Файл: Роль информационного права и информационной безопасности в современном обществе (Предмет и методы информационного права).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА
1.1 Информационное право: некоторые аспекты становления и развития
1.2 Предмет и методы информационного права
2. РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
2.1. Информационная безопасность личности в системе информационных прав и свобод
2.2 Основные этапы управления информационной безопасностью критически важных информационных систем
2.3 Роль информационной безопасности на современном этапе развития международных отношений
Введение
Актуальность. Особенностью нынешнего периода - является переход от индустриального общества к информационному, в котором информация становится более важным ресурсом, чем материальные или энергические ресурсы. Ресурсами называют элементы экономического потенциала, которыми располагает общество и которые могут быть использованы для достижения конкретной цели хозяйственной деятельности. Но вот появилось понятие информационные ресурсы, и хотя оно узаконено, то осознано пока ещё недостаточно. Информационные ресурсы - это отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивов, фондах, и т.д.). Информационные ресурсы являются собственностью, подлежат учету и защите, так как информацию можно использовать не только для товаров и услуг, но и превратить ее в наличность, продав кому-нибудь, или уничтожить. Собственная информация для производителя представляет значительную ценность, так как нередко получение такой информации - весьма трудоемкий и дорогостоящий процесс. Ценность информации определяется в первую очередь приносимыми доходами.
Информационные ресурсы в условиях рыночной экономики занимают особое место.
Важным фактором рыночной экономики выступает конкуренция. И в этих условиях основным выступает правило: кто владеет информацией, тот владеет миром. В конкурентной борьбе широко распространены разнообразные действия, направленные на получение конфиденциальной информации самыми различными способами, вплоть до прямого промышленного шпионажа с использованием современных технических средств разведки.
В этих условиях защите информации отводится значительное место. При этом целями защиты информации являются: предотвращение разглашения, утечки и несанкционированный доступ к охраняемым сведениям; предотвращение противоправных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации; предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы; обеспечение правового режима документированной информации как объекта собственности; защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах; сохранение государственной тайны.
Цель курсовой работы – изучить информационное право и информационную безопасность, а также их роль в современном обществе.
- рассмотреть информационное право: некоторые аспекты становления и развития;
- определить предмет и методы информационного права;
- изучить информационную безопасность личности в системе информационных прав и свобод
- выявить основные этапы управления информационной безопасностью критически важных информационных систем
- определить роль информационной безопасности на современном этапе развития международных отношений.
Методологическую базу составили современные методы познания, функциональный подход, логический прием анализа, синтеза и аксиологический. Применялся также ряд специальных методов: сравнительно-правовой, статистический, системный, конкретно-социологический, исторический, формально-правовой и др.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, имеющих подпункты, заключения, списка используемой литературы.
1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА
1.1 Информационное право: некоторые аспекты становления и развития
Развитие науки и техники неизбежно ведет к появлению новых видов предпринимательской деятельности, а значит формированию новых общественных отношений, требующих своевременного и эффективного правового регулирования.
Современный этап мирового общественного развития все чаще характеризуются как «постиндустриальный» или этап «информационного общества», в основе которого лежат не традиционные материальные источники, а нематериальные (интеллектуальные) ресурсы, такие как: знание, наука, интеллектуальный капитал.[1]
М.А. Федотов при изложении гипотезы о возможных концептуальных основах информационного права цифровой эпохи, то есть той системы регулирования информационных отношений, которая неминуемо должна сложиться в условиях расширяющегося проникновения информационно-сетевых технологий в жизнь современного общества, оценивая происходящие изменения, отмечает, что традиционные отрасли права должны видоизменяться, адаптироваться к соответствующим условиям правоприменения.[2]
Эволюция информационных технологий, и в частности глобальных сетей, началась в конце 50-х годов по заказу Министерства обороны США, в целях обеспечения военных более совершенной системой телекоммуникаций. Родоначальником интерактивных сетей считается Пол Бэрен, разработавший проект высоконадежной распределенной сети, который впоследствии был усовершенствован и реализован совместными усилиями многих ученых.
В 90-х годах международная сетевая инфраструктура превратилась в промышленную отрасль, что в свою очередь обозначило потребность в регулировании многих вопросов, в том числе, связанных с созданием, хранением, защитой и использованием информации.
Известно, что «Интернет – это уникальное глобальное пространство («массив информации»), логически связанное посредством TCP/IP протокола и обеспечивающее доступ и использование высокоуровневых коммуникационных услуг. Интернет включает в себя компьютерные (аппаратные) средства и технологические (программные) решения, обеспечивающие мгновенную и дешевую передачу информации посредством протокола TCP/IP, а также свободную возможность подключения устройств поддерживающих указанный протокол».[3]
Следовательно, компьютерная сеть не может быть объектом гражданского оборота, поскольку она не создает материальные и нематериальные блага, а лишь предоставляет возможности для создания, хранения и передачи информации, находящейся в файлах или документах, содержащихся в компьютерах.
При этом сеть позволяет обеспечить такой объем сбора, хранения и трафика передачи информации, что традиционные отрасли, подотрасли и институты права, и в том числе банковское, гражданское право, интеллектуальная собственность, торговая деятельность, возмездное оказание услуг, расчетные правоотношения и многие другие – в условиях глобализации и трансграничности не могут существовать вне информационных технологий.
В России с принятием части первой Гражданского кодекса РФ информация впервые была выделена в качестве самостоятельного объекта гражданских прав. Принятый позже Федеральный закон N 24-ФЗ от 20 февраля 1995 года «Об информации, информатизации и защите информации» установил обязательным для введения информации в гражданский оборот ее документирование (п. 2 ст. 5 Закона 1995г.), что прямо противоречило нормам ГК РФ.
Пришедший на смену закону «Об информации, информатизации и защите информации» Федеральный закон от 27.07.2006г №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» устранил противоречия, указав, что информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений (п.1 ст.5), а документирование является лишь одним из ее свойств.
Однако последующие изменения в ст.128 ГК исключили информацию из перечня объектов гражданских прав, что при существующих пробелах и противоречиях в регулировании отношений, складывающихся в сфере создания и обмена информацией либо в сфере оказания информационных услуг, при несомненном увеличении потребительского спроса на информацию, неоправданно, и кроме того, по мнению П.У.Кузнецова, рассматривая ценность объектов интеллектуальной деятельности в ч.4 ГК РФ, законодатель по существу свел все информационные объекты исключительно только в плоскость творческой деятельности.[4]
Подобная позиция законодателя неоднократно подвергалась критики, поскольку не только противоречит самой природе информации, но и выводит ее из-под действия норм права.
Нерешенные проблемы обеспечения защиты интеллектуальной собственности наслаиваются на решение насущной задачи, связанной с правовой охраной отношений, возникающих в связи созданием, хранением, использованием информации и главное ее защитой от несанкционированного использования.
Само понятие «интеллектуальная собственность» сегодня фигурирует чаще всего в правовой доктрине и в международных соглашениях. Внутреннее законодательство большинства стран не содержит легального определения интеллектуальной собственности. Так в российском законодательстве термин «интеллектуальная собственность» используется в ст. 1225 ГК РФ как аналог понятия «охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации».
Впервые данный термин получил легальное закрепление в статье 2 Стокгольмской конвенция от 14 июля 1967 года (с изменениями 2 октября 1979 г.), согласно которой «интеллектуальная собственность» включает права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям; исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио - и телевизионным передачам; изобретениям во всех областях человеческой деятельности; научным открытиям; промышленным образцам, товарным знакам, знакам обслуживания; фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям; защите против недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях».[5]
Современную основу интеллектуальной собственности составляют институты авторских, смежных и патентных прав, а также иные результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации участников гражданского оборота и производимые ими, товары, работы, услуг.
Следовательно, интеллектуальная собственность, как и информация, является не только идеальным компонентом бытия, т.е. нематериальным благом, не сводимым к тем физическим объектам, которые выступают ее носителями, но могут и выступают особым объектом договорных отношений, связанных с созданием, сбором, хранением, поиском, переработкой, распространением и другими способами использования информации в разных сферах жизнедеятельности.[6]
В вопросах, тождественна ли информация результатам интеллектуальной собственности и является ли она объектом гражданских прав, на сегодняшний день нет единства ни в научном мире, ни в актах нормотворчества.
Объектом гражданских прав является предмет деятельности субъектов гражданского права, по поводу которого они вступают в правоотношения, осуществляют субъективные права и исполняют субъективные обязанности.
А.И. Денисов под объектом понимал все то, по поводу чего субъекты прав вступают в правоотношения, О.С. Иоффе – поведение обязанного лица.
Представляется целесообразным согласиться с мнением большинства ученых, что «…всякое гражданское правоотношение имеет свой объект, в качестве которого выступает то, по поводу чего возникает и осуществляется деятельность его участников… Предмет деятельности субъектов гражданского правоотношения традиционно именуется объектом правоотношения».[7]
Объектами гражданских прав могут не только материальные блага, такие, как: вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права, результаты работ и оказание услуг, но и также идеальные блага – результаты интеллектуальной деятельности и нематериальные блага, такие как: жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага (ст.ст.128, 150 ГК РФ).
Однако в условиях информационных технологий, потребности общества не могут быть лишены правового внимания, поскольку в настоящее время информация, как универсальная субстанция, пронизывает все сферы человеческой деятельности, служит проводником общения, взаимопонимания, сотрудничества и большинство ученых сходиться во мнении, что во многих случаях предметом деятельности субъектов гражданских правоотношений является информация, которую следует считать самостоятельным объектом.