Файл: Моделирование предметной области «Управление запасами» с помощью UML (Описание предметной области. Постановка задачи).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Анализ предмтеной области

1.1. Описание предметной области. Постановка задачи

Объектом моделирования является информационная система ООО "Альфа.ру". Сфера деятельности организации - услуги по ответственному хранению товаров и дополнительные услуги, в том числе обработка товара, хранящегося на складе.

ООО "Альфа.ру" относится к разряду мелких предприятий и имеет численность персонала не превышающую 20 человек с учётом среднегодовых колебаний численности работников.

Руководители предприятия, ориентируясь заполненный данными услугами рынок, исповедуют стратегию ускоренного роста, что позволяет им надеяться занять лидирующие позиции в отрасли до 2017 года.

Управление организацией осуществляется по функционально-линейной схеме, в которой высшие должностные лица организации осуществляют функциональное управление в соответствии с делегированными им полномочиями, а среднее управленческое звено и подчинённые им руководители осуществляют функции линейного управления. Данная схема управления является наиболее распространённой среди производственных предприятий и при всей своей простоте позволяет организовать эффективное управление с наличием обратной связи для контроля за изменением сложившейся ситуации. Организационная структура ООО "Альфа.ру" показана на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 – Организационная структура ООО "Альфа.ру"

Опишем функциональные обязанности должностных лиц и структурных подразделений организации.

Во главе фирмы стоит генеральный директор, который решает в основном управленческие вопросы, а также вопросы стратегического характера. Он контролирует деятельность всех отделов. Также в его компетенции вопросы движения финансовых потоков.

Закупкой товаров занимается отдел снабжения. В его функции также входит поиск новых поставщиков с более выгодными условиями поставки. Этот отдел решает вопросы закупки по всему ассортименту. Закупка производится на основании заявок покупателей, оформленными менеджерами.

В отдел продаж входят менеджеры, которые занимаются непосредственно клиентами. Каждый менеджер имеет свою базу клиентов, с которыми он работает. Он заключает договора, обговаривает сроки, условия поставки и оплаты товара; осуществляет прием заказов от покупателей. Увеличивает свою базу клиентов за счет поиска новых.


Отдел бухгалтерии включает в себя три подотдела: это главный бухгалтер, выписка, платежи и касса.

Главный бухгалтер ведет бухгалтерский учет, делает баланс, различные встречные сверки, считает все налоги и решает вопросы, возникающие в отделах, находящихся в его подчинении.

Отдел снабжения и сбыта состоит из команды менеджеров по работе с поставщиками, этому отделу подчиняется складское хозяйство предприятия.

Отдел «Платежи» предполагает отправку и получение платежей из банка через специальную банковскую программу. Это оплата по счетам поставщикам, уплата налогов, каждодневные получения денежных средств на расчетный счет фирмы от клиентов и др. платежи.

Кассир занимается распределением наличных средств фирмы (выдача заработной платы, выделение средств на хозяйственные нужды, выдача командировочных и т.д.)

В отдел экономической безопасности входят: начальник охраны, который отвечает за безопасность объекта и пропускной системой; системный администратор, обязанностью которого является сохранение информационной безопасности и обеспечение функциональности вычислительного комплекса.

Во главе каждого склада в ООО "Альфа.ру" стоит заведующий складом – начальник склада, в его подчинении находятся кладовщики и грузчики.

В складском хозяйстве предприятия три самостоятельных структурных подра зделения и в каждом из данных подразделений имеется несколько работников: начальник склада, по совместительству и кладовщик, начальник смены.

Все работники, по каждому структурному подразделению, несут полную материальную ответственность.

Для проектирования информационной системы важно понимать, какая информация курсирует в информационной системе, в том числе, какие формы входных и выходных документов приняты в компании.

Рассмотрим основные входные документы, используемые при управлении складскими запасами.

К входной информации относятся приходная и расходная накладные. Данные о приходе товаров представлены в таблице «Приход товаров». Макет документа «Приход товаров» приведен на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2. Макет документа «Приходная накладная»

Данные о расходе товаров представлены в таблице «Расход товаров», которая по своей структуре очень похода на таблицу «Приход товаров». Это унифицирует работу по учету прихода и расхода товара. Макет документа «Расход товаров» приведен на рисунке 1.3.


Рисунок 1.3. Макет документа «Расходная накладная»

В системе хранится информация об основных запасах и их стоимости. Макет отчета «Прайс-лист» представлен на рисунке 1.4.

Рисунок 1.4. Макет отчета «Отчет по товару»

В компании формируется следующая выходная информация:

- данные по продажам (по товару за определенный промежуток времени);

- данные по продажам (по продавцам за определенный промежуток времени);

- данные о приходе товаров;

- данные по остаткам товаров.

Макет отчета по продажам (по продавцам) представлен на рисунке 1.5.

Рисунок 1.5. Макет отчета «Отчет по продавцу»

Макет отчета по продажам (по товару) представлен на рисунке 1.6.

Рисунок 1.6. Макет отчета «Отчет по товару»

Макет отчета «Остаток товара на складе» представлен на рисунке 1.7.

Рисунок 1.7. Макет отчета товаров в наличии

При проектировании информационной системы необходимо учитывать необходимость обработки представленных входных документов и формирования указанных выше выходных документов и отчетов.

1.2. Выбор средства для моделирования бизнес-процессов

Существует множество технологий и инструментальных средств, которые могут использоваться для проектирования информационной системы. Эти технологии представлены различными CASE-средствами. Одним из вариантов создания проекта информационной системы является унифицированный язык объектно-ориентированного моделирования Unified Modeling Language (UML). Существует достаточное количество инструментальных средств, поддерживающих с помощью UML жизненный цикл информационных систем, и, одновременно, UML является достаточно гибким для настройки и поддержки специфики деятельности различных команд разработчиков.

UML представляет собой объектно-ориентированный язык моделирования, обладающий следующими основными характеристиками:

  • является языком визуального моделирования, который обеспечивает разработку репрезентативных моделей для организации взаимодействия заказчика и разработчика ИС, различных групп разработчиков ИС;
  •  содержит механизмы расширения и специализации базовых концепций языка.

UML — это стандартная нотация визуального моделирования программных систем, принятая консорциумом Object Managing Group (OMG) осенью 1997 г., и на сегодняшний день она поддерживается многими объектно-ориентированными CASE-продуктами.

UML включает внутренний набор средств моделирования, которые сейчас приняты во многих методах и средствах моделирования (рисунок 1.4). Эти концепции необходимы в большинстве прикладных задач, хотя не каждая концепция необходима в каждой части каждого приложения. Пользователям языка предоставлены возможности:

  • строить модели на основе средств ядра, без использования механизмов расширения для большинства типовых приложений;
  • добавлять при необходимости новые элементы и условные обозначения, если они не входят в ядро, или специализировать компоненты, систему условных обозначений (нотацию) и ограничения для конкретных предметных областей.

Рисунок 1.8. Интегрированная модель системы в нотации языка UML

Стандарт UML предлагает  следующий  набор  диаграмм для моделирования:

  • диаграммы  вариантов  использования (use case diagrams) – для моделирования  бизнес-процессов  организации  и  требований к создаваемой системе);
  • диаграммы  классов (class diagrams) –  для  моделирования статической структуры  классов системы и связей между ними;
  • диаграммы поведения системы (behavior diagrams):
  • диаграммы взаимодействия (interaction diagrams):
  • диаграммы последовательности (sequence diagrams) и
  • кооперативные  диаграммы (collaboration diagrams) – для моделирования  процесса  обмена  сообщениями между объектами;
  • диаграммы  состояний (statechart diagrams)  – для моделирования  поведения объектов  системы  при  переходе из одного состояния в другое;
  • диаграммы  деятельностей (activity diagrams) – для моделирования  поведения  системы  в  рамках  различных вариантов использования, или моделирования деятельностей;
  • диаграммы реализации (implementation diagrams):
  • диаграммы  компонентов (component diagrams) – для моделирования иерархии компонентов (подсистем) системы;
  • диаграммы  развертывания (deployment diagrams) – для моделирования физической архитектуры системы.

UML (Unified Modeling Language — унифицированный язык моделирования) — язык графического описания для объектного моделирования в области разработки программного обеспечения. UML является языком широкого профиля, это открытый стандарт, использующий графические обозначения для создания абстрактной модели системы, называемой UML-моделью. UML был создан для определения, визуализации, проектирования и документирования в основном программных систем. UML не является языком программирования, но в средствах выполнения UML-моделей как интерпретируемого кода возможна кодогенерация.


Использование UML не ограничивается моделированием программного обеспечения. Его также используют для моделирования бизнес-процессов системного проектирования и отображения организационных структур.

UML позволяет также разработчикам программного обеспечения достигнуть соглашения в графических обозначениях для представления общих понятий (таких как класс, компонент, обобщение (generalization), объединение (aggregation) и поведение, и больше сконцентрироваться на проектировании и архитектуре.

1.3. Моделирование бизнес-процессов «как есть».

Объектом анализа в курсовом проекте является деятельность по управлению закупками и процессом выдачи товара со склада. Эта деятельность выполняется складом, где работают заведующий складом и кладовщики.

При выполнении задач работникам склада приходится взаимодействовать с другими подразделениями организации, от которых они получают входные документы и передают исходящую информацию (таблица 1.2).

Таблица 1.2 – Взаимодействие склада с другими подразделениями

№ п/п

Подразделение

Получение

Предоставление

1

Подразделения

  • Заявка на выдачу товаров
  • Запрос о наличии товаров

Отчет о наличии товаров

2

Коммерческий отдел

  • Информация о поставках
  • Отчет о наличии товаров
  • Заявка на поставку отдельных товаров

3

Экономический отдел

  • Запрос от подразделения о наличии товаров
  • Расходная накладная на товары
  • Отчет о наличии товаров
  • Отчет о поступлении и выдаче

4

Бухгалтерия

  • Приходная накладная на поступившие товары
  • Отчет о поступлении и выдаче

5

Юридический отдел

  • Данные поставщиков

Основным исполнителем процесса является менеджер.

Для анализа предметной области выполним разработку диаграмм. В первую очередь разрабатывается диаграмма прецедентов (вариантов использования). Диаграмма прецедентов позволяет создать список операций, которые выполняет система. Часто этот вид диаграмм называют диаграммой функций, потому что на основе набора таких диаграмм создается список требований к системе и определяется множество выполняемых системой функций.