ВУЗ: Не указан

Категория: Лекция

Дисциплина: Политология

Добавлен: 01.02.2019

Просмотров: 4991

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Формируемая партийная система должна также учитывать исторически сложившийся менталитет казахстанцев без механического копирования как западных, так и восточных моделей общества. Кроме того, к ней предъявляются и такие требования, как состязательность экономических установок, социальных программ и законов, инициированных различными партиями

16-17) Жизнедеятельность современного общества определяется не только государством и политическими партиями, но и различными объединениями граждан, которые призваны наиболее полно выражать интересы самых различных групп населения и обеспечивать взаимодействие между ними и властью. 

Добровольные союзы людей с общими взглядами на различные явления жизни — типичная черта любогообщества. В прошлом — это философские школы различных направлений, литературные и художественные школы, масонские ложи, рыцарские ордена, музыкальные салоны и т.д. 

На современном этапе можно выделить две наиболее распространенные формы объединений: общественные движения и общественные организации, Главное их отличие от политических партий состоит в том, что они не ставят перед собой цели завоевания политической власти, а лишь стремятся повлиять на нее. 

Общественное движение можно определить как относительно массовое объединение граждан, стремящихся к реализации общей цели. В нем, как правило, отсутствуют жесткая централизованная организация, фиксированное членство, программу заменяет цель, состав участников неоднороден, идеология включает широкий политический спектр политических ориентаций. 

В становлении и развитии общественных движений можно выделить несколько стадий: 

1. Создание предпосылок движения. Для этой стадии характерно появление причин, вызывающих недовольство граждан. Это могут быть экономические трудности, дискриминация определенных групп населения, угроза ядерной, экологической катастрофы и т.д. В связи с этим появляется немногочисленная группа лиц, которая способна придать этому недовольству целенаправленный и массовый характер. 

2. Стадия разработки, формулирования целей и задач. 

3. Стадия агитации, на которой пропагандируются цели 

движения, разъясняются их задачи, происходит вербовка сторонников движения и привлекаются сочувствующие. 

4. Стадия развернутой деятельности. Это основная стадия, на которой движение занимается реализацией своей цели. Апеллируя к общественности, оказывая влияние и даже давление на правительство, оно пытается разрешить ту социальную проблему, в связи с которой возникло. 

5. Когда цели осуществлены либо оказалось, что их невозможно реализовать, наступает стадия затухания движения. Эту фазу можно отдалить сменой задач, форм работы, корректировкой цели. 

Попытки запретить, устранить общественное движение "сверху", административными мерами, как правило, безуспешны. Если проблема осталась неразрешенной, то движение, если оно было достаточно сильным, обязательно возродится. Если проследить динамику общественных движений, то можно выделить следующую цепочку: общественное движение  общественная организация  политическая партия. Однако не из всякого общественного движениявырастает политическая партия, иногда же из одного движения рождается несколько партий. 

Для общественной организации также характерны такие черты, как массовость, добровольность, интерес (побудительный мотив к объединению). В отличие отобщественного движения она представляет собой стабильное централизованное образование, имеющее устав, управленческий аппарат, постоянное членство с уплатой определенного денежного взноса.


Все это делает общественные организации устойчивыми и располагающими большими возможностями для решения социальных проблем. 

Вместе с тем любая организация не застрахована от бюрократизации и формализации, что приводит к разрыву между интересами аппарата управления и рядовых членов, к неспособности чиновников выразить и защитить потребности тех, ради кого создавалась организация. Так произошло в 70-е гг. ХХ в. в странах Запада, когда "старые", традиционные профсоюзы не смогли перестроить свою работу в условиях технологических изменений в экономике. Эта же болезнь глубоко поразила и традиционные общественные организации СССР — профсоюз, комсомол и др., члены которых ограничивали свою деятельность уплатой членских взносов и проведением по инициативе сверху массовых мероприятий. Следствием этого явилась утрата доверия к ним и формирование альтернативных общественных объединений. 

Так, в 60 — 70-е гг. в Западной Европе возникло радикальное движение студенческой молодежи — "новые левые", подвергшее резкой критике государственное социально-экономическое устройство, основанное на частной собственности. В противовес ему сформировалось движение "новые правые", представленное интеллигенцией и технократами, опиравшееся на идеи неоконсерватизма. В СССР аналогичные процессы начались позднее, лишь и середине 80-х гг. 

Особую роль в общественно-политической жизни играют лоббистские (англ. lobbi — крытая прогулочная площадка, коридор) организации. Политическую окраску термин "лоббирование" приобрел во второй половине XIX в. в США, когда под ним стали понимать покупку голосов за деньги в коридорах конгресса. Вполитический лексикон других стран он вошел в ХХ в. Под лоббизмом понимается политика, направленная на отстаивание отельными социальными иполитическими силами своих интересов в органах государственной власти. Свое лобби, например, имеют в Конгрессе США профсоюзы, религиозные общины, антивоенное движение и т.д., причем с 1946 г. их деятельность регулируется законом и находится . под финансовым контролем. 

Лоббистские группы возникают, как правило, в том случае, когда в организации или движении начинает доминировать частный интерес, не совпадающий с общесоциальным. Организации такого рода не афишируют свою деятельность, информация либо строго дозирована, либо вовсе отсутствует. Они создаются при высших государственных органах в виде различных комитетов, комиссий, советов, бюро, через которые и влияют на принятие политических решений. Способыполитического давления самые различные: подкуп, угрозы, саботаж, террор, целенаправленное формирование общественного мнения и др. 

Влиятельными общественно-политическими объединениями являются такие союзы предпринимателей, как Британская конфедерация промышленности, Американская национальная ассоциация промышленников, Российская ассоциация директоров предприятий и др. Их роль в политике определяется финансовыми возможностями, позволяющими субсидировать избирательные кампании, оказывать определенные услуги, а то и просто подкупать правительственных чиновников и депутатов. Союзы предпринимателей влияют на государственные решения по финансированию тех или иных проектов, предоставлению налоговых льгот и т.д. 

Несмотря на то что общественные объединения не ставят цели завоевания власти, тем не менее деятельность многих из них на современном этапе носитполитическую окраску.


Так, ряд организаций оказывают прямое влияние на политические решения (лоббистские), другие — политизированы в меньшей степени. 

Такие движения, как антивоенное, экологическое и некоторые другие, можно с полным основанием отнести к общественно-политическим, ибо они не только оказывают давление на власть, но и играют важную роль в политическом воспитании граждан, стремятся к преобразованию общественной жизни. 

В силу большого разнообразия и количества общественных объединений их уместно классифицировать. В зависимости от отношения к существующим социально-политическим порядкам выделяют консервативные, оппозиционные, реформаторские объединения. Консервативные ориентированы на сохранение статус-кво в обществе. Их социальная база — слои, приближенные к властным структурам. Оппозиционные общественные формирования недовольны действиями властей и выступают за коренные перемены, за отставку высших должностных лиц и т.д., реформаторские — за изменения, но в рамках существующего строя и закона. 

По способам и методам деятельности общественные объединения делятся на насильственные и ненасильственные. В настоящее время преобладают объединения, предпочитающие мирные формы политической деятельности. 

По половозрастному признаку выделяют женские, молодежные движения, движения пенсионеров; по социальной принадлежности — движения рабочих, фермеров, крестьян, интеллигенции, частных предпринимателей и т.д., по профессиональному критерию — движения врачей, ученых, экономистов, писателей и т.д. 

В зависимости от целей и задач, которые преследуют общественные формирования, их можно разделить на экологические, антивоенные, правозащитные,движение гражданских инициатив и др. 

Общественные объединения выполняют следующие функции: 

• представляют и защищают интересы граждан; 

• объединяют граждан, помогая им обрести сторонников и единомышленников. С их помощью общество постепенно приобретает четкую структуру; 

• способствуют решению отдельных социальных проблем, ибо не только привлекают внимание общества к негативным явлениям, но и предлагают свои варианты решения, свою помощь; 

• выполняют посреднические функции между государственными органами и гражданами и таким образом обеспечивают между ними обратную связь и осуществляют социальный контроль над властными структурами; 

• оказывают влияние на формирование общественного мнения. 

Реализация названных функций в общественно-политической жизни страны является необходимым условием для эффективного функционированияполитической системы, а также важнейшим показателем развитости гражданского общества. 

Именно общественные объединения создают тот защитный слой, который не позволяет государству беспрепятственно вторгаться в жизнь граждан. В свою очередь граждане имеют возможность цивилизованно, в рамках закона, общаться с властью, влиять на нее.


18) есть в книге 19) есть в книге 20) есть в книге 21) есть в книге

22) оталитаризм стремится к контролю всех сторон жизни общества. Что не получается контролировать, старается уничтожить. А авторитаризм стремится сосредоточить в своих руках только все финансы и основные средства. Расширять компетенцию власти он совсем не хочет - в этом нет никакой выгоды. Авторитарный руководитель заинтересован в делегировании властной компетенции (избавлении от части ответственности, отдать эту ответственность самоуправлению). тоталитаризм (от лат. totalis — весь, целый, полный; лат. totalitas — цельность, полнота[2][3]) — политический режим, который стремится к полному (тотальному) контролю государства над всеми сторонами жизни общества. В сравнительной политологии под тоталитарной моделью понимается теория о том, что фашизм (в частности, нацизм)[4], сталинизм и, возможно, ряд других систем являлись разновидностями одной системы — тоталитаризма[5][6][7][8]АвторитариL9;зм (от лат. auctoritas — власть, влияние) — характеристика особых типов недемократических режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан.ХХХХХХХХ Термин «авторитаризм» был введён в научное обращение теоретиками Франкфуртской школы неомарксизма и означал определенный набор социальных характеристик, присущих как политической культуре, так и массовому сознанию в целом. авторитаризм - это во-первых социально-политическая система,основанная на подчинении личности государству или его лидерам. Во-вторых - социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность, бесприкословное подчинение людей авторитетам и властям

23) есть в книге

24) Современные формы демократии.

Либеральная демократия.

Существующие в наши дни демократические системы ведут свое начало от форм правления, возникших в конце XVIII - XIX вв. под прямым и разнообразным влиянием либерализма. Идеология либерализма подробно анализировалась в разделе “Мировые политические идеологии”, поэтому напомним коротко, что это идейное и политическое течение выступило под знаменем свободы личности, ограждения ее от государственной тирании. Либерализм впервые отделил индивида от общества и государства, разграничил две автономные сферы - государство и гражданское общество, ограничил конституционно и институционально сферу действия и полномочия государства в его взаимодействии с гражданским обществом и личностью, защитил автономию и права  меньшинства по отношению к большинству, провозгласил политическое равенство всех граждан, наделил личность фундаментальными, неотъемлемыми правами и утвердил ее в качестве главного элемента политической системы.


Идеи либерализма впервые начали воплощаться в жизнь в Англии, когда в 1215 г. была принята Великая Хартия Вольностей - прообраз современных конституций. Эта хартия была еще далека от демократии, в ней права монарха ограничивались в пользу аристократии. Однако в ней провозглашалось и право гражданина на личную свободу и безопасность. С XIV в. в Англии существовал парламент, который в 1689 г., с принятием “Билля о правах”, окончательно получил законодательные права. Правда, Англии потребовалось еще около двух веков для демократизации парламента, первоначально больше походившего на средневековое собрание высших сословий, чем на современный законодательный орган.

Идеи и практика либерализма еще долгое время не совпадали с демократией как теорией и движением. Идеологи раннего либерализма - Дж.Локк, Ш.-Л.Монтескье и др. - были озабочены не обеспечением всем гражданам равных политических прав, а стремлением оградить класс собственников, а часто и аристократию от произвола монарха. Настороженное отношение либерализма к массам повлияло на либеральную демократию, которая явилась как бы сплавом либеральной идеи ограничения произвола власти с помощью индивидуальных прав и демократического принципа народного суверенитета.

Под либеральной демократией понимается такая модель народовластия, в которой личность выделяется из общества и государства, а основное внимание обращено на создание институциональных  и других гарантий для индивидуальной свободы, предотвращающих всякое подавление личности властью.

Характерными чертами данной модели демократии в ее классическом варианте (XIX - начало  XX вв.) являются:

- отождествление народа как субъекта власти с собственниками-мужчинами, исключение низших слоев, прежде всего наемных рабочих, а также женщин из числа лиц, наделенных избирательным правом;

- индивидуализм, признание личности первичным и главным источником власти, приоритет  прав индивида над законами государства. Права личности закрепляются в конституции, неукоснительное соблюдение которой контролирует независимый суд;

- формальный характер демократии, вытекающий из понимания свободы как отсутствия принуждения, ограничений. В отличие от античной демократии свобода здесь трактуется не как возможность активного равноправного участия в политике для всех граждан, а как пассивное индивидуальное право быть огражденным от вмешательства со стороны государства и других людей;

- парламентаризм, преобладание представительных форм политического влияния. Вырождение античной демократии в произвол большинства ясно продемонстрировало, что правление нуждается в институтах, которые бы защищали общество от самого себя и утверждали бы постоянную власть закона;

- ограничение компетенции и сферы деятельности государства преимущественно охраной общественного порядка, безопасности и прав граждан, его невмешательство в дела гражданского общества, экономические, социальные и духовно-нравственные процессы;