Файл: Налоговая политика РФ на современном этапе экономического развития..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 1876

Скачиваний: 32

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эффективное налогообложение, возможно, обеспечить путем гармоничного сочетания выбранного налогового механизма с целями и задачами, которые ставит перед собой государство при управлении экономикой страны. Эффективность налогообложения определяется соотношением налоговых поступлений в бюджеты с общими затратами на сбор налогов, в том числе и в отношении к каждому конкретному налогу. Эффективность налогообложения заключается в следующем:

  • для государства - в увеличении доходов бюджета за счет налоговых поступлений и развитии налогооблагаемой базы;
  • для хозяйствующих субъектов - в получении максимально возможных доходов (прибыли) при минимизации налоговых платежей;
  • для населения - в получении достаточных доходов для существования при уплате установленных налогов, за счет которых государство предоставляет необходимые социальные услуги.

Налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным рычагом государственного регулирования. От того, насколько эффективной будет налоговая система государства, зависит и эффективность функционирования страны и народного хозяйства в целом. Построение налоговой политики опирается на долговременные национально-государственные интересы. Механизм налогового регулирования экономики на практике почти не используется, хотя определенные возможности для этого имеются.

Итак, налоговая система в современном ее виде, затрудняет отслеживание различных схем ухода от налогообложения. Требования НК РФ ограничивают возможности для проведения самостоятельной региональной налоговой политики. Таким образом, очевидно, что налоговая система Российской Федерации проходит в настоящее время стадию становления, что существенно затрудняет ее анализ.

3 Перспективы развития налоговой политики

Система налогообложения сложна, запутана и противоречива. В целом российская налоговая система не выдерживает критики. Зато наличие резервов совершенствования - конкурентное преимущество перед развитыми странами.

Вектор развития налоговой системы на современном этапе развития:

- необходимость стабильного законодательства и предсказуемых правил, включая налоги;

- облегчение налогового бремени. Прежде всего для тех, кто только начинает свою работу;

- полная однократная амнистия капиталов, возвращающихся в Россию;


- деофшоризация экономики.

Сегодня основными целями налоговой политики являются, с одной стороны, сохранение бюджетной устойчивости, получение необходимого объема бюджетных доходов, а с другой - поддержка предпринимательской и инвестиционной активности, обеспечивающей налоговую конкурентоспособность страны на мировой арене.

Меры, направленные на деофшоризацию российской экономики, осуществляются Минфином единым комплексом совместно с другими федеральными органами исполнительной власти:

- введение обязанности юридических лиц по получению и хранению информации о своих бенефициарных владельцах и документальном подтверждении достоверности такой информации, а также раскрытию такой информации;

- разработка формата ведения реестра бенефициарных собственников с обеспечением к нему доступа со стороны правоохранительных, налоговых и других компетентных органов;

- развитие системы безналичного денежного оборота;

- совершенствование механизмов информационного обмена между компетентными органами как на национальном, так и на международном уровне.[15]

При этом также предполагается комплексное изменение законодательства РФ о налогах и сборах:

- определение налогового резидентства для юридических лиц. В настоящий момент НК РФ не определяет признаки налогового резидентства для юридических лиц. При этом международные нормы используют данное понятие. Данное новшество позволит противодействовать злоупотреблениям при определении доходов иностранных организаций, подлежащих налогообложению в РФ, а также более эффективно противодействовать злоупотреблениям при использовании льгот, предоставляемых международными соглашениями об избежании двойного налогообложения;

- создание механизма налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний. В настоящий момент НК РФ не предусматривает механизма налогообложения нераспределенной прибыли иностранных компаний, в которых участвует налоговый резидент РФ (как физическое, так и юридическое лицо). Вместе с тем последовательность сделок, направленная на вывод дохода под действие низконалоговых юрисдикций, содержит максимальные риски с точки зрения уклонения от налогообложения;

- обмен информацией по налоговым вопросам. В настоящее время готовится к ратификации Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам, которой предусмотрена возможность обмена налоговой информацией, включая проведение одновременных налоговых проверок со странами - участницами Конвенции, а также помощь по взиманию налогов на их территориях. Разработан проект Типового межправительственного соглашения об обмене налоговой информацией с офшорными и низконалоговыми юрисдикциями, на основе которого будут проводиться переговоры о заключении соответствующих соглашений с упомянутыми юрисдикциями в целях противодействия использованию незаконных схем минимизации налогообложения;


- совершенствование налогообложения иностранных организаций. Предполагаются уточнение и совершенствование норм НК РФ, регулирующих деятельность иностранных организаций.

Предлагается комплекс мер по улучшению инвестиционного климата, направленных на упрощение, удешевление и ускорение действующих на территории РФ процедур по ведению бизнеса.

Реализация мер, предусмотренных Дорожной картой "Совершенствование налогового администрирования", должна привести к следующим результатам:

- упрощению заполнения форм налоговой отчетности налогоплательщиками;

- повышению эффективности ведения бизнеса для налогоплательщиков с помощью получения данных о других организациях и предпринимателях из ЕГРЮЛ и ЕГРИП с использованием веб-сервиса ФНС;

- формированию оптимальной для РФ модели института предварительного налогового разъяснения на основе проведенного анализа. Повышение прозрачности правоприменения законодательства РФ о налогах и сборах. Сокращение количества судебных споров налоговых органов и налогоплательщиков, сокращение времени на проведение проверок, дополнительных мероприятий налогового контроля;

- снижению рисков налогоплательщиков за счет введения механизма, регулирующего налоговое консультирование и ответственность налоговых консультантов, повышение эффективности деятельности налоговых органов за счет обеспечения более грамотной работы налогоплательщиков и сохранения добровольности института налогового консультирования;

- упрощению налогового учета, устранению положений, препятствующих использованию в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций, правил, аналогичных правилам бухгалтерского учета;

- упрощению порядка учета по НДС, сокращение количества выставляемых счетов-фактур;

- совершенствованию порядка формирования налоговой базы при применении УСНО, упрощению порядка налогообложения для субъектов предпринимательской деятельности, применяющих УСНО, и исключению двойного налогообложения.

Кроме того, предполагается, что успешная реализация полного комплекса мер позволит России подняться в рейтинге Doing Business по показателю "Налогообложение" до 50-го места к 2018 г.

Налогообложение недвижимого имущества физических лиц. Данный пункт уже реализован: с 1 января 2015 г. налоговое законодательство дополнено гл. 32 "Налог на имущество физических лиц". Налоговой базой по этому новому местному налогу признается кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества.[16]


В рамках реализации налоговой политики на среднесрочную перспективу предлагается рассмотреть целесообразность отличного от действующего подхода к освобождению доходов физических лиц от продажи имущества, основанного на следующих принципах:

- введение полного освобождения доходов от продажи жилой недвижимости (квартиры, комнаты, дома и т.д.) вне зависимости от сроков владения только для отдельных категорий жилой недвижимости, находящейся в собственности налогоплательщика (включая земельные участки, на которых расположена такая жилая недвижимость);

- передача на уровень субъектов РФ полномочий по установлению ограничений на максимальную величину дохода от продажи некоторых категорий жилой недвижимости, доходы от продажи которой не предполагается освобождать от налогообложения, а также ограничений на срок владения этим имуществом;

- для прочего имущества (за исключением ценных бумаг), не относящегося к жилой недвижимости, предлагается сохранить действующий порядок налогообложения;

- в целях предотвращения занижения налоговой базы по НДФЛ при продаже физическими лицами жилой и нежилой недвижимости, а также земельных участков, планируется предусмотреть исчисление налога с вмененного дохода от продажи такой недвижимости, рассчитываемого пропорционально кадастровой стоимости продаваемого объекта. При этом предоставить субъекту РФ право снижать и регулировать правила определения этого вмененного дохода.

Кроме рассмотренных выше, предлагаются следующие налоговые новации:

- дополнительные меры по стимулированию экономического роста: стимулирование инвестиций и налоговая поддержка туристической отрасли, виноградарства и виноделия.

Под стимулированием инвестиций понимается предоставление субъектам РФ всех необходимых инструментов для проведения политики экономического развития на своей территории, а именно предоставление права устанавливать льготы по налогу на прибыль организаций для новых производств (гринфилдов) на своей территории.

Налоговая поддержка туристической отрасли заключается в установлении ставки НДС в размере 0% на услуги по перевозке пассажиров и багажа воздушным транспортом на территорию Крымского федерального округа и обратно на период до 1 января 2016 г.

Будет продолжена работа по приведению положений гл. 25.2 НК РФ в соответствие с законодательством РФ в области использования подземных водных объектов в части уточнения порядка налогообложения водным налогом пользования подземными водными объектами (после вступления в силу в 2007 г. новой редакции Водного кодекса);


- консолидированные группы налогоплательщиков предлагается мониторить для выявления системных недостатков такого инструмента;

- налоговые аспекты создания Евразийского экономического союза предлагается реализовать в рамках формирования Евразийского экономического союза - унифицировать подходы к налогообложению налоговых резидентов - граждан государств - членов ЕАЭС, с тем чтобы в случае заключения долгосрочных трудовых договоров гражданами стран ЕАЭС налогообложение их доходов от работы по найму в РФ осуществлялось на условиях не менее благоприятных, чем налогообложение налоговых резидентов РФ;

- налогообложение на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя будет синхронизировано с законодательством РФ. В указанных регионах будут реализовываться региональные инвестиционные проекты;

- обеспечение устойчивости бюджетов бюджетной системы планируется реализовать путем регулирования льгот по налогам. В частности, предлагается окончательно отказаться от установления новых льгот на федеральном уровне (включая освобождения от налогообложения, изъятия из налоговой базы и объекта налогообложения) по региональным и местным налогам. Более того, предлагается в течение нескольких лет поэтапно принять решения об отмене большинства действующих федеральных льгот по региональным и местным налогам (за исключением тех льгот и освобождений, которые имеют непосредственное влияние на уже начатые инвестиционные проекты). Также планируется передать полномочия по установлению льгот субъектам РФ и изменить подходы к предоставлению льгот - проводить оценку их эффективности и устанавливать льготы на определенный срок.

Заключение

В заключении хотелось бы отметить следующее.

Налоговая политика это - совокупность осуществляемых государством мероприятий, направленных на обеспечение своевременной и полной уплаты налогов и сборов, в объёмах, позволяющих доставить ему необходимое финансирование. Налоги, как известно, являются одним из источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов. Налог - одно из проявлений суверенитета государства. Этим они отличаются от доходов с государственных имуществ и займов. Право взыскивать налоги всегда было одним из суверенных прав государства, так же, как чеканка монет, следовательно налоги устанавливаются в одностороннем порядке, однако противоречие между согласием на установление налогов и принудительным характером их взыскания только внешнее. Налоги и их функции отражают реальный базис, т.е. объективные закономерности движения налоговых отношений, используемых государством в налоговой политике.