Файл: Дискретная мат-ка_Ч.2_УП.pdf

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

86 

перестановку,  используя  данные  к  этой  задаче  (см.таблицу 3.2). В 
примере на некоторых шагах в числе минимальных оказывается не-
сколько элементов из совокупности 

1

π

: в таких случаях выбирает-

ся  любой  из  них.  Заметим,  что  если  бы  в  данной  задаче  среди  эле-
ментов  набора 

{

}

)

,

j

i

τ

  были  равные  по  величине  (как  в  табл.3.2), 

то  оператор 

1

g

  имел  бы  не  одну,  а  несколько  неподвижных  пере-

становок. Легко проверить, что все эти перестановки эквивалентны с 
точки зрения критерия задачи.  

И  последнее  замечание.  Представленное  решение  задачи  о 

деталях (для 2-х станков) было плучено современным американским 
математиком Р.Джонсоном. Решение оказалось настолько изящным, 
что за данной задачей прочно укрепилось название – задача Джон-
сона

Вторая  группа 

  приближенные  методы.  Рассмотренные 

точные  методы  решения  в  применении  ко  многим  практическим 
задачам могут быть сложны в реализации из-за ограниченности вы-
числительных ресурсов. 

Кроме того, большие затраты на получение точного решения 

не  всегда  оправданы,  так  как  исходные  данные  для  задачи  всегда 
получены с некоторой погрешностью. В связи с этим важное значе-
ние для практики имеют приближенные методы решения. Многие из 
них являются модификациями точных. 

1. Приближенные модификации переборных методов. 
Приближенный  вариант  метода  разбиения  и  анализа  отлича-

ется от точного только тем, что наряду со способами анализа, гаран-
тирующим исключение допустимых решений, не лучших оптималь-
ного, применяются способы анализа, не дающие такой гарантии. 

2.

 

Приближенные варианты непереборных методов. 

Наиболее широко применяется приближенный вариант мето-

да  динамического

 

программирования  (называется  методом  по-

шагового построения) и перестановочного метода (называется ме-
тодом локальной оптимизации). 

Метод  пошагового  построения  решения.  При  реализации 

этого метода  процесс построения решения разбивается на этапы на 
каждом  из  которого  фиксируется  одна  или  несколько  компонент 
вектора 

x

 (один или несколько элементов в определенных позициях 

выборки 

λ

).  При  этом  используются  эвристические  соображения, 


background image

 

87 

иногда подкрепленные оценками. 

Метод локальной оптимизации позволяет путем локальных 

изменений  улучшить  некоторое  допустимое  решение,  полученное, 
например,  уже  перечисленными  переборными  методами.  В  основе 
метода лежит выбор оператора 

)

(

γ

g

,  действующего на множестве 

1

X

.  Метод  сводится  к  построению  с  помощью  оператора 

)

(

γ

g

 

монотонно  улучшающейся  (по  значению  целевой  функции)  после-
довательности 

{ }

)

(k

x

.

)

(

)

(

)

1

(

k

k

k

x

g

x

γ

=

+

 

Выбор 

k

γ

-  параметра  осуществляется  так,  чтобы  выполня-

лось условие 

0

]

[

]

[

0

1

0

>

+

k

k

x

f

x

f

В  методе  локальной  оптимизации  могут  быть  использованы 

одновременнно  несколько  операторов типа 

)

(

γ

g

.  Они  могут  чере-

доваться  при  формированиии  последовательности 

{ }

)

(k

x

.  Построе-

ние  последовательности  продолжается  до  получения  допустимого 
решения,  являющегося  локально  оптимальным  по  отношению  ко 
всем использованным операторам. 

3.10 

Задачи

 

и

 

упражнения

 

1.

 

С  помощью  комбинаторных  рассуждений  (используя  только оп-
ределение числа сочетаний) доказать тождества: 
а) 

),

1

,

1

(

)

,

1

(

)

,

(

+

=

k

n

C

k

n

C

k

n

C

 

б) 

).

0

,

1

(

...

)

1

,

2

(

)

,

1

(

)

,

(

+

+

+

=

k

n

C

k

n

C

k

n

C

k

n

C

 

2.

 

Доказать тождество 

=

+

=

+

m

k

k

k

n

C

m

m

n

C

0

).

,

1

(

)

,

(

 

3.

 

На  диск  кодового  замка  нанесены 12 букв. «Секретное  слово» 
состоит  из  пяти  букв.  Сколько  неудачных  попыток  может  сде-
лать человек, не знающий «секретного слова»? 

4.

 

В  скольких  различных  состояний  может  находиться  ЭВМ,  если 
ее оперативная память состоит из 2048 ячеек, в каждой из кото-
рых 43 двоичных разряда? 


background image

 

88 

5.

 

Из суеверных соображений члены клуба велосипедистов провели 
перерегистрацию,  при  которой  исключили  все  номера  билетов, 
содержащие цифру 8. Сколько членов было в клубе, если извест-
но, что использованы все трехзначные номера, не содержащие ни 
одной «восьмерки» (000 использован)? 

6.

 

В 

n

-ичной системе счисления используется 

n

 цифр. Сколько в 

ней натуральных чисел, записываемых ровно 

k

 знаками? 

7.

 

Сколькими способами можно посадить за круглый стол 

n

 муж-

чин и 

n

 женщин так, чтобы никакие два лица одного пола не си-

дели рядом? 

8.

 

Из  колоды,  содержащей 52 карты,  вынули 10 карт.  В  скольких 
случаях окажется, что среди вынутых карт 

        а) хотя бы один туз;  

б) ровно один туз; 

        в) не менее двух тузов; 

г) ровно два туза. 

9.

 

Сколько  существует  чисел  от 0 до 10

n

,  в  которые  не  входят  две 

идущие друг за другом одинаковые цифры? 

10.

 

Сколькими способами можно разложить 

n

 различных шаров по 

m

 различным урнам (вместимость урн неограничена)? 

11.

 

Сколькими  способами  можно  выбрать 6 карт  из  колоды,  содер-
жащей 52 карты так, чтобы среди них были карты каждой масти? 

12.

 

Сколькими  способами  можно  разместить 

n

  одинаковых  шаров 

по 

m

 различным урнам? 

13.

 

Решить задачу 12 при условиях: 
а) пустых урн нет; 
б) во второй урне ровно 

k

 шаров. 

14.

 

Какова вероятность, купив 1 билет, угадать в спортлото (из 49): 
а) 

k

 номеров 

);

6

,...,

2

,

1

=

k

 

б) хотя бы 

k

 номеров. 

15.

 

Сколькими способами можно разместить 

1

n

 белых, 

2

n

 черных и 

3

n

 синих шаров по 

m

 различным урнам? 

16.

 

Генуэзская  лотерея.  Участники  этой  лотереи  покупают  билеты, 
на которых стоят числа от 1 до 90. На некоторых билетах стоят 
сразу 2, 3, 4 или 5 чисел. В день розыгрыша случайным образом 
выбирают 5 жетонов с номерами от 1 до 90. Выигрывают те уча-
стники,  у  которых  все  номера  на  билетах  окажутся  среди  вы-
бранных (сумма выигрыша зависит от количества чисел на биле-


background image

 

89 

те). Какова вероятность выигрыша в случае покупки билета: 
а) с одним числом; 
б) с 

k

 числами 

?

)

5

1

(

≤ k

 

17.

 

Доказать, что  

=

+

=

m

i

m

s

r

C

i

m

s

C

i

r

C

0

).

,

(

)

,

(

)

,

(

 

Указание. 

.

)

1

(

)

1

(

)

1

(

s

r

s

r

x

x

x

+

+

=

+

+

 Дать другое доказа-

тельство этого тождества, рассматривая число способов выбора ко-
миссии в составе 

m

 человек из группы, состоящей из 

r

 мужчин и 

s

 женщин. 

18.

 

Сколько существует положительных чисел, меньших чем 10

n

 (в 

десятичной  системе  счисления),  цифры  которых  расположены  в 
неубывающем порядке? 

19.

 

 Сколькими  способами  можно 

n

  одинаковых  подарков  раздать 

r

 детям: 

а) без ограничений; 
б) если каждый ребенок должен получить хотя бы один подарок? 

20.

 

Из колоды в 

n

4

 карт, которая содержит четыре различных мас-

ти, в каждой масти по 

n

 карт 

)

5

(

n

, занумерованных числами 

,

,...,

1

n

  выбраны  пять  карт. Расположить в порядке возрастания 

частоты появления, зависящей от 

n

, следующие наборы: 

а) пять последовательных карт одной масти; 
б) четыре карты из пяти с одинаковым номером; 
в) три карты с одним номером и две карты с другим; 
г) пять карт одной масти; 
д) пять последовательно занумерованных карт; 
е) три карты из пяти с одним и тем же номером; 
ж) две карты с одним номером и две с другим; 
з) две карты из пяти с одним номером. 
 
 
 
 
 
 


background image

 

90 

МЕТОДИЧЕСКИЕ

 

УКАЗАНИЯ

 

ПО

 

КУРСУ

 

«

ДИСКРЕТНАЯ

 

МАТЕМАТИКА

» 

для специальностей 220400 и 071900 

Часть

 2 

 

Контрольные работы №№ 3,4, выполняемые в третьем семест-

ре,  имеют  целью  закрепить  теоретические  знания,  полученные  в 
разделах: «Основы  математической  логики», «Основы  теории  алго-
ритмов», «Элементы комбинаторного анализа». 

 

Контрольная

 

работа

 

 3 

 

Тема работы – математическая логика. В работе требуется вы-

полнить следующие задания. 
1.

 

Определить,  является  ли  справедливой  приведенная  формула 
алгебры высказываний, не прибегая к составлению таблицы ис-
тинности, а используя только свойства соответствующих опера-
ций. 

2.

 

Для указанной функции трех переменных: 

-

 

составить таблицу истинности; 

-

 

определить,  к  каким  классам  булевых  функций  она  отно-
сится; 

-

 

записать совершенные ДНФ и КНФ; 

-

 

найти минимальную ДНФ; 

-

 

для полученной минимальной ДНФ построить логическую 
схему  в  базисах:  а) { ٧,

⎯    }  (дизъюнкция,  отрицание);             

б) { ٨,

⎯   } (конъюнкция, отрицание). 

3.

 

Доказать  полноту  (или  неполноту)  приведенной  системы  буле-
вых функций. 

При  выполнении  контрольной  работы  затруднения  может  вы-

звать проверка линейности булевой функции. 

Для  исследования  функции  на  линейность  ее  следует  предста-

вить  в  общем  виде  с  помощью  полинома  по  модулю  два,  а  затем, 
используя значения функции и значения переменных на конкретных 
наборах,  попытаться  определить  коэффициенты  полинома.  Остав-
шиеся  неиспользованными  наборы  используют  для  проверки  пра-
вильности  выражения.  Полученное  хотя  бы  на  одном  из  наборов