Файл: 1. Понятие, роль и правовая форма государственного и местного (муниципального) бюджетов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Процедура утверждения и построение бюджетов субъектов Российской Федерации аналогичны процедуре и построению федерального бюджета, однако существуют определенные отличия, связанные с различным правовым регулированием бюджетного механизма регионов - каждый субъект Федерации имеет свое бюджетное законодательство (комплекс нормативных актов).

Тем регионам, в которых среднедушевой доход по бюджету за предыдущий год ниже, чем в целом по России, и у которых собственных доходов и средств, полученных из федерального бюджета, недостаточно для финансирования текущих расходов, предоставляется помощь из Федерального фонда поддержки субъектов Федерации. Регионам, в которых сбор федеральных налогов на одного жителя менее 95 % от среднероссийского уровня и условная сумма расходов менее 100 % плановых расходов регионального бюджета, предоставляется статус региона, особо нуждающегося в поддержке. В настоящее время большинству регионов РФ осуществляется помощь из федерального бюджета путем перечисления трансфертов, выделения бюджетных ассигнований.
7. Местные бюджеты
Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы РФ. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.6

За последние годы на местные бюджеты были переложены дополнительные расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов.

Муниципальные органы власти получают в свои бюджеты как часть сумм от федеральных налогов, так и собираемые местные налоги. Их перечень регламентирован федеральным законодательством, но не является обязательным для введения в действие всех 23 налогов. Лишь три местных налога подлежат безусловному взиманию в бюджет: налог на имущество физических лиц, земельный налог и регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Использование остальных местных налогов является прерогативой местных властей, однако, по большинству налогов установлены верхние пределы ставок. Наиболее распространенными в настоящее время являются:


  • сборы за право торговли;

  • сборы на содержание милиции и благоустройство;

  • налог на рекламу;

  • сбор за выдачу ордера на квартиру;

  • сбор за право использования местной символики;

  • сбор за открытие игорного бизнеса и т.п.

С 1994 г. Указом Президента предоставлено право субъектам Федерации и местным органам власти вводить дополнительные налоги на местах, но уплачиваться они должны только за счет прибыли, остающейся после уплаты основного налога на прибыль.

Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

За последние годы на местные бюджеты были переложены дополнительны расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов, однако их доходная база не была расширена. Существующая практика, при которой до 60 % от суммы налогов, собранных в муниципальном образовании, уходят в региональный и федеральный бюджеты, а собственные расходы покрываются иногда лишь на 10 % (в муниципальных образованиях Республики Марий Эл, в Удмуртии, в Камчатской, Липецкой и др. областях) превращает органы местного самоуправления в постоянных просителей. Очевидно, что для создания работоспособного местного самоуправления необходимо решить задачу финансового обеспечения этого уровня власти. На практике же за последние 5 лет доля местного самоуправления в доходах консолидированного бюджета РФ сократилась с 28% до 21 %, а доля расходов возросла с 29% до 31%.

Из общих расходов бюджетов всех уровней сегодня приходится: 42% всех расходов на социальную политику, 57% - на здравоохранение и физкультуру, 42% - на культуру и искусство, 66% - на жилищно-коммунальное хозяйство, 67 % - на образование. Таким образом, важнейшие направления государственной политики финансируются не с федерального, а с местного уровня. В качестве одной из мер для решения вопроса бюджетного обеспечения местных бюджетов в РФ принят закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», установивший единую методологию формирования местных бюджетов для всех субъектов РФ. Однако без закрепления за местными бюджетами реальных размеров доходов, отвечающих потребностям бюджетов муниципальных образований, проблему решить невозможно (в настоящее время БК РФ - ст. 60 -закрепил за местными бюджетами в полном размере только государственную пошлину и местные налоги и сборы).



Список используемой литературы
Нормативно-правовые акты

1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации. – N 159-ФЗ - 1998г.

2. Закон Российской Федерации - О финансовых основах местного самоуправления от 25.09.97г. N 126-ФЗ.

3. Федеральный закон от 15.08.96 №115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации».

4. Конституция РФ от 12. 12. 1993 // "Российская газета", N 237, 25.12.1993.

Учебная литература

5. Бежаев О.Г. Межбюджетные отношения: Теория и практика реформирования / Под ред. М.А.Яхъяева; Рос. акад.предпринимательства. - М.: Экзамен, 2001.–125 с.

6. Бюджетная система России : Учеб.для вузов рек.МО РФ / Г.Б. Поляк, А.А. Астахов, Л.А. Вафина и др. ; под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ, 2002. – 539 с.

7. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/ Под ред. Г.Б.Поляка-М.:Юнити, 1999

8. Игудин А.Г. Почему не снижается острота противоречий в межбюджетных отношениях //Финансы, 1998, №2.

9. Карасева, М.В. Финансовое право. Общая часть: Учеб. / М.В. Карасева - М.: Юристъ, 2000. – 252 с.

10. Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учеб. для вузов рек. М.: НОРМА, 2004. – 689 с.

11. Максимова Н.С. О реформировании межбюджетных отношений в Российской Федерации //Финансы, 1998, №6.

12. Петров В.А. Основные направления бюджетной политики до 2001 года //Финансы, 1998, №5.

13. Петров В.А. Основы бюджетного кодекса Российской Федерации //Финансы, 1998, №7.

14. Улюкаев А.В. Система межбюджетных отношений в Российской Федерации //Финансы, 1998, №2.

15. Финансовое право: учеб. для вузов рек. МО РФ / О.Н. Горбунова, Ю.А. Крохина, Е.Г. Писарева и др.; отв. ред. Н.И. Химичева. - 3-е изд., перераб., доп. - М.: Юристъ, 2004. - 749с.

16. Финансы: Учебник / Под ред. А.М.Ковалевой – М.: Ф и С,1999г

1 в ред. Федерального Закона О бюджетной классификации РФ от 02.03.98 N 31-ФЗ ст.2

2 Ст. 1 Закона РФ “Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления.”

3 в ред. Федерального Закона О бюджетной классификации РФ от 02.03.98 N 31-ФЗ ст.3.

4 Статья 18 Закона РФ “Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления.”


5 Бюджетный Кодекс Российской Федерации,ст.15.

6 Бюджетный Кодекс РФ, ст. 14.