ВУЗ: Не указан

Категория: Лекция

Дисциплина: Политология

Добавлен: 01.02.2019

Просмотров: 4994

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важнейшая роль в решении глобальных проблем принадлежит международным организациям, и в первую очередь системе ООН (Организации Объединенных Наций). Сохранение мира, укрепление международной безопасности и разоружение, охрана окружающей среды, решение проблем здравоохранения, нехватки продовольствия и многое другое – вот главные задачи ООН.

В центре внимания международных организаций находятся вопросы охраны окружающей среды. Большую работу в этой области проводит ЮНЕП – Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде, созданная в 1972 г. Кроме того, ЮНЕП ведёт ряд совместных работ с международными неправительственными организациями, такими как Международный союз природы и природных ресурсов и Научный комитет по окружающей среде Международного совета научных союзов. В деле спасения нашего дома – планеты Земля принимают активное участие также общественные движения и организации. Ярким их представителем является экологическая организация «Гринпис» («Зеленый мир»). Не стоит забывать и о таких международных неправительственных организациях, как Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Всемирный фонд охраны природы (ВФОП), Международная молодежная федерация (ММФ), Международный совет научных союзов (МСНС), Всемирная конфедерация организации преподавательских профессий (ВКОПП), играющих немаловажную роль в решении экологических проблем.

Действующий при Экономическом и социальном совете ООН Комитет по науке и технике занимается подготовкой всемирного плана действия по применению достижений науки и техники, разработкой единой научно-технической политики.

Наряду с задачами преодоления экономического отставания развивающихся стран большое место в деятельности международных организаций занимает решение продовольственной проблемы. Среди организаций, входящих в систему ООН, проблемами продовольствия и сельского хозяйства занимаются продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН-ФАО, Всемирный продовольственный совет, Экономический и социальный совет ООН и его региональные комиссии, Международный банк реконструкции и развития и др. организации.

Важную роль играют международные организации в решении энергетической проблемы. Среди них международное агентство ООН по атомной энергии (МАГАТЭ) и другие международные организации. Они занимаются не только текущими вопросами развития энергетики, но и проблемами её глобального развития. Подготавливаемые ими прогнозы позволяют полнее представить будущее энергетики и последствия возможных решений по развитию энергетического порядка.

Решением проблем здравоохранения и окружающей среды, обеспечения чистой питьевой водой, создания безопасных химических веществ занимается Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Эта организация в сотрудничестве с МАГАТЭ проверяет уровень безопасности АЭС и следит за соблюдением правил обращения с радиоактивными отходами.


Эффективность действий международных организаций по решению глобальных проблем зависит, в конечном счёте, от решения главной проблемы современности – войны и мира. Вопросы разоружения, региональных конфликтов, другие стороны проблемы войны и мира регулярно рассматриваются на Генеральной Ассамблее ООН – её высшем форуме. Значительную роль в международных делах играет Совет Безопасности – основной политический орган ООН, на который возлагается главная ответственность за поддержание мира и безопасности.

66) Для достижения своих глобальных целей развитые страны мира широко используют давление созданных при их непосредственном участии международных организаций: МВФ, ГАТТ, ОПЕК и т.п. Так, основной принцип Всемирной торговой организации (ГАТТ) – создание режима свободной конкуренции товаров и услуг на территории стран – участниц, в первую очередь, путем снижением до минимума таможенных тарифов. Выступая на Международном экономическом форуме в Давосе, бывший генеральный директор ГАТТ А. Дункель отметил, что в предстоящем десятилетие главными проблемами озабоченности международного сообщества будут - связь между торговлей и экологией и усиление в связи с этим правил конкуренции. Пресса не замедлила на него откликнуться. Комментарий в одной из английских газет был озаглавлен "ГАТТ дает предупреждение против экологического империализма".

Европейский Союз через свою специальную комиссию активно влияет на ведение рыбного промысла государствами, членами ЕС. Так, после принятия этой надправительственной организацией решения о снижении квот на вылов рыбы в европейских морских бассейна на 40% штаб-квартира в Брюсселе прекратила выплаты всех грантов, предусмотренных по программам модернизации национальных рыболовецких флотилий и другим проектам. Эта мера негативно отразилась на экономике Испании, которая по этому каналу получала до 300 млн. $US в год и Италии - 30 млн. $US.

ЕС также пытается ввести антидемпинговые меры (через увеличение пошлин) для рыбной промышленности Норвегии. В ответ на это премьер-министр Норвегии Т. Ягланд предупредил президента КЕС Жака Сантера о том, что в результате этого могут испортиться отношения ЕС и Норвегии. Официальный Осло и объединения "лососевых фермеров" страны полны решимости защищать свои права на свободу торговли, гарантированные ВТО.

"Стратегия квотного регулирования уходит в ОПЕК на второй план, на первый же выступают вопросы экологии и глобализации мировой экономики", - заявил на конференции стран ОПЕК в Джакарте венесуэльский министр нефтяной промышленности Эрвин Хосе Аррьета[1]. По оценке генерального секретаря ОПЕК Рильвану Лукмана, согласно сообщению агентства Рейтер, только рост экологических налогов на потребление нефтепродуктов способен нанести странам ОПЕК в течении ближайших 25 лет финансовые потери на сумму 600 млрд. долл. Нарастающий финансовый прессинг, обусловленный экологическими соображениями, в немалой степени повлиял на итоги конференции ОПЕК, которая приняла решение о крупнейшем за последние 15 лет увеличений мирового производства нефти. Повышены национальные квоты всех одиннадцати участников картельного соглашения в целом на 10%. Мировые цены на нефть, как и ожидалось, отреагировали на итоги конференции в Джакарте резким падением.

Роль зарубежных инвестиций в закреплении природоразрушающей ориентации экономики России. Современная структура инвестиций закрепляет природоемкий тип развития страны на перспективу, т. к. значительная и более высокая – по сравнению с 80-ми гг. часть капитальных вложений направляется в природоэксплуатирующие комплексы, прежде всего топливно-энергетический и агропромышленный. Природные ресурсы России, прежде всего нефть, газ, лес, руды являются конкурентным товаром на мировом рынке и дают огромную валютную прибыль экспортерам. Подавляющее большинство кредитов Мирового Банка, инвестиции ведущих западных компаний, направляются прежде всего в увеличение добычи энергоресурсов, в основном, нефти и газа. 

Другая деятельность - транснациональных корпораций -  является еще одним, пожалуй даже самым мощным современным фактором преобразования природы, т.к. она направлена на интенсивное и масштабное использование основных природных ресурсов земли, в первую очередь, углеводородного сырья и руды. Активное вовлечение в промышленное производство углеводородных полезных ископаемых (уголь, нефть, газ) оказывает существенное влияние на всю обстановку на планете, в первую очередь, через глобальные изменения климата. Осознание важности для существования человеческой цивилизации последствий этого процесса, реализация практических мер по сокращению выбросов углекислого газа, начинают влиять на стратегические перспективы развития ведущих топливно- энергетических компаний мира. Их в настоящее время уже можно разделить на две группы: первая включает корпорации, осознавшие важность глобальных изменений климата, и тех, кто продолжает игнорировать эту проблему.

К первым можно отнести нефтяные ТНК, базирующиеся в Европе – прежде всего Shell, Britich Petrolium. Эту позицию разделяют и некоторые японские фирмы, такие как Marubeni и Mitsubishi, которые проявляют интерес к проектам по сокращению выбросов парниковых газов. В 1996 г. Britich Petrolium, выдвинула программу развития солнечной энергии как одно из четырех направлений стратегии по предотвращению глобальных климатических изменений. Это было расценено многими в мире хорошим ответом на призывы предпринимать превентивные меры против глобального изменения климата. Кроме того, подобная экологическая программа наверняка станет хорошей рекламой и позволит компании "отвоевать" у конкурентов часть заказчиков. Тем не менее "Гринпис" счел программу Britich Petrolium "ограниченной". Представители его британского отделения заявили, что "агрессивные" разработки Britich Petrolium в Атлантическом океане и Антарктике свидетельствует о том, что компания не собирается предотвращать опасные климатические изменения посредством постепенного сокращения потребления ископаемого топлива.

К второй группе корпораций, а именно, отрицающих важность проблемы глобальных изменений климата и не демонстрирующих каких-либо конструктивных шагов в этой сфере относятся базирующиеся в США Exxon-Mobil, Chevron, Texaco. Наиболее "грязными" в плане выбросов так называемых парниковых газов является уголь. В сочетании со значительными выбросами других загрязнителей, создающих "кислотные дожди", экологическая репутация как самой угольной промышленности, так и базирующихся на использовании угля энергетики, выглядят наиболее плохо. Кроме того, угольная отрасль традиционно во всем мире считается экономически мало эффективной. Это ведет к свертыванию угледобычи в последние десятилетия в таких странах как Германия, Франция, Великобритания.

В то же время уголь будет являться основой энергетики таких крупных быстро развивающихся стран, как Индия и Китай. Их ориентация на использование собственных запасов ведет к возникновению противоречий с развитыми странами мира в отношении к проблеме глобальных изменений климата. Требование Индии и Китая к мировому сообществу с признанием права этих стран на развитие их энергетики на основе имеющихся у них крупных запасов угля так же используется в качестве одного из основных аргументов США в оправдании своего нежелания принимать реальные меры по снижению выбросов парниковых газов.

Ужесточение экологических требований к продукции и производственному процессу – реалии современного рынка, с которыми нельзя не считаться. Обеспечить их выполнение можно только посредством экологизации самого производства. Более того, все чаще зарубежный покупатель проверяет не только экологическое качество продукции, но и экологические условия ее производства (даже сырья). За поражением в конкурентной борьбе на внешнем рынке все чаще следует вытеснение с внутреннего. Для предприятия пренебрежение экологией сегодня – это экономический крах завтра.

Либерализация экономики, по идее, должна способствовать проникновению в производство современных технологий, в том числе и природоохранных. Однако местные производители, конкурирующие с более дешевой импортной продукцией, часто вынуждены заменять экологически чистые, но дорогостоящие способы производства, на более дешевые и экологически грязные. Производителям, которые не используют экстенсивные и разрушительные технологии, приходится через некоторое время закрывать производство, ввиду невозможности конкурировать с дешевой импортной продукцией. Наиболее остро экологическая аргументация внедряется в рыночные взаимодействия производителей и потребителей продуктов питания, бумаги, бытовой химии и др.

Так, например, во многих странах выпуск порошков с использованием фосфатов сначала ограничили, а потом и вовсе запретили. В настоящее время в Германии, Италии, Австрии, Норвегии, Швейцарии и Нидерландах стирают только порошками без фосфатов. В Бельгии более 80% порошков безфосфатные, в Дании - 54%, Финляндии и Швеции - 40, Франции - 30, Великобритании и Испании - 25, Греции и Португалии - 15%. В Японии уже к 1986 году в стиральных порошках фосфатов не было вообще.

Природоохранные вложения порой выгодней, чем экономия на них. Как свидетельствуют факты, часто действительное вложение финансовых средств в природоохранные мероприятия может дать больший экономический эффект, чем последующие попытки предотвращения аварий. После прорыва трубопровода под Ханты-Мансийском и выброса в реку 3-х тысяч тонн нефти очистные мероприятия обошлись компании "ЮКОС" в 96 миллиардов рублей, а 36 миллиардов составили штрафные санкции местного комитета по экологии. Стоимость же станка горизонтального бурения, с помощью которого нефтепровод прокладывается под дном реки и становится безопасным, - 37 миллиардов рублей. Легко подсчитать, что если бы экологические расчеты были сделаны заранее и станок приобретен до аварии, а не после нее, то "Юкос" не понес бы таких внушительных финансовых потерь.

Нарастание экологической напряженности, осознание опасности дальнейшего развития фронтальной экономики вынудило многие страны попытаться учесть экологический фактор. В связи с этим появилась концепция, которую можно назвать как охрана окружающей среды. Видимой реакцией на рост экологической угрозы стало создание более чем в ста странах государственных структур, связанных с охраной окружающей среды. Так в СССР в 1988 г. был создан Комитет по охране окружающей среды, преобразованный далее в Министерство природных ресурсов и  охраны окружающей среды. Делающее немалую законотворческую работу так в 1991 г. Верховным Советом РБ введены в действие временные нормативы платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду, а спустя год приняты законы « О налоге за пользование природными ресурсами» и «О платежах на землю» регламентирующие платность практически всех   видов природопользования. В 1993 г. был принят новый Закон « Об охране окружающей среды в РБ» призванный обеспечить правовые основы природоохранительной деятельности.[2]

С 70-х г. началось и активное международное сотрудничество. Были приняты сотни многосторонних и двусторонних договоров, регулирующих и регламентирующих  природопользование в международных масштабах.

Сотрудничество между странами в области охраны природы осуществляется  через такие организации как Европейский экономический союз (ЕЭС), Организация объединенных наций (ООН) в рамках “Программы ООН по окружающей среде” (ЮНЕП). К главным  направлениям деятельности ЮНЕП относятся экологические проблемы населенных пунктов, а также  проблемы здоровья и благосостояния человека, охрана наземных экосистем и борьба с распространением пустынь, деятельность, связанная с экологическим образованием и информацией, торговые, экономические и технологические аспекты по защите природы, защита Мирового океана  от загрязнения, охрана растительности и диких животных, экологические вопросы энергетики.

В рамках данной концепции некоторым странам удалось добиться некоторой экологической стабилизации, однако качественного улучшения не произошло. Это во многом объясняется тем, что идеология данной концепции эколого – экономического развития не изменилась по сравнению с концепцией фронтальной экономики. Во главу угла все также ставятся интересы экономики, (максимальное наращивание производства). В этих условиях природоохранная деятельность, затраты на охрану окружающей среды представляются как нечто противостоящее экономическому росту.    

Международные организации позволяют объединить природоохранную деятельность заинтересованных государств независимо от их политических позиций, выделяя экологические проблемы из совокупности всех международных проблем. Россия активно участвует в работе многих международных экологических организаций.

Большой вклад в решение проблем окружающей  среды вносит ООН. В природоохранной деятельности участвуют все её главные органы и специализированные учреждения.

Специализированные учреждения ООН в сфере охраны окружающей  среды:

ЮНЕП – ( программа ООН по окружающей  среде) осуществляется с 1972 г. И является основным вспомогательным органом ООН. Через Экономический  и Социальный совет ЮНЕП ежегодно представляет доклады о своей деятельности Генеральной Ассамблее ООН.

ЮНЕСКО – (Организация Объединенных Наций по вопросом образования, науки, культуры) существует с 1946 г. с целью  содействию миру и международной безопасности,  сотрудничества между государствами в области просвещения, науки, культуры.Наиболее известными направлениями в деятельности является научная программа «Человек и сфера»  (МАБ), принятая в 1970 г.

ФАО  - (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) образована в 1945 г., занимается вопросами продовольственных ресурсов и развития сельского хозяйства,  для улучшения условий жизни народов мира.

ВОЗ – (Всемирная организация здравоохранения), создана в 1946 г., имеет главной  целью заботу о здоровье людей, что непосредственно связано с окружающей  средой.

ВМО – (Всемирная метеорологическая организация) – утверждена как специализированное учреждение ООн в 1951 г., природоохранные функции которой, прежде всего, связаны с глобальным мониторингом окружающей  среды, в том числе:

·        оценка трансграничного переноса загрязняющих веществ;

·        изучение воздействия на озоновый слой Земли.

МОТ ( Международная организация труда ) – специализированное учреждение ООН. Создано в 1919 г. При Лиге Наций с целью создания безопасных условий труда и уменьшения загрязнений биосферы, возникающего часто из-за пренебрежительного отношения к производственной среде.

МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии) учреждено  в 1957 г. Осуществляет свою деятельность по договору с ООН, но не является специализированным учреждением.

Международные региональные организации, осуществляющие природоохранную деятельность не под эгидой ООН: Евратом, Европейский совет, Европейское экономическое сообщество, Организация экономического сотрудничества и развития, Азиатско-Африканский юридический консультативный комитет, Хельсинский комитет по охране Балтийского моря (Хелком) и др.

В конце 90-х годов в мире насчитывалось несколько сотен  (200 -500 ) неправительственных международных организаций, включивших в свою деятельность природоохранные мероприятия, а также проявляющих интерес к экологическим проблемам.

Международный союз по охране природы – МСОП – создан в 1961 г. В Фонтенбло (Франция). Работа МСОП способствует реализации Вашингтонской конвенции о международной торговле дикими видами фауны и флоры. МСОП организатор ведения Красных книг.  

Всемирный фонд охраны дикой природы – самая многочисленная частная экологическая организация, созданная в 1961 г., объединяет 27 национальных отделений во всём мире (Российское представительство было открыто в 1994 г.), а также около 5 млн. индивидуальных членов. Деятельность фонда заключается в основном в оказании финансовой поддержки природоохранным мероприятиям; в природоохранные предприятия России вложено более12 млн. долл. США.

Международная юридическая организация (МЮО), созданная в 1968 г., уделяет большое внимание разработке правовых вопросов охраны окружающей  среды.

Римский клуб (РК) – международная неправительственная организация, которая внесла значительный вклад в изучение перспектив развития биосферы и пропаганду идеи необходимости гармонизации отношения Человека и Природы. Основная форма её деятельности – организация крупномасштабных исследований по широкому кругу вопросов, преимущественно в социально-экономической области.

Римский клуб[3] положил начало работам по исследованиям проблем. Названных «Глобальной проблематикой». Для ответа на поставленный вопрос ряду выдающихся учёных того времени была заказана серия «Докладов Римскому клубу» под общим названием «Трудности человечества». Полученные результаты прогнозирования перспектив развития мира по компьютерным моделям[4] были опубликованы и обсуждались во всём мире.

Первым в 1972 г. Был доклад группы Д. Медоуза «Пределы роста».

В период с1973 г. по 1980 гг. (годы расцвета деятельности и международного влияния Римского клуба) были подготовлены ещё несколько докладов, в том числе Я. Тинбергеном (1977), Э. Ласло (1977). В 1978-1980 гг. обсуждались проблемы переработки отходов, использования энергии, организации общества, достижения изобилия и благосостояния. Важную роль сыграл доклад Боткина с соавторами « Нет пределов обучению» (1980).

В 1994 г. Э. Вайцзеккер с соавторами подготовили обстоятельный доклад «Фактор четыре», наметивший основные пути решения энергосбережения. В настоящее время Римским клубом продолжаются исследования современного состояния мира, в котором произошли фундаментальные перемены. Особенно в геополитике, при этом экологическая ситуация в мире продолжает ухудшаться. 

В работе Римского  клуба участвовали и участвуют наши выдающиеся соотечественники. В разное время действительными членами клуба были академики Д. М. Гвишиани, Е.К. Фёдоров, В.Е. Примаков, А.А. Логунов, Ч. Айтматов, почётными членами – М.С. Горбачёв, Б.Е. Патон.

Международный экологический суд (МЭС) был учреждён по инициативе юристов на конференции в Мехико в ноябре 1994 г. В практической экологической деятельности мирового сообщества возникают споры, требующие соответствующего компетентного решения. Состав судей включает 29 юристов-экологов из 24 стран, в том числе представителя России.

Споры в Международном экологическом суде рассматриваются на принципах тререйского суда. Стороны сами принимают решения об обращении в суд и выбирают из его состава трёх или более судей для рассмотрения дела, которое проводится на основании международного права окружающей  среды, национального законодательства сторон и прецедентов.

ГРИНПИС – независимая международная общественная организация, ставящая своей целью предотвращение деградации окружающей  среды, создана в Канаде в 1971 г. Насчитывает около 1,5 млн. членов, 1/3 которых – американцы. Гринпис имеет статус полноправного члена или официального наблюдателя в ряде международных конвенций по охране окружающей  среды; имеет отделения в 31 странах мира, в том числе в России его официальное представительство действует с1993 г. 
Большинство международных неправительственных организаций занимается вопросами охраны отдельных объектов или видов природных ресурсов. К ним относятся Международный совет по охране птиц. Международная федерация по охране альпийских районов, Европейская федерация по охране вод и т.п. 


 последней трети ХХ в. в международных отношениях появились проблемы, которые стали в значительной степени определять вектор мирового развития. Они получили название глобальных. По мере развития цивилизации перед человечеством неоднократно возникали сложные проблемы, в том числе и планетарного масштаба. Но это была предыстории глобальных проблем. В полной мере они проявились во второй половине ХХ в., а точнее, на рубеже веков и тысячелетий. Никогда прежде человечество не возрастало количественно в 2,5 раза при жизни только одного поколения, в результате чего ныне наблюдается небывалый «демографический» пресс. Бурное развитие промышленности и сельского хозяйства привело к увеличению мощи воздействия на природу. НТР, глобализация мировой экономики, накопление огромных запасов оружия массового уничтожения и т.д. – вот причины появления глобальных проблем. 

Одновременно появились новые проблемы : международный терроризм, незаконный оборот наркотиков, организованная преступность. Увеличивается вероятность крупномасштабных катастроф техногенного характера. Таким образом, в ХХ1 в. цивилизация входит не только с прежними, но и новыми глобальными проблемами. Подобное обострение глобальных проблем означает, что человечество вступает в особую полосу исторического развития – эру риска. 

Выделяют ряд наиболее характерных черт и признаков глобальных проблем, состоящих в том, что они: 
- приобрели поистине планетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всего человечества; 
- угрожают человечеству регрессом в дальнейшем развитии производительных сил, в условиях самой жизни; 
- нуждаются в неотложных решениях и действиях по преодолению и предотвращению угроз жизнеобеспечению и безопасности граждан; 
- требуют коллективных усилий со стороны всех государств, всего мирового сообщества. 

Все глобальные проблемы сплетены в единый узел, но их можно систематизировать, чтобы составить более наглядное представление о них, четче рассмотреть существующие между ними связи. Классификации могут иметь различный характер. Для политической науки адекватной будет классификация глобальных проблем в зависимости от их общего характера. Это наиболее «универсальные» проблемы политического и социально-экономического, природно-экономического характера, социального и смешанного вида, нерешенность которых приводит к массовой гибели людей, проблемы научного характера, «малые» смешанные проблемы. 

Главная проблема первой группы – предотвращение ядерной войны и сохранение мира на планете. Речь должна идти, прежде всего, о том, чтобы вообще исключить войну как способ решения международных проблем. 

Во вторую группу входят проблемы, которые наиболее часто ассоциируются с глобалистикой – экологические, энергетические, сырьевые, продовольственные. Они связаны с естественными основами жизни на Земле и представляют огромную угрозу для современной цивилизации. 

Третья группа представлена проблемами социального характера. Их можно назвать «социальной бомбой», которая заложена как под настоящее, так и под будущее мировой цивилизации. К ним относятся демографическая проблема, проблема межнациональных отношений, кризис культуры, нравственности, семьи и т.д. 

Четвертая группа – это проблемы, связанные с массовой гибелью людей: региональные конфликты, технологические аварии, стихийные бедствия, организованная преступность и т.д. 

Долгосрочное прогнозирование климата, исследование внутреннего строения Земли, освоение космоса составляют пятую группу проблем. Их нерешенность не грозит современной цивилизации никакими катаклизмами. 

И, наконец, шестую группу составляют проблемы «синтетического» характера. Они – неотъемлемая черта развития человечества и избавиться от них мы вряд ли когда-нибудь сможем. К их числу можно отнести бюрократизм, коррупцию, эгоцентризм и т.д. 

Важнейшую роль в решении глобальных проблем современности призваны играть международные организации, прежде всего структуры ООН. Они создавались в интересах международной интеграции и своей деятельностью способствуют ее утверждению в практике международных отношений, а именно, интеграционным процессам; несмотря на те или иные конкретно-сиюминутные интересы различных стран, им принадлежит долгосрочная перспектива. В интеграции, вполне вероятно, заключается спасение человечества. Сохранение мира, разоружение, охрана окружающей среды, борьба с голодом, болезнями, отсталостью – важнейшие направления деятельности ООН и других международных организаций. 

В центре внимания международных организаций находятся разные вопросы охраны окружающей среды, которыми занимаются Международный союз природы и природных ресурсов, Научный комитет по окружающей среде Международного Совета научных союзов, Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и другие. Координирующую роль среди них выполняет ЮНЕП, созданная в 1972 г. Основными направлениями ее деятельности являются охрана атмосферы, наземных живых ресурсов, экологические аспекты планирования населенных пунктов, борьба с эрозией почв и опустыниванием, организация всемирной службы слежения за состоянием природной среды; разработка международного экологического права; развитие природоохранного образования и т.д. 

Казахстан совершенствует свое экологическое законодательство в сторону гармонизации с передовыми международными актами, переходит на новые стандарты, развивает систему государственного контроля. К 2010 году Казахстан должен создать основные экологические стандарты устойчивого развития общества. 


67)  Страны постсоветского пространства столкнулись с серьезными проблемами на пути продвижения своих товаров на рынки дальнего зарубежья, и в результате этого многие государства СНГ приходят к выводу, что развиваться эффективнее в рамках интеграции на своем, традиционном пространстве, - заявил на конференции сенатор Анатолий Башмаков.

Имеются и политические предпосылки для сближения стран СНГ. В частности из-за того, что "в последнее время несколько ослабли внешние угрозы со стороны США, поскольку те сами погрязли в военно-политических неудачах в Ираке и в Афганистане. Это ограничивает их возможности для активного влияния на постсоветском пространстве". Стоит отметить здесь и смену руководства на Украине.

Нельзя не обратить внимания на это замечание: до сих пор что-то похожее в Казахстане можно было услышать, разве что, из уст коммунистов, да и то нечасто.

- Особо стоит отметить здесь роль руководства нашей страны… Важнейшим фактором влияния Казахстана на глобальные вызовы является его растущая и укрепляющаяся экономика. Казахстан - единственная страна в СНГ, грамотно и обоснованно разработавшая антикризисные меры и смягчил тем самым разрушительное воздействие мирового финансового кризиса, - подчеркнул сенатор.

Другой неожиданный ракурс продемонстрировал в своем выступлении Камал Бурханов, депутат мажилиса парламента Казахстана. Он очень много и серьезно говорил об Узбекистане. В частности, о том, что эта страна - "зона экономического и политического риска", том, что "попытки руководства республики по реформированию экономики, в частности, ее аграрного сектора, привели к увеличению противоречий и росту социальной напряженности". Проблемы не обошли как крупные государственные предприятия, так и мелкие частные хозяйства.

- Уже сейчас население РУ составляет порядка 26 млн. человек и наличие таких факторов, как проживание значительной части его в сельской местности и устойчивая традиция многодетности, говорят в пользу быстрых темпов роста населения. Учитывая и сегодняшнее развитие страны эту проблему нельзя считать только узбекской. Рост население намного превышает рост посевных площадей - уже сегодня на каждый гектар поливных площадей приходится 8,3 чел, что является очень высоким показателем. В 2025 году потребность страны в воде при сохранении нынешних темпов демографического роста оценивается в 72 млрд. кубометров в год, что значительно превышает нынешние объемы водообеспечения… Казахстан мог бы реализовать интеграционные проекты в Узбекистане, используя квалифицированных специалистов и большое количество дешевой рабочей силы. Это решило бы многие проблемы. Казахстанские инвестиции, узбекская дешевая рабочая сила… К сожалению, это предложение пока не принимается, - заявил г-н Бурханов.


Нельзя сказать, что раньше подобные вопросы не поднимались в казахстанском информационном пространстве. Но жесткая постановка проблемы для Казахстана в устах депутата парламента и на конференции в КИСИ - это новость, и серьезная. 
Также г-н Бурханов вернулся к теме разграничения на Каспийском море. В последнее время она отошла на второй план общественного, да и политического тоже, внимания. Но отнюдь не исчезла. Г-н Бурханов и сюда привнес новизны.

- Легитимность внешних границ Советского Союза, а это - границы бывшей Российской Империи, до сих пор ни кем не отвергаются. Казахстанско-китайская граница - это граница Российской империи, как и границы Азербайджана с Ираном. Тогда почему сегодня, если внешние границы СНГ признаются де-юре и де-факто, на Каспии они не должны признаваться? Мне кажется, они вполне обоснованны. А, что касается разграничений между самими странами СНГ на море, то это внутреннее дело стран СНГ. И Россия и Казахстан здесь показали вполне эффективный пример, - заявил депутат мажилиса.

По его мнению, "борьба за каспийскую нефть между Западными странами, во главе с США, и Россией, обостряется", и от ее исхода зависят перспективы многополярного мира. Еще одной проблемой является Афганистан, где у США и их союзников "четкой стратегии, которая бы способствовала коренному перелому ситуации, нет до сих пор".

Таким образом, прямыми адресатами претензий казахстанского парламентария, стали столь разные страны, как США, Иран и Узбекистан. Как косвенного "адресата" можно назвать и Россию - г-н Бурханов много говорил о ситуации на Северном Кавказе, где "света в конце туннеля нет".

Вероятно, такая позиция депутата основывается на прочности нынешних позиций Казахстана - все-таки, мы "единственная страна… грамотно и обоснованно разработавшая антикризисные меры". И (здесь положено плюнуть через плечо и постучать три раза по дереву), одно из ведущих государств в мире по запасам нефти. 

68) Прогноз – есть вероятностное научно обоснованное суждение о возможных состояниях исследуемого объекта в будущем, суждение относительно ненаблюдаемого в данных момент времени объекта, возможных путях его развития, намеченного в качестве цели. В самом общем виде политическое прогнозирование – это опережающее отражение политической действительности.

Прогноз направлен на уменьшение неопределённости будущего и своей целью имеет выбор наиболее рациональных практических решений. Прогноз – это вероятностное утверждение о будущем с относительно высокой степенью достоверности, определение свойств или состояние объекта прогнозирования в какой-либо будущий момент времени. Прогноз – составная часть функции управления, предшествующая планированию.

рогнозирование используется, чтобы:

·  дать информацию о том, какие конкретные политические цели возможны и достижимы для субъекта политики;