Файл: Программа Экономика государственного и муниципального сектора.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

52 исполнительной власти представлена Правительством РФ, федеральными министерствами и ведомствами, а структура органов исполнительной власти представлена конкретными органами исполнительной власти, входящими в систему исполнительной власти. В формировании структуры и системы федеральных органов исполнительной власти определяющая роль принадлежит Президенту РФ, данные вопросы законодательно не закреплены. Посредством указов Президентом РФ устанавливается структура федеральных органов исполнительной власти, вносятся изменения в нее.
Наряду с этим, полномочия и функции федеральных органов исполнительной власти могут быть установлены не только актами главы государства, но и федеральными законами, постановлениями Правительства РФ.
Орган исполнительной власти является государственным учреждением, наделенным относительной долей самостоятельности, структурной организации, характеризуемое наличием государственно-властных полномочий распорядительно-исполнительного характера и действующим в пределах конкретной территории.
Для органа исполнительной власти характерно наличие следующих признаков:
- представляет собой государственное учреждение;
- наряду с органами судебной и законодательной власти является элементом системы органов государственной власти (государственного аппарата);
- характеризуется наличием полномочий государственно-властного характера;
- занимается решением задач, определенных государством;
- наделен соответствующими компетенциями;
- его деятельность отличается исполнительно-распорядительным подзаконным характером;
- деятельность осуществляется организованным коллективом людей
(государственных служащих);

53
- занимается осуществлением управленческой деятельности в соответствии с предметной специализацией;
- занимается осуществлением деятельности в различных формах
(правотворческой, правоприменительной, договорной);
- распоряжается широким арсеналом способов и средств осуществления деятельности;
- характеризуется структурой, внутренней организацией;
- характеризуется административной правосубъектностью;
- осуществляет деятельность в пределах определенных территорий;
- является подконтрольным и подотчетным органам представительной власти по конкретным вопросам, а также вышестоящим органам исполнительной власти.
Административная правоспособность (правосубъектность) органов исполнительной власти начинается в момент обретения юридической силы
(издания)правовых актов относительно их образования с закреплением компетенций и оканчивается ввиду их ликвидации.
Система федеральных органов исполнительной власти состоит из министерств Российской Федерации (федеральных министерств) и иных федеральных органов исполнительной власти (государственных комитетов
Российской Федерации, федеральных комиссий России, федеральных служб
России, российских агентств, федеральных надзоров России, а также
Управления делами Президента Российской Федерации).
Общие признаки, характерные для правового положения государственных комитетов и федеральных министерств, можно систематизировать следующим образом:
- их перечень устанавливает Президент РФ;
- они являются центральными органами исполнительной власти и осуществляют свою деятельность в соответствии со своей компетенцией в государственных масштабах;


54
- большинство их осуществляет деятельность под непосредственным руководством Правительства РФ;
- положения о федеральных министерствах, государственных комитетах утверждает Президент либо по его поручению Правительство РФ;
- министров и председателей государственных комитетов назначает
Президент РФ;
- государственные комитеты и министерства наделены определенной долей самостоятельности при осуществлении взаимоотношений с нижестоящими однопрофильными органами, между собой, Правительством, соответствующими органами других ветвей власти.
Структура центрального органа исполнительной власти представлена на рис. 3.
Рисунок 3. Структура центрального органа государственной исполнительной власти
Источник: составлено автором
Территориальные органы ведомств и министерств Российской
Федерации являются элементами системы органов исполнительной власти
Российской Федерации. Они осуществляют свою деятельность под руководством соответствующих центральных органов федеральной исполнительной власти.
Вопросы осуществления деятельности территориальными органами, находящиеся в компетенции субъектов
Руководство (руководитель, его заместители, коллегия, комитет, ведомственные научные и иные советы)
Производственные структурные подразделения, которые руководят службами, непосредственно выполняющими определенные задачи
Штабные подразделения, занимающиеся внутриорганизационной деятельностью в рамках ведомства (управления бухгалтерского учета, кадров)

55
Федерации, решаются во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти этих субъектов.
Территориальные органы осуществляют деятельность в соответствии с
Конституцией РФ, законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями
Правительства РФ и руководствуются правовыми актами ведомств и министерств Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Федерации.
Создает, реорганизует и ликвидирует территориальные органы соответствующий центральный орган федеральной исполнительной власти при согласовании с администрациями городов федерального значения, автономных округов, автономных областей, областей, краев.
Основные принципы, в соответствии с которыми территориальные органы осуществляют свою деятельность, представлены на рис. 4.
Рисунок 4. Основные принципы деятельности территориальных органов исполнительной власти
Источник: составлено автором
Основные функции и задачи территориальных органов определены в соответствии с задачами и функциями соответствующих ведомств и
1. Соблюдение законности
2. Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей
3. Разграничение предметов ведения между центральными органами федеральной исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов
Федерации
4. Персональная ответственность
Ос новн ые п
ри нц ип ы де ят ель нос ти терри тор иа ль ных орга нов и сп олн ит ель но й вла ст и


56 министерств Российской Федерации, учитывая конкретные особенности регионов осуществления их деятельности.
Общие функции и задачи определяет Постановление Совета
Министров - Правительства РФ № 491 «О порядке создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств Российской Федерации».
1
В субъектах Федерации федеральные органы могут создавать свои территориальные органы
2
В России в соответствии со ст. 12 Конституции РФ признано и гарантировано местное самоуправление, которое является самостоятельным в пределах своих полномочий, а органы местного самоуправления не являются элементами системы органов государственной власти. Конституция
РФ закрепляет ряд норм, которые обеспечивают самостоятельное решение вопросов местного значения, осуществляемое в городских, сельских поселениях и на других территориях, учитывая исторические и иные местные традиции (гл. 8).
3
Органами местного самоуправления осуществляется самостоятельное управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, установление местных налогов и сборов, а также решение вопросов местного значения.
Конституционная модель местного самоуправления в самых общих чертах является одной из основ конституционного строя России. Как публичная власть, наиболее приближенная к населению, местное самоуправление осуществляет обеспечение защиты интересов граждан, основанных на их совместном проживании в пределах определенной территории, при неизбежном взаимодействии жителей данной территории.
По этим причинам местное самоуправление – это одна из фундаментальных основ системы народовластия в РФ. Наряду с этим, местное самоуправление
1
Постановление Правительства РФ от 27.05.1993 № 491 «О порядке создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств Российской Федерации»
// «Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации», 31 мая 1993 г.,
№ 22, ст. 2032.
2
См.: Конституция РФ.
3
См.: Там же.

57 признано государством и гарантировано им в качестве формы самоорганизации граждан в целях решения вопросов местного значения, обеспечения потребностей каждого человека в отдельности и населения муниципального образования в целом.
На сегодняшний день конституционная модель местного самоуправления развита и конкретизирована Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ΦЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации»
1
и принятыми на его основе в субъектах РФ законами о местном самоуправлении.
Система органов местного самоуправления представлена как представительными, так и исполнительными органами местного самоуправления: советами, собраниями, комитетами, главами муниципальных образований, администрациями.
Структуру администраций муниципальные образования определяют самостоятельно в соответствии с объемами предметов и полномочий ведения.
В соответствии с действующим законодательством любое муниципальное образование и возглавляющий их орган местного самоуправления в пределах своих полномочий, предоставленных законом, осуществляет самостоятельную деятельность, не имея при этом над собой вышестоящих органов. Однако данное конституционное положение не говорит о самоустранении государства от государственного руководства сложными и многообразными процессами деятельности и организации всех звеньев местного самоуправления в нашей стране.
На федеральном уровне и уровне субъектов РФ государством определяется, создается и постоянно совершенствуется законодательная база в различных аспектах деятельности и организации всех звеньев системы
1
См.: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 01.05.2019, с изм. от
03.07.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации».


58 местного самоуправления, определяются его определенные рамки, способствующие упорядочиванию системы. С одной стороны, федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ регламентируются и перечисляются предметы ведения местного самоуправления, а с другой – устанавливаются полномочия органов федеральной государственной власти и государственной власти субъектов РФ в части местного самоуправления.
Отдельными государственными полномочиями может быть наделена вся система органов местного самоуправления субъекта РФ, или исполнительные органы местного самоуправления всех муниципальных образований, или исполнительные органы местного самоуправлении в конкретном муниципальном образовании.
1
Выводы к Главе 2
Современный этап публичного управления в России характеризуется появлением новых институтов, которые прямо или косвенно перебирают либо получают через процедуру делегирования, определенный набор функций, который в силу объективных и / или субъективных обстоятельств не могут эффективно выполнять органы государственной власти. Такими институтами, как правило, выступают общественные организации: отраслевые объединения, политические партии, крупные бизнес- объединения, профессиональные объединения, союзы и т. д. По сути перечень таких объединений создает отдельный вид субъектов публичного управления, которые активно влияют на развитие общества.
Все эти изменения обязывают рассматривать процесс трансформации государственного управления в современные модели социального регулирования, учитывая новые реалии. В связи с этим соотнося понятия
«государственного управления»,
«публичного администрирования»,
«публичного управления», следует отметить, что сегодняшнее понимание
1
См.: Конституция РФ.

59 сущности «государственного управления» некоторыми российскими учеными достаточно близко к пониманию сущности «публичного управления». При этом термин «государственное управление», не является точным аналогом термина «публичное управление» и по своему значению является ближе к термину «публичное администрирование». Неизменным остается и то, что ключевым аспектом государственного управления является государство, в то время как ключевым аспектом публичного управления является народ.
В этой связи стоит отметить, что сегодня в большинстве развитых стран, в которых произошла трансформация государственного управления и публичного администрирования, наблюдается тенденция перехода к гораздо более современной модели публичного управления, которую в широком смысле Всемирный Банк определяет, как «Новое общественное управление»,
«Новый публичный менеджмент» или
«Новый государственный менеджмент»).
Как концепция и модель публичного управления, он оформился в восьмидесятые годы двадцатого века и стал ответом на кризисные явления в управлении государством, построенном на принципах бюрократии, иерархической организации, централизации, стабильности организации государственной службы. Эта концепция во многом заимствует методы, которые применяются в негосударственном секторе - как в некоммерческих организациях, так в бизнесе и в практике корпоративного управления. Эти методы ориентированы, прежде всего, на повышение эффективности и гибкость принятия управленческих решений, уменьшение иерархичности государственного аппарата, делегирование полномочий от высшего уровня к более низкому, усиление механизмов обратной связи.


60
ГЛАВА 3. ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ АДМИНИСТРАТИВНО-
ПРАВОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО И
МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ
КРЫМ
3.1.Анализ основных этапов развития административных и правовых аспектов взаимодействия между органами государственной власти и муниципального управления в Республике Крым
Переходя к рассмотрению основных аспектов этого параграфа, необходимо, по нашему мнению, сделать основной акцент и далее отталкиваться от того, что согласно действующему сегодня в России законодательству, Конституцией РФ (Основным законом нашего государства) за субъектами закреплены все права самостоятельного образования и формирования органов государственной власти
1
Аналогичную формулировку также закрепляет ФЗ
«Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (в статье 17 части 3)
2
Все субъекты нашей страны располагают в полной мере всеми соответствующими правами формировать систему органов на местах, согласно тому, как утверждены основы конституционности строя в РФ, учитывая при этом и придерживаясь своих особенностей в соответствии с управленческими целями.
1
См.: Конституция РФ.
2
Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // «Собрание законодательства
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10