Файл: Управление финансовой инвестиционной деятельностью предприятий.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 206
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ
1.1.Понятие финансовых инвестиций
1.2Этапы управления финансовыми инвестициями компании
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Характеристика предприятия
2.2 Оценка действующей инвестиционной политики
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
Холдинг занимает лидирующие позиции в мире по эффективности железнодорожных перевозок и использования инфраструктуры
Текущие кредитные рейтинги Холдинга одни из самых высоких среди отечественных корпораций и соответствуют суверенному рейтингу Российской Федерации («S&P»: BBB, «Fitch»: BBB, «Moody`s»: Baa1. Прогноз по всем рейтингам стабильный).
В 2016 году результаты деятельности не выглядели существенно лучше, чем в 2015 году:
– объем бизнеса остался на уровне 2015 года под влиянием экономического кризиса, реализуемой государственной тарифной политики и роста доли частного бизнеса;
– бизнес грузовых перевозок Холдинга существенно потерял в оборотах, его операционная прибыль сократилась более чем в 2 раза, при этом доля данного бизнеса в доходах Холдинга неуклонно сокращается;
– рост доходов и субсидий в пассажирских перевозках позволил снизить убыточность, хотя был недостаточен для вывода данного вида деятельности на безубыточный уровень;
– взнос в капитал ОАО «РЖД» государством денежных средств и акций акционерных обществ также не позволили существенно нарастить обороты;
– за рассматриваемый период существенно возросли расходы Холдинга на оплату труда и социальные отчисления, их доля в операционных расходах ощутимо возросла, при этом объем долгосрочных пенсионных обязательств группы удвоился;
– инвестиции Холдинга ощутимо выросли (с 23% от уровня доходов в 2006 году до 34% – в 2012 году, 29% – в 2016 году), но не дали соответствующего прироста оборотов и прибыли и оказали лишь определенное незначительное позитивное влияние на снижение издержек, существенного финансового эффекта от реализации инвестиционных программ Холдинг не получил;
– Холдинг существенно нарастил обязательства и свою долговую нагрузку, особенно в 2016 году при реализации максимальной по объемам инвестиционной программы;
– чистая прибыль Холдинга увеличилась в основном за счет снижения уровня издержек, которые были снижены в значительной степени за счет сокращения уровня амортизационных выплат и уменьшения расходов на капитальный ремонт в период кризиса;
– финансовая устойчивость Холдинга и его способность обслуживать обязательства не вызывают сомнения, однако дальнейший рост кредитов и займов при сохранении существующей бизнес-модели не представляется целесообразным;
– рентабельность активов Холдинга с 2006 года сократилась с 7,2% до 5,4% (по МСФО), достигнув своего минимального значения в 2,9% в 2012 году.
При этом стратегические цели холдинга «РЖД» характеризуются дуализмом, предполагающим баланс между специальными требованиями государства с одной стороны и операционной эффективностью вместе с ростом стоимости бизнеса с другой. Основными инструментами обеспечения данного баланса являются формирование механизмов государственного заказа социально-значимых услуг по регулируемым тарифам и государственной поддержки приоритетных проектов развития инфраструктуры общего пользования, а также создание в ходе реализации Программы структурной реформы недискриминационных условий деятельности и развития для Холдинга и других участников рынка железнодорожных транспортных услуг. Миссия и стратегические цели холдинга «РЖД» определены исходя из государственных целей развития железнодорожного транспорта, корпоративных интересов ОАО «РЖД», интересов потребителей и ключевых заинтересованных сторон (стейкхолдеров) холдинга «РЖД».
Реализация Стратегии и достижение стратегических целей холдинга «РЖД» будет обеспечиваться путем:
- оптимизации бизнес-портфеля;
- формирования эффективной бизнес-модели холдинга «РЖД»;
- формирования новой линейки перевозочных продуктов и дополнительных услуг, развития логистики и улучшения уровня сервиса и качества для клиентов;
- использования возможностей диверсификации и развития перспективных неперевозочных видов бизнеса;
- формирования сбалансированной регуляторной среды в регулируемых государством сегментах;
- реализации комплексных мероприятий по повышению внутренней эффективности и обеспечению рентабельности (безубыточности) видов бизнеса, входящих в целевой портфель, с соответствующей государственной поддержкой;
- реализации мероприятий в области инновационного, социального и других функциональных направлений;
- реализации единых функциональных политик и разработки сбалансированных стратегий по видам бизнеса холдинга «РЖД» и ДЗО ОАО «РЖД»;
- продвижения услуг и реализации проектов за рубежом;
- обеспечения эффективной системы мотивации и социальной поддержки персонала в целях привлечения и удержания работников, роста производительности труда.
2.2 Оценка действующей инвестиционной политики
Инвестиционная деятельность ОАО «РЖД» направлена на решение общегосударственных задач путем улучшения транспортной обеспеченности страны, освоения растущих потребностей экономики и общества в перевозках.
Таблица 2.3 - Структура капитальных вложений ОАО "РЖД" по направлениям инвестирования (млн рублей)
Наименование проекта |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
факт |
факт |
факт |
план |
|
Всего, в том числе: |
480 066,9 |
467 220,1 |
396 831,1 |
414 128,6 |
Проекты, связанные с выполнением поручений Правительства РФ |
96 758,3 |
95 941,1 |
68 780,9 |
198 741,6 |
Организация интермодальных пассажирских перевозок по маршруту Владивосток - аэропорт "Кневичи" |
1 460,0 |
|||
Развитие ж.д. инфраструктуры для обеспечения транспортного обслуживания XXVII Всемирной летней Универсиады 2015 г. |
7 460,2 |
1 827,9 |
||
Совмещенная (автомобильная и железная) дорога |
57 978,6 |
38 800,8 |
800,0 |
|
Развитие инфраструкутры в целях подготовки и проведения Олимпийских игр |
6 544,0 |
5 417,1 |
||
Комплексная реконструкция участка м.Горький - Котельниково - Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского узла* |
6 451,4 |
1 518,7 |
3 838,9 |
9 933,2 |
Комплексное развитие участка Междуреченск - Тайшет Красноярской железной дороги |
2 199,9 |
1 709,0 |
4 830,6 |
9 715,1 |
Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей* |
4 072,8 |
21 913,1 |
124 711,1 |
|
Развитие Московского транспортного узла (с учетом строительства дополнительного главного пути на участке Москва - Крюково)** |
14 516,2 |
42 309,4 |
36 864,2 |
42 819,4 |
Строительство вторых ж.д. путей и электрификация уч. Выборг - Приморск - Ермилово |
148,0 |
285,3 |
534,1 |
4 562,8 |
Строительство железнодорожной линии Прохоровка - Журавка - Чертково - Батайск |
7 000,0 |
|||
"Собственные" проекты ОАО "РЖД": |
383 308,6 |
371 279,0 |
328 050,2 |
215 387,0 |
Обеспечение безопасности на ж.д. транспорте |
66 858,2 |
56 107,6 |
46 744,6 |
45 091,6 |
Снятие инфраструктурных ограничений в регионах России |
169 342,8 |
161 435,1 |
139 928,2 |
61 295,9 |
Повышение транспортной доступности для населения страны |
21 758,9 |
17 217,5 |
12 850,5 |
5 609,6 |
Обновление подвижного состава, в т.ч.: |
75 520,2 |
118 682,4 |
104 703,1 |
88 477,5 |
Тяговый подвижной состав |
61 944,3 |
92 455,6 |
84 112,9 |
65 860,6 |
Грузовой подвижной состав |
236,3 |
221,3 |
274,5 |
332,6 |
Пассажирский и грузовой подвижной состав (выкуп лизингового имущества) |
635,1 |
149,6 |
||
Моторвагонный подвижной состав |
12 704,5 |
25 856,0 |
20 315,7 |
22 284,3 |
Прочие проекты |
49 828,5 |
17 836,5 |
23 823,8 |
14 912,4 |
Инвестиционный бюджет ОАО «РЖД» на 2015 год был запланирован в объеме 414,1 млрд. рублей.
В 2017 году были продолжены работы по проектам модернизации БАМа и Транссиба, комплексной реконструкции участка Междуреченск - Тайшет, развитию Московского транспортного узла.
В полную мощность развернулись работы по проектам развития и обновления железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна, строительству железнодорожной линии Прохоровка - Журавка - Чертково - Батайск (новая железнодорожная линия на направлении Журавка - Миллерово).
В 2016 году также была продолжена реализация проектов по развитию пропускной способности, в том числе: по реконструкции участка Мга - Гатчина - Веймарн - Ивангород, развитию участка Тобольск - Сургут - Коротчаево, реконструкции и строительству искусственных сооружений, строительству вторых путей, развитию сортировочных станций.
Для повышения транспортной доступности реализовывались проекты по обновлению основных фондов пассажирского хозяйства (пригородного и дальнего), и других проектов, связанных с проведением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проекты социального развития, взносом в уставный капитал других обществ.
На развитие восточной части БАМа из ФНБ в 2017 году выделенодо 7,5 млрд рублей но с учетом условия минимальной доходности инвестирования на уровне «инфляция плюс 1 процент». В 2017 году средства отправились на развитие железнодорожной инфраструктуры направления Тында - Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань в рамках большого проекта «Восточный коридор».
Цель проекта - создание к 2018 году провозной способности до 32,6 млн тонн грузов в год /в направлении Ванино-Совгаванского транспортного узла.
Если БАМ претендовал главным образом на соединение западной и восточной частей России, то «Восточный полигон» нацелен ни много ни мало на соединение западных и восточных транспортных потоков Земного шара. «Восточный полигон» изменит маршруты евразийской, а значит со временем и мировой торговли. Если сейчас Россия имеет незначительную долю в евразийском транзите, то вскоре сможет стать великой транспортной державой. Вопрос в дорогах. «Восточный полигон» станет основой для формирования целого ряда международных транспортных коридоров. Например, Азиатско-Североамериканской магистрали (АСАМ) или трансконтинентальной магистрали Европа – Россия – Азия – Америка (ЕРАА). Южная Корея и Китай уже ведут подготовку к интеграции своих магистралей с российскими.
Для финансирования проекта предполагается привлечь 13,2 млрд. рублей за счет выпуска облигаций открытого акционерного общества «Российские железные дороги». В 2016 году это уж сделано на 5,7 млрд. рублей, в 2015 году выпущено облигаций еще на 7,5 млрд рублей, которые выкуплены за счет ФНБ и за счет средств кредитных организаций, привлекших средства из общенационального фонда. Собственный капитал РЖД составит 68,8% общей стоимости проекта, или 29,1 млрд рублей. В целом объем инвестиций в часть «Восточного полигона» в 2015 году составил 42,3 млрд рублей (без НДС). Весь проект и смежные ними строительства оцениваются в 2,3 трлн рублей.
В паспорте проекта указаны и риски, с которым он столкнется. Главным образом это зависимость сибирской грузовой базы от мировой рыночной конъюнктуры. Дело в том, что «Восточный полигон» изначально увязан с планами промышленников, чьи проекты смогут наконец-то обеспечить прибыльность дальневосточных магистралей и после их расширения.
Увеличение пропускной способности БАМа потребуется и ввиду проектов «Базового элемента» по разработке Чинейского месторождения – одного из крупнейших в мире по доказанным запасам титано-магниевых руд (прогнозные запасы – 30 млрд тон). Свои проекты в высокой степени готовности имеют и компании «Роснефть» (строительство Восточного нефтехимического комплекса), и «Металлоинвест» (разработка Удоканского медного месторождения), группа «Evraz» (Таежный ГОК), СУЭК (увеличение мощности ОАО «Ургал уголь»). Вдоль БАМа и Транссиба находятся и перспективные месторождения УК «Колмар», «Норникеля», корпорации «Металлы Восточной Сибири», «Сибуглемета», «Кузбассресурсуголь», ГМК «Тимир», ОАО «Рубикон», ООО «ТЕПК» и других.
При расчете аудиторами инвестиционной окупаемости проекта брался за основу оптимистичный сценарий мирового спроса на сырье из Сибири и Дальнего Востока. В этом варианте только 12 объектов промышленности, которые находятся в высокой степени проработки смогут, по расчетам Минвостокразвития, принести 614, 3 млрд рублей в бюджет в среднесрочной перспективе. Помимо увеличения налоговых поступлений, эффект для экономики только от развития железнодорожной инфраструктуры, по расчетам аудиторов, Восточного полигона оценивается в 260 млрд рублей.
С подписанием паспортов проектов РЖД на 2015 года появилась ясность в финансировании другого приоритетного направления – портов Азово-Черноморского бассейнов. На них в 2017 году выделен до 10,3 млрд рублей из ФНБ – тоже под ставку «инфляция плюс 1%». Цель проекта - создание к 2020 году провозной способности на ближних и дальних подходах к портам Азово-Черноморского бассейна для обеспечения пропуска дополнительного к уровню 2015 года объема груза в размере 70,8 млн тонн (прогноз грузовой базы в 2020 году - 133,4 млн тонн грузов).