ВУЗ: Не указан

Категория: Лекция

Дисциплина: Политология

Добавлен: 01.02.2019

Просмотров: 5395

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Патриархальная политическая культура характеризуется ориентацией на местные ценности (ценности клана, племени, рода) и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции. Индивид маловосприимчив к глобальной политической культуре, не выполняет конкретных политических ролей. Данный тип культуры характерен для молодых независимых государств, в которых политическая культура оказывается наслоением местных субкультур.

Подданническая политическая культура предполагает пассивное и отстраненное отношение индивида к политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчиняясь власти, индивид ожидает от нее различных благ (социальных пособий, гарантий и т. д.) и опасается ее диктата.

36 )




37) Функции политической культуры вытекают из ее сущности и характеризуют ее значение в политической системе общества. Важнейшими из них являются:

познавательная функция – формирование у граждан необходимых общественно-политических знаний, взглядов, убеждений и политической компетентности;

интегративная функция – достижение на базе общепринятых политико-культурных ценностей согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя. Политическая культура, таким образом, формирует стабилизирующую основу политической жизни и способствует повышению эффективности управления;

коммуникативная функция – установление связи между участниками политического процесса по горизонтали и по вертикали в соответствии с иерархией политической системы, а также трансляция элементов политической культуры от поколения к поколению и накапливание политического опыта;

функция обеспечения социального прогресса – создание условий для эффективного развития политической системы и общества в целом;

нормативно-регулятивная функция – формирование и закрепление в общественном сознании необходимых политических ценностей, установок, целей, мотивов, норм поведения. Они воплощаются в нормативных политических решениях государства и позволяют эффективнее регулировать отношения в рамках политической системы со стороны государственных институтов и со стороны гражданского общества;

воспитательная функция (функция политической социализации) – формирование личности, гражданина.

38) Типология политической культуры

Политическая культура любой общности формируется под воздействием разнообразных факторов. Это предопределяет и многообразие типов политической культуры. В основе типологии политической культуры лежат те или иные критерии. Приведем основные.

По степени согласованности во взаимодействии политических субкультур в той или иной стране выделяют интегрированную и фрагментарную политическую культуру.

Интегрированная политическая культура

Фрагментарная политическая культура

    • Тенденция к единству в представлениях граждан относительно функционирования и возможностей политической системы страны с низким уровнем конфликтного и политического насилия;

    • преобладание гражданских процедур в разрешении конфликтов;

    • лояльность по отношению к существующему политическому режиму

    • Отсутствие согласия граждан относительно политического устройства общества;

    • расхождение в вопросах понимания власти;

    • § социальная разобщенность;

    • отсутствие доверия между отдельными группами;

    • отсутствие лояльности к государственным структурам;

    • высокая степень конфликтности;

    • применение насилия;

    • нестабильность правительств


Особое влияние на формирование интегрированного типа политической культуры оказывают экономические факторы. Политическая стабильность поддерживается: высоким уровнем материального благосостояния; развитой системой социальной защиты; многочисленным средним классом, который и выступает социальной основой политической стабильности. Примером этого типа политической культуры может служить Великобритания. Основными ценностями граждан этой страны являются: представление о правительстве как действующем на общее благо; благосостояние и стабильность в политическом процессе; широкое участие граждан в политической жизни; представительность органов власти; традиции; представление о своей стране как мировой державе, социальном государстве; высокий уровень экономического развития, высокий доход на душу населения; почти полная грамотность.

Примером «фрагментарной» политической культуры является Италия. На ее фрагментарность оказали влияние два основных фактора: сепаратизм католической церкви в довоенное и послевоенное время и различия региональных политических субкультур северных и южных областей.

По базовым ценностям, на которые ориентируется та или иная общность в политической деятельности или в политическом процессе, выделяют следующие типы:

культура высокой гражданственности – базовой ценностью в этом типе является человек с его потребностями и интересами;

элитарная политическая культура – для нее характерно то, что в качестве базовой политической ценности воспринимается власть или властные структуры общества (государство, элиты); человек выступает как средство достижения цели, которую ставит политическая элита; основная часть общества отстранена от решения политических проблем; уровень политической активности низкий;

архаическая политическая культура – главная ценность носителей данного типа культуры – интересы этноса (рода, племени, нации), здесь индивид не осознает себя как личность, не отделяет себя от этнической общности.

По характеру поведения людей в той или иной политической системе выделяют два типа политической культуры:

подданническая политическая культура характеризуется повиновением; подчинением; исполнением со стороны участников политического процесса, которые, по сути, превращаются в объекты принуждения;

гражданственная политическая культура характеризуется участием людей в принятии решений; наличием возможностей и правом выбора и контроля властных структур.

Одним из критериев типологизации политических культур является ориентация общества не те или иные регулятивные механизмы. История знает два основных регулятивных механизма: рынок и государство. Приоритетное использование того или другого механизма в политической жизни порождает соответствующие типы политической культуры:


рыночная политическая культура рассматривает политический процесс через призму отношений купли-продажи, достижение выгоды как высшей цели политической деятельности; политика – разновидность бизнеса; политик – товар или бизнесмен. Она ориентирована на конкурентную борьбу как универсальный принцип функционирования политической системы. Это культура индивидуализма, высшая цель – частные (или групповые) интересы. Государство есть средство реализации целей;

бюрократическая политическая культура (этатическая) связывает решение политических проблем с действием механизмов государственного регулирования политического процесса, ориентирована на ограничение и запрещение конкурентной борьбы; интересы государства признаются преобладающими над частными интересами.

Существуют и другие классификации политической культуры, в частности социально-классовая. В ее основе лежит связь политической культуры с характером власти в обществе, политической системы. В соответствии с этим выделяют три типа.

Демократическая политическая культура

Авторитарная политическая культура

Тоталитарная политическая культура

    • Ориентация на подлинно демократические ценности и идеалы;

    • правовое государство;

    • гражданское общество;

    • свободное участие в политике;

    • идеологический, политический, экономический плюрализм;

    • приоритет прав человека и гражданина;

    • богатый политический язык

    • Ориентация на определяющую роль государства и одной партии в обществе;

    • соответствующие методы и формы правления, контроля за политической жизнью и участием в ней;

    • государственные интересы важнее интересов отдельных людей, социальных групп;

    • к основным ценностям относятся единая идеология, порядок и единство, поддержка государственной политики

    • Направляемые и контролируемые государством формы участия людей в политике;

    • жестко идеологизированные стереотипы поведения;

    • лояльная ориентированность на официальные институты и символы;

    • политический язык формализован и идеологически жестко определен

Особые типы представляют политические культуры, в которых построение теоретических моделей связано с человеком, проживающим в соответствующей культурно-цивилизационной среде. В этой связи можно представить сравнительный анализ основных характеристик западной и восточной культур.

Западная политическая культура

Восточная политическая культура

    1. Преимущественно «партисипаторная» модель политического участия

    2. Основные элементы политики – индивиды, различные политические объединения

    3. Устойчивые традиции политической демократии

    4. Индивид во многом «пресыщен» политикой

    5. Западная религия формирует открытый тип участия в политике, ориентированный на изменения, усваивающий новые элементы культуры и политики

    6. Диалектика модернизма и традиций в политической культуре западного общества

    7. Важная роль национальных меньшинств, большинство государств являются моноэтническими или с одной доминирующей нацией

    8. Консенсус между государством и гражданским обществом; наличие в обществе многочисленного среднего класса, высокий материальный уровень

    1. Преимущественно «подданническо-партисипаторная» политическая культура

    2. Существенный элемент политики – общность (клановая, этническая, семейная)

    3. Устойчивые традиции авторитарного правления

    4. Индивид недостаточно приобщен к политике

    5. Восточные религии формируют отношение к политике, нацеленное на воссоздание традиционных отношений; возрастает роль ислама в политике и культуре

    6. Основополагающая роль тысячелетних традиций в развитии политической культуры

    7. Приоритетная роль этнического фактора и сознания; большинство государств являются полиэтническими

    8. Приоритет государства над формирующимся гражданским обществом; значительный имущественный разрыв между элитами и массами


Таким образом, политическая культура западноевропейского типа предполагает: обязательное участие граждан в решении общих вопросов; гражданский суверенитет личности; религиозные ценности христианства.

Восточный тип политической культуры обусловлен: особенностями жизнедеятельности общинных структур азиатского способа производства; влиянием мусульманской, буддистской, конфуцианской конфессий.

Носителем политической культуры являются люди. Они ее субъекты, так как имеют политический опыт, знают нормы, цели политической деятельности, выработали собственную систему политических убеждений. Выделяются следующие типы: господствующая (официальная) и оппозиционная политическая культура; общая и региональная субкультура; политическая культура общества, класса, социальной группы, лидера, рядового гражданина. Кроме этого существуют и переходные модели политической культуры (от авторитарной к демократической).

Необходимо отметить, что в чистом виде названные типы встречаются редко. Можно говорить лишь о преобладании того или иного типа в смешанной политической культуре

39) Уровень политической культуры определяется в процессе политического становления личности. Практически в слабом обществе индивиды и группы приобщаются к определенной системе ценностей, приемлемым формам политического поведения.

Если социализация вообще представляет собой процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, то политическая социализация означает приобщение членов общества к его ценностям и к формам общественной деятельности.

Существуют различные трактовки процесса социализации:

  • процесс развития личного контроля;

  • результат межличностного общения;

  • ролевая тренировка;

  • социальное научение.

Одна из наиболее распространенных трактовок состоит в понимании социализации как процесса развитияличного контроля. Она разработана З. Фрейдом и связана с идеями классического психоанализа. В основе его теории ле­жит положение о том, что индивид всегда находится в состоянии кон­фликта с обществом, репрессирующим его биологические (сексуаль­ные) побуждения, с которыми он рождается. Процесс социализации состоит в обуздании этих разрушительных инстинктов и побуждений. Однако контроль общества над природными инстинктами создает на­пряженность и дискомфорт существования личности, которая теряет свободу самовыражения. В связи с этим усиливается потребность личности в самоконтроле, чтобы избежать ситуаций страха и нервозности.

Модель социализации как результата межличностного общения осно­вана на теории символического интеракционизма Ч.X. Кули и Дж.Г. Мида, согласно которой личность формирует свое «Я» в результате много­образных взаимодействий людей с окружающим миром (интеракций). В процессе взаимодействия люди реагируют на те значения, которые они приписывают воздействующим на них стимулам, а не на сами стимулы. Особое значение приобретает интерпретация мыслей, жестов, чувств других людей. Не случайно сторонники данного подхода обратили вни­мание на эффект группового влияния на личность, что позволило выя­вить значение социальных установок для социализации личности. Исхо­дя из этого, они определяли зрелость индивида достижением им комфортности в существующей социальной системе, т.е. добро­вольным подчинением личности установкам и целям системы.


Преобладающей моделью социализации в западной науке стала характе­ристика ее как ролевой тренировки. Теоретической основой подобного понимания социализации является структурный функционализм Т. Парсонса. Индивид взаимодействует с другими людьми благодаря тем социальным ролям, которые он усваивает (роль учителя, ребенка, пас­сажира, мужа и т.д.). Социальная роль предполагает ожидаемое от инди­вида поведение, соответствующее ролевым предписаниям. Следовательно, социализация означает включение индивида в социальную систему через ролевое научение, постоянную адаптацию к господствующим в обществе ценностям и стандартам поведения.

Существует достаточно широкий спектр направлений, в рамках которых социализация рассматривается с позиций бихевиоризма как социальное научение. Социализация описывается как про­цесс постоянной модификации человеческого поведения с помощью поощрений и наказаний (формула «стимул – реакция»). Бихевиоризм исходит из того, что люди склонны возобновлять такие модели поведе­ния, за которые они когда-то вознаграждались в любой форме (деньга­ми, похвалой, восхищением, любовью и т.д.).

Выбор той или иной модели политической социализации диктуется типом господствующей в обществе политической культуры. Она предписывает определенную модель отношений власти и личности.

Выделение типов социализации предполагает описание наиболее ха­рактерных образцов, стандартов взаимодействия индивида и власти, в результате которого осуществляется преемственность политического раз­вития, передача политических ценностей от одного поколения к другому.

Характер политического взаимодействия власти и индивида может быть основан на диалоге, консенсусе или на конфликте между ними. Это обусловливается типом политической культуры, доминирующей в обществе, ее однородностью или существованием различных субкультур внутри нее.

В западной политологии на основе характера политических ценностей и норм, предписывающих индивидам определенные образцы политическо­го поведения, выделяются следующие типы политической социализации:

гармонический тип политической социализации, предполагающий наличие культурно однородной среды, зрелых демократических традиций и гражданского общества, которые обеспечивают уважительный диалог индивида и власти. Считается, что подобная степень культурной однородности характерна для британо-американской культуры. Власть и индивид привержены общепринятым идеалам, нормам и ценностям, что позволяет новым поколениям безболезненно входить в политическую жизнь;

плюралистический тип, которому свойствен опосредующий характер взаимодействия личности с властью (преобладает в странах материко­вой Западной Европы). Наличие значительного числа разнородных суб­культур предполагает первоначальную политическую социализацию индивида в границах идеалов и ценностей своей культурно-этнической группы. Однако конфессионально-культурное многообразие не препят­ствует достижению консенсуса участников политического взаимодействия благодаря высокому уровню жизни большинства социальных групп, наличию многочисленного среднего класса, существованию единого культурного «кода», представленного ценностями либеральной цивилизации (свобода, частная собственность, индивидуализм, права человека, демократия, плюрализм и т.д.). Консолидированная демокра­тия в рамках этого типа политической социализации основана на динамическом равновесии трех начал: развитого гражданского общества, конституционного ограничения власти и индивидуальной свободы автономной личности;