Файл: СБ Предприятия (на печать).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.06.2021

Просмотров: 703

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Изучение криминальных аспектов рынка, обычно, включает в себя:

  • криминологическую зараженность существующих или потенциальных потребителей (клиентов);

  • криминологическую обстановку на территории функционирования рынка и тенденции его развития;

  • реакцию сотрудников правоохранительных органов на совершаемые правонарушения, затрагивающие интересы предприятия;

  • состояние правонарушений в сфере кредитно-финансовой системы;

  • криминологические последствия введения приватизации;

  • характеристику правонарушений, совершаемых в отношении товаров и услуг, производимых (предлагаемых) предприятием-учредителем, степень текущего и потенциального материального ущерба предприятию от правонарушений на рынке и т.д.

Сбор информации для проведения деловых переговоров

Основными стадиями переговоров являются:

  1. подготовка к переговорам;

  2. процесс их ведения;

  3. анализ результатов переговоров и выполнение достигнутых договоренностей.

Сотрудники службы безопасности участвуют в сборе информации на первой и второй стадиях. При всей условности такого деления служба безопасности должна представлять на различных стадиях руководству предприятия-учредителя свою информацию. Например, в процессе подготовки к переговорам сведения об участниках будущих переговоров, их сильных и слабых сторонах, их позициях и планах ведения переговоров, подготовленных материалах, конкурентоспособности и платежеспособности делового партнера и т.д.

Во время проведения переговоров служба безопасности должна поставлять информацию об изменениях позиции партнеров по переговорам, о возможных попытках с их стороны шантажировать, подкупать членов делегации предприятия-учредителя, проведения разведывательных мероприятий в отношении их и т.д.

Защита жизни и здоровья персонала от противоправных посягательств

Защиту организует служба безопасности либо всего персонала предприятия (во время нахождения его на работе), либо некоторых его категорий (руководители, кассиры и т.д.) в рабочее и, как исключение, в нерабочее время, либо применяются оба варианта. При этом четко определяется время (круглосуточно, только в дневное время и т.д.) проведения охранных мероприятий. Охранники должны быть нацелены, прежде всего на пресечение насильственных преступлений (покушение на убийство, рэкет) и административных проступков (мелкое хулиганство) в отношении охраняемых лиц. Должны широко применяться технические средства защиты.

Охрана имущества предприятия

Под охраной имущества понимается комплекс оперативно-режимных, организационно-управленческих и инженерно-технических действий, проводимых с целью обеспечения сохранности материально-технических и финансовых средств собственника. Охране подлежат все материальные ценности независимо от их местоположения (внутри или за пределами предприятия).


В то же время существуют объекты первостепенной важности, охране которых необходимо уделять особое внимание, так как именно они чаще всего подвергаются противоправному посягательству. К таким объектам относятся:

  • дорогостоящие сырьевые ресурсы (нефть, древесина, золото и т.д.);

  • дефицитное оборудование (компьютеры, автозапчасти и т.д.);

  • продовольственные и промышленные товары;

  • деньги, инвалюта и т.д.;

  • наиболее важная и конфиденциальная документация;

  • земельные угодья, участки и т.д.

Совершенно очевидно, что охране именно этого имущества должно быть уделено главное внимание.

Обеспечение порядка в местах проведения предприятием представительских, конфиденциальных и массовых мероприятий

Обеспечение порядка необходимо:

  • во время проведения представительских (выставки, ярмарки и т.д.),

  • массовых (спортивные соревнования, концерты и т.д.),

  • конфиденциальных (заседание правления, совещания руководителей и специалистов по служебным вопросам и т.д.) мероприятий.

В зависимости от их типа меняется и содержание деятельности службы безопасности. Например, при проведении закрытых совещаний основное внимание уделяется, прежде всего, защите сведений, составляющих коммерческую тайну, на выставках необходимо принимать меры к недопущению кражи или порчи имущества предприятия; при проведении концертов основное внимание уделяется физической безопасности людей и т.д.

Консультирование и представление рекомендаций руководству и персоналу предприятия по вопросам обеспечения безопасности

В обязанности службы безопасности входит не только консультирование и дача рекомендаций сотрудникам предприятия по вопросам обеспечения безопасности, но и ее реализация. В связи с этим необходимо внести в проект Устава службы безопасности положение об обязанности сотрудников подразделений предприятия выполнять эти рекомендации и определить ответственность (материальную и дисциплинарную) за их невыполнение. Проведение консультаций и рекомендаций по вопросам безопасности, обычно, не выходит за пределы таких ее основных видов, как экономическая, информационная, пожарная, физическая безопасность.

Проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации

Средства охранно-пожарной сигнализации предназначены для обнаружения попыток проникновения на объект и возникновения пожара, оповещения сотрудников службы безопасности о появлении и нарастании этих угроз и обеспечения контроля доступа на охраняемый объект. Деятельность подразделения службы безопасности, осуществляющего функцию внедрения и эксплуатации охранно-пожарной сигнализации, осуществляется в несколько этапов. Первый этап (проектирование) предусматривает планирование работ по внедрению и капитальному ремонту средств сигнализации, обследование объекта с целью получения исходных данных для разработки исполнительной проектно-сметной документации; материально-техническое обеспечение монтажных работ. На этапе выполнения монтажных работ, для проведения которых обычно приглашаются специализированные организации, осуществляется технический надзор за качеством их производства, особенно при проведении пусконаладочной работы.


Наконец, последний этап (эксплуатационное обслуживание) включает в себя:

  • сдачу этих средств в эксплуатацию;

  • планирование эксплуатационных мероприятий и контроль за их исполнением;

  • техническое обслуживание, технический контроль за эксплуатацией средств сигнализации;

  • ремонт приборов и аппаратуры охранно-пожарной сигнализации;

  • материальное обеспечение эксплуатационных нужд;

  • ведение установленной технической документации;

  • сбор и обобщение статистических данных по эксплуатационно-техническому обслуживанию;

  • анализ причин отказов в работе аппаратуры и причин, способствующих совершению краж и пожаров с заблокированных участков объекта.

Краткий обзор основных функций службы безопасности позволяет утверждать, что они органично взаимно дополняют друг друга и в случае их успешной реализации образуют единое «поле» безопасности предприятия-учредителя.



ГЛАВА IV. ОРГАНИЗАЦИЯ (СОЗДАНИЕ) СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ


Эффективное функционирование службы безопасности предполагает предварительную проработку многих вопросов. Среди них особое значение приобретает проектирование оргструктуры службы безопасности и ее ресурсного обеспечения, т.к. без решения этих вопросов ее деятельность вообще невозможна. Собственно говоря, употребляемый нами многозначный термин «организация» среди многих значений имеет и такое, как создание нужной структуры и необходимых ресурсов, именно этот смысл раскрывается в главе.

Общеизвестно, что любое оргструктурное формирование создается для реализации определенных функций. Применительно к службе безопасности предприятия эти функции определены ст. 3 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Анализ этих функций позволяет утверждать, что для их реализации необходимо, как минимум, создать три подразделения службы безопасности: разведку, контрразведку и охрану (выделено редакцией И-г). Разумеется, количественное соотношение работающих в них сотрудников будет различно и оно носит объективный характер. Среди причин, определяющих неравномерное количество сотрудников в различных подразделениях службы безопасности, можно назвать финансовые возможности предприятия-учредителя, наличие или отсутствие охраняемых секретов, степень включенности в конкурентную борьбу и т.д. Более того, в практике некоторых служб безопасности встречаются случаи объединения двух детективных подразделений (разведка и контрразведка) в одну общую. Такое объединение, хотя оно и носит вынужденный характер, нельзя признать удачным. Основной причиной нежелательности такого объединения является то, что каждое подразделение службы безопасности имеет свои специфические цели, задачи и функции, реализация которых (поскольку они взаимно дополняют и не противоречат друг другу) позволяет значительно повысить эффективность службы безопасности в целом.

Законом (ст. 14) также прямо предусмотрена должность руководителя службы безопасности, которая на практике трансформировалась в начальника службы безопасности (по-видимому, здесь сказался прошлый опыт деятельности в правоохранительных органах персонала службы безопасности). Совершенно очевидно, что если персонал службы безопасности по количеству большой, неизбежно встает вопрос о заместителях начальника службы безопасности. Их также должно быть не менее трех (по количеству подразделений службы безопасности), в крайнем случае, двух, если существует единая детективная служба.

Как правило, заместитель начальника службы безопасности является одновременно руководителем одного из подразделений и, в свою очередь, также имеет одного или нескольких заместителей. Не вызывает сомнений целесообразность создания таких подразделений, как канцелярия и бухгалтерия (в случае, если службу безопасности не обслуживает единая бухгалтерия предприятия-учредителя).


В крупных службах безопасности возможно введение должностей помощников (референтов) начальника. Следует отметить, что в маленьких (по количеству персонала) службах безопасности проектирование их оргструктуры на этом можно и закончить, утвердив его у руководителя предприятия-учредителя.

Иная ситуация складывается в крупных службах безопасности, где возникает необходимость создания штабных подразделений, т.к. начальники службы безопасности просто физически не способны на должном уровне выполнять такие управленческие функции, как анализ, планирование, контроль и т.д. Исполнение этих обязанностей помощниками положение дел не меняет, т.к. в этом случае возникает необходимость их повседневного руководства, что опять-таки не под силу начальнику службы безопасности и он вынужден будет назначить одного из них координатором деятельности других, а это по сути означает выполнение обязанностей начальника штаба. Следует отметить, что создание штаба в оргструктуре службы безопасности обычно вызывает возражение руководителей предприятия - учредителя и преодоление их нежелания является трудным делом. Примечание: Оргструктуру самих подразделений службы безопасности автор рассматривает в других главах.

Предложенная схема оргструктуры должна время от времени уточняться и пересматриваться.

Любая оргструктура, даже самая оптимальная, не сможет дать ожидаемых результатов, если ее не дополнить внутренними нормативными актами, регулирующими деятельность всех подразделений и сотрудников службы безопасности. Образно выражаясь, «кость» (оргструктура) должна обрасти «мясом» (нормативными документами). Причем эти нормативные акты условно можно разделить на две группы: непосредственно относящиеся к деятельности самой службы безопасности и к деятельности других служб (подразделений, сотрудников) предприятия. К первой группе относятся: Устав службы безопасности, Положения об отделах и штабе службы безопасности, Положения о группах и секторах службы безопасности, должностные инструкции сотрудников службы безопасности. Примечание: Структура Устава службы безопасности ранее уже рассматривалась, а структура положений об отделах и штабе будет изложена в последующих главах.

Структура должностной инструкции должна включать следующие разделы: общие положения; функции; должностные обязанности; права, ответственность; взаимоотношения и связи по должности. Разработка этих нормативных актов идет последовательно, начиная с Устава до должностной инструкции, что позволяет охватить весь комплекс целей, задач и функций, решаемых службой безопасности.

Чтобы избежать дублирования этих целей, задач и функций рекомендуется составить таблицу по прилагаемой форме, заполнить пустующие графы формулировками целей, задач и функций и в случае их пересечения вновь переформулировать, избегая дублирования (см. таблицу 1).