ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2021

Просмотров: 150

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

0 – старший бит результата равен 0.

Флаг переполнения (overflow flag) OF используется для фиксации факта потери значащего бита при арифметических операциях:

1 – в результате операции происходит перенос в старший знаковый бит результата или заем из старшего знакового бита результата (биты 7,15 или 31 для 8-, 16- или 32-разрядных операндов соответственно);

0 – в результате операции не происходит переноса в старший знаковый бит результата или заема из старшего знакового бита результата.

Уровень привилегированности, ввода-вывода (Input/Output privilege level) IOPL используется в защищенном режиме работы процессора для контроля доступа к командам ввода-вывода в зависимости от привилегированности задачи.

Флаг вложенности задачи (nested task) NT используется в защищенном режиме работы процессора для фиксации того факта, что одна задача вложена в другую.

Во вторую группу флагов (группа флагов управления) регистра EFLAGS/FLAGS входит всего один флаг направления (directory flag) DF. Он находится в десятом бите регистра EFLAGS и используется цепочечными командами. Значение флага DF определяет направление поэлементной обработки в этих операциях: от начала строки к концу (DF = 0) либо, наоборот, от конца строки к ее началу (DF =1). Для работы с флагом DF существуют специальные команды CLD (снять флаг DF) и STD (установить флаг DF), Применение этих команд позволяет привести флаг DF в соответствие с алгоритмом и обеспечить автоматическое увеличение или уменьшение счетчиков при выполнении операций со строками.

В третью группу флагов регистра EFLAGS/FLAGS входит 8 системных флагов, управляющих вводом-выводом, маскируемыми прерываниями, отладкой, переключением между задачами и режимом виртуального процессора 8086. Прикладным программам не рекомендуется модифицировать без необходимости эти флаги, так как в большинстве случаев это ведет к прерыванию работы программы. Далее перечислены системные флаги и их назначение.

Флаг трассировки (trace flag) TF предназначен для организации пошаговой работы процессора:

1 – процессор генерирует прерывание с номером 1 после выполнения каждой машинной команды (может использоваться при отладке программ, в частности отладчиками);

0 – обычная работа.

Флаг прерывания (interrupt enable flag) IF предназначен для разрешения или запрещения (маскирования) аппаратных прерываний (прерываний по входу INTR):

1 – аппаратные прерывания разрешены;

0 – аппаратные прерывания запрещены.

Флаг возобновления (resume flag) RF используется при обработке прерываний от регистров отладки.

Флаг режима виртуального процессора 8086 (virtual 8086 mode) VM является признаком работы процессора в режиме виртуального 8086:

1 – процессор работает в режиме виртуального процессора 8086;

0 – процессор работает в реальном или защищенном режиме.

Флаг контроля выравнивания (alignment check) AC предназначен для разрешения контроля выравнивания при обращениях к памяти. Используется совместно с битом AM в системном регистре CRO. К примеру, Pentium разрешает размещать команды и данные начиная с любого адреса. Если требуется контролировать выравнивание данных и команд по адресам, кратным 2 или 4, то установка данных битов приведет к тому, что все обращения по некратным адресам будут возбуждать исключительную ситуацию.


Флаг виртуального прерывания (virtual interrupt flag) VIF, появившийся в процессоре Pentium, при определенных условиях (одно из которых – работа процессора в v-режиме) является аналогом флага IF. Флаг VIF используется совместно с флагом VIP.

Флаг отложенного виртуального прерывания (virtual interrupt pending flag) VIP, появившийся в процессоре Pentium, устанавливается в 1 для индикации отложенного прерывания. Используется при работе в v-режиме совместно с флагом VIF.

Флаг идентификации (identification flag) ID используется для того, чтобы показать факт поддержки процессором инструкции CPUID. Если программа может установить или сбросить этот флаг, это означает, что данная модель процессора поддерживает инструкцию CPUID.




2. Классификация машинных команд


Система команд последнего на сегодняшний день процессора Pentium IV архитектуры IA-32 содержит более 300 машинных команд. Весь набор машинных команд можно разбить на четыре группы (рис. 3).


Рис. 3. Машинные команды процессора Intel (Pentium IV)


В пределах каждой из этих больших групп, исходя из функционального назначения отдельных команд, можно провести дальнейшее разбиение на более мелкие подгруппы. Такой подход позволяет достичь нескольких целей:

оценить возможности процессора по обработке данных;

рассмотреть совокупность команд процессора архитектуры IA-32 как иерархическую и самодостаточную систему;

осмысленно изучать отдельные машинные команды в контексте остальных.

На рисунке 4 приведена классификация целочисленных машинных команд процессора архитектуры IA-32.

Рис. 4. Функциональная классификация целочисленных машинных команд

2. Формат машинных команд



Система машинных команд является важнейшей частью архитектуры компьютера, так как с их помощью производится непосредственное управление работой процессора. К примеру, система команд процессора Pentium IV содержит более 300 машинных команд. С появлением каждой новой модели процессора количество команд, как правило, возрастает, отражая архитектурные новшества данной модели по сравнению с предшествующими.

При знакомстве с системой машинных команд необходимо учитывать два аспекта – собственно набор машинных команд и правила представления этих команд на уровне процессора, то есть формат машинных команд. Процессору компьютера понятен только один язык – язык машинных команд. Машинные команды представляют собой сформированные по определенным правилам последовательности нулей и единиц. Для того чтобы заставить процессор выполнить некоторое действие, ему нужно выдать соответствующее указание в виде машинной команды, а для выполнения более сложной работы достаточно написать программу в двоичных кодах. Программирование первых компьютеров осуществлялось именно таким способом. Недостатки процесса написания программ в двоичном коде очевидны. Для облегчения процесса разработки программ был придуман язык ассемблера, как символический аналог машинного языка, а в архитектуру компьютера введен блок микропрограммного управления. Для каждой машинной команды блок микропрограммного управления содержит отдельную микропрограмму, с помощью которой действия, заданные этой командой, переводятся на язык сигналов, направляемых нужным подсистемам процессора. После этих нововведений процесс разработки программы значительно упростился. Человек пишет программу на понятном ему языке символов, специальная программа – ассемблер – переводит (транслирует) программу человека на машинный язык, а блок микропрограммного управления нужным образом интерпретирует машинные команды для процессора, процессор выполняет нужную работу.


В дальнейшем, с появлением программного обеспечения более высокого уровня, язык ассемблера не потерял своей роли, а наоборот, приобрел новые качества. В силу иерархичности программного обеспечения компьютера ассемблер стал промежуточным, связующим звеном между разнородным и разноязыким программным обеспечением более высокого уровня и процессором.

Таким образом, существует взаимно однозначное соответствие машинных команд и команд ассемблера. Понимание правил формирования машинных команд из команд ассемблера является одним из необходимых условий не только для изучения языка ассемблера, но и для понимания логики работы компьютера в целом.

Машинная команда представляет собой закодированное по определенным правилам указание процессору на выполнение некоторой операции. Правила кодирования команд называются форматом команд. Команды процессоров архитектуры IA-32 считаются сложными. Максимальная длина машинной команды IA-32 составляет 15 байт. Реальная команда может содержать гораздо меньшее количество полей, вплоть до одного – только код операции. Приведенный на рис. 5 формат машинной команды является наиболее полным.



Рис. 5 Формат машинной команды


Каждая машинная команда всегда однозначна по отношению к производимым ею действиям на уровне аппаратуры.

Логически любая команда языка ассемблера содержит несколько элементов:

элемент, описывающий, что делать, называется кодом операции (КОП). Значение в поле кода операции определяет в блоке микропрограммного управления подпрограмму, реализующую действия для данной команды;

элементы, описывающие объекты, с которыми нужно что-то делать, являются операндами. Операнды в команде могут и не задаваться, а подразумеваться по умолчанию;

элементы, описывающие, как делать, являются типами операндов и обычно задаются неявно. Они используются транслятором ассемблера при формировании машинной команды для определения значения поля кода операции.

Эти же элементы имеет и машинная команда, но в закодированном виде. Перевод команд ассемблера в соответствующие машинные команды осуществляет специальная программа – ассемблер, которую можно также назвать транслятором (компилятором) ассемблера.

Поле префиксов

Префиксы – необязательные однобайтные элементы машинной команды. Назначение префиксов – изменить действия, выполняемые командой. Префиксы могут указываться программистом явно при написании исходного текста программы, либо их, по определенным соображениям, может вставить ассемблер. Процессор распознает префиксы по их значениям. Машинная команда может иметь до четырех префиксов одновременно. В памяти префиксы предшествуют команде. Порядок их следования при этом может быть любым.

Далее перечислены типы префиксов, которые может использовать прикладная программа:


префикс замены сегмента в явной форме указывает, какой сегментный регистр используется в данной команде для адресации стека или данных. Префикс отменяет выбор сегментного регистра по умолчанию. Префиксы замены сегмента имеют следующие значения:

2Eh — замена сегмента CS;

36h — замена сегмента SS;

3Eh — замена сегмента DS;

26h — замена сегмента ES;

64h — замена сегмента FS;

65h — замена сегмента GS;

префикс повторения используется с цепочечными командами (командами обработки строк). Этот префикс «зацикливает» команду для обработки всех элементов цепочки. Система команд поддерживает два типа префиксов: безусловные (REP — 0F3h), заставляющие цепочечную команду повторяться некоторое количество раз, и условные (REPE/REPZ - 0F3h, REPNE/REPNZ - 0F2h), которые при зацикливании проверяют некоторые флаги, и в результате проверки возможен досрочный выход из цикла;

префикс блокировки шины инициирует выдачу процессором сигнала LOCK# (значение 0F0h) для блокировки системной шины. Используется в многопроцессорных конфигурациях для обеспечения монопольного владения системной шиной. Сигнал LOCK# может формироваться лишь с определенной номенклатурой команд процессора, работающих в цикле «чтение-модификация-запись»;

префикс размера адреса (значение 67h) уточняет разрядность адреса: 16 или 32 бита. Каждой команде, в которой используется адресный операнд, ставится в соответствие разрядность адреса этого операнда. Если разрядность адреса для данной команды составляет 16 битов, это означает, что команда содержит 16-разрядное смещение и оно соответствует 16-разрядному смещению адресного операнда относительно начала некоторого сегмента. Это смещение называется эффективным адресом. Если разрядность адреса составляет 32 бита, это означает, что команда содержит 32-разрядное смещение, оно соответствует 32-разрядному смещению адресного операнда относительно начала сегмента и по его значению формируется 32-разрядное смещение в сегменте. С помощью префикса разрядности адреса можно изменить действующее по умолчанию значение разрядности адреса. Это изменение будет касаться только той команды, которой предшествует префикс;

префикс размера операнда (значение 66h) аналогичен префиксу размера адреса, но указывает на разрядность операндов (32 или 16 битов), с которыми работает команда. Значения атрибутов разрядности адреса и операндов по умолчанию устанавливаются по следующим правилам. Если команда имеет операнд в памяти, то его адрес представляет собой значение смещения относительно начала сегмента данных (если не используется префикс переопределения сегмента) и содержится в поле смещения машинной команды. Размер этого поля зависит от текущего режима адресации (атрибуты usel6 или use32 в директивах сегментации). При 16-разрядной адресации размер поля смещения в машинной команде составляет 16 битов. При 32-разрядной адресации размер поля смещения в машинной команде составляет 32 бита. Явное задание префикса размера адреса позволяет указать процессору значение, отличающееся от действующего по умолчанию. Например, если действующий размер адреса равен 16 битам, то использование перед какой-либо командой префикса 67h определит для нее (и только для нее!) размер адреса в 32 бита. И наоборот, если действующий размер адреса равен 32 бита, то указание перед командой префикса 67h определит для нее (и только для нее!) размер адреса в 16 битов. Физически это будет отражаться на размере поля смещения в данной машинной команде;


префикс размера операнда 66h позволяет сменить действующий для данной команды атрибут размера операнда. Команда, которая по умолчанию работает со словом (16 битов) или с двойным словом (32 бита), имеет атрибут размера операнда, равный 16 и 32 бита соответственно. Применение префикса размера операнда позволяет сменить действующий по умолчанию атрибут.

При работе процессора i8086 в реальном и виртуальном режимах атрибуты размера адреса и операнда по умолчанию равны 16 битов. В защищенном режиме значения этих атрибутов зависят от значения бита D дескриптора сегмента. Если D = 0, то атрибуты размера адреса и операнда равны 16 битов, если D = 1, то эти атрибуты равны 32 бита. Изменить действующие по умолчанию атрибуты адреса и размера операндов можно применением атрибутов use16 или use32 в директивах сегментации.

В реальном режиме с помощью префикса разрядности адреса можно задействовать 32-разрядную адресацию, но при этом необходимо помнить об ограниченности размера сегмента величиной 64 Кбайт. Аналогично префиксу разрядности адреса можно использовать префикс разрядности операнда в реальном режиме для работы с 32-разрядными операндами (к примеру, в арифметических командах).

В команде префиксы размера адреса и операнда могут указываться одновременно. Каким образом комбинация префиксов (указанных явно и установленных по умолчанию) влияет на атрибуты размера операнда и адреса машинной команды, показано в табл. 1. В ней отражено и то, как влияет на эти атрибуты состояние бита D дескриптора сегмента в защищенном режиме. Строки таблицы, соответствующие нулевому значению бита D, используются в реальном и виртуальном режимах работы процессора i8086.





Таблица 1. Значения атрибутов размеров операнда и адреса


Бит D

66h

67h

Размер операнда

Размер адреса

0

-

-

16

16

0

-

+

16

32

0

+

-

32

16

0

+

+

32

32

1

-

-

32

32

1

-

+

32

16

1

+

-

16

32

1

+

+

16

16


Необходимо обратить внимание на то, что команды работы со стеком также имеют аналогичные атрибуты размера и адреса операнда. Атрибут размера адреса влияет на выбор регистра – указателя стека: при размере адреса 16 битов используется регистр SP, при размере адреса 32 бита используется регистр ESP. Аналогично влияет на работу команд со стеком префикс размера операнда: при использовании префикса размера операнда 16 битов операнд в стеке трактуется как 16-разрядный, при использовании префикса размера операнда 32 бита операнд в стеке трактуется как 32-разрядный.

В качестве примера префикса, который при формировании машинной команды вставляет сам ассемблер, можно привести префикс со значением 0FFh. Он называется префиксом смены алфавита и извещает о том, что поле кода операции в данной команде двухбайтовое.