ВУЗ: Не указан

Категория: Лекция

Дисциплина: Политология

Добавлен: 01.02.2019

Просмотров: 5389

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме макиавеллистской школы в современной политологии и социологии существуют и многие другие теории элит. Например,ценностная теория исходит из того, что элита является наиболее ценным элементом общества и се господствующее положение отвечает интересам всего общества, потому что это наиболее продуктивная часть общества.

Согласно плюралистическим концепциям в обществе существует множество элит в различных сферах жизнедеятельности. Конкуренция между элитами позволяет массам контролировать деятельность элит и не допускать складывания единой господствующей группы.

Политическая элита делится на две основные категории. К первой принадлежат чиновники государственных органов и работники аппаратов партий и движений. Они назначаются на свои должности руководителями организаций. Их роль в политическом процессе сводится в основном к подготовке политических решений и юридическом оформлении уже принятых решений.

Ко второй категории относятся публичные политики, для которых политика не только профессия, но и призвание. Они не назначаются на должности, а завоевывают свое место в политической структуре в открытой политической борьбе.

Кроме того, политическая элита делится на правящую и оппозиционную (контрэлиту), на высшую, среднюю и административную.

В целом же элита является необходимым элементом в организации и управлении любого общества, любой социальной общности. Поэтому надо бороться не против элиты, а за качества самой элиты, чтобы ее формировали наиболее активные, инициативные, компетентные и обладающие моральными качествами люди. Одна из трагедий современного российского общества заключается в том, что у нас пока еще не сформировалась элита, отвечающая перечисленным выше требованиям. Поэтому можно согласиться с мнением Ж. Т. Тощенко, который считает, что нельзя называть элитой каждую обладающую политической властью группу и «что нами правят — и в политике, и в экономике — не элиты, а группы людей, к которым наиболее применимы и соответствуют их духу, целям и методам работы такие понятия, как «клика», «кланы», «касты». Они характеризуют специфические социальные образования, сплоченность которых базируется на корпоративном сознании, а не на общественных интересах».

Существуют три основных метола выявления политической элиты:

  • позиционный анализ - определение элиты по занимаемым позициям (должностям) в формальной политической структуре;

  • репутационный анализ - выявление тех групп политиков, которые вне зависимости от занимаемых формальных позиций оказывают реальное влияние на политический процесс;

  • анализ принятия решений - выявление тех политиков, которые реально принимают важнейшие политические решения.

Имеются и другие методы выявления политической элиты, например экспертный анализ, социологический опрос и пр.


43) Политическая элита призвана выполнять в обществе
ряд важнейших функций:

• определение стратегических целей развития обще-
ства, принципиального содержания политики;

• выработка и реализация государственной политики,
защита общенационального интереса;

• координация деятельности всех ветвей власти;

• поддержание политической стабильности общества,
защита ценностей и идеалов, характерных для данного
общества;

• согласование политических интересов различных со-
циальных групп;

• назначение аппарата органов управления;

• защита корпоративного интереса тех социальных
групп, на базе которых сформирована элита

44) Политические элиты как субъекты политики. Причины существования элит

Реально политическая власть существует только тогда, когда имеются в наличии взаимодействия субъектов политики по поводу власти, которые со­ставляют то, что называютпространством поли­тической власти. Напомним, что субъектами по­литики являются личность, социальная группа, организация, государство, которые прямо или косвенно участвуют в политической жизни, спо­собны оказывать влияние на других. Эта способ­ность влиять на других людей называется поли­тической субъективностью и включает в себя способность и возможность принимать полити­ческие решения, наличие средств реализации принятых решений, практическое участие в по­литической деятельности.

[130]

Особое место среди субъектов политики зани­мают политические элиты, что обусловлено ролью политики как механизма упорядочения и регуляции социальных отношений, реализации общезначимых интересов. Политико-управлен­ческие функции в обществе осуществляет поли­тическая элита путем принятия важнейших по­литических решений. Без элиты нет политики, поскольку для осуществления политико-управ­ленческих функций необходимы специальные знания, обычно отсутствующие у большинства населения. Кроме того, политические элиты представляют в политике групповые интересы, создают оптимальные условия для их реализа­ции и согласования.

Следовательно, политическая элита — это привилегированная группа, занимающая руково­дящие позиции во властных структурах, непо­средственно участвующая в принятии важней­ших решений, связанных с использованием влас­ти.

Существование политических элит в обществе связано с действием ряда причин, прежде всего с потребностью в существовании людей, облада­ющих специальными знаниями, навыками, опы­том, позволяющими им осуществлять управлен­ческие функции. Поскольку сложно организован­ные социальные системы нуждаются в професси­ональном управляющем воздействии, постольку существует разделение труда на управляющих и управляемых. Кроме того, политическое неравен­ство в обществе вызвано неравенством психичес­ких, социальных и иных условий,которые созда­ют различные возможности для занятия полити­кой социальным группам и индивидам. Следует указать еще одну причину, а именно: управлен­ческий труд высоко оценивается и стимулиру­ется в обществе, близость же к власти открыва­ет широкие возможности для реализации инди­видуальных потребностей, что заставляет многих


[131]

людей стремиться во властные институты. Нако­нец, существование политической элиты обуслов­лено пассивностью широких слоев населения, которые заняты решением собственных повсе­дневных проблем и не рвутся к власти.

45) Существует несколько теорий политического лидерства. Одной из наиболее распространенных является теория «личностных черт », согласно которой лидерами становятся лица с определенными доминирующими чертами характера. Некоторые ученые попытались определить перечень качеств, присущих лидеру. По Р. Кеттеллу и Г. Стайсу, к ним относятся нравственная зрелость, способность влиять на окружающих, целостность характера, социальная смелость и предприимчивость, проницательность, независимость от сильных вредных влечений, сила воли, отсутствие излишних переживаний. Р. Манн в список необходимых свойств лидеров включил интеллект, приспосабливаемость, способность влиять на людей, экстравертность, восприимчивость и умение понимать других. Приверженцы ситуативной теории характеризуют лидерство как производное определенной ситуации.

Это означает, что каждая конкретная ситуация требует лидера с определенным набором черт и качеств личности. Причем качества, пригодные для решения проблем в одной ситуации, в другой могут оказаться неактуальными, в третьей – препятствующими достижению целей. Меняющиеся проблемы требуют изменения подходов к их разрешению, новых стилей и методов лидерства. Таким образом, лидерство оказывается ситуативным. В зависимости от изменения социальной среды на роль лидера могут выдвигаться различные индивиды.

Значительным вкладом в изучение лидерства стала разработанная теория конституентов (решающей роли последователей лидера). В рамках этих теорий были высказаны предположения о влиянии ожиданий последователей по реализации их интересов и определенных действий со стороны лидера. Некоторые ученые сфокусировали свое внимание на особенностях восприятия лидера в сознании масс.

Соотнесение представлений об «идеальном» лидере и лидере реальном определяет отношение последователей к лидеру (поддержка, требования изменения поведения, протест). Таким образом, степень свободы лидера, направленность его действий, методы руководства определяются нормами допустимого в сознании тех групп, на которые он опирается.

Приверженцы инвайроменталистских теорий лидерства объединяют личностные свойства и позиционный контекст лидерства. К формирующим лидерствофакторам были отнесены личностные черты лидера, его образ в сознании последователей, ролевые характеристики лидера, социальная и политическаяситуация, в которой развивается лидерство

. Теории политического лидерства.

 теория «личностных черт» (нравственная зрелостьспособность влиять на окружающихце­лостность характера,социальная смелость и предприимчивостьпроницательностьнезависимость от сильных вредных влеченийсила воли,отсутствие излишних переживаний), (либо интеллектприспосабливаемостьспособность влиять на людей,экстравертностьвосприим­чивость и умение понимать других).


ситуативная теория (в экстремальных условиях функционирования общества политическому лидеру национального масштаба понадобятся такие качества как:

  •  умение формулировать новые творческие цели, эвристические программы и идеологии в условиях, когда утеряны старые ориентиры, общество расколото, в нем царят апатия и анархия;

  •  способность персонифицировать фундаментальные национальные ценности для конкретного исторического периода;

  •  готовность выходить за рамки бюрократических процедур при принятии решений в экстремальной ситуации;

  •  способность связывать базисные актуальные интересы с историей страны, традициями современного и предшествующих поколений;

  •  искусство создавать принципиально новую модель поведения и мышления, которая будет тиражироваться и распространяться во всем обществе;

  •  умение внушить нации веру и оптимизм, помочь ей преодолеть неуверенность, комплекс вины и неполноценности).

теория конституентов (решающая роль последователей лидера, «короля играет свита»).

пси­хологические теории лидерства (три ос­новных направления: психоаналитическое, мотивационное и при­кладное).

46) Политическое лидерство в условиях современного Казахстана существует на различных уровнях - общегосударственном, региональном и местном, локальном, когда лидерство осуществляется в определенной местности или группы, а также политического движения и партии. В переходный период в обществе требуется сильный, по-настоящему популярный, харизматический лидер, имеющий всенародную поддержку. Деятельность политического лидера всегда должна быть направлена на интеграцию и стабилизацию общества, объединение масс. 1) Современная политическая элита Казахстана сформировалась под воздействием советских и постсоветских факторов развития. Поэтому в результате она сочетает в себе стремление к модернизму и сохранение в своей среде традиционалистских убеждений.

2) Процесс становления казахстанской политической элиты шел при отсутствии таких классических каналов рекрутирования элиты, как политические партии.

В конечном итоге это привело к тому, что казахстанской правящей элите стал присущ определенный набор конкретных черт:

- закрытость и огромная дистанцированность от населения;

- элита функционирует в рамках строгой иерархии, где нередко понятие профессионализма оттесняется и заменяется понятиями личной преданности и кровного родства. В меньшей степени это характерно для бизнес-элиты;

- правящая элита не является монолитной, наоборот, она пребывает в состоянии постоянных противоречий, вследствие чего внутри неё образуются разнообразные блоки на основе совпадающих интересов и текущей конъюнктуры;

- основная борьба в среде элиты идет не за право распространить свои идеалы на государственное и общественное развитие, а за право распространить свое влияние на главу государства и остальные элитные группировки, и уже посредством этого на государственное и общественное развитие;


- гарантом стабильности внутри политической элиты является лишь президент страны.

Последний пункт достаточно важен, так как речь идет об отсутствии в Казахстане эффективного механизма политической преемственности власти, который был, что является важным фактором при определении уровня политических рисков в Казахстане

Политические события последних 1,5 года были признаком начала нового этапа в развитии политической элиты Казахстана, который имеет несколько направлений дальнейшей эволюции:

- сохранение конфликтного потенциала внутри политической элиты, который будет вызывать новые внутриэлитные столкновения, способные повысить уровень политического риска в Казахстане;

- достижение прочного межэлитного баланса, что возможно лишь при сохранении прочных позиций президента;

- создание нового механизма взаимоотношений между элитой и контрэлитой, что предполагает существенное изменение всей системы сложившихся отношений внутри казахстанской политической системе.

47) В Казахстане должность президента республики была введена по решению Верховного Совета Казахской ССР 24 апреля 1990 года, после учреждения 14 марта того же года должности президента СССР. Следует отметить, что на начальном этапе президентская власть была ограниченной, и это являлось закономерным результатом ее существования (фактически механического встраивания) в условиях сохраняющейся советской государственной системы. По сути, созданная форма государственного устройства являлась парламентской республикой, где президент является номинальным главой государства, но не обладает реальной властью. Тем не менее учреждение поста президента сыграло определенную роль в последующей трансформации всей политической системы Казахстана.
Дальнейшее становление института президентской власти в Казахстане было обусловлено принятием закона КазССР от 20 ноября 1990 года «О совершенствовании структуры государственной власти и управления в Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Казахской ССР» и изменений и дополнений к нему от 25 июня 1991 года. Согласно этому документу, президент был объявлен главой государства, наделенным высшей исполнительно-распорядительной властью. Кроме того, был учрежден пост вице-президента страны, упразднен Совет министров и образован Кабинет министров Казахстана, подотчетный как парламенту, так и президенту. При этом право формирования правительства (с согласия парламента) передавалось президенту. Произошло объединение аппаратов главы государства и Совета министров страны в единый аппарат президента и Кабинета министров Казахской ССР. С принятием этого закона государственная система РК, формально оставаясь парламентской, по существу, перешла к полупрезидентской модели.
Окончательная легитимизация института президентства произошла после проведения республиканских выборов президента 1 декабря 1991 года. Под влиянием целого ряда факторов в течение 1991-1993 годов в Казахстане объективно сформировалась потребность в сильной власти, способной вывести страну из кризиса и задать ей параметры устойчивого развития. В силу определенных причин в наибольшей степени отвечающей данной потребности являлась только президентская ветвь власти. Существовавшая на тот период времени парламентская форма правления, отягощенная элементами советской архаики и рецидивами социалистической идеологии, не могла обеспечить быстрого и решительного перехода к новым политико-экономическим отношениям. Поэтому она стала только переходной формой государственного управления, отражавшей особенности транзита от тоталитарного к либерально-демократическому обществу. Это достаточно ярко проявилось в положениях Конституции 1993 года, не сумевшей ни закрепить «советскую» парламентскую форму правления, ни предоставить полноту прав президентской ветви власти.
Юридическое оформление президентской формы правления произошло в ходе принятия Конституции 1995 года, а политической реальностью она стала после самороспуска Верховного Совета в конце 1993 года и делегирования им перед этим законодательных прав президенту. С этого момента президент сосредоточил в своих руках практически всю полноту власти в стране. Он получил возможность диктовать свою волю парламенту, а через систему личного назначения судейского корпуса – и судебной власти. Конституционный суд, имевший по Конституции 1993 года право контролировать высшую исполнительную власть, был преобразован в соответствии с Основным законом 1995 года в Конституционный совет, обладавший только консультативно-совещательными правами. Поправки в Основной закон, внесенные в 1998 году, предусмотрели дальнейшее расширение прерогатив президента (увеличение срока до 7 лет). Созданная в тот период принципиальная модель президентской власти действует до настоящего времени. Следует отметить, что она продемонстрировала достаточно высокую степень эффективности и во многом способствовала выводу страны из тяжелого кризиса 90-х годов.