Файл: Мет. реком. по вып. кр Экология (бакалавриат).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2021

Просмотров: 259

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1 Организационно-методические указания по выполнению контрольных работ


1.1 Цели и задачи контрольной работы


Выполнение контрольной работы представляет собой самостоятельное исследование какой-либо проблемы и решение задач в соответствии с программой дисциплины.

Целью контрольной работы является закрепление, углубление и обобщение студентами знаний по дисциплине «Экология», полученных за время обучения, а так же получение навыков самостоятельной работы.

Задачами, позволяющими реализовать цель выполнения контрольной работы, являются:

  • развитие навыков самостоятельной работы;

  • более полное и глубокое изучение вопросов касающихся охраны окружающей среды в условиях рыночных отношений и экологизации общества.

  • умение анализировать теоретический материал, делать выводы и развивать способности к принятию самостоятельных действий в вопросах экологии.

  • дальнейшее формирование навыков оформления результатов самостоятельной работы, подготовка к выполнению дипломного проекта.



1.2 Этапы выполнения контрольной работы


Выполнение контрольной работы осуществляется непосредственно самим студентом и состоит из следующих этапов:

  • получение задания на контрольную работу (варианта);

  • подбор и изучение литературы;

  • написание и оформление контрольной работы;

  • предоставление контрольной работы на проверку;

  • устранение замечаний преподавателя-рецензента в случае возврата контрольной работы для доработки;

  • защита полностью выполненной, написанной и правильно оформленной контрольной работы.

Студент заочной формы обучения до экзамена должен предоставить контрольную работу на кафедру и получить по ней зачет.





1.3 Правила выбора варианта контрольной работы


Контрольная работа по данной дисциплине составлена в 100 вариантах. Вариант контрольной работы определяется по таблице в зависимости от последних двух цифр номера личного дела студента. Предпоследняя цифра номера личного дела соответствует цифрам по вертикали таблицы, а последняя – цифрам по горизонтали. Пересечение вертикальной и горизонтальной линий определяет номера вопросов контрольной работы.

Пример.

Номер личного дела студента – ЗО 259/07 М. Для определения варианта контрольной работы используются две последние цифры – 59. Пересечение 5-й строки и 9-го столбца определяют клетку с номерами вопросов и исходных данных для выполнения контрольной работы. Данный вариант содержит вопросы и исходные данные следующих номеров – 8, 32, 63, 83.

В соответствии свыше изложенными правилами выбора варианта контрольной работы из таблицы 1.1 студент выбирает свой вариант с соответствующими заданиями.


Таблица 1.1 – Таблица выбора варианта


Предпос-ледняя цифра шифра

Последняя цифра шифра зачетной книжки

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

1, 27, 54, 79

2, 28, 55, 80

3, 29, 56, 81

4, 30, 57, 82

5, 31, 58, 83

6, 32, 59, 79

7, 33, 60, 80

8, 34, 61, 81

9, 35, 62, 82

10, 36, 63, 83

1

11, 37, 64, 79

12, 38, 65, 80

13, 39, 66, 81

14, 40, 67, 82

15, 41, 68, 83

16, 42, 69, 79

17, 43, 70, 80

18, 44, 71, 81

19, 45, 72, 82

20, 46, 73, 83

2

21, 47, 74, 79

22, 48, 75, 80

23, 49, 76, 81

24, 50, 77, 82

25, 51, 78, 83

26, 52, 54, 79

1, 53, 55, 80

2, 27, 56, 81

3, 28, 57, 82

4, 29, 58, 83

3

5, 30, 59, 79

6, 31, 60, 80

7, 32, 61, 81

8, 33, 62, 82

9, 34, 63, 83

10, 35, 64, 79

11, 36, 65, 80

12, 37, 66, 81

13, 38, 67, 82

14, 39, 68, 83

4

15, 40, 69, 79

16, 41. 70, 80

17, 42, 71, 81

18, 43, 72, 82

19, 44, 73, 83

20, 45, 74, 79

21, 46, 75, 80

22, 47, 76, 81

23, 48, 77, 82

24, 49, 78, 83

5

25, 50, 54, 79

26, 51, 55, 80

1, 52, 56, 81

2, 53, 57, 82

3, 27, 58, 83

4, 28 59, 79

5, 29, 60, 80

6, 30, 61, 81

7, 31, 62, 82

8, 32, 63, 83

6

9, 33, 64, 79

10, 34, 65, 80

11, 35, 66, 81

12, 36, 67, 82

13, 37, 68, 83

14, 38, 69, 79

15, 39 70, 80

16, 40, 71, 81

17, 41, 72, 82

18, 42, 73, 83

7

19, 43, 74, 79

20, 44, 75, 80

21, 45, 76, 81

22, 46, 77, 82

23, 47, 78, 83

24, 48, 54, 79

25, 49, 55, 80

26, 50, 56, 81

1, 51, 57, 82

2, 52, 58, 83

8

3, 53, 59, 79

4, 27, 60, 80

5, 28, 61, 81

6, 29, 62, 82

7, 30, 63, 83

8, 31, 64, 79

9, 32, 65, 80

10, 33, 66, 81

11, 34. 67, 82

12, 35, 68, 83

9

13, 36, 69, 79

14, 37, 70, 80

15, 38, 71, 81

16, 39, 72, 82

17, 40, 73, 83

18, 41, 74, 79

19, 42, 75, 80

20, 43, 76, 81

21, 44, 77, 82

22, 45, 78, 83



1.4 Общие сведения о структуре, содержании контрольных работ и требования к их оформлению


Контрольная работа должна содержать следующие структурные элементы:

  • титульный лист;

  • задание на контрольную работу (вариант контрольной работы);

  • основной текст;

  • библиографический список;

  • приложения (при наличии).

Титульный лист – начальный лист контрольной работы. Титульный лист оформляют по форме (Приложение А).

Титульный лист включается в общее количество страниц работы, но не нумеруется.

Задание на контрольную работу – вариант контрольной работы студента. Задание включается в текстовую часть после титульного листа, не нумеруется и не включается в общее количество листов (Приложение Б).

Основной текст контрольной работы – ответы на вопросы и тестовые задания контрольной работы.

В основном тексте могут быть использованы различные элементы: заголовки, перечисления, таблицы, рисунки, формулы, сокращения.

Заголовок – обозначение структурной части основного текста работы (раздела, параграфа, таблицы и др.).

Заголовки раздела следует печатать прописными буквами по центру без точки в конце. Переносы в заголовках не допускаются.

Расстояние между заголовком и текстом структурной единицы – один интервал.

Шрифт заголовка структурной единицы «Раздел» – размер 16, полужирный, выравнивание «по центру»; «Параграф» – 14, полужирный, с первой прописной буквы, остальные – строчные, выравнивание «по левому краю».

Перечисления – фрагмент текста, состоящий из предупреждения о том, что далее последует перечисление понятий, предметов или действий и из самих этих элементов, обозначаемых нумерованными, маркированными (графическими) или литерными знаками.

Нумерованные знаки применяются для обозначения последовательности этапов, крупных единиц. Например:

1. Ххххх.

2. Ххххх.

3. Ххххх.

и т.д.

Маркированные и литерные списки применяются для равнозначных и не выделяющихся по смыслу по значимости от основного текста перечислений. В качестве графического элемента в маркированных перечислениях используется только заштрихованный кружок. Например:

  • ххххх;

  • ххххх;

  • ххххх;

и т.д.

Литерные знаки оформляются следующим образом:

  1. ххххх;

  2. ххххх;

  3. ххххх;

и т.д.

Каждый пункт, подпункт перечисления записывают с абзацного отступа.

Таблицы, рисунки – внетекстовые элементы контрольной работы.

Таблица – форма организации материала в тексте контрольной работы, при которой систематически представленные группы взаимосвязанных данных располагаются по графам и строкам таким образом, что каждый отдельный показатель входит в состав и графы, и строки.

Рисунок – графическое изображение на плоскости, создаваемое с помощью линии, штриха, пятна, точки. К рисункам относят диаграммы, графики.

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с первой прописной буквы, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Заголовки и подзаголовки граф указывают в единственном числе.


Слово «Таблица» и ее заголовок указывают один раз с абзацного отступа над первой частью таблицы, над другими частями пишут слова «Продолжение таблицы» с указанием номера таблицы.

Графу «Номер по порядку» в соответствии с ГОСТ 2.105–95 в таблицу включать не допускается. При необходимости нумерации показателей, параметров или других данных порядковые номера следует указывать в первой графе таблицы непосредственно перед их наименованием.

Ширина таблицы должна соответствовать ширине текстового блока. Примеры оформления таблиц, рисунков приведены далее.

Таблица 1.1 – Классы качества воды в зависимости от значения индекса загрязнения воды (ИЗВ)


Воды

Значение ИЗВ

Класс качества воды

Очень чистые

До 0,2

1

Чистые

0,2 – 1,0

2

Умеренно загрязненные

1,0 – 2,0

3

Грязные

2,0 – 4,0

4


Рисунок 1.1 – Динамика производства продукта (товара), прошедшего экологическую сертификацию (млн. руб.)


Формула – текст, представляющий собой комбинацию специальных знаков, выражающую какое-либо предложение (ОСТ 29.130–97).

Для написания формул в качестве символов следует использовать общепринятые обозначения. Пояснения символов и числовых коэффициентов, включенных в формулу, если они не пояснены ранее в тексте, должны быть приведены непосредственно под формулой. Пояснения каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Первая строка пояснений начинается со слова «где» без двоеточия после него. Переносить формулы на следующую строку допускается только на знаках выполняемых операций, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке умножения применяют знак «×».

Формулы должны быть оформлены в редакторе формул Equation Editor и вставлены в документ как объект.

Размеры шрифта для формул:

  • обычный – 14;

  • крупный индекс – 10;

  • мелкий индекс – 8;

  • крупный символ – 20;

  • мелкий символ – 14.

Формулы должны нумероваться арабскими цифрами сквозной нумерацией, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках, например (1). Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках.

Формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки. При написании символов используют курсив. Пояснения символов печатаются шрифтом на 2 пт меньше основного. Например, Производственный эффект от лучшего использования оборудования вычисляют по формуле:


, мг/м3 (1.1)


где А – коэффициент, зависящий от температурной стратификации атмосферы в регионе и определяющий условия вертикального и горизонтального рассеивания вредных веществ в атмосферном воздухе в данной местности, С2/3 мг град1/3/ г;

М – количество вредного вещества, выбрасываемого в атмосферу, г/с;


ηкоэффициент, учитывающий рельеф местности; (при ровной местности с перепадом высот не более 50 м на 1 км η = 1 (в радиусе 2 км);

F – безразмерный коэффициент, учитывающий скорость оседания вредных веществ в атмосферном воздухе;

m и n – безразмерные коэффициенты, учитывающие условия выхода газовоздушной смеси из устья источника выброса;

Н – высота источника выброса над уровнем земли, м;

ΔТ – разность между температурой выбрасываемой газовоздушной смеси Тг и температурой окружающего атмосферного воздуха Тв, °С;

V1 – расход газовоздушной смеси, м3/с.


Если формула дается без пояснения символов, то после нее ставится точка.

Сокращения. В целях обеспечения компактности контрольной работы можно применять сокращение слов и словосочетаний, пропуск части элемента, объединение различных записей в одну запись и другие приемы сокращения.

Сокращению подлежат различные части речи. При сокращении слов применяют усечение, стяжение или сочетание этих приемов. Вне зависимости от используемого приема при сокращении должно оставаться не менее двух букв. Главным условием сокращения слов является однозначность их понимания и обеспечение расшифровки сокращенных слов. Не следует сокращать слова в тех случаях, когда это может исказить или сделать неясным смысл текста описания, затруднить его понимание. Не допускается сокращать любые заглавия в любой области и общее обозначение материала.

В отдельных случаях библиографического описания, например, при записи очень длинного заглавия, допускается применять такой способ сокращения, как пропуск отдельных слов, фраз, если это не приводит к искажению смысла.

Сокращения оформляют в соответствии с ГОСТ 7.12–93, который устанавливает общие требования и правила сокращения слов и словосочетаний, а также особые случаи сокращения слов, часто встречающихся в библиографической записи. В общепринятых сокращениях точка в конце не проставляется.

Примеры:

высшее учебное заведение – вуз

сантиметр – см

килограмм – кг

и т.п.

В остальных случаях в конце сокращения ставится точка.

Допускается применять сокращения, не предусмотренные ГОСТ 7.12–93, или более краткие варианты сокращения слов. В случае необходимости обозначения своего сложного термина аббревиатурой, ее следует указывать сразу же после данного термина в скобках, например, бюджетно-налоговая политика (БНП).

Библиографический список должен содержать сведения об источниках, использованных при выполнении контрольной работы.

Сведения об источниках приводятся в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1–2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления», введенный с 01.06.2004 г.

Библиографическое описание представляет собой составленный по определенным правилам перечень сведений о каждом источнике. К этим сведениям при описании книги относятся:


  • фамилия и инициалы автора (авторов);

  • заглавие;

  • вид литературного источника (учебник, учебное пособие, монография);

  • место издания, издательство, год издания;

  • количество страниц.

При описании статьи из периодического издания (журнала, газеты) необходимы следующие сведения:

  • фамилия и инициалы автора статьи (авторов, если они указаны);

  • заглавие статьи;

  • название периодического издания;

  • год выпуска периодического издания, его номер;

  • страницы, на которых помещена статья.

Следует соблюдать алфавитный принцип расположения источников, при котором записи размещают по алфавиту фамилий авторов (фамилии соавторов во внимание не принимаются) или заглавий документов. Работы авторов-однофамильцев ставятся в алфавите их инициалов, работы одного автора – в алфавите заглавий книг и статей. Как правило, в начало списка использованных источников помещают официальные документы (законы, постановления, указы и т.д.).

В соответствии с указанным ГОСТом обязательны пробелы до и после каждого знака (кроме точки и запятой, когда пробел оставляется только после знака). В конце каждого описания ставится точка.

После определения места источника в списке в соответствии с выбранным принципом расположения каждое библиографическое описание нумеруется арабскими цифрами.

Библиографический список контрольной работы должен содержать не менее 3 источников.

Примеры оформления использованных источников приведены в Приложении В.

Наименование структурного элемента «Библиографический список» записывается посередине страницы полужирным шрифтом, размер 16, с первой прописной буквы. Библиографический список располагают в конце работы.

Требования к оформлению всего текста. Контрольная работа должна быть выполнена с применением печатающих устройств на одной стороне листа белой бумаги формата А4. При наборе текста рекомендуется использовать тип шрифта «Times New Roman». Текст рукописи печатается с соблюдением следующих размеров полей:

верхнее – 1,5 см; нижнее – 2,0 см;

левое – 3,0 см; правое – 1,0 см.

Режим выравнивания: по ширине. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и равен 1,25 см. Не допускается оформление абзацного отступа табулятором или пробелами.

Междустрочный интервал – полуторный (28 строк на странице).

Шрифт основного текста – размер 14.

Номера страниц проставляются арабскими цифрами в центре нижней части листа без точки.






1.5 Порядок представления контрольной работы на проверку


На проверку студент должен предоставить контрольную работу, оформленную в соответствии с настоящими методическими рекомендациями на кафедру за один месяц до начала сессии.

Контрольная работа регистрируется в ведомости учета движения контрольных работ и передается преподавателю-рецензенту.

Максимальный срок проверки контрольной работы преподавателем-рецензентом – семь дней.