Файл: Государственное регулирование инновационной деятельности. Зарубежный опыт. Состояние отечественной экономики..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Первым законом, обеспечивающим более свободные условия, стал Федеральный закон №127 « О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996г. и дополнением от 23 мая 2016г. По этому закону органы государственной власти России должны обеспечивать создание необходимых условий для международного сотрудничества в научно-технической и инновационной сфере.

В 1995 г. было подписано соглашение со странами СНГ о создании общего научно-технического пространства. Россия заключила двусторонние соглашения со всеми странами СНГ. Такие соглашения стали возможными благодаря сформированной базе договорно-правовых соглашений о многостороннем и двустороннем сотрудничестве в 1990-х гг. Регулирование реализации данного документа возлагался на Межгосударственный комитет по научно-техническому развитию.

В соответствие с Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г. «Об утверждении стратегического курса Российской Федерации с государствами – участниками Содружества Независимых Государств» сотрудничество со странами ближнего зарубежья обозначено как приоритетное направление международных научно-технических связей.

Распространение идей ИТР происходило во второй половине 1990-х годов. В 1999 году в Ульяновске и Москве была принята «Национальная хартия инновационной культуры», подписанная представителями науки, культуры, образования, бизнеса, органов управления. В ней утверждается курс по формированию позитивного отношения людей к инновациям во всех сферах жизни населения: условия труда, производство, окружающая среда, общественная жизнь[54].

Под эгидой ЮНЕСКО в 2001 г. в Москве состоялся международный форум, выводом которого стало понимание, что инновационная культура станет стратегическим международным ресурсом в XXI в. В этом же году правительство РФ вместе с ЮНЕСКО образовывают комитет по инновационной культуре. Это было сделано для того, что бы наладить партнерские отношения не только с ЮНЕСКО, но и с другими международными фондами для разработки этой проблематики.

В 2009 г. стало понятно, что инновационная концепция вышла на государственный уровень. Выступая в Стокгольме, президент РФ Д.А. Медведев в ходе саммита Россия — ЕС выдвинул инициативу о создании «Партнерства для модернизации». Основная цель этого проекта заключалась в модернизации российской экономики и развития всех сфер отношений между РФ и ЕС. Инициатива была поддержана и одобрена на открытии 25-го саммита Россия-ЕС в 2010 г.


В развитие утвержденных в 2003 году «Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» в феврале 2004 года был принят правительственный документ «Основные направления политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 года». Идеи положены в основу концепции и планов социально-экономического развития России до 2020 года. Реализация Стратегии инновационного развития 2020 предусматривала два этапа[55].

Первый этап (2011-2013 гг.)- основная задача: повышение восприимчивости бизнеса и экономики к инновациям путем осуществления следующих мероприятий:

1. Повышение инвестиционной привлекательности перспективных высокотехнологичных секторов экономики;

2. Содействие притоку капитала и привлечение наиболее квалифицированных кадров в эти сектора;

3.Модернизация секторов экономики (усиление требований технологического регулирования, налоговое стимулирование технического перевооружения и т.д.)

4.Развитие конкуренции в секторах экономики, стимулирование инновационного поведения компаний с государственным участием и естественных монополий;

5.Устранение в системе государственного регулирования барьеров для инновационной активности[56];

6. Наращивание расходов на софинансирование инновационных проектов частных компаний (в т.ч. совершенствования регулирования отрасли венчурного финансирования, поддержка кооперации бизнеса и вузов, учреждений науки), выстраивание работы с государственными компаниями по реализации ими программ инновационного развития; региональные программы поддержки малого бизнеса;

7. Разработка механизмов государственно-частного партнёрства в финансировании исследований и разработок;

8. Развитие науки и образования, их интеграция в мировое научное сообщество;

9. Формирование соответствующего кадрового состава.

Второй этап(2014-2020): увеличение расходов на инновации в бюджете страны; рост доли частного финансирования в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки.

1. На базе заделов, сформированных на первом этапе реализации Стратегии, будет проведено масштабное перевооружение и модернизация промышленности;

2. Сохранение поддержки реализации крупных проектов в рамках приоритетов технологического развития, а также приоритетных направлений развития науки, технологий и техники РФ;


3. Модернизация и достройка необходимых элементов инновационной инфраструктуры и повышения их эффективности.

4. Увеличение поддержки продвижения российской инновационной продукции (услуг) и технологий на мировые рынки;

5. Обеспечение опережающего роста расходов на обновление научной и приборной базы, усиление роли институтов развития в финансировании исследований и разработок и продолжение увеличения программной составляющей в бюджетных расходах на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы гражданского назначения[57].

6. Полноценная работа инновационного центра «Сколково».

7. Увеличение бюджетных расходов на развитие перспективных технологий и реализацию целевых программ технологического профиля при сокращении пропорции государственного софинансирования.

Так же в концепции перечислен целый перечень индикаторов, по которым будет оцениваться эффективность инновационной политики России, например, доля населения от 5 до 18 лет, охваченная образованием, валовая добавленная стоимость инновационного сектора, коэффициент изобретательской активности и. т.д.

Говоря о сотрудничестве России с другими странами в инновационной политике, то оно затрагивает многие отрасли не только экономики, но и производства.

Можно привести как пример область освоения космоса. Российское космическое агентство сотрудничает с 25 странами, среди которых США, Япония, Индия и другие государства, входящие в Европейское космическое агентство (ЕКА). В сфере развития медицины и медицинской техники Россия каждый год заключает множество международных соглашений о проведении совместных исследований и реализации научных проектов, нацеленных на повышение качества медицинских услуг. В сфере IT – технологий Россия тесно сотрудничает с ЕС, а так же Турцией, Ираном и Вьетнамом, где каждый год проходят недели российского IT[58].

В целом Россия осуществляет научно-техническое сотрудничество более чем с 50 странами мира. Действуют свыше 40 межправительственных и 20 межведомственных соглашений о научно-техническом сотрудничестве. Созданы специализированные рабочие группы с целью развития двустороннего развития в сфере инноваций. На сегодняшний день группы по инновациям созданы с США, Нидерландами и Францией. Положительные результаты несут в себе переговоры по созданию рабочих групп с такими странами как Китай, Южная Корея и Бразилия.


Заключение

Инновация, как реализация на практике результатов интеллектуального труда, применение технологических разработок, направленных на совершенствование социально-экономической деятельности и действительности, прошла, согласно С.П. Лаптеву, три этапа эволюции. Третий этап, который наблюдается с середины 70-х гг. XX в. и продолжается в настоящее время. Развитые и развивающиеся страны мира, понимая недостаток сырьевой экономики, перенаправляют векторы развития государственной политики в сторону создания и поддержания условий для функционирования инновационной экономики. Анализ во второй главе показал преимущества и прогрессивность инноваций.

Государственная поддержка также играет одну из главных ролей в поддержке инновационной политики и для эффективной реализации инновационного проекта необходима организованная система инвестиций во всех стадиях жизненного цикла новации. Для государства необходимо не только поддерживать и стимулировать инновационный процесс (например, созданием «бизнес-инкубаторов» или «наукоградов»), но и обеспечивать систему охраны результатов интеллектуального труда (например, посредством выдачи патентов).

Таким образом, для поддержания такого вида экономики важно государственное регулирование. Именно оно в инновационной политике носит обязательный характер для упрочнения связей между предпринимателями, наукой и образованием.

Можно с уверенностью утверждать, что у России, инновационная экономика которой находится в стадии становления, имеет серьезные шансы на успех в развитии. Научное наследие СССР, возможности по реализации новых технологий и сильное законодательство, обеспечивающее и охраняющее инновационный процесс на многих этапах, могут позволить вывести экономику России в список мировых лидеров, при условии эффективной государственной политики в сфере реализации правовых норм и субсидирования инновационных проектов. Но самым важный фактор, который может дать мощный импульс к развитию отечественной экономики кроется в мониторинге и анализе мирового опыта, в его оценке и попытках применения успешных практик для совершенствования отечественной инновационной экономики – экономики будущего.

Список литературы и источников


  1. Емельянов С. В. США: государственная политика стабилизирования инновационной конкурентоспособности американских производителей. Инновационная стратегия правительства США в ХХI веке // Менеджмент в России и за рубежом. – 2016. – № 3. -23 с.
  2. Ерошкин А. М., Плисецкий Д. Е. Роль инноваций в стимулировании роста и повышении конкурентоспособности национальных экономик / // Экономический анализ: теория и практика: научно-практич. и аналитич. журнал. - 2012. - N 27. -20-30 с.
  3. Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука // Инновационные процессы в образовании: сборник научн. тр. - Тюмень, 2015 -8-9 с.
  4. Инновационный менеджмент / Э. А. Уткин, Г. И. Морозова, Н. И. Морозова. - М. : АКАЛИС, 2017.
  5. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов/ И66 С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, СЮ. Ягудин и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: ЮНИТИ, 2015.
  6. Инновационный менеджмент : учебник / В.Г. Медынский. – М. : ИНФРА-М, 2017.
  7. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения.- М.: Экономика, 2002. - 383 с.
  8. Круглов В.Н. Эволюция теории инноваций в зарубежной и отечественной науке / Региональная экономика: теория и практика - 2016.- №5 . - 6-24 с.
  9. Кузнецова Е.Ю., Иода Е.В. Оценка эффективности инновационной деятельности // Социально-экономические явления и процессы. т.14 № 4, 2018. 50-54с.
  10. Малинин А.Н., Тюлю Г.М., Шамова Т.И. Инновационные процессы в школе как содержательно-организационная основа механизма её развития // Методика исследования. - М.: МГУ, 2017. -8-17с.
  11. Молчанова В.А. Инновационная политика России: проблемы развития // КЭ. 2014. №11 (95). -23с.
  12. Никсон Ф. Инновационный менеджмент. - М.: Прогресс, 2018.
  13. Нуреев Р.М. Инновационный потенциал России в условиях экономических санкций: резервы роста // JER. 2016. №4.
  14. Поляков С.Г. Организация и регулирование инновационной деятельности: взаи-модействие государства и предпринимательства: Монография. – М.: МИЭТ, 2014.
  15. Резников И.В. Формирование предпринимательских структур в сфере трансфера наукоемких технологий и инноваций. Диссертация. - СПБ, 2008.
  16. Черковец В. Особенности нового этапа инновационного развития России//Экономист. – 2018. – № 12.
  17. Соломатина В. М. США на рубеже веков. М. : Наука, 2001. 496 с // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 5: История. Реферативный журнал.№1. 2003.
  18. Тебекин А.В. Инновационный менеджмент. - М.: Юрайт, 2014. - 481 с.
  19. Якунин В.И. Процессы и механизмы формирования государственной политики в современном российском обществе // Автореферат на соискание ученой степени доктора политических наук.-М.:МГУ, 2017.