ВУЗ: Не указан

Категория: Лекция

Дисциплина: Политология

Добавлен: 01.02.2019

Просмотров: 4966

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правовая семья – это совокупность нескольких родственных национальных правовых систем, которая основана на общности источников права, его структуры и исторического пути формирования;

Виды правовых семей:

  1. Англосаксонская (система общего права);

  2. Романо–германская (система континентального права);

  3. Традиционная (система обычного права);

  4. Религиозная (религиозные системы мусульманского права и индусского права);

Группа правовых систем – группа, находящаяся в рамках той или иной конкретной правовой семьи (романо–германская правовая семья – романское, каноническое и германское право; славянская – российское и западнославянское право);

  1. Основные правовые системы современности

  2. Понятие системы права

  3. Понятие системы нормативного регулирования общественных отношений



7)     СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО (от нем. Sozialstaat)особый тип современного высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности. Социальное государство знаменует высокий уровень сближения целей и гармонизацию отношений государственных институтов и общества.

    Процесс возникновения и становления социального государства можно анализировать на следующих уровнях: на научном — как идею и ее развитие в ряде концепций, на нормативном — как конституционный принцип, закрепленный в Основных законах все возрастающего числа стран, на эмпирическом — как реальную практику деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества и социальных групп.

    Понятие “социальное государство” было выдвинуто немецким государствоведом и экономистом Лоренцем фон Штейном (1815—90), чья теория социального государства сложилась под влиянием философии Гегеля, французских социалистических доктрин и в результате анализа развития капитализма в Германии. Он считал, что функции государства заключаются в восстановлении равенства и свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных, что государство должно осуществлять экономический и общественный прогресс всех его членов, так как развитие одного является условием и следствием развития другого и в этом смысле мы говорим об общественном, или социальном, государстве. Либеральную концепцию социального государства развил Фридрих Науманн. Либералы ставили перед государством задачу не только защищать собственность и социальный порядок, но и материально, и морально поднять низшие классы с помощью широких социальных реформ.

    Наиболее радикальную теоретическую концепцию социального государства выдвинул в 1879 немецкий экономист Адольф Вагнер, сторонник государственного и христианского социализма. Его концепция предусматривала превращение буржуазного государства в “государство культуры и всеобщего благоденствия”, огосударствление железных дорог, горных предприятий, банков и страховых организаций, интеграцию рабочего класса в государство в противовес идеям классовой борьбы, политических и социальных революций. Мощным толчком для дальнейшего развития теории и практики социального государства послужили мировой экономический кризис 1929—33 гг. и 2-я мировая война. “Новый курс” президента США Ф. Рузвельта включил в себя законодательное закрепление права рабочих на коллективный договор и организацию профсоюзов, общегосударственные мероприятия по борьбе с безработицей, помощь фермерам, решительные шаги в направлении социального обеспечения, ликвидации детского труда и сокращения рабочего дня, введения пенсии по старости.


    Особую роль в создании в западных странах социального государства сыграл т. н. “План Бевериджа”, представленный в кон. 1942 британскому парламенту председателем одного из его комитетов У. Бевериджем и начавший осуществляться лейбористским правительством с 1945. План предусматривал новую организацию всей системы социального обеспечения через расширение социального страхования вплоть до охвата им почти всех граждан государства, а также через гарантию единого национального среднего дохода, которого хватало бы на скромное поддержание жизни. Ядром плана была тесная связь социальной политики с государственной экономической политикой, нацеленной на обеспечение полной занятости. Кроме того, предусматривались создание безвозмездной, доступной всем гражданам государственной системы здравоохранения, контроль за заработной платой и ценами, постепенное устранение частной собственности на средства производства и другие меры. План Бевериджа был использован в социальной деятельности послевоенных правительств Бельгии, Дании и Нидерландов, при создании современной системы социального обеспечения Швеции, послужил моделью при обсуждении вопросов социально-политического развития и в послевоенной Германии.

    После 2-й мировой войны начался качественно новый этап в развитии социального государства — его возведение в конституционный принцип, интерпретация как особого типа государства. Вскоре после войны социальное государство в качестве конституционного принципа было зафиксировано в конституциях Японии, ФРГ, Франции, Италии, а позднее, в 70-е гг., Испании, Португалии, Швеции.

    В настоящее время все развитые страны мира в большей или меньшей степени де-факто являются социальными государствами.

    Успешное функционирование современного социального государства возможно лишь на основе высокоразвитой, эффективной, социально ориентированной экономики. В экономической политике социальное государство должно сочетать и меры государственного регулирования, поощрение конкуренции и развитие личной инициативы граждан по обеспечению своего собственного благосостояния.

    В политической сфере необходим консенсус главных политических сил относительно основных целей и задач развития данного общества, сложившаяся система деятельности социальных институтов. Это позволяет обеспечивать преемственность социальной политики государства в случаях демократической смены правящих партий, правительств и высших государственных должностных лиц.

    Духовная атмосфера в социальном государстве должна характеризоваться развитым чувством гражданственности, социальной солидарности и гуманизма.

    Чрезвычайно важный аспект конституирования и деятельности социального государства, особенно в случае его федеративного устройства, представляет собой его региональное измерение. Отражение принципа социального государства в конституции той или иной страны проявляется не только в определении целей и задач такого государства, но и в наделении его соответствующими полномочиями и компетенцией.


    Конечной целью развития социальной сферы социального государства должно стать утверждение принципа социальной справедливости, которая в данном контексте будет означать, во-первых, гарантии для каждого человека на труд в соответствии с его способностями и квалификацией, на оплату труда в зависимости от его качества и количества, на возможность самообеспечения и повышения своего благосостояния; во-вторых, создание, в идеале, равных стартовых возможностей всем членам общества через систему воспитания, образования и социальной поддержки; переход от политического и правового равноправия граждан к их социальному равноправию; в-третьих, обеспечение силами государственных и общественных институтов приемлемого уровня жизни для слабых слоев и отдельных граждан, не имеющих возможности трудиться и самостоятельно поддерживать свой жизненный уровень

8) Формирование гражданского общества в Казахстане: «Казахстан на пути прогресса и развития. Построим будущее вместе».

В своём ежегодном обращении к народу Казахстана « Построим будущее вместе!» Президент страны Н.А.Назарбаев неоднократно подчеркнул особенности текущего развития страны, которое выражается в необходимости создания условий и структурирования роли и участия всех общественных и политических сил казахстанского общества в прогрессивном развитии Казахстана. Данные особенности заключаются в том, что современная тенденция мирового развития ( кризисы , имеющие системный характер, растущая поляризации населения по социально-экономическим, теологическим, нередко национал-шовинистическим и др. признакам, современные вызовы природы ( ограниченность природных ресурсов, стихийные природные бедствия) и др.) закономерно предопределяют необходимость пересмотра и формирования нового уровня взаимодействия в обществе , особенно между силами заинтересованными в совместном сосуществовании , в поступательном развитии страны, в позитивном развитии всех элементов и структур гражданского общества. 
Такие тенденции общественно-политического развития значительно по-новому позиционируют роль и влияние общественных организаций, представляющих и защищающих интересы различных социальных групп населения в процессе формирования и реализации политики, отвечающей интересам общества. Роль общественных организаций, способных реально агрегировать интересы всех общественных групп, становится всё более отчетливо проявлять основное предназначение общественных организаций, а именно, способность своевременно и максимально адекватно выявлять основные и специфичные проблемы различных социальных групп, привлекать к разрешению имеющихся проблем различные государственные и общественные организации, объективно осуществлять мониторинг решения проблем, своевременно корректируя организованные и проводимые действия. 
Предлагая общественным организациям и политическим партиям занимать более активную позицию в процессе формирования и развития гражданского общества Президент страны справедливо отметил и значительную ответственность общественных организаций за позитивное развитие общества, формирования правильных оценок в тенденциях его развития. 
Участники встречи, а это были преимущественно руководители общественных организаций признали, что не все общественные организации достаточно ответственно и полноценно взаимодействуют со своими социальными группами и категориями населения, не всегда своевременно и полно влияют на принятие, государственными органами решений, способных решать вопросы этих социальных групп. В качестве позитивных примеров был приведён опыт работы ОО « Союз кризисных центров», « Бай Бол», Медиа союз Казахстана и др. 
Итогом встречи стало принятие Обращения ко всем общественным организациям г.Алматы о необходимости усиления роли общественных организаций страны в развитии и совершенствовании гражданского общества Казахстана. Обретение независимости стало лишь началом длительного процесса построения суверенного, развитого экономически, стабильного и уважаемого во всем мире государства. Развитие гражданского общества является важным условием для создания демократического, светского, правового и социального государства. Общественный прогресс, демократическое развитие, экономический подъем возможны при активном участии граждан во всех важных сферах жизнедеятельности общества. Доверие и уважение власти со стороны общества являются прочным фундаментом социального мира и согласия, политической стабильности и, следовательно, устойчивого развития любого государства.


Идея построения гражданского общества стала одним из приоритетных направлений государственной стратегии реформ, основу которой составляет программа демократизации, предложенная Президентом страны

Основополагающими принципами гражданского общества в Казахстане стали признание идеологического и политического многообразия, отделение государственных и общественных институтов, закрепление законом прав граждан страны на создание политических, общественных, профессиональных объединений. Построение гражданского общества напрямую зависит от  уровня развития правового государства.

Сразу после объявления 16 декабря 1991 г. государственной независимости Республики Казахстан, начался процесс формирования новой политической системы, характеризующейся сильной президентской властью и основанной на принципах демократии и уважения, основных прав и свобод человека. Руководством страны проводится последовательная политика по либерализации политической системы, предполагающая укрепление институтов гражданского общества, усиление роли политических партий в парламенте и общественной жизни, совершенствование выборного законодательства, обеспечение свободы средств массовой информации.

Гражданское общество есть важнейшая составляющая правового, демократического государства. Степень развития гражданского общества отражает уровень развития демократии. В целом же демократический режим предполагает тесное взаимодействие государства и гражданского общества как основы политической стабильности.

Взаимосвязь становления гражданского общества и правового государства можно объяснить несколькими причинами, по которым становится понятным, почему данные процессы не могут существовать отдельно друг от друга и почему развитие и функционирование одного ведет к непосредственному изменению другого. Во-первых, гражданское общество является одним из важных и мощных рычагов в системе «сдержек» и «противовесов» стремлению политической власти к абсолютному господству. Для выполнения этой миссии у него есть немало средств: активное участие в избирательных кампаниях и референдумах, большие возможности в формировании общественного мнения, возможности в организации кампании сопротивления проведению тех или иных государственных реформ. Во-вторых, само гражданское общество нуждается в государственной поддержке, поэтому представители организаций, активно участвуют в работе ряда государственных органов. В-третьих, государство в высокой степени заинтересовано во взаимодействии с гражданским обществом, так как именно гражданское общество есть источник легитимности политической власти, в сложные периоды гражданское общество становится мощной силой, поддерживающей государство. В-четвертых, специфика гражданского общества, автономный характер и независимость составляющих его организаций не исключают непредсказуемость их действий, поэтому логичными являются усилия государства, направленные на создание различных форм контроля над его развитием.


Особенностью развития гражданского общества в Казахстане  было почти полное отсутствие его реальных основ.  Необходимо было создать условия  для возникновения  и дальнейшего формирования  гражданского общества с учётом опыта других стран, а так же конкретно – исторических особенностей развития нашей страны.

Сразу после провозглашения независимости был принят ряд законов о приватизации и разгосударствлении, также законы о частной собственности., Именно частная собственность является первой из главных причин возникновения и функционирования гражданского общества. и  делает существование гражданского общества необходимым.

 Введение частной собственности привело к развитию свободной рыночной экономики, реализующую права и свободы граждан в экономической сфере жизнедеятельности общества.

  Происшедшие события привели к возникновению в обществе  многочисленных, разнообразных интересов, удовлетворение которых было возможно только через дальнейшее развитие институтов гражданского общества.

Развитие частной собственности и рыночных  отношений, сделало гражданское общество необходимым. В стране возникли многочисленные организации, объединения, ассоциации, центры, союзы, фонды, движения, отвечающие всем характеристикам гражданского общества. Экономические, политические, юридические основы формирования гражданского общества в Казахстане зафиксированы в ее Конституции.

         Становление гражданского общества в Казахстане вызвало в жизни новые тенденции, внесло изменения в ранее существовавшие общественные организации, привело к созданию новых организаций и объединений.

Пройденный Казахстаном путь показал успешное развитие экономических процессов и соблюдение политических прав и свобод граждан. Суть совместного развития правового государства и гражданского общества — это содействие процессу демократизации общества, укреплению гарантий индивидуальной свободы, чести и достоинства личности — человека и гражданина.

9) ермин “партия” ведет свое начало от латинского слова partio — часть, разделять. История возникновения и развития такого феномена как политическая партия насчитывает не одно столетие. Первые из прообразов современных политических партий были очень мало похожи на партии в привычном для нас виде. Они возникли в Древней Греции и Древнем Риме и выражали интересы различных общественных, социальных слоев или групп, но прежде всего — влиятельных аристократических группировок, которые концентрировались в непосредственной близости к высшей власти и боролись между собой прежде всего за право и возможность оказывать на власть влияние в своих интересах. То были сравнительно немногочисленные и узкие по составу группировки, которые не отличались устойчивостью и не были организационно оформлены. Они выражали в основном интересы не столько различных социальных общностей, слоев, классов, сколько различных течений внутри них. В Древнем Риме во времена кризиса республики (конец II— I в.в. до н.э.) соперничали между собой партия популяров, выражавшая интересы плебса, и партия оптиматов, представлявшая патрицианство и зажиточные плебейские семьи. В XII—XV в.в. в Италии шло состязание между партией гвельфов — выразителей интересов торгово-ремесленных городских слоев населения и партией гибеллинов, отстаивающих сильную императорскую власть в интересах феодалов.