ВУЗ: Не указан

Категория: Лекция

Дисциплина: Политология

Добавлен: 01.02.2019

Просмотров: 5397

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По своей структуре политический процесс состоит из следующих элементов: субъект; объект – цель, которая должна быть достигнута; средства, методы, ресурсы и исполнители.

Содержание политического процесса включает в себя:

· социально-политические условия возникновения и функционирования политического процесса;

· субъекты политических действий и средства их влияния на объект, а также объекты воздействия;

· политические интересы, мотивы и цели поведения в политическом взаимодействии;

· взаимодействие субъектов в форме борьбы и сотрудничества.

Политические процессы отличаются друг от друга по масштабам, длительности, акторам, характеру взаимодействия между акторами и т. д. В связи с этим в политической науке выделяются разные типологии политических процессов. Рассмотрим некоторые из них.

29) Элементы структуры частного политического процесса:
• причина (или причины) его возникновения
• объект
• субъект
• цель
• средства, методы, ресурсы, исполнители процесса
Причина возникновения частного политического процесса – появление противоречия, требующих разрешения. Объект частного политического процесса – конкретная полит. проблема, которая стала его причиной. Субъект часного полит. процесса – это его инициатор, т.е. какой-либо орган власти, партия, движение или какой-либо индивид. Цель частного полит. процесса – это то, ради чего начинается и развивается полит. процесс.
Все частные полит. процессы, несмотря на их многообразие, проходят через несколько этапов. Стадии политического процесса:
1. Формирование политических приоритетов
2. Выдвижение приоритетов на авансцену политического процесса
3. Формулирование политических проблем и принятие по ним политических решений
4. Реализация принятых решений
5. Осмысление и оценка результатов политический решений
Согласно второй точки зрения, выделяют 3 этапа в развитии частного политического процесса:
1. На первом этапе определяются силы, заинтересованные в решении возникшей проблемы, уточняются их позиции и возможности, вырабатываются пути решения данной проблемы.
2. Второй этап – мобилизация сил для поддержки намеченного пути и решения проблемы или различных вариантов решения.
3. Третий этап – принятие политическими структурами мер по решению проблемы.

30) Типология политических процессов:
По масштабу распространения различают:
• глобальный
• региональный
• локальный
• макромасштабный (общий)
• микромасштабный (частный)
По объектам политического воздействия:
• внешнеполитические (двухсторонние и многосторонние)
• внутриполитические (базовые и локальные)
По характеру взаимосвязи общества и властных структур:
• стабильные
• нестабильные
С точки зрения сферы действия:
• экономико-политические
• структурообразующие
• идеологически-политические
• процессы формирования общественного мнения
По форме протекания:
• явные (открытые) процессы
• теневые процессы
С точки зрения системной организации политической власти:
• демократические процессы
• недемократические процессы  По способам достижения динамического равновесия политической системы в ходе ее преобразований, предполагающих определенную последовательность политических изменений, можно выделить три типа политических процессов:


  ≈ технократический;

  ≈ идеократический;

  ≈ харизматический.

   Эта классификация представляет собой результат теоретического допущения, вычленения некоторых идеальных типов, которые в политической практике тесно взаимосвязаны, переплетены.

   Политический процесс технократического типа. Среди факторов политических изменений предпочтение отдается политическим технологиям и процедурам: нормам, традициям, процедурам принятия политических решений, способам легитимного наделения властью. Участники строго придерживаются тех политических ролей и функций, которые предписаны им законодательством, политическими традициями.

   Данный тип сложился в странах с относительно высокой однородностью культурной среды - в англосаксонских странах. Приверженность большинства населения традициям обеспечивает стабильность политической системы, сохранение высокой эффективности ее политических институтов, поскольку лидеры выступают в качестве носителя интересов тех институтов, которые они непосредственно представляют.

   Политический процесс идеократического типа характерен для традиционных обществ, где отсутствуют автономная личность, развитая дифференциация политических ролей и функций, находящихся на начальной стадии модернизации. Интегрировать разнородное в этнокультурном и социально-экономическом отношениях общество можно на основе общенациональной идеи.

   Политический процесс харизматического типа. Этот тип характерен для восточной культурной традиции, в рамках которого абсолютизируются роль и статус политического лидера, а нередко его просто обожествляют. Но не всегда политический лидер является лидером по должности. Он может быть и неформальным лидером.

   Харизматический тип политических изменений бывает эффективным при условии, если дополняется технократическим и идеократическим политическими   процессами.   При   незрелости  гражданского   общества  и политической инфраструктуры, при низкой правовой культуре и отсутствии общенационального согласия по поводу черт и свойств желаемого общества вновь приходится уповать на личность: ею может стать номенклатурный чиновник и просто демагог.

   Харизма лидера может основываться либо на его должностном статусе, либо на его способности выражать чаяния подавляющего большинства членов общества, используя при этом недовольство, протест и обещая непременно изменить ситуацию к лучшему.

31)  Политическое сознание общества - это система знаний, идей, взглядов, ценностей, норм, убеждений, представлений, чувств, в которых выражается восприятие политическими субъектами политических процессов и мира политики в целом. Политическое сознание - это непассивное отражение политического бытия. Оно может прогнозировать развитие политических процессов и влияти на политическую жизнь. Политике необходимо учитывать состояние политического сознания общества, отдельных классов, слоёв, групп населения. Политическое сознание является опосредующим звеном между базовыми интересами и потребностями политических субъектов и их политическим поведением. От его содержания напрямую зависит характер мотивации политического поведения людей и динамика политического развития общества. Политическое сознание сложно по составу и структуре. Структурирование политического сознания можно осуществлять по следующим основаниям:
1. По функциональному назначению различают познавательные (когнитивные) компоненты (знания, интерес к политике, информированность, убеждения) и мотивационные компоненты (ценности, чувства, установки, позиции).
2. По способам отражения политических процессов различают политическую идеологию и политическую психологию. По степени устойчивости психологических образов различают менталитет общества и массовые настроения.
3. С точки зрения субъектов носителей различают массовое, групповое, индивидуальное и т.д. сознание.
4. На основе глубины и достоверности отражения политической реальности различают следующие уровни политического сознания: научно-теоретический, эмпирический и обыденный уровни политического сознания.
Научно-теоретический уровень полит. сознания - это самая высокая ступень познания ¬политической действительности. На этом уровне происходит глубокое проникновение в сущность политических процессов и явлений, выявление их причин и закономерностей. Результаты научного познания политической действительности закрепляются в логических понятиях, категориях и политических теориях.
Эмпирический уровень полит. сознания - это политические знания, оценки и переживания, которые складываются преимущественно на основе активного участия индивида в политической жизни общества. Этот уровень политического сознания отличает большая степень конкретности и прагматичности человеческих представлений о политических процессах и явлениях. Поэтому его нередко отождествляют с понятиями “жизненный опыт” и “здравый смысл”.
Обыденное (повседневное) полит. сознание возникает из непосредственного восприятия индивидом политической практики. Оно может адекватно отражать природу и содержание отдельных политических процессов, однако не может дать индивиду системное и полное представление об окружающей его политической действительности. Этот уровень сознания чаще всего содержит элементы стихийности, иллюзорности, нереалистичности. Вместе с тем, обыденное сознание отличается от эмпирического тем, что включает в себя элементы идеологических и теоретических идей. В качестве относительно развитой формы обыденного политического сознания можно квалифицировать такой феномен, как общественное мнение, т.е. конкретное суждение по тем или иным проблемам жизни, разделяемое многими членами общества. Оно возникает в результате целенаправленного воздействия главным образом средств информации на эмоциональную сферу человека. Поэтому общественное мнение зачастую искажённо истолковывает политические явления или просто выступает в качестве предубеждения людей, которые непоколебимо уверены в своей правоте.
Обыденное полит. сознание иногда отождествляется с массовым сознанием. Это не совсем верно, т.к. они отличаются по своим носителям и содержанию и выражают различные грани общественного сознания. Феномен “массовое сознание” наиболее сложен для понимания, что обусловлено особой природой его носителя, т.е. массы. Масса - это возникшее по тем или иным обстоятельствам неопределённое в количественном и качественном отношении, разнородное по своему составу и не оформленное в структурированную целостность множество людей. Большинство исследователей, характеризуя особенности массового сознания, указывают на наличие в нём таких черт, как неустойчивость, иррациональность, алогизм, отсутствие здравого смысла, функционирование в системе подсознания. Идеология представляет собой теоретически систематизированную совокупность социально-политических идей, которой выражается самосознание определённых субъектов и их интересы.
Политическая психология - это самый динамичный элемент сознания, она представляет собой непосредственное восприятие и переживание политических процессов и отношений. Доминирующим в политической психологии является не само знание о политике, а отношение к нему, оценка политической реальности, мотивация политического поведения. Функционирование полит. сознания через психологию выражается в форме страстей, чувств, эмоций, взлётов и падений настроения. Выделяют относительно устойчивые и более подвижные компоненты политической психологии. Устойчивые компоненты характеризуют менталитет общества, т.е. устойчивую модель мышления, поведения, эмоций и чувств, отражающих особое видение мира, исторически сложившееся в данном обществе.
Массовые настроения представляют собой однородную для достаточно большого количества людей субъективную сигнальную реакцию, особые переживания комфорта или дискомфорта или дискомфорта, в интегрированном виде отражающие три основных момента:
• степень удовлетворённости или неудовлетворённости социально-политическими условиями жизни
• субъективную оценку возможности реализации социально-политических претензий людей в данных условиях
• стремление к изменению условий жизни для осуществления этих притязаний
Характеристика политического сознания с точки зрения его субъекта носителя предполагает различение нескольких его уровней. Выделяется индивидуальное политическое сознание, групповое полтическое сознание, специализированное сознание, массовое, общечеловеческое политическое сознание.
Типы политического сознания:
В зависимости от характера идейно-политических убеждений и ориентаций людей их политическое сознание может быть:
• социалистическим, ориентирующим на приоритет в политике принципов коллективизма, социального равенства и справедливости
• либеральным, выдвигающим в качестве приоритетов в политике принципы свободы индивида
• консервативным, направленным на сохранение традиционных общественных устоев и ценностей
В зависимости от характера отношения субъекта социального действия к государству как политическому институту:
• этатистский тип политического сознания
• анархистский тип политического сознания
В зависимости от типа политического режима:
• демократический
• авторитарный
• тоталитарный типы политического сознания
В зависимости от ориентации на тот или иной характер социальной деятельности субъекта:
• консервативный (ориентирующийся на сохранение прежних общественных порядков)
• радикальный (ориентирующийся на коренные, решительные преобразования)
• реформистский (ориентирующийся на осуществления социальных изменений путём реформ)
Тот или иной тип полит. сознания в чистом виде встречается редко, в действительности в сознании и поведении одного и того же субъекта может одновременно проявляться несколько типичных черт.


32) Но сначала исследуем структуру политического сознания.
Сознание является отражением реалий бытия: уровня развития производительных сил, особенностей общественно-политической структуры и систем общественных отношений, уровня образования и культуры.
Психическую основу политического сознания составляют знания, эмоции и оценки, интеллектуальные структуры, мыслительные oпeрации, ориентированные на сферу политических отношений и институтов, социальных норм, ролей, процессов. Во всех психических компонентах политического сознания отражается духовно-освоенное, усвоенный мир политики.
Политическое сознание является субъективным образом политического бытия. Она "производится", создается субъектами политики в процессе политической деятельности, отношений между ними, через причастность к политической сфере.
Политическая деятельность является предметной. Ее предметами являются отношения, институты, нормы, ценности, позиции, роли, статусы, идеологические лозунги и программы, в которых воплощается и функционирует публичная власть организованного в государство общества. Но эта деятельность является производной политического сознания. За психическим механизмом она идентична процессу отражения в общественном сознании политической сферы общества.
Политическое сознание возникает в процессе практически-деяльностного усвоения людьми особой формы социальной культуры сословного общества - политики. Способ организации деятельности в сфере политики (ее субъекты, цели, направления, средства и методы реализации) влияет на анатомию политического сознания.
Политическое сознание возникает из расслоения общества на сословия, с обострением борьбы между ними за власть. Итак, политическое сознание - сознание сословное, и это является ее важным социально-историческим признаком.
Согласно этому выделяют политическое сознание рабовладельцев и рабов, феодалов и крестьян, буржуазии и рабочих. Однако структура политического сознания не ограничивается таким разделением.
Во-первых, политическое сознание состояний не является рафинированным и монолитным. Оно формируется под влиянием сложных материальных, политических, идеологических зависимостей и факторов в пределах соответствующей общественно-экономической формац

33) Общественное мнение — это состояние общественного сознания, заключающее явное или скрытое отношение социальной общности к явлениям, событиям и фактам общественной жизни, отражающее определенную коллективную позицию по проблемам, представляющим определенный интерес.

Его основные признаки:

  • общественное мнение включает не все точки зрения, имеющиеся у людей, а лишь связанные с изучаемой ситуацией; в отношении этой ситуации совокупность индивидов выступает как общность;

  • общественное мнение по конкретным вопросам в одной ситуации может коренным образом отличаться от общественного мнения в другой ситуации;

  • общественным мнение становится лишь в случае его публичного выражения, в противном случае оно остается индивидуальной точкой зрения отдельных людей;

  • общественное мнение должно обладать определенностью и сохраняться на протяжении определенного периода времени.


Функции общественного мнения

Основными функциями общественного мнения являются функция социального контроля, экспрессивная, консультативная и директивная функции.

Как социальный контролер, общественное мнение способно следить, чутко реагировать на принятие и выполнение правительственных решений, способствуя или тормозя их реализацию.

Следующей важной функцией общественного мнения является экспрессивная функция — выражение определенной позиции общества по отношению к фактам и явлениям жизни общества.

В практике цивилизованных стран широко реализуется консультативная функция общественного мнения, когда результаты опросов населения используются для выбора одобряемых обществом способов разрешения тех или иных проблем.

Директивная функция — обязательность для претворения в жизнь результатов опроса. Реализация данной функции зависит от очень многих обстоятельств. Поэтому она далеко не однозначна.

Значение и роль общественного мнения особо возрастает в гражданском обществе, «старающемся» обходиться без государственных органов правосудия. Оно помогает вырабатывать суждения об общих делах: оценка каких-либо событий, норм поведения, определении практических путей решения проблем общественной жизни, становясь в гражданском обществе действенным социальным институтом.

34) Термин «политическая культура» ввел в научный оборот И. Гердер. В политическую науку он был введен американским политологом Г. Алмондом. Классическое определение было сформулировано Г. Алмондом и Г. Пауэллом. Развернутое исследование политической культуры как системы ценностных ориентаций и политических действий началось с 1950-х годов.

Политическая культура  это совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы; это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение; это система политического опыта, знаний, стереотипов, образцов поведения и функционирования политических субъектов.

Политическая культура – неотъемлемая составная часть общенациональной культуры и прежде всего политический опыт человечества, полученный в ходе исторического развития. Существуя в определенных формах, этот опыт оказывает воздействие на формирование политического сознания людей и в конечном счете выражается в их политических ориентациях и установках, которые, в свою очередь, определяют политическое поведение людей. В этом определении объединены три взаимосвязанных понятия: политический опыт, сознание, политическое поведение. Это структурные элементы политической культуры


35) Приоритет в разработке идеи политической культуры принадлежит американскому политологу Г. Алмонду, создавшему оригинальную концепцию, в разработке которой активное участие принимали члены возглавляемого Г.Алмондом Комитета по сравнительной политике при Исследовательском совете по социальным наукам Л. Пай, С. Верба,Дж. Пауэлл.


В анализе политической культуры Г. Алмонд использовал функциональный подход, с позиций которого политическая культура рассматривалась преимущественно как психологический феномен. «Каждая политическая система, - отмечает Г.Алмонд, - включена в особый образец ориентации на политические действия. Я счел полезным назвать это «политической культурой». Наиболее полное определение политической культуры с перечнем ее важнейших компонентов предложил С. Верба: «Политическая культура общества состоит из системы эмпирических убеждений (beliefs), экспрессивных символов и ценностей, определяющих ситуацию, в которой происходит политическое действие. Она формирует субъективную ориентацию на политику». Признавая наличие в обществе множества конкурирующих политических ориентации, авторы концепции обнаружили, что различные политические культуры определяются через превосходство некоторых основополагающих политических позиций. Политическая позиция обусловливает предрасположенность к определенным типам поведения в рамках существующей политической системы.

Политические ориентации (или политические позиции) индивида, по Г. Алмонду и Дж. Пауэллу, включают три вида компонентов: 1) когнитивный компонент, т. е. знания, полученные индивидом о политиках, политических институтах и партиях; 2) аффективный компонент, т. е. чувства, обусловливающие реакцию индивида (чувства симпатии или антипатии, влечения или отвращения, восхищения или презрения); 3) оценочный компонент, т. е. ценности, верования, идеалы, идеологию. В зависимости от доминирования одного из трех компонентов Г. Алмонд и Дж. Пауэлл выделили в большей или меньшей степени секуляризованные культуры, т. е. то, в какой мере политическое поведение индивида основано на рациональных знаниях или верованиях.

В 1958 - 1962 п. Г. Алмонд и С. Верба предприняли сравнительное эмпирическое исследование политических культур Великобритании, США, Западной Германии, Италии и Мексики. Результаты исследования легли в основу их работы «Гражданская культура» (1963). В каждой стране было опрошено в среднем около тысячи человек, принадлежащих к разным социальным слоям общества. Предметом исследования стали политические ориентации (когнитивные, аффективные, оценочные) индивидов на четыре основных объекта - политическую систему в целом, правительство, общенациональные выборы, саму личность. Направление анализа соответствовало гипотезе авторов, согласно которой под политической культурой понимались «специфические политические ориентации - установки относительно политической системы и ее различных частей, а также относительно собственно роли политической культуры в этой системе». По версии Г. Алмонда и С. Вербы, политическая культура состоит из трех видов политической ориентации, которые могут доминировать в конкретном обществе, - патриархальной, подданнической и ориентации на активное участие. Эти три «чистых» (идеальных) типа ориентации, в свою очередь, выступают основой трех типов политической культуры - патриархальной, подданнической и культуры участия.