Файл: Базы данных УМП-2.pdf

Добавлен: 28.11.2018

Просмотров: 2772

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

6

ЛАБОРАТОРНЫЕ

 

РАБОТЫ

 

 

Для выполнения лабораторных работ необходимо установить систе-

му FoxPro и изучить основные понятия и возможности диалоговой среды, 
описанные в учебном пособии в разделе 7. 

Выбор варианта (предметной области) лабораторных работ, а также 

текстовой  контрольной  работы  осуществляется  по  общим  правилам  с  ис-
пользованием следующей формулы:  

 

V = (N*K) div 100, 

где    V — искомый номер варианта, 

N — общее количество вариантов, 
div — целочисленное деление, 
при V= 0 выбирается максимальный вариант, 
K — значение 2-х последних цифр пароля. 
Перечень предметных областей представлен в Приложении А.  

 

4.1 

Лабораторная

 

работа

 

 1  

 

Лабораторная  работа  № 1  состоит  из  двух  заданий:  задания  № 1 

«Создание и модификация файла базы данных» и задания № 2 «Разработка 
программ локализации и поиска записей». Резултатом выполнения лабора-
торной работы № 1 является выполнение обоих заданий. 

 

Задание

 

 1. 

Создание

 

и

 

модификация

 

файла

 

базы

 

данных

  

  

Целью  работы  является  получение  навыков  описания  логической 

структуры  файлов  базы  данных,  изучение  режимов  редактирования  и 
приемов упорядочивания данных, создание и манипулирование индексны-
ми файлами. 

 
Порядок выполнения работы 

4.1.1 Выбрать опцию New в вертикальном меню File полосы главно-

го  меню  экранного  интерфейса.  В  ответ  появляется  область  диалога 
(рис. 4.1) со списком типов файлов, которые можно создать в текущий мо-
мент времени. По умолчанию считается выбранным тип Database, т. е. dbf-
файл. Это нам и нужно, поэтому активизируем ОК, после чего система пе-
реходит  в  окно  диалога  (рис. 4.2), поддерживающего  процесс  создания 
описания структуры dbf-файла, пока со стандартным именем Untitled (бе-
зымянный). Фактически запущена команда Create в чем можно убедиться 
посмотрев  команду  в  командном  окне,  т.к.  любое  действие  пользователя, 
выбранное  с  помощью  инициализации  пункта  меню,  реализуется  опреде-
ленной командой системы и отражается в командном окне. 


background image

 

7

 

Рис. 4.1 — Выбор типа файла 

 

Пользователю в окне STRUCTURE (рис. 4.2) предлагается для каж-

дого типа данных последовательно, начиная с первого, ввести параметры, 
которые характеризуют данные: 

 

Name-имя данного (длина до 10 символов),  

 

Type — тип,  

 

Width — размер(длину поля)  

 

Dec — точность  (имеет  смысл  только  для  числовых (Numeric) 

значений данных и назначает число знаков после запятой). 

Начиная  с  этого  момента,  приводимые  окна  диалога  будут  отобра-

жать действие по работе с конкретными файлами.  

Проиллюстрируем  процесс  создания  файла ONE.dbf с  полями:  

CODE,FULL_NAME,ORGANIZ,ADDRESS,NAME_RUK, 
NUMBER_TLG,CH_MEST,SEASON,CH_PAC_Y. 

 

 

Рис. 4.2 — Создание  и описания структуры dbf-файла 

 

Меню Type (назначение типов данных) вызывается нажатием клави-

ши SPACE(пробел)  после  ввода  имени  поля,  когда  становится  активным 
поле TYPE. Поле точность (DEC) имеет смысл, а потому и доступно толь-


background image

 

8

ко для числовых данных, а поле размер (WIDTH) автоматически устанав-
ливается для логических — 1, дат — 8 (мм/дд/гг) и Мемо полей — 10. 

По умолчанию для символьных и числовых данных размер поля ус-

тановлен  равным 10, пользователь,  при  необходимости,  может  его  скор-
ректировать. 

 

4.1.2  Чтобы  вставить  описание  нового  поля  в  уже  существующий 

список полей, необходимо подвести курсор на описание поля, непосредст-
венно за которым следует вставить новое поле, а затем с помощью клави-
ши  Тab  перейти  к  кнопке INSERT и  активизировать  ее.  В  описании  поя-
вится  строка  с  именем NEW FIELD. Пользователь  записывает  необходи-
мое имя вместо зарезервированного по умолчанию New field, а также зада-
ет его тип и размер. 

Аналогично,  для  удаления  описания  некоторого  поля  необходимо 

вначале  установить  на  него  курсор,  а  затем  перейти  с помощью  клавиши 
Тab  на  кнопку DELETE и  активизировать  ее.  Если  пользователь  намерен 
отказаться  от  создаваемого  описания  полностью,  он  должен  активизиро-
вать кнопку CANCEL, после чего система запрашивает 

 

----------------------------¬ 
¦ Discard structure Change? ¦ 
¦ 

отказаться  от  изменений ¦ 

¦  <Yes>             <No>   ¦ 
L---------------------------- 

 

 

Если выбрать кнопку Nо — происходит возврат в окно ввода струк-

турных  характеристик.  Если  выбрать  кнопку Yes — отмена  всех  создан-
ных описаний и выход в начальное окно интерфейса FoxPro. В командном 
окне  остается  команда CREATE UNTITLED, ее  можно  вновь  запустить, 
установив на нее курсор и нажав клавишу ENTER. 

При выборе кнопки ОК (нормальное завершение формирования опи-

сания структуры файла) система переходит в окно (рис. 4.3) определения 
имени файла (по умолчанию система присваивает имя Untitled). 

 

Рис. 4.3 — Формирование имени файла

 


background image

 

9

Для  размещения  создаваемого  файла  пользователь  может  выбрать 

любое устройство, активизировав переключатель Drive, директорию, акти-
визировав  переключатель Directory, и  указать  (ввести  с  клавиатуры)  имя 
файла в текстовом окне ввода имени вместо Untitled. 

Пользователь  может  отказаться  от  всех  установок,  выбрав  кнопку 

Cancel, либо, выбрав кнопку Save, записать созданный файл (пока пустой) 
в заданную директорию. В последнем случае (по Save) система спросит не 
намерен  ли пользователь  вводить  значения  данных  (заполнить  файл  базы 
данных конкретными значениями данных). 

 

¦ Input data record now?¦
¦ <<Yes>>         <No>  ¦

 

 

Если пользователь отвечает <No> — возврат в окно описания струк-

туры файла, по <<Yes>> система переходит в окно создания и редактиро-
вания записи, что соответствует запуску команды Append (данная команда 
отражается в окне Соmmand). 

Окно  создания-редактирования  записей  в  режиме Append (рис. 4.4) 

содержит специальную, анкетную форму представления записи в виде вер-
тикально  расположенных  пар  «имя  данного — окно  для  значения  данно-
го», причем курсор установлен в окне ввода значения первого данного. 

 

 

 System  File  Edit  Database  Record  Program  Window  Brow
                            ONE 
 Code

░ 

 Full_name

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ 

 Organiz

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ 

 Address

░░░░░░░░░░░░░░░ 

 Name_ruk

░░░░░ 

 Number_tlg

░░░ 

 Ch_mest

░░░░░░ 

 Season

░░░░░░ 

 Ch_pac_y

░░░░░░

 

      

 

                 Рис. 4.4 — Ввод данных в режиме Append (Change) 

 

 

 

Необходимые  значения  данных  вводятся  с  клавиатуры.  Если  кон-

кретное значение данного меньше установленного в описании, необходимо 
нажать ENTER или  стрелку  вниз  для  перехода  к  вводу  значения  следую-
щего данного, если размер точно соответствует  установленному, то пере-
ход осуществится автоматически после заполнения окна значением. 

Если число полей велико (не умещается в окне) происходит автома-

тическая  прокрутка  при  завершении  ввода  последнего  видимого  в  окне 
данного (очередное данное «подтягивается» снизу). Можно и листать, про-
сматривать  сформированные  значения  данных  в  записи,  используя  стан-
дартные клавиши навигации (PgDn, PgUp, Home, End), в том числе для то-


background image

 

10

го, чтобы проверить результаты текущего ввода и, возможно, исправления 
неточностей. 

После  завершения  ввода  очередной  записи  система  предоставляет 

новую  пустую  запись.  Завершение  ввода  новых  записей  осуществляеся 
нажатием клавиш Ctrl + Еnd. 

Для  работы  с  данными  пользователь  может  перейти  к  табличной 

форме (рис. 4.5) отображения файла (режим Browse). 
 

 

Рис. 4.5 — Окно Browse просмотра, создания 

и редактирования файлов 

 
Для удаления записей необходимо пометить их на удаление с помо-

щью клавиш Ctrl+Т (слева появляется отметка), а физическое удаление за-
писей  из  файла  произойдет  только  после  активизации  опции  (команды) 
PACK в меню Database. 

  
4.1.3 ВВОД НОВЫХ ЗАПИСЕЙ:  

 

открыть  требуемый  файл  данных,  выбрав  опцию OPEN в  верти-

кальном  меню File и  отработать  диалоговое  окно  выбора  файла  выбором 
типа файла (Database) и имени файла; 

 

выбрать опцию APPEND (добавить) в вертикальном меню Record 

c последующим вводом значений данных точно в такой же форме и с теми 
же правилами, что были приведены в предыдущем разделе (создание ново-
го dbf-файла).  Допускается  внесение  изменений  в  записи,  которые  были 
сформированы  в  текущем  сеансе  работы,  путем  установки  на  требуемые 
записи клавишей (PgUp, PgDn) и их модификации. 

 

4.1.4 РЕДАКТИРОВАНИЕ ЗНАЧЕИЙ ДАННЫХ ЗАПИСЕЙ ФАЙЛА 
Осуществляется после открытия требуемого файла и последующего 

выбора  режима Change или Browse вертикального  меню Record. Совпа-
дающие по форме отображения команды Append и Change отличаются тем, 
что в Append для корректировки доступны лишь те записи, которые были 
введены в текущем сеансе работы, а по Change — любые записи файла.