Файл: Аудиторская деятельность как вид предпринимательства: общая характеристика.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие «аудит» и этапы его развития как вида предпринимательства
1.1 Понятие и характеристика аудиторской деятельности
1.3 Цели и задачи аудиторской деятельности
Глава 2. Правовое регулирование аудиторской деятельности
2.1 Развитие нормативного регулирования аудиторской деятельности, аудиторские правоотношения
1) соответствия бухгалтерского учета экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;
2) соответствия бухгалтерской отчетности экономического субъекта тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта.
Мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности может способствовать большому доверию к этой отчетности со стороны пользователей, заинтересованных лиц.
Несмотря на вышеперечисленное, пользователи бухгалтерской отчетности не должны трактовать мнение аудиторской организации как полную гарантию будущей жизнеспособности экономического субъекта либо эффективности деятельности его руководства.
Аудиторское заключение, содержащее мнение аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности, не должно трактоваться как гарантия аудиторской организации в том, что не существуют какие-либо иные обстоятельства, влияющие или способные повлиять на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта.
Основная цель аудита может дополняться согласованным договором с клиентом задачами выявления резервов лучшего использования финансовых ресурсов, анализом правильности исчисления налогов, разработкой мероприятий по улучшению финансового положения предприятия, оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов. При этом устанавливают: все ли активы и пассивы отражены в отчете; все ли документы использованы в отчете; насколько фактическая методика оценки имущества отклоняется от принятой при определении учетной политики предприятия.
Отчет о финансовых результатах аудитор проверяет для установления правильности расчета общей (балансовой) и налогооблагаемой прибыли. Аудитор должен проверить: полноту выполнения решений собственников предприятия об изменении объема уставного капитала; тождество данных синтетического и аналитического учета по счетам актива и пассива баланса; полноту отражения в отчетности дебиторской и кредиторской задолженностей.
В процессе подготовки аудиторского заключения проверяется: соблюдение принятой на предприятии учетной политики отражения хозяйственных операций и оценки имущества; правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам; разграничение в учете текущих затрат на производство и капитальных вложений; обеспечение тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам аналитического учета на первое число каждого месяца.
Для достижения основной цели и представления заключения аудитор должен составить мнение по следующим критериям:
1) Соответствие отчетности требованиям, предъявленным к ней, отсутствие противоречивой информации.
2) Обоснованность включаемых в отчетность сумм.
3) Корректность и обоснованность включения активов и пассивов в отчетность.
4) Оценка корректности включаемых в отчет статей, исключение ошибок расчета.
5) Проверка операций, проводимых незадолго до даты составления баланса, на их наличие в отчетности.
6) Проверка соответствия сумм отдельных операций данным, приведенным в книгах и журналах аналитического учета.
7) Анализ статей учтенных в финансовой отчетности, корректность отображения в приложениях.
Для реализации этих целей аудитор может использовать различные способы накопления необходимой информации. Применительно к проверке отдельных групп операций, например для аудиторской проверки товарно-материальных запасов, структура промежуточных целей и положительное (подтверждающее) мнение аудитора будут выглядеть следующим образом:
- общая приемлемость: общая сумма товарно-материальных запасов является приемлемой и в принципе соответствует реальным потребностям предприятия;
- обоснованность: все товарно-материальные запасы, отраженные в отчетности, существуют на дату составления баланса;
- законченность: все существующие товарно-материальные запасы подсчитаны и внесены в баланс; все товарно-материальные запасы являются собственностью предприятия;
- оценка: количество товарно-материальных запасов в учете совпадает с имеющимися в наличии; цены, используемые для оценки товарно-материальных запасов, правильны; период применения указанных цен является верным;
- классификация: товарно-материальные запасы правильно классифицированы как материалы, незавершенное производство и готовая продукция;
- разделение: сумма покупки и продажи товарно-материальных запасов правильно разделена между двумя периодами;
- аккуратность: общие суммы в книгах аналитического учета товарно-материальных запасов соответствуют приведенным в Главной книге;
- раскрытие: основные категории товарно-материальных запасов, методы их оценки правильно отражены в отчетности.
Аудиторы (аудиторские фирмы) в процессе своей деятельности решают ряд задач, связанных с оказанием аудиторских услуг:
- проверка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, законности хозяйственных операций;
- помощь в организации бухгалтерского учета;
- помощь в восстановлении и ведении учета, составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- помощь в налоговом планировании и расчете налогов;
- консультирование по отдельным вопросам ведения учета и составления отчетности;
- экспертные оценки и анализ результатов хозяйственной деятельности;
- консультирование по широкому кругу финансовых и правовых вопросов, маркетингу, менеджменту, технологическое и экологическое консультирование и др.;
- разработка учредительных документов и др.;
- предоставление информации о будущих партнерах;
- информационное обслуживание клиентов;
- другие услуги.
Вывод: Обобщая данные главы, еще раз обозначим, что аудит определяется как независимая финансовая и бухгалтерская проверка экономического субъекта, с целью объективной оценки финансового положения, а так же соблюдение хозяйствующим субъектом действующего законодательства. Аудиторская проверка чаще всего обусловлена целевым назначением. С учетом быстро развивающейся рыночной экономики, аудиторские проверки, все чаще, инициируются самими предпринимателями, так как проведение подобной проверки служит интересам добросовестного предпринимательства и отчасти выступает гарантом честного бизнеса.
Глава 2. Правовое регулирование аудиторской деятельности
2.1 Развитие нормативного регулирования аудиторской деятельности, аудиторские правоотношения
Аудиторская деятельность в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 N 307-ФЗ, а так же другими нормативными актами по проведению аудиторской деятельности.
Начало развития законотворчества по регулированию аудиторской деятельности относится к 22 декабря 1993г. В этот период выходит Указ президента РФ №2263, в котором утверждаются временные правила аудиторской деятельности в РФ. Ключевую роль в развитии аудиторской деятельности сыграли Комиссия по аудиторской деятельности при президенте РФ, центральные аттестационно-лицензионные аудиторские комиссии (ЦАЛАК) Минфина России, Банка России и Росстрахнадзора.
Комиссия ЦАЛАК долгие годы обеспечивала проведение аттестации и лицензирования деятельности, так же комиссия оказала существенное влияние на развитие аудита в России.
После вступления в силу федерального закона «Об аудиторской деятельности» в новом законодательном формате, сформирована нормативно-правовая база регулирования аудиторской деятельности. Совет по аудиторской деятельности при Минфине России во многих вопросах стал правопреемником четырех вышеперечисленных комиссий.
При административном механизме регулирования аудита система регулирования аудиторской деятельности должна иметь шесть уровней.
- Законы Российской Федерации, принимаемые в установленном порядке Федеральным собранием, а так же указы Президента РФ
- Постановления Правительства, в которых должны прорабатываться частные по отношению к законодательным вопросы.
- Федеральные органы государственного регулирования аудиторской деятельности. Так называемый ведомственный уровень. К нему относятся подразделения курирующие аудит, а именно Министерство Финансов РФ и Центральный банк РФ. В их функции входят подготовка и утверждение комментариев, инструкций, писем разъяснительного характера применительно к нормативным актам вышестоящих уровней.
- Региональный и муниципальный уровни. На данном уровне возможна подготовка технических заданий, документов на аудит ГУПов или муниципальных унитарных предприятий.
- Уровень общественных объединений аудиторов, которые могут выпускать нормативные акты в рамках своих компетенций как обязательного, так и рекомендательного характера.
- Внутрифирменные правила. На данном уровне возможна разработка методик, правил и стандартов аудиторских организаций.
Существующая сегодня схема нормативного регулирования аудита в нашей стране приблизительно соответствует представленной выше. Но функции каждого уровня, их разделение, взаимодействие и ряд других вопросов должны быть серьезно переработаны.
Ни один из уровней предлагаемой системы в настоящее время удовлетворительно не функционирует. На каждом уровне требуется проделать много работы по разработке или корректировке необходимой нормативной базы.
Аудиторские правоотношения представляют собой один из видов правовых отношений. В сфере аудиторской деятельности возникают различные по своему характеру общественные отношения, среди которых можно выделить несколько групп:
1) аудиторские правоотношения, возникающие между аудитором и аудируемым лицом по вопросу процесса проведения аудита;
2) иные правоотношения, связанные с аудиторскими, которые возникают между аудиторской организацией (аудитором) и уполномоченными государственными органами в ходе организации аудиторской деятельности, а также организации контроля за её осуществлением;
3) дополнительные правоотношения, которые могут возникать по вопросу оказания аудиторских услуг (например, по организации тренингов и семинаров для специалистов в области аудиторской деятельности; по проведению научно-исследовательских и экспериментальных работ, связанных с аудитом; по правовому консультированию);
4) служебно-вспомогательные правоотношения, могут возникать, между экспертом-аудиторами, привлекаемым в случае необходимости и способствующим проведению аудита.
При вышеперечисленной зависимости структуры связей, наиболее характерной для тех или иных правоотношений, возникающих в ходе осуществления аудиторской деятельности, можно выделить горизонтальные и вертикальные отношения. Горизонтальные правоотношения – это возникающие между аудиторской организацией и аудируемым лицом отношения, в которых наблюдается юридическое равенство сторон. Вертикальные отношения - это отношения между аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) и органами государственной власти. Данные отношения создают условия для осуществления аудиторской деятельности, в которых государство может реализовать свои публичные интересы.
Отдельную группу отношений составляют организационно-управленческие отношения, которые складываются в аудиторской организации, между ее подразделениями, а также между аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами и профессиональными аудиторскими объединениями.
Самостоятельной группой отношений можно выделить гражданско-правовую ответственность, которая возникает по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ. Данная ответственность заключается в обязательстве возмещения убытков, причиненных некачественным проведением аудиторской проверки.
Уголовная ответственность предусмотрена только в отношении индивидуальных аудиторов, использующих свои полномочия вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгоды.
Таким образом, можно представить следующую характеристику аудиторских правоотношений. Так, аудиторские правоотношения являются двусторонними, так как в них участвуют две стороны: с одной стороны - аудиторская организация (аудитор), с другой - аудируемое лицо, государственный уполномоченный орган, кредиторы, собственники или учредители, каждая из которых несет права и обязанности. Эти правоотношения относятся к категории относительных, в которых определены обе стороны, и только они могут являться потенциальными нарушителями прав по данному отношению. Аудиторские правоотношения - по сути, регулятивные правоотношения, так как связаны с установлением прав и обязанностей сторон и их реализацией.