Файл: Управление финансовой инвестиционной деятельностью предприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 206

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Холдинг занимает лидирующие позиции в мире по эффективности железнодорожных перевозок и использования инфраструктуры

Текущие кредитные рейтинги Холдинга одни из самых высоких среди отечественных корпораций и соответствуют суверенному рейтингу Российской Федерации («S&P»: BBB, «Fitch»: BBB, «Moody`s»: Baa1. Прогноз по всем рейтингам стабильный).

В 2016 году результаты деятельности не выглядели существенно лучше, чем в 2015 году:

– объем бизнеса остался на уровне 2015 года под влиянием экономического кризиса, реализуемой государственной тарифной политики и роста доли частного бизнеса;

– бизнес грузовых перевозок Холдинга существенно потерял в оборотах, его операционная прибыль сократилась более чем в 2 раза, при этом доля данного бизнеса в доходах Холдинга неуклонно сокращается;

– рост доходов и субсидий в пассажирских перевозках позволил снизить убыточность, хотя был недостаточен для вывода данного вида деятельности на безубыточный уровень;

– взнос в капитал ОАО «РЖД» государством денежных средств и акций акционерных обществ также не позволили существенно нарастить обороты;

– за рассматриваемый период существенно возросли расходы Холдинга на оплату труда и социальные отчисления, их доля в операционных расходах ощутимо возросла, при этом объем долгосрочных пенсионных обязательств группы удвоился;

– инвестиции Холдинга ощутимо выросли (с 23% от уровня доходов в 2006 году до 34% – в 2012 году, 29% – в 2016 году), но не дали соответствующего прироста оборотов и прибыли и оказали лишь определенное незначительное позитивное влияние на снижение издержек, существенного финансового эффекта от реализации инвестиционных программ Холдинг не получил;

– Холдинг существенно нарастил обязательства и свою долговую нагрузку, особенно в 2016 году при реализации максимальной по объемам инвестиционной программы;

– чистая прибыль Холдинга увеличилась в основном за счет снижения уровня издержек, которые были снижены в значительной степени за счет сокращения уровня амортизационных выплат и уменьшения расходов на капитальный ремонт в период кризиса;

– финансовая устойчивость Холдинга и его способность обслуживать обязательства не вызывают сомнения, однако дальнейший рост кредитов и займов при сохранении существующей бизнес-модели не представляется целесообразным;

– рентабельность активов Холдинга с 2006 года сократилась с 7,2% до 5,4% (по МСФО), достигнув своего минимального значения в 2,9% в 2012 году.


При этом стратегические цели холдинга «РЖД» характеризуются дуализмом, предполагающим баланс между специальными требованиями государства с одной стороны и операционной эффективностью вместе с ростом стоимости бизнеса с другой. Основными инструментами обеспечения данного баланса являются формирование механизмов государственного заказа социально-значимых услуг по регулируемым тарифам и государственной поддержки приоритетных проектов развития инфраструктуры общего пользования, а также создание в ходе реализации Программы структурной реформы недискриминационных условий деятельности и развития для Холдинга и других участников рынка железнодорожных транспортных услуг. Миссия и стратегические цели холдинга «РЖД» определены исходя из государственных целей развития железнодорожного транспорта, корпоративных интересов ОАО «РЖД», интересов потребителей и ключевых заинтересованных сторон (стейкхолдеров) холдинга «РЖД».

Реализация Стратегии и достижение стратегических целей холдинга «РЖД» будет обеспечиваться путем:

  • оптимизации бизнес-портфеля;
  • формирования эффективной бизнес-модели холдинга «РЖД»;
  • формирования новой линейки перевозочных продуктов и дополнительных услуг, развития логистики и улучшения уровня сервиса и качества для клиентов;
  • использования возможностей диверсификации и развития перспективных неперевозочных видов бизнеса;
  • формирования сбалансированной регуляторной среды в регулируемых государством сегментах;
  • реализации комплексных мероприятий по повышению внутренней эффективности и обеспечению рентабельности (безубыточности) видов бизнеса, входящих в целевой портфель, с соответствующей государственной поддержкой;
  • реализации мероприятий в области инновационного, социального и других функциональных направлений;
  • реализации единых функциональных политик и разработки сбалансированных стратегий по видам бизнеса холдинга «РЖД» и ДЗО ОАО «РЖД»;
  • продвижения услуг и реализации проектов за рубежом;
  • обеспечения эффективной системы мотивации и социальной поддержки персонала в целях привлечения и удержания работников, роста производительности труда.

2.2 Оценка действующей инвестиционной политики

Инвестиционная деятельность ОАО «РЖД» направлена на решение общегосударственных задач путем улучшения транспортной обеспеченности страны, освоения растущих потребностей экономики и общества в перевозках.


Таблица 2.3 - Структура капитальных вложений ОАО "РЖД" по направлениям инвестирования (млн рублей)

Наименование проекта

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

факт

факт

факт

план

Всего, в том числе:

480 066,9

467 220,1

396 831,1

414 128,6

Проекты, связанные с выполнением поручений Правительства РФ

96 758,3

95 941,1

68 780,9

198 741,6

Организация интермодальных пассажирских перевозок по маршруту Владивосток - аэропорт "Кневичи"

1 460,0

Развитие ж.д. инфраструктуры для обеспечения транспортного обслуживания XXVII Всемирной летней Универсиады 2015 г.

7 460,2

1 827,9

Совмещенная (автомобильная и железная) дорога 
Адлер – горноклиматический курорт "Альпика-Сервис" со строительством 
сплошного второго железнодорожного пути на участке Сочи - Адлер - Веселое

57 978,6

38 800,8

800,0

Развитие инфраструкутры в целях подготовки и проведения Олимпийских игр

6 544,0

5 417,1

Комплексная реконструкция участка м.Горький - Котельниково - Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского узла*

6 451,4

1 518,7

3 838,9

9 933,2

Комплексное развитие участка Междуреченск - Тайшет Красноярской железной дороги

2 199,9

1 709,0

4 830,6

9 715,1

Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей*

4 072,8

21 913,1

124 711,1

Развитие Московского транспортного узла (с учетом строительства дополнительного главного пути на участке Москва - Крюково)**

14 516,2

42 309,4

36 864,2

42 819,4

Строительство вторых ж.д. путей и электрификация уч. Выборг - Приморск - Ермилово

148,0

285,3

534,1

4 562,8

Строительство железнодорожной линии Прохоровка - Журавка - Чертково - Батайск

7 000,0

"Собственные" проекты ОАО "РЖД":

383 308,6

371 279,0

328 050,2

215 387,0

Обеспечение безопасности на ж.д. транспорте

66 858,2

56 107,6

46 744,6

45 091,6

Снятие инфраструктурных ограничений в регионах России

169 342,8

161 435,1

139 928,2

61 295,9

Повышение транспортной доступности для населения страны

21 758,9

17 217,5

12 850,5

5 609,6

Обновление подвижного состава, в т.ч.:

75 520,2

118 682,4

104 703,1

88 477,5

Тяговый подвижной состав

61 944,3

92 455,6

84 112,9

65 860,6

Грузовой подвижной состав

236,3

221,3

274,5

332,6

Пассажирский и грузовой подвижной состав (выкуп лизингового имущества)

635,1

149,6

Моторвагонный подвижной состав

12 704,5

25 856,0

20 315,7

22 284,3

Прочие проекты

49 828,5

17 836,5

23 823,8

14 912,4


Инвестиционный бюджет ОАО «РЖД» на 2015 год был запланирован в объеме 414,1 млрд. рублей.

В 2017 году были продолжены работы по проектам модернизации БАМа и Транссиба, комплексной реконструкции участка Междуреченск - Тайшет, развитию Московского транспортного узла.

В полную мощность развернулись работы по проектам развития и обновления железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна, строительству железнодорожной линии Прохоровка - Журавка - Чертково - Батайск (новая железнодорожная линия на направлении Журавка - Миллерово).

В 2016 году также была продолжена  реализация проектов по развитию пропускной способности, в том числе: по реконструкции участка Мга - Гатчина - Веймарн - Ивангород, развитию участка Тобольск - Сургут - Коротчаево, реконструкции и строительству искусственных сооружений, строительству вторых путей, развитию сортировочных станций.

Для повышения транспортной доступности реализовывались проекты по обновлению основных фондов пассажирского хозяйства (пригородного и дальнего),  и других проектов, связанных с проведением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проекты социального развития, взносом в уставный капитал других обществ.

На развитие восточной части БАМа из ФНБ в 2017 году выделенодо 7,5 млрд рублей но с учетом условия минимальной доходности инвестирования на уровне «инфляция плюс 1 процент». В 2017 году средства отправились на развитие железнодорожной инфраструктуры направления Тында - Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань в рамках большого проекта «Восточный коридор».

Цель проекта - создание к 2018 году провозной способности до 32,6 млн тонн грузов в год /в направлении Ванино-Совгаванского транспортного узла.

Если БАМ претендовал главным образом на соединение западной и восточной частей России, то «Восточный полигон» нацелен ни много ни мало на соединение западных и восточных транспортных потоков Земного шара. «Восточный полигон» изменит маршруты евразийской, а значит со временем и мировой торговли. Если сейчас Россия имеет незначительную долю в евразийском транзите, то вскоре сможет стать великой транспортной державой. Вопрос в дорогах. «Восточный полигон» станет основой для формирования целого ряда международных транспортных коридоров. Например, Азиатско-Североамериканской магистрали (АСАМ) или трансконтинентальной магистрали Европа – Россия – Азия – Америка (ЕРАА). Южная Корея и Китай уже ведут подготовку к интеграции своих магистралей с российскими.


Для финансирования проекта предполагается привлечь 13,2 млрд. рублей за счет выпуска облигаций открытого акционерного общества «Российские железные дороги». В  2016 году это уж сделано на 5,7 млрд. рублей, в 2015 году выпущено облигаций еще на 7,5 млрд рублей, которые выкуплены за счет ФНБ и за счет средств кредитных организаций, привлекших средства из общенационального фонда. Собственный капитал РЖД составит 68,8% общей стоимости проекта, или 29,1 млрд рублей. В целом объем инвестиций в часть «Восточного полигона» в 2015 году составил 42,3 млрд рублей (без НДС). Весь проект и смежные  ними строительства оцениваются в 2,3 трлн рублей.

В паспорте проекта указаны и риски, с которым он столкнется. Главным образом это зависимость сибирской грузовой базы от мировой рыночной конъюнктуры. Дело в том, что  «Восточный полигон» изначально увязан с планами промышленников, чьи проекты смогут наконец-то обеспечить прибыльность дальневосточных магистралей и после их расширения.

Увеличение пропускной способности БАМа потребуется и ввиду проектов «Базового элемента» по разработке Чинейского месторождения – одного из крупнейших в мире по доказанным запасам титано-магниевых руд (прогнозные запасы – 30 млрд тон). Свои проекты в высокой степени готовности имеют и компании «Роснефть» (строительство Восточного нефтехимического комплекса), и «Металлоинвест» (разработка Удоканского медного месторождения), группа «Evraz» (Таежный ГОК), СУЭК (увеличение мощности ОАО «Ургал уголь»). Вдоль БАМа и Транссиба находятся и перспективные месторождения УК «Колмар», «Норникеля», корпорации «Металлы Восточной Сибири», «Сибуглемета», «Кузбассресурсуголь», ГМК «Тимир», ОАО «Рубикон», ООО «ТЕПК» и других.

При расчете аудиторами инвестиционной окупаемости проекта брался за основу оптимистичный сценарий мирового спроса на сырье из Сибири и Дальнего Востока. В этом варианте только 12 объектов промышленности, которые находятся в высокой степени проработки смогут, по расчетам Минвостокразвития, принести 614, 3 млрд рублей в бюджет в среднесрочной перспективе. Помимо увеличения налоговых поступлений, эффект для экономики только от развития железнодорожной инфраструктуры, по расчетам аудиторов, Восточного полигона оценивается в 260 млрд рублей.

С подписанием паспортов проектов РЖД на 2015 года появилась ясность в финансировании другого приоритетного направления – портов Азово-Черноморского бассейнов. На них в 2017 году выделен до 10,3 млрд рублей из ФНБ – тоже под ставку «инфляция плюс 1%». Цель проекта - создание к 2020 году провозной способности на ближних и дальних подходах к портам Азово-Черноморского бассейна для обеспечения пропуска дополнительного к уровню 2015 года объема груза в размере 70,8 млн тонн (прогноз грузовой базы в 2020 году - 133,4 млн тонн грузов).