Файл: Миклухо ангелина Сергеевна Инструменты внутренних коммуникаций в территориально.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций»
На правах рукописи
МИКЛУХО Ангелина Сергеевна
Инструменты внутренних коммуникаций в территориально
распределенных компаниях
Профиль магистратуры – «Реклама и связи с общественностью»
МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ
Научный руководитель –
Скрипюк Игорь Ильич, канд. психолог. наук, доцент
Кафедра рекламы
Очная форма обучения
Вх. №______от__________________
Секретарь ГАК_____________________
Санкт-Петербург
2017

2
Содержание
Введение…………………………………………………………...…..……3
Глава 1. Управление коммуникациями в компании: структура и организация
1.1. Территориально распределенная компания как субъект и объект коммуникаций………………………………………………………………….….7 1.2.
Внутренние коммуникации в системе менеджмента организации……………………………………………………………………....19 1.3.
Классические и современные инструменты внутренних коммуникаций…………………………………………………………...……….27
Выводы по главе 1……………………………………………...…………37
Глава 2. Эмпирическое исследование инструментов внутренних коммуникаций территориально распределенных компаний
2.1. Общая характеристика исследования…………………………..…40 2.2. Обработка и интерпретация полученных результатов………….47 2.3. Методические решения и рекомендации по совершенствованию инструментов внутренних коммуникаций территориально распределенных компаний…………………………………………………………………...…….67
Выводы по главе 2…………………………………………………..……76
Заключение………………………………………………………….….…78
Список использованных источников и литературы……………..…….81
Приложение 1. Количество организаций и их территориально- обособленных подразделений в 2015 году по Российской Федерации в разрезе видов экономической деятельности…………………………………..86
Приложение 2. Образец анкеты……………………………………….…89
Приложение 3. Гайд экспертного интервью………………………..…..93
Приложение 4. Текстовая расшифровка экспертного интервью №1…94
Приложение 5. Текстовая расшифровка экспертного интервью №2…99

3
Приложение 6. Текстовая расшифровка экспертного интервью №3...103
Приложение 7. Частота использования инструментов внутренних коммуникаций для взаимодействия с сотрудниками внутри одного подразделения, с сотрудниками других подразделений, с начальством…………………………………………………………….….……107
Приложение 8. Частота использования инструментов внутренних коммуникаций для получения информации в зависимости от возраста.….108
Приложение 9. Корпоративный спорт……………………..………….111


4
Введение
Экономическая действительность предъявляет высокие требования к способностям компании быстро реагировать на постоянно меняющиеся условия функционирования вне зависимости от ее масштаба и сферы деятельности. Четко отлаженная эффективная система коммуникаций компании, как во внешней, так и во внутренней среде, во многом определяет еѐ успешность.
Вместе с тем, возрастание динамики и гибкости рынка обусловливает развитие компаний, работающих по принципу децентрализации и приоритета горизонтальных связей. Пропадает необходимость в территориальной локализации бизнес-процессов, а проблема связи между пространственно удаленными подразделениями теряет свою актуальность.
Тем не менее, не смотря на развитие технических возможностей связи, хранения и передачи данных, проблема построения единой коммуникационной системы, эффективно функционирующей на всех уровнях организации, стоит особенно остро перед компаниями с территориально распределенной структурой.
Основные направления деятельности в сфере внутренних коммуникаций достаточно хорошо изучены. Большое количество научно- исследовательских работ посвящено данной проблематике. Однако, на данный момент не существует комплексного исследования особенностей внутренних коммуникаций в территориально распределенных компаниях, что и обусловливает научную новизну исследования.
Вместе с тем, по данным Федеральной службы государственной статистики
1
количество территориально-обособленных подразделений предприятий различных сфер деятельности в нашей стране растет год от
1
Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru/

5 года. По данным рейтингового агентства RAEX 256 компаний
- участниц рейтинга крупнейших компаний России «RAEX-600»
2
имеют территориально распределенную структуру, осуществляя деятельность сразу в нескольких регионах страны.
Актуальность научного исследования вытекает из того, что невозможно создать единую систему внутренних коммуникаций без организации эффективного взаимодействия всех структурных подразделений компании, для чего, в свою очередь, необходимо иметь четкое представление об инструментах внутренних коммуникаций, их эффективности и специфике с учетом масштаба и сферы деятельности компании.
Целью выпускной квалификационной работыявляется оценка эффективности различных инструментов внутренних коммуникаций с точки зрения организации взаимосвязи, формирования лояльности и повышения уровня вовлеченности сотрудников в условиях территориальной распределенности компании.
Цель работы логически диктует структуру ее основных задач:
1. Выявить особенности функционирования территориально распределенных компаний, а также системы внутренних коммуникаций в них.
2. Провести исследование эффективности инструментов внутренних коммуникаций в территориально распределенных компаниях разных сфер деятельности.
3. Разработать практические рекомендации по оптимизации стратегии коммуникации с внутренней общественностью.
Объектом работы являются инструменты внутренних коммуникаций, а
предметом – эффективность инструментов внутренних коммуникаций в территориально распределенных компаниях.
2
Рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) [Электронный ресурс] URL: http://raexpert.ru/ratings/expert400/2016/


6
Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных специалистов в данной сфере, а также опубликованные по данной проблеме монографии и статьи.
Эмпирическая база включает в себя необходимую для проведения исследования информацию, состоящую из результатов опроса, проведѐнного по разработанной автором анкете в период с декабря 2016 года по апрель
2017 года, а также экспертных интервью со специалистами в сфере внутренних коммуникаций, проведенных в апреле 2017 года.
Логика исследования обусловила
структуру
выпускной квалификационной работы, состоящей из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В главе 1 рассматриваются теоретические аспекты функционирования территориально распределенных компаний в России, проблематика организации системы внутренних коммуникаций и основные инструменты, а также рассматриваются понятия, имеющие отношение к теме исследования. Глава
2 посвящена анализу инструментов внутренних коммуникаций территориально распределенных компаний и включает интерпретацию полученных в результате исследования данных и сформулированные на их основе выводы и рекомендаци.

7
Глава 1. Управление коммуникациями в компании: структура и
организация
1.1. Территориально распределенная компания как субъект и объект
коммуникаций
На современном этапе развития экономики, все чаще формируются компании, обладающие совокупностью территориально-распределенных подразделений. Совершенствование технологий хранения и передачи данных, развитые транспортных сетей – все это ослабляет территориальную привязку организаций, и деятельность многих крупных игроков рынка становится географически нелокализованной.
Предприятия с территориально распределенной структурой представляют собой довольно сложную систему, успешное функционирование которой зависит от множества факторов. Необходимость учета пространственного аспекта при организации деятельности предприятия подобного типа требует выбора соответствующих инструментов.
Майкл Портер, в разработанной им теории конкурентных преимуществ, отмечал важность управления элементами цепочки создания ценности, которые расположены в различных регионах
3
. По его мнению, вариативность выбора места выполнения каждого элемента ценностной цепочки даѐт компании ощутимое конкурентное преимущество. Во многом, именно возможность достижения конкурентных преимуществ является основой формирования компаний подобного типа.
3
Портер М.Е. Конкуренция между местами размещения бизнеса: глобальная стратегия как способ обеспечения конкурентного преимущества // Курс МВА по стратегическому менеджменту: Пер. с англ. 3-е изд., перераб. М., 2006.


8
Для того чтобы выявить особенности функционирования территориально распределенных компаний, необходимо сформулировать общее определение.
На данный момент разработано множество вариантов классификации предприятий: по форме собственности (государственные, частные, смешанные), по размеру (малые, средние, крупные), по характеру деятельности (производственные и непроизводственные).
В рамках данной работы наиболее важен такой признак классификации, как территориальная распределенность бизнес-процессов
(бизнес-процесс — это совокупная последовательность действий по преобразованию ресурсов, полученных на входе, в конечный продукт, имеющий ценность для потребителя, на выходе
4
).
С точки зрения данного признака З. Маргупова и С. Маконков выделяют два типа предприятий – локально концентрированное и регионально распределенное
5
Локально концентрированное предприятие представляет собой классический пример предприятия, географически расположенного в одном месте (населенном пункте) и самостоятельно осуществляющего функции стратегического и оперативного управления. Авторы статьи также отмечают, что со временем таких предприятий становится меньше, а функционируют они чаще всего в сферах малого и среднего бизнеса.
Регионально распределенное предприятие отличается наличием регионально удаленных подразделений
(филиалов, промышленных площадок), оперативное и стратегическое управление которыми осуществляется из единого центра, а также наличием отдельных функциональных единиц, специалисты которых географически удалены друг
4
Мирославская М. В. Управление инновационными бизнес-процессами предприятий.
Автореферат диссертации. – СПб, 2014.
5
Маргупова З.М., Маконков С.В. Особенности процессного управления компанией в условиях региональной распределенности // Экономика и управление - 6 (45) – 2007.

9 от друга. При этом все подразделения компании, безотносительно к их территориальному расположению и организационно-правовому статусу филиалов, действуют в рамках единой процессной структуры, основанной на единстве внутренней информационной среды компании
6
Вертакова Ю. В. и Положенцева Ю. С. дают следующее определение территориально распределенной организации: «это группа компаний
(совокупность фирм или специализированных бизнес-единиц), совершающих географически нелокализованные рыночные транзакции, в которых наблюдается территориальная распределенность бизнеса со смешением сетевого и иерархического принципов организации деятельности, развитие горизонтальных взаимоотношений и отрыв подразделений от центра управления»
7
Управление такой организацией может осуществляться из центрального офиса или через управляющую компанию. Юридически удаленные подразделения также могут быть оформлены разными способами.
Но, независимо от формального способа организации, такая компания представляет собой единый организм, все уровни деятельности которого должны быть скоординированы и направлены на достижение общей стратегической цели бизнеса.
Для дальнейшей характеристики территориально распределенных компаний определим иерархию регионов, в которых организация может осуществлять свою деятельность.
На начальном этапе существования компания осуществляет деятельность в одном регионе, на обслуживание которого она ориентируется
6
Маргупова З.М., Маконков С.В. Особенности процессного управления компанией в условиях региональной распределенности // Экономика и управление - 6 (45) – 2007.
7
Вертакова Ю. В., Положенцева Ю. С. разработка эффективной системы мотивации персонала в территориально распределенных организациях как научная и практическая проблема менеджмента // БИЗНЕС. ОБРАЗОВАНИЕ. ПРАВО. Вестник волгоградского института бизнеса, 2014, ноябрь № 4 (29).


10 на момент создания. Такой регион исследователи называют домашним регионом
8
Регион, в котором расположено одно или несколько структурных подразделений компании, называют регионом присутствия
9
М. Портер высказывал идеи о том, что у компании с несколькими региональными подразделениями есть так называемый «центр тяжести», где сосредоточены основные производственные мощности, технологии и ключевые сотрудники. Такой регион называют ключевым регионом. Стоит отметить, что ключевой регион не всегда совпадает с домашним регионом и расположением центрального офиса.
В начале деятельности все подразделения компании чаще всего сосредоточены в одном регионе. Выход на новые территории происходит вследствие ограничения ресурсов, либо стремления руководства к расширению масштабов производства.
Также можно выделить следующие случаи возникновения территориально распределенных компаний:
• расширение бизнеса вследствие открытия филиалов в регионах, расширение за счет слияния организаций и др.;
• наличие в структуре организации удалѐнных подразделений (складские помещения, производственные участки);
• привлечение для работы в компании специалистов из других городов, стран.
Такая структура бизнеса характеризуется гибкостью и позволяет выбирать наиболее оптимальные места размещения бизнес-процессов с
8
Ашмарина С. И., Кандрашина Е. А., Шведова И. А. Территориальное распределение бизнес- процессов как фактор повышения эффективности предпринимательской деятельности //
Вестник Самарского государственного экономического университета. 2015. № 5 (127). С.
77-83.
9
Ашмарина С. И., Кандрашина Е. А., Шведова И. А. Территориальное распределение бизнес-процессов как фактор повышения эффективности предпринимательской деятельности // Вестник Самарского государственного экономического университета.
2015. № 5 (127). С. 77-83.

11 учетом условий внешней среды, обеспечивая компании определенные конкурентные преимущества.
Вместе с тем, развитие современных информационных технологий позволяет координировать деятельность всех подразделений и управлять компанией в режиме реального времени.
Наличие территориальной удаленности между подразделениями компании требует особого подхода к построению эффективных бизнес- процессов.
В подобной организации каждое подразделение, а также специалисты, разделенные географически, выполняют логически связанные между собой функции. Важную роль в процессе играет информационная среда предприятия, уровень единства которой влияет на эффективность процесса в целом.
Управление территориально распределенными структурами необходимо осуществлять с учетом специфических характеристик каждого подразделения, согласовывать действия заинтересованных сторон, круг которых достаточно широк. Важно также обеспечить компанию единой информационной платформой, оптимизировать внутренний документооборот.
Как и любая форма организации, территориально распределенные компании имеют как преимущества, так и недостатки. С. Ашмарина сформулировала их следующим образом (таблица 1):
Таблица 1. Преимущества и недостатки территориально распределенной компании
Преимущества
Недостатки
1. Повышение гибкости реакции по удовлетворению требований региональных рынков
1. Необходимость выстраивания отношений с местными органами власти и местными сообществами
2. Высокая скорость реагирования на изменение конъюнктуры
2. Рост затрат на координацию