Файл: Гарцуева Бухучет.doc

Добавлен: 31.01.2019

Просмотров: 4692

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При недостаточности средств на производственное и социальное развитие предприятия могут привлекать займы. В зависимости от срока погашения различают долгосрочные (сроком более 1 года) и краткосрочные (менее 1 года) займы. Займы могут быть получены от банков, внебанковских учреждений на территории страны и за рубежом в национальной и иностранной валютах. Кредиты выдаются на основании заключенного кредитного договора. Для обобщения информации по полученным кредитам предназначены счета подраздела 3000 «Краткосрочные финансовые обязательства», По кредиту этих счетов отражают остатки задолженности на начало и конец месяца и суммы полученных кредитов, а по дебету – погашение кредитов, займов, т.е. уменьшение задолженности. Начисленные проценты за пользованием займом отражают по дебету счета 7310 «Расходы по вознаграждениям» и кредиту счета 3380 «Краткосрочные вознаграждения к выплате». Уплата процентов отражается по дебету счета 3380 и кредиту счетов по учету денежных средств (1010,1040,1050 и др.) В конце года счет 7310 закрывается счетом 5610 «Итоговая прибыль (итоговый убыток)».

Долгосрочное обязательство — это обязательство со сроком оплаты более одного года с фактической даты баланса (или операционного цикла) заемщика, в зависимости от того, что продлится дольше.

При оценке и измерении обязательств необходимо учитывать следующие принципы:

-долгосрочные обязательства регистрируются по справедливой рыночной стоимости товаров и услуг, полученных в долг;

-периодическая выплата процентов основана на рыночной процентной ставке на дату выпуска обязательств;

-остаточная стоимость долгосрочного обязательства на дату баланса - фактическая стоимость всех оставшихся выплат наличными, дисконтированных до рыночной процентной ставки при эмиссии. Процентная ставка, используемая для этой цели, не изменяется в течение срока обязательства.

К долгосрочным обязательствам можно отнести:

-обязательства по облигациям;

-обязательства по условным событиям и условные обязательства

-расходы по долгосрочным займам.

Облигации, могут быть выпущены по номинальной стоимости.

Если рыночные и установленные процентные ставки равны, тогда облигации продаются по номинальной стоимости. Если рыночная процентная ставка превышает установленную ставку, облигации реализуются со скидкой (ниже номинальной стоимости). Если установленная процентная ставка превышает рыночную ставку, тогда облигации продаются с премией (выше номинальной стоимости). Затраты по займам - затраты по выплате процентов и другие затраты, понесенные субъектом в связи с получением средств в займы, в том числе: проценты по краткосрочным и долгосрочным займам, включая проценты по банковскому овердрафту (сумма, оплаченная банком сверх остатка на текущем счете); амортизацию скидок по выпущенным облигациям; дополнительные затраты, понесенные при займе средств; арендную плату по финансируемой аренде (лизингу); курсовые разницы, возникающие при займах в иностранной валюте, если они рассматриваются как поправка к затратам по выплате процентов.


В соответствии с МСФО 23 «Затраты по займам» затраты, должны признаваться в качестве расходов того периода, в котором они произведены, но в некоторых случаях, предусмотрен альтернативный порядок учета затрат по займам т. е. затраты по займам, непосредственно относящиеся к приобретению, строительству или производству квалифицируемого актива, могут капитализироваться путем включения в стоимость этого актива.

Предприятия осуществляют расчеты с бюджетом по различным видам платежей: корпоративному подоходному налогу, индивидуальному подоходному налогу, НДС, акцизам, земельному налогу, налогу на имущество и др. в соответствии с налоговым законодательством РК. Учет расчетов с бюджетом ведут на счетах подраздела 3100 «Обязательства по налогам». По кредиту счетов отражают информацию о кредиторской задолженности бюджету: остатки задолженности на начало и конец месяца, и увеличение задолженности за месяц, а по дебету – суммы, подлежащие зачету или фактически перечисленные в бюджет.

Основная литература:[4], [6], [8] ,[12].

Дополнительная литература:[13] ,[14] ,[15].

Интернет - источники: [17] ,[18].


Тема №10. Порядок подготовки финансовой отчетности


Отчетность – это совокупность показателей, комплексно характеризующих финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Показатели ее формируются путем периодической сводки и обобщения, учетных данных в установленных для этого таблицах. Целью финансовой отчетности является обеспечение пользователей полезной, значимой и достоверной информацией о финансовом положении юридического лица, результатах деятельности и изменениях в его финансовом положении за отчетный период.

В соответствии с Приказом Министра Финансов Республики Казахстан от 20 августа 2010 года № 422 финансовая отчетность для субъектов перешедших на МСФО состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств, отчета об изменениях в капитале, пояснительной записки и учетной политики.

Основные вопросы представления финансовой отчетности регулируются МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчётности», который был изменен в рамках проекта по совершенствованию стандартов в сентябре 2007 года. Измененная редакция МСФО 1 вступила в силу для годовых отчетных периодов, начинающихся с 1 января 2009 года или после этой даты.

Финансовая отчетность общего назначения – это отчетность, которая предназначена для удовлетворения нужд тех пользователей, которые не имеют возможности потребовать от организации предоставление отчетов, отвечающих их конкретным информационным потребностям.

В МСФО 1 рассматриваются следующие вопросы:

  • цель финансовой отчетности;

  • состав финансовой отчетности;

  • определения;

  • общие подходы к формированию финансовой отчетности;

  • требования по структуре и содержанию финансовой отчетности.


В целом требования стандарта могут быть разделены на два информационных блока.

Требования МСФО 1 «Представление финансовой отчётности»

Общие требования к представлению финансовой отчетности

Требования по структуре и содержанию финансовой отчетности

цель финансовой отчетности;

состав финансовой отчетности;

определения;

общие подходы к формированию финансовой отчетности.

идентификация финансовой отчетности;

отчетный период;

требования по содержанию Отчета о финансовом положении (баланса);

требования по содержанию Отчета о совокупном доходе за период (отчета о прибылях и убытках);

требования по содержанию Отчета о движении денежных средств;

требования по содержанию Отчета об изменениях в собственном капитале;

требования по содержанию Примечаний


Полный комплект финансовой отчетности компании включает в себя:

-Отчет о финансовом положении по состоянию на конец периода;

-Отчет о совокупном доходе за период;

-Отчет о движении денежных средств за период;

-Отчет об изменениях в собственном капитале за период;

-Примечания, включая краткое описание существенных элементов учетной политики и прочую пояснительную информацию;

-Отчет о финансовом положении по состоянию на начало самого раннего сравнительного периода, когда компания применяет учетную политику на ретроспективной основе или производит ретроспективный пересчет или переклассификацию статей в своей финансовой отчетности.

МСФО 1 вводит новые названия бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, соответственно «Отчет о финансовом положении» и «Отчет о совокупном доходе за период». При этом стандарт разрешает использовать иные наименования для отчетов, чем те, которые указаны в стандарте.

Требования к содержанию отчета о финансовом положении (бухгалтерский баланс).

В отношении содержания отчета о финансовом положении выделяют следующие вопросы, регламентируемые МСФО -деление активов и обязательств на краткосрочные и долгосрочные;

-определение краткосрочных активов и краткосрочных обязательств;

-требования к информации, которая должна представляться в самом отчете о финансовом положении;

-требования к информации, которая должна представляться в примечаниях.

Компания должна раскрывать в отчете о финансовом положении или в примечаниях дальнейшую, более детальную классификацию представленных статей в зависимости от требований стандартов или интерпретаций и от размера, сущности или функций соответствующих величин.

Требования к содержанию отчета о совокупном доходе

В отношении содержания отчета о совокупном доходе можно выделить следующие вопросы, регламентируемые МСФО:

-общее правило отражения доходов и расходов;

-требования к информации, которая должна представляться в самом отчете о совокупном доходе;


-требования к информации, которая должна представляться в самом отчете о совокупном доходе или в примечаниях.

Компания обязана представлять все статьи доходов и расходов, признанных в периоде:

-В едином отчете о совокупном доходе; или

-В двух отчетах:

а) отчете, показывающем компоненты прибыли или убытка (отдельном отчете о прибылях и убытках)

б) отчете, начинающемся с прибыли или убытка и показывающем компоненты прочего совокупного дохода (отчете о совокупном доходе).

Прочий совокупный доход – включает статьи дохода и расхода (в том числе, переклассификационные корректировки), которые не подлежат признанию в прибыли и убытке, как это требуется или допускается другими МСФО.

В состав прочего совокупного дохода входят:

-Изменения прироста переоценки (МСФО (IAS) 16, МСФО (IAS) 38);

-Актуарные прибыли и убытки по пенсионным планам с установленными выплатами, признаваемые по МСФО (IAS) 19;

-Прибыли и убытки, возникающие при пересчете финансовой отчетности зарубежной деятельности (МСФО (IAS) 21);

-Прибыли и убытки от переоценки имеющихся в наличии для продажи финансовых активов (МСФО (IAS) 39);

-При хеджировании денежных потоков, прибыль или убыток по инструменту хеджирования, относящиеся к его эффективной части (МСФО (IAS) 39).

Компания должна представлять в отчете о совокупном доходе или примечаниях к нему анализ расходов, используя классификацию, основанную:

-на характере расходов;

-на назначении расходов (на их функциях в рамках компании).

Требования к содержанию отчета об изменениях в собственном капитале.

Отчет об изменениях в собственном капитале раскрывает информацию о причинах изменения величины собственного капитала за отчетный период, то есть расшифровывает изменение общей величины собственного капитала. Изменения в капитале компании происходят в результате операций, связанных с собственниками компании, а именно:

-дополнительные выпуски акций (дополнительные вклады участников товарищества);

-выкуп акций (выход участников из товарищества);

-переоценка долгосрочных активов;

-выплата дивидендов.

Примечания (пояснительная записка) должны:

-представлять информацию об основе подготовки финансовой отчетности и учетной политике, выбранной и применяемой предприятием;

-раскрывать информацию, требуемую МСБУ и МСФО, которая не представлена в финансовой отчетности;

-обеспечивать дополнительную информацию, которая не представлена в финансовой отчетности, но необходима для достоверного представления.

Примечания (пояснительная записка) включают описание или более подробный анализ сумм показанных в финансовых отчетах, а также дополнительную информацию, которая полезна пользователям (например, условные или договорные обязательства).

Финансовые отчеты составляются на основе принципа начисления, в соответствии с которым доходы признаются (отражаются), когда они заработаны, а расходы и убытки, когда они были понесены, а не когда получены или выплачены. Согласно принципу начисления следует использовать процедуры начислений, отсрочки и распределения для приведения в соответствие доходов и расходов отчетного периода, которые могут быть получены в результате одной и той же или косвенно связанных операций или событий. Информация, предоставленная в финансовой отчетности, должна быть понятной, значимой, существенной, достоверной и сопоставимой- это основные качественные характеристики, лежащие в основе составления финансовой отчетности и определяемые стандартами бухгалтерского учета.


Консолидированная финансовая отчетность раскрывает информацию о финансовом положении и результатах деятельности группы в целом. Консолидация - это сведение финансовых отчетов всех компаний группы в единую финансовую отчетность.

Консолидированная финансовая отчетность необходима для представления достоверной и справедливой информации о хозяйственной деятельности группы.

Бухгалтерский баланс материнской компании включает только инвестиции в дочернюю компанию, а также любые остатки по операциям между материнской и дочерней компаниями.

Бухгалтерский баланс группы компаний т.е. консолидированный бухгалтерский баланс, составляется отдельно от бухгалтерского баланса материнской компании. При его подготовке берется бухгалтерский баланс материнской компании, к нему добавляются активы и пассивы дочерней компании, с тем, чтобы активы и пассивы группы были отображены полностью.

Консолидированный отчет о прибылях и убытках готовится аналогично. Первоначальная работа заключается в суммировании данных по одноименным статьям бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках материнской и дочерних компаний, и исключении двойного счета и некоторых дальнейших корректировках. Под исключением двойного счета подразумевается исключение результатов по операциям внутри группы.

Результаты операций, имевших место внутри группы, отражаются в бухгалтерском балансе одной компании группы в качестве актива, а в бухгалтерском балансе другой компании этой группы в качестве пассива.

Приобретение дочерней компании возможно посредством оплаты денежными средствами, операций с акциями, долговыми обязательствами или сочетания вышеупомянутых способов, в зависимости от того, какой их них окажется наиболее привлекательным для акционеров дочерней компании

Способы приобретения:

1. Приобретение с оплатой денежными средствами

2.Приобретение в обмен на акции

3.Доля меньшинства представляет часть чистых активов дочерней компании, которая приходится на долю, которой материнская компания не владеет прямо или косвенно через дочерние компании.

Таким образом, в консолидированной финансовой отчетности представляется информация о деятельности материнской компании и дочерних как единое целое предприятие.

Стандартизация - это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда.

Цель стандартизации - достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач.