товара (ст. 487 ГК РФ) происходит посредством системы электронных платежей (ст.3 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ)[20], включающих в себя расчеты с использованием банковских карт.


При этом расчеты банковской картой с использованием интерактивных сетей предполагают не только определение порядка проведения операции (когда владелец (пользователь) должен ввести индивидуальный номер и некоторые другие идентифицирующие данные карты, после чего сервер направляет, указанные данные (информацию о банковской карте и ее владельце) в ближайший центр обработки банковских карт и вместе с этой информацией банковскому оборудованию высылается запрос на снятие определенной суммы с банковской карточки), но и обеспечение конфиденциальности информации.

Удобная форма покупки и расчетов в сети требует создание правового механизма обеспечения охраны прав покупателя и владельца банковской карты, поскольку содержит в себе ряд недостатков, к примеру, существует опасность, что указанные покупателем данные о банковской карте попадут в неблагонадежные руки, либо будут перехвачены в процессе передачи информации на сервер, что в свою очередь привет к нарушению имущественных и лично-неимущественных прав участников договорных отношений.

И этот пример межотраслевой связи информационного права с банковским, гражданским правом один из тысячи других. Между тем, как показывает анализ законодательства, правовые нормы, регулирующие в настоящее время информационные отношения в России, не объединены общей стратегией законодательного обеспечения этой специфичной сферы жизнедеятельности и данная тенденция наблюдается не только в России, но и во всем мире. Трудности в правовом регулировании связаны и с расширением использования информационно-телекоммуникационных сетей, и с их трансграничностью. 

1.2 Предмет и методы информационного права

Определение предмета информационного права, как и любой другой отрасли, предполагает выявление определенной сферы общественных и иных явлений, институтов и других организационно-технологических упорядоченностей, которые она изучает. При определении предмета информационного права возникают некоторые трудности, поскольку четко отграничить сферу действия информационного права от смежных отраслей представляется довольно сложной процедурой. Ведь информация пронизывает все сферы жизнедеятельности людей, все отношения, регулируемые той или иной отраслью права.

Полагаю неизбежным отметить, что единого подхода к выявлению предмета информационного права среди лиц, занимающихся данной проблематикой, нет. Одни авторы считают, что информационное право - это комплексная отрасль по методам правового регулирования. Другие рассматривают информационное право в качестве системы норм права, регулирующих общественные отношения в информационной сфере. Третьи утверждают, что информационное право - это «формирующаяся отраслевая юридическая наука, изучающая совокупность норм права, регулирующих информационные отношения в обществе и содержащих предписания, которые относятся к информационной деятельности в целом». Однако изучение информационного права требует несколько иного подхода, нежели чем представляется в вышеприведенных определениях.


Следует отметить, что иной подход в изучении информационного права не предполагает отрицания уже разработанных доктрин, поскольку невозможно спорить, например, с тем, что информационное право - это комплексная отрасль права. Предлагаемый подход предполагает лишь доработку существующих доктрин и некоторое их изменение. Полагаю необходимым остановиться подробнее на некоторых моментах, характеризующих информационное право именно как комплексную отрасль.

Нормы информационного права не всегда находятся в нормативных актах, которые с известной степенью условности можно отнести к так называемому информационному законодательству. Они разбросаны по великому множеству правовых актов, регулирующих такие отрасли как конституционное, гражданское, административное, финансовое и уголовное право. Это еще раз подтверждает то фактическое обстоятельство, что регламентация правил поведения в связи с деятельностью по информации является необходимой практически во всех сферах жизни человека.

Нормы Конституции Российской Федерации, например, устанавливают базовые положения информационного права. Так, п.4 ст.29 Конституции устанавливается право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Исходные правила информационного права содержатся также и в других нормах Конституции, например, ст.24, которая гласит, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается и что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Вряд ли будет сейчас уместным перечислять все нормы Конституции, определяющие исходные положения информационного права. Следует только отметить, что Конституция, являясь высшим по иерархической структуре нормативным документом, определяет действительно начальные, отправные положения информационного права, которым должны «подчиниться» другие источники этой отрасли.

Комплексность информационного права характеризует также еще и то, что его нормы регулируют все складывающиеся на подконтрольной территории отношения по поводу сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации. При современном характере общественных отношений данное положение имеет практическое значение. Осуществляя деятельность по информации (сбор, хранение …) в различных сферах жизнедеятельности, физические и юридические лица обязаны соблюдать нормы информационного права. Несоблюдение их приведет к информационному хаосу, что, несомненно, негативно может сказаться, например, на коммерческой деятельности какой-либо фирмы и повлиять на ее финансовое положение на рынке.


Следует отметить, что в юридической литературе при определении предмета отрасли права зачастую отождествляются понятия «предмет правового регулирования» и «объект правового регулирования». Не характеризуя методологические особенности этих дефиниций по существу, отмечу лишь то, что в информационном праве данные категории рознятся и имеют различные содержательные стороны. В качестве объекта правового регулирования информационного права выступает информация особого рода - документированная информация, т.е. зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Содержание и смысловая направленность информации не рассматривается в качестве объекта, поскольку это прерогатива предмета правового регулирования. Высокую степень актуальности имеет в настоящее время именно документированная информация (документ). Документы при формировании единого информационного пространства органов федерального, регионального и местного уровней циркулируют довольно активно (в последнее время - больше в электронном формате). Огромное значение в целях сокращения траты времени имеет обмен информацией (документами) в предпринимательской (коммерческой) деятельности. Для перечисления всех форм деятельности, связанных с обменом информацией, не хватит времени и сил. Постоянно увеличивающееся внедрение в работу различных органов автоматизированных информационных систем ведет к формированию возможности несанкционированного доступа к банкам данных. В этом случае документированная информация как объект регулирования информационного права является весьма уязвимым местом в базе данных и нуждается в дополнительных механизмах защиты. Механизмы защиты документированной информации, т.е. различные перспективные информационные технологии, специальные технические средства, охраняют информацию именно как объект правового регулирования информационного права.

Существует такое мнение, что информационное право - это не столько отрасль права как составляющая системы права вообще, сколько совокупность определенных правил поведения, по которым должны «играть» участники информационного обмена. Данное положение не отрицает наличия у информационного права определенной структуры (норм и институтов), источников. Напротив, у любого явления жизни есть конкретная структура, логически объективные предпосылки возникновения, что в полной мере относится и к информационному праву.[9]


Как и любая другая отрасль права, информационное право имеет не только свой предмет, но и свои методы. Методы информационного права определяют то, каким образом или способом регулируется общественно-политическая и правовая жизнь в информационной сфере и как познается информационное право как наука. Методы предопределяются предметом самого информационного права, что, безусловно, является объективным фактором. Многие авторы учебников и учебных пособий делят методы на общие, присущие многим юридическим наукам, и частные, которые используются в конкретной отрасли права.

Предполагается справедливым мнение о том, что все методы подразделяются на две группы: методы изучения (или познания) информационного права и методы непосредственно правового регулирования информационного права. Обе указанные группы в свою очередь можно условно разграничить на общие и частные.

Методы изучения информационного права предполагают наличие субъективного фактора: для каждой теоретически разработанной доктрины важно, каким именно образом или способом изучаются отдельные положения информационного права, основные его институты, проблемы и явления. К общим методам в этой группе следует отнести исторический, сравнительный методы, метод всесторонности, познания, восхождения от абстрактного к конкретномуОсобо следует выделить метод абстрагирования. К частным методам изучения информационного права необходимо отнести метод системного подхода и анализа практики, так как именно они позволяют рассматривать информационное право как совокупность основополагающих принципов политического устройства государства.

Методы правового регулирования информационного права также можно условно разделить на общие и частные. Поскольку деятельность по информации вообще и информационное право в частности тесно взаимодействуют с другими отраслями права, то к общим методам правового регулирования можно отнести такие как метод равноправия сторон, власти и подчинения, самоуправления, а также методы по регулированию деятельности участников информационного обмена (диспозитивный, императивный). Частные методы данной группы включают в себя «делегирующий, рекомендательный и санкционирующий».[10]

2. РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ