Файл: Аудиторская деятельность как вид предпринимательства: общая характеристика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стандарт аудиторской деятельности в РФ определяет внутренний аудит как система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля, организованная экономическим субъектом, действующая в интересах его руководства либо собственников.

Проведение внутреннего аудита способствует оптимизации деятельности компании и качественным выполнением руководствам своих обязанностей. Необходимость проведения внутреннего аудита возникает на крупных предприятиях из-за того, что высшее руководство не занимается на ежедневной основе контролем за деятельностью организации и низших управленческих структур. Внутренний аудит позволяет получить информацию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов ответственных лиц.

Внутренний аудит необходим главным образом для предотвращения потери ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри предприятия.

Значения и функции проведения внутреннего аудита определяются компанией самостоятельно, руководящим составом в зависимости от:

- содержания и специфики деятельности экономического субъекта;

- объемов показателей финансово-экономической деятельности экономического субъекта;

- сложившейся системы управления экономического субъекта;

- состояния внутреннего контроля.

Внутренний аудит имеет следующие особенности:

  1. проводится внутри организации ее служащими;
  2. организуется по желанию руководящего звена компании;
  3. информация, получаемая по итогу проведения аудиторской проверки предназначена только для внутреннего пользования.
  4. затраты на содержание внутреннего аудита берет на себя сама организация.

Так как внутренний аудит проводится сотрудниками компании самостоятельно, то как правило в аудиторскую комиссию входят ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов. У внутреннего аудита есть свои функции:

- проверка бухгалтерского учета и внутреннего контроля, мониторинг и разработка рекомендаций по улучшению систем;

- проверка бухгалтерской и оперативной информации, включающая экспертизу средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации информации и составления на ее основе отчетности, а также специальное изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;

- проверка соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний высшего руководства либо собственников;


- проверка эффективности деятельности различных звеньев управления;

- оценка эффективности механизма внутреннего контроля, изучение и оценка контрольных проверок в филиалах, структурных подразделениях экономического субъекта;

- проверка наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества экономического субъекта;

- работа над специальными проектами и контроль за отдельными элементами структуры внутреннего контроля;

- оценка используемого экономическим субъектом программного обеспечения;

- специальные расследования отдельных случаев, например подозрений в злоупотреблениях;

- разработка и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления.[3]

Внутренний аудит не только дает информацию о деятельности самой организации, но и подтверждает правильность и достоверность отчетов менеджеров. Используя информацию внутреннего аудита, руководство предприятия может оперативно и своевременно осуществлять необходимые изменения внутри предприятия. Объективность внутреннего аудита обеспечивается степенью его независимости в структуре управления экономического субъекта. Это требование к внутреннему аудиту, как правило, обеспечивается тем, что он подчиняется и обязан представлять отчеты только назначившему его руководству и (или) собственникам и независим от руководителей проверяемых филиалов экономического субъекта, структурных подразделений, органов внутреннего контроля.

Сотрудники занимающиеся проведением внутреннего аудита называются - внутренний аудитор. Внутренними аудиторами являются сотрудники, находящиеся в штате предприятия и подчиненные его руководству. Задачи внутреннего аудита определяются руководством, исходя из потребностей управления как подразделениями предприятия, так и предприятием в целом.

Деятельность внутреннего аудитора заключается в выполнении широкого круга различных функций, входящих в его обязанности.

Эти функции включают:

- проверку систем контроля, направленную на выработку политики компании в рамках законодательства;

- оценку экономичности и эффективности операций компании;

- проверку уровня достижений программных целей;

- подтверждение достоверности информации, используемой руководством при принятии решений.

Внутренний аудит решает следующие задачи:

1) Контроль за состоянием активов и недопущение убытков.


2) Подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур.

3) Анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации.

4) Оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой.

Таким образом, в рамках внутреннего аудита осуществляется не только детальный контроль за сохранностью активов, но и контроль за политикой и качеством управления компанией.

Внешний и внутренний аудит дополняют друг друга, но, тем не менее, имеют существенные различия. Внешний аудит проводится для контроля за внешней бухгалтерией, целью которого является проверка и предоставление заключения по финансовому отчету. Задачей производимого анализа является подтверждение или опровержение представленных данных. Внешний аудит как правила проводится на договорной основе и может быть как добровольным или обязательным.

Так мы переходим к следующей группировки видов аудита. По отношению к требованиям законодательства выделяют обязательный и инициативный аудит.

Аудит распространяется на всех экономических субъектов, включая органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления. Любой экономический субъект вправе по собственной инициативе пригласить аудиторов. Аудит, проводимый по инициативе экономического субъекта (его руководства, собственников, акционеров и т.п.), считается инициативным (добровольным); характер и масштабы такого аудита определяет заказчик.

Обязательные аудиторские проверки проводятся в случаях определенных законодательством или по поручению государственных органов. В таком случае, объем и порядок проведения обязательного аудита регламентируется законодательными органами.

Инициативный (добровольный) аудит осуществляется по решению экономических субъектов. Характер и масштабы проверки, в таком случае, определяет клиент.

С точки зрения направленности аудит различают на: банковский аудит; аудит страховых организаций; аудит бирж; инвестиционных институтов и внебюджетных фондов; общий аудит; государственный аудит. На все эти виды аудита (кроме государственного) необходимо иметь соответствующие лицензии, выдаваемые Центральным банком и Минфином Российской Федерации. Термин «государственный аудит» пока не нашел в России широкого применения, однако, в Счетной палате Российской Федерации существует должность аудитора.

В зависимости от назначения аудит делится на несколько видов.

Аудит финансовой отчетности представляющий проверку отчетности субъекта с целью вынесения заключения о соответствии ее установленным критериям и общепринятым правилам бухгалтерского учета. Данный аудит проводится сторонними аудиторами, приглашенными компанией, отчеты которой проверяются. Результаты аудита финансовой отчетности публикуются компанией и рассылаются широкому кругу пользователей -владельцам акций, кредиторам, органам государственного регулирования.


Налоговый аудит - это аудиторская проверка правильности и полноты начисления и уплаты налогов, соблюдения налоговой политики.

Аудит на соответствие требованиям. Данный аудит представляет собой анализ определенной финансовой или хозяйственной деятельности субъекта в целях определения ее соответствия предписанным условиям, правилам или законам. Если такие условия (например, внутренние правила контроля) установлены администрацией, то этот вид аудита осуществляют сотрудники предприятия, выполняющие функцию внутренних аудиторов. Если же условия установлены кредиторами (например, требование поддержания определенного соотношения между оборотным капиталом и краткосрочными обязательствами), то поскольку выполнение этих условий часто находит отражение в финансовых отчетах компании, этот вид аудита проводится вместе с аудитом финансовых отчетов, либо как специальный аудит.

Ценовой аудит - это проверка обоснованности установления цены на заказ. Применяется в развитых странах при проверке обоснованности бюджетных ассигнований (например, расходов на конкретный оборонный заказ).

Управленческий (производственный) аудит - это проверка и совершенствование организации и управления предприятием, качественных сторон производственной деятельности, оценка эффективности производства и финансовых вложений, производительности, рациональности использования средств, их экономии.

Управленческий аудит, выполняемый независимыми аудиторами, является одним из видов консультационных услуг, предоставляемых клиенту повышения для эффективности использования мощностей и ресурсов.

Аудит хозяйственной деятельности смежен управленческому аудиту и представляет собой систематический анализ хозяйственной деятельности организации, проводимый для определенных целей. Данный вид аудита, который является аудитом эффективности работы или административного управления организации, следует целям: оценка эффективности управления; выявление возможностей улучшения хозяйственной деятельности; внесение рекомендаций относительно улучшения деятельности или дальнейших действий. Аудит хозяйственной деятельности, как правило, проводится по заказу администрации, а так же по требованию третьей стороны, в том числе и государственных органов.

Специальный аудит (экологический, операционный и др.) – к этому виду аудита можно отнести, к примеру экологический или операционный аудит, который подразумевает проверку конкретных аспектов деятельности хозяйствующего субъекта, соблюдения определенных процедур, норм и правил, обычно с целью подтвердить законность, добросовестность и эффективность деятельности управляющих, правильность составления налоговой отчетности, использования социальных фондов.


По характеру проведения различают первоначальный, согласованный

(повторяющийся) и оперативный аудит.

Первоначальный аудит проводится аудитором (аудиторской фирмой) впервые для данного клиента, что повышает риск и трудоемкость аудита, так как аудиторы не располагают необходимой информацией об особенностях деятельности клиента, его системе внутреннего контроля.

Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется аудитором

(аудиторской фирмой) повторно или регулярно и основан, поэтому на знании специфики клиента, его положительных и отрицательных сторон в организации бухгалтерского учета, результатах длительного сотрудничества с клиентом.

На практике аудиторских фирм, выявляется, что согласованный (повторяющийся) аудит более предпочтителен и для аудиторов, которые в течение многих лет основательно изучают деятельность клиента, и для клиента, который получает высококвалифицированные, всесторонние, основанные на многолетнем длительном сотрудничестве помощь и оценку. Более того, смена клиента аудиторской фирмы зачастую вызывает настороженность, как у потребителей информации, так и у новых аудиторов.

1.3 Цели и задачи аудиторской деятельности

Ключевой целью аудиторской проверки является установление достоверности бухгалтерской отчетности экономических субъектов и соответствие совершенных экономических операций действующему законодательству.

Цель аудита может определяться как законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, так и договорными отношениями между аудитором и клиентом.

В Постановлении Правительства РФ от 23.09.2002 N696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» говорится о том, что мнение аудитора может способствовать росту доверия к финансовой (бухгалтерской) отчетности, пользователь не должен принимать данное мнение ни как выражение уверенности в непрерывности деятельности аудируемого лица в будущем, ни как подтверждение эффективности ведения дел руководством данного лица.[4]

По итогам проведения аудита бухгалтерской отчетности должны быть получены достаточные и уместные аудиторские доказательства, позволяющие аудиторской организации с приемлемой уверенностью сделать выводы относительно: