Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (ООО «Глобальные Системы»).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы внешней и внутренней среды организации
1.1 Понятие, классификация внешней и внутренней среды организации
1.2 Цели и принципы стратегического анализа внешней и внутренней среды организации
1.3. Роль PEST-анализа макросреды предприятия, анализа общей ситуации и конкуренции в отрасли
1.4 Методы и приемы проведения управленческого анализа внутренней среды организации
2. Анализ состояния внешней и внутренней среды организации (на примере ООО «Глобальные Системы»)
2.1 Краткая организационно-экономическая экономическая характеристика деятельности
2.2 Управленческое обследование внутренней среды организации
2.3 PEST-анализ макросреды организации
2.4. Совокупный анализ внешней и внутренней среды организации
Мы считаем, что данная классификация объединяет в себе основные характеристики внутренних переменных и позволяет дать им более детальную оценку на примере конкретной организации.
Внешняя среда организации – это все факторы окружающей среды, оказывающие или способные оказать влияние на деятельность организации.
Внешняя среда организации включает такие элементы, как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации и источники трудовых ресурсов.
Внешняя среда организации может быть разделена на среду прямого воздействия (микроокружение) и среду косвенного воздействия (макроокружение). Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на деятельность организации и испытывают на себе воздействие со стороны организации. Среда косвенного воздействия – это факторы, которые сказываются на деятельности организации, но сама организация оказать на них воздействие не может. Внешняя среда современных организаций состоит из огромного количества факторов. Рассматривать изменения всех этих факторов не представляется возможным, поэтому руководство организации должно ограничиться учетом тех факторов внешнего окружения, которые наиболее существенным образом влияют на успех организации. [4]
Рис. 1. Взаимосвязь факторов прямого и косвенного воздействия (макро- и микросреды компании)
Рассмотрим подробнее основные факторы внешней среды организации:
Среда прямого воздействия включает следующие факторы:
- Поставщики. Сюда входят поставщики сырья, материалов, оборудования, трудовых ресурсов, капитала. От того насколько организация способна обеспечить поступление требуемых ресурсов надлежащего качества и количества зависит результат ее деятельности. То есть успех организации напрямую зависит от поставщиков требуемых ресурсов.
- Покупатели. Потребитель является самым важным звеном организации. От умения организации находить покупателя и удовлетворять его требования зависит ее успешность. Результат деятельности компании должен быть нацелен на запросы потребителя.
- Конкуренты. Чтобы выжить и добиться успеха руководство организации должно постоянно отслеживать деятельность конкурентов и предпринимать шаги, направленные на то, чтобы не отстать от конкурентов, а лучше обогнать их. Надо понимать, что под конкурентами следует понимать не только производителей аналогичной продукции, работающих на том же рынке. Анализ должен быть направлен и на те фирмы, которые могут войти на рынок, а также на производителей продуктов-заменителей.
- Законы и государственные органы. Влияние законов на деятельность организации определяется такими параметрами как: благоприятность законодательства, обеспечение равенства условий осуществления деятельности, стабильность и определенность правовых норм и т. д. Организации обязаны соблюдать не только федеральные и местные законы, но и требования органов государственного регулирования, которые призваны обеспечивать выполнение законов в определенной сфере, а также могут вводить собственные требования (лицензии, качество продуктов, экология, охрана труда и т. д.).
Среда косвенного воздействия.
- Политические факторы. Дают представление о приоритетах государственной политики и средствах ее реализации.
- Экономические факторы. Их изучение направлено на понимание процесса формирования и распределения ресурсов. Состояние экономики может способствовать росту деловой активности, либо же наоборот снижать ее.
- Социокультурные факторы. Данные факторы характеризуют демографическую структуру общества, динамику роста населения, уровень образования, преобладающие в обществе ценностные установки, верования, обычаи.
- Технология. Организация вынуждены идти в ногу с теми новыми разработками, от которых зависит их жизнедеятельность.
Рис. 1 наглядно иллюстрирует сложность взаимосвязи факторов макроокружения и непосредственного окружения компании. Глобальные факторы макросреды оказывают влияние не только на саму компанию, но и на ее ближнее окружение. В то же время организация находится во взаимодействии с факторами непосредственного окружения, на которые она может оказывать обратное влияние. При этом важно подчеркнуть, что степень влияния каждого фактора на компанию зависит от ее специфических особенностей, черт (например, форма собственности, сфера деятельности, категория товара и др.). [17]
Таким образом, можно сделать вывод, что внешняя среда организации состоит из множества факторов, которые очень сложно взаимодействуют друг с другом и оказывают существенное влияние на деятельность организации. Взаимосвязанность факторов внешней среды проявляется в том на сколько изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Так же, как изменение любой внутренней переменной может сказываться на других, изменение одного фактора окружения может обусловливать изменение других.
1.2 Цели и принципы стратегического анализа внешней и внутренней среды организации
Анализ внутренней среды предприятия – это процесс комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей предприятия, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем. По сути анализ внутренней среды предприятия является второй частью SWOT-анализа, связанной с выявлением сильных и слабых сторон деятельности организации. [13]
Цель внутреннего анализа – оценить стратегическую ситуацию на предприятии с учетом имеющихся ограничений сильных и слабых сторон.
В зависимости от конкретной ситуации стратегический анализ внутренней среды предприятия может быть в той или иной степени уникальным, но при этом должно соблюдаться главное условие – полнота стратегического анализа, его качество и конечная эффективность.
В основе анализа внутренней среды предприятия должны лежать следующие принципы: системность – означает рассмотрение предприятия как сложной системы, включающей ряд функциональных подсистем (видов деятельности) и компонентов (структурных подразделений); комплексность – предполагает анализ всех составляющих частей предприятия; сопоставимость – требует проведения анализа всех внутренних переменных в динамике и в сравнении с аналогичными показателями конкурентных фирм; уникальность, или специфические цели предприятия. [19]
Цели внешнего анализа. Основное назначение анализа внешней среды — выявить и уяснить возможности и угрозы, которые могут возникнуть для предприятия в будущем, с тем чтобы правильно определить стратегию и общую политику предприятия.
Анализ внешней среды направлен на то, чтобы выяснить, на что может рассчитывать фирма, если она успешно поведет работу, и на то, какие осложнения могут ее ждать, если она не сумеет вовремя отвратить негативные выпады, которые может преподнести ей окружение.
Анализ макроокружения включает изучение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-технического и технологического развития общества, инфраструктуры и т.п [10]
Источники внешней информации можно классифицировать по следующим признакам:
- издания государственных учреждений;
- средства массовой информации;
- документы профессиональных ассоциаций и специальные издания;
- электронные источники (Web-сайты);
- пресс-релизы фирм;
- биржевые сводки;
- прайс-листы и другие издания фирм;
- личные контакты с официальными и неофициальными лицами;
- информация об электронных торгах с торговых площадок Интернета
1.3. Роль PEST-анализа макросреды предприятия, анализа общей ситуации и конкуренции в отрасли
PEST-анализ макросреды организации.
PEST-анализ состоит в выявлении u оценке влияния факторов макросреды на результаты текущей и будущей деятельности предприятия.
Выделяют четыре группы факторов, наиболее существенных для стратегии предприятия:
- политико-правовые;
- экономические;
- социокультурные;
- технологические.
Анализ отмеченных факторов получил название PEST-анализа.
PEST — это аббревиатура четырех английских слов Р — Political-legal — политико-правовые, Е — Economic -экономические, S — Sociocultural — социокультурные Т — Technological forces — технологические факторы. [16]
Цель PEST-анализа — отслеживание (мониторинг) изменений макросреды по четырем узловым направлениям (табл. 3) и выявление тенденций, событий, не подконтрольных предприятию, но оказывающих влияние на результаты принятых стратегических решений.
Политический фактор внешней среды изучается в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство предполагает претворять в жизнь свою политику.
Политика |
- P |
Экономика |
Е |
1. Правительственная стабиль- |
1. Общая характеристика эконо- |
||
ность |
мической ситуации {подъем, |
||
2. Изменение законодательства |
стабилизация, спад) |
||
3. Государственное влияние на |
2. Курс национальной валюты и |
||
отрасли, включая долю госсоб- |
ставка рефинансирования |
||
ственности |
3.Уровень инфляции |
||
4. Государственное регулирова- |
4.Уровень безработицы |
||
ние конкуренции в отрасли |
5. Цены на энергоресурсы |
||
5. Налоговая политика |
|||
Социум |
s |
Технология |
Т |
1. Демографические изменения |
1.Государственная техническая |
||
2. Изменение структуры доходов |
Политика |
||
3. Отношение к труду и отдыху |
2.Значимые тенденции в области |
||
4. Социальная мобильность насе- |
НИОКР |
||
ления |
3. Новые продукты (скорость об- |
||
5. Активность потребителей |
новления и освоения новых тех- |
||
нологий) |
|||
4.Новые патенты |
Табл. 2- PEST-анализ факторов макросреды
Анализ экономического аспекта внешней среды позволяет понять, как на уровне государства формируются и распределяются экономические ресурсы. Для большинства предприятий это является важнейшим условием их деловой активности.
Изучение социального компонента внешнего окружения направлено на то, чтобы уяснить и оценить влияние на бизнес таких социальных явлений, как отношение людей к труду и качеству жизни, мобильность людей, активность потребителей и др.
Анализ технологического компонента позволяет предвидеть возможности, связанные с развитием науки и техники, своевременно перестроиться на производство и реализацию технологически перспективного продукта, спрогнозировать момент отказа от используемой технологии.
Порядок проведения PEST-анализа. Выделяют следующие этапы проведения внешнего анализа:
1. Разрабатывается перечень внешних стратегических факторов, имеющих высокую вероятность реализации и воздействия на функционирование предприятия.
■ ■ (
2. Оценивается значимость (вероятность осуществления) каждого события для данного предприятия путем присвоения ему определенного веса от единицы (важнейшее) до нуля (незначительное). Сумма весов должна быть равна единице, т.к. обеспечивается нормированием.
- Дается оценка степени влияния каждого фактора-события стратегию предприятия по 5-балльной шкале: «пять» — сильное воздействие, серьезная опасность; «единица» — отсутствие воздействия, угрозы.
- Определяются взвешенные оценки путем умножения фактора на силу его воздействия, и подсчитывается суммарная взвешенная оценка для данного предприятия.
Суммарная оценка указывает на степень готовности предприятия реагировать на текущие и прогнозируемые факторы внешней среды.
Мы считаем, что отслеживание (мониторинг) изменений макросреды по четырем узловым направлениям и выявление тенденций, событий, не подконтрольных предприятию, но оказывающих влияние на результаты принятых стратегических решений, позволяет руководителю быть более подготовленным к изменениям и более детально планировать деятельность организации с учетом полученной информации, корректировать деятельность для наиболее успешного функционирования. [20]
Целью отраслевого анализа является определение привлекательности отрасли и ее отдельных товарных рынков. Такой анализ позволяет понять структуру и динамику отрасли, характерные для нее возможности и существующие угрозы, определить ключевые факторы успеха и на этой основе разрабатывать стратегию поведения предприятия на рынке.