Файл: Рецензенты доктор педагогических наук Т. С. Комарова, заведующая яслямисадом 723 Москвы Ф. И. Самсоиова Венгер Л. А. и др.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 207

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Материал. Коробки с мозаикой из восьмиугольных элементов (рис. 22). В каждой коробке десять элементов желтой, десять белой, пять красной, пять синей, пять зеленой мозаики.
Руководство. Показывая детям элементы синей мозаики, воспитатель поясняет, что такого цвета бывает речка. Затем отбирает все элементы синего цвета, размещает их в левой части па пели сверху вниз. Показывает один элемент белой мозаики - гусь и один элемент желтой мозаики - гусенок, помещает друг за другом и говорит детям: «Гусь пошел и гусенка повел». После этого предлагает детям найти по одному элементу белой и желтой мозаики (гуся с гусенком) и разместить их друг за другом на панели.
Когда элементы будут размещены, воспитатель читает детям четверостишие из стихотворения М. Клоковой «Гуси».
Белые гуси на речку идут, Белые гуси гусяток ведут, Белые гуси вышли на луга, Крикнули гуси: «Га-га-га!»
Затем каждый ребенок получает комплект мозаики и выполняет задание самостоятельно.
Задание считается успешно выполненным, если ребенок чередует объекты по цвету самостоятельно или с незначительной помощью взрослого. В том случае, если ребенку требуется поэлементный диктант, с ним проводится индивидуальная работа в свободное время.
Занятие проводится один раз, продолжительность 10-12 минут.

Примечание. В самостоятельной деятельности под контролем воспитателя дети могут пользоваться мозаикой восьми цветовых тонов.
Помоги куклам найти свои игрушки
Дидактическая задача. Закреплять у детей умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету. Материал Восемь небольших кукол, одетых в однотонные платья восьми цветовых тонов, грибочки и палочки восьми цветовых тонов
1
(форзац II).
Руководство.
Воспитатель поочередно в соответствии с последовательностью цветовых тонов в спектре показывает детям куклы, одетые в разноцветные платья (красное, оранжевое, желтое, зеленое, синее, фиолетовое).
Рассматривая вместе с детьми очередную куклу, педагог обращает внимание на красоту ее платья. Куклы выстраиваются на столе воспитателя в радужный ряд.
Куклы в белой и черной одежде находятся по краям. Черный цвет ярче оттеняет красный, а белый - фиолетовый.
Любуясь куклами, воспитатель поясняет детям, что у каждой куклы красивая одежда, а когда они все вместе, то так красиво, будто солнышко яркое светит и сияет радуга.
Затем взрослый говорит детям, что у каждой куклы есть свои игрушки: грибочки и палочки, но они все перепутались, и надо помочь куклам найти свои игрушки.
Воспитатель ставит на стол перед каждым ребенком по кукле и предлагает выбрать грибочки такого цвета, какого цвета платье у куклы. Дети, сидящие за одним столом, выбирают грибочки из общего материала.
После того как все найдут грибочки и положат их рядом с куклой, им предлагают отобрать из общего материала палочки.
В ходе игры-занятия воспитатель регулирует поведение детей, напоминая им, чтобы они не торопились, не хватали игрушки руками, а вначале внимательно

смотрели на них, находили глазами нужные игрушки и только после этого брали их для куклы.
В конце занятия педагог предлагает детям посадить всех кукол рядышком на столе, напоминая, что у каждой куклы есть свое место. Не называя цвет, воспитатель просит принести куклу то одного, то другого ребенка. Когда все куклы будут размещены в соответствии со спектральной последовательностью, взрослый предлагает детям принести для кукол вначале грибочки, затем палочки.
Игра-занятие продолжается 10-12 минут, повторяется два раза.
Нанизывание больших и маленьких бус
Дидактическая задача. Учить детей чередовать предметы по величине.
Материал. Для каждого ребенка по восемь деревянных или глиняных бусин двух величин одинакового цвета и формы. Диаметр большой бусины 2 см, маленькой 1 см. Тонкие шнуры или толстые нитки с навощенными или предварительно опущенными в клей концами (рис. 23).
Руководство. Воспитатель показывает детям красивую куклу, поясняет, что она пришла к ним в гости и что-то принесла в корзиночке. Кукла здоровается с детьми, и воспитатель предлагает детям тоже поздороваться с куклой. Педагог
сажает куклу на свой стол и, вынимая из корзиночки коробочку, показывает детям, что там лежат большие и маленькие бусинки и нитка.
Педагог объясняет, что кукла просит сделать для нее красивые бусы.
Обращая внимание детей на то, что бусы можно нанизывать по-разному, взрослый берет вначале большую, затем маленькую бусинку и нанизывает их на нитки одну за другой. Подозвав кого-либо из детей к себе, воспитатель предлагает взять из коробочки вначале большую, затем маленькую бусинку, показать их всем ребятам, положить на стол и нанизать вначале большую бусинку, а затем маленькую.
Переходя от одного ребенка к другому, воспитатель обучает каждого малыша нанизыванию бус. После того как все дети нанижут по две бусинки на общую нитку, воспитатель хвалит их и надевает кукле бусы. Кукла благодарит детей за украшение.
Затем воспитатель говорит детям, что кукла принесла еще много бус и раздает каждому из детей материал для самостоятельного выполнения задания.
Педагог внимательно следит за деятельностью воспитанников. Одним детям он помогает продевать нитку в отверстие бусинок, другим напоминает о чередовании предметов: «Сначала большая бусинка, потом маленькая, снова большая и маленькая». Третьих предостерегает: «Не торопись, смотри внимательней».
Правильность выполнения задания всеми детьми зависит от предварительного отбора пары предметов разной величины и четкого чередования больших и маленьких бусинок.
По мере выполнения детьми задания воспитатель собирает готовые бусы и кладет их себе на стол, а детей просит отнести коробочки из-под бус. Предлагает всем посмотреть, как много бус сделали они для кукол. Завязав узлами концы ниток, воспитатель раздает готовые бусы детям и предлагает надеть красивые украшения всем куклам, находящимся в группе.
Данная игра-занятие проводится с детьми один раз, продолжительность 8
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   16

-10 минут.

Примечание. Во время самостоятельных игр детям полезно давать различные шнуры и кольца для нанизывания. Для этого можно использовать и катушки, а вместо шнуров - прыгалки со снятыми с одной стороны рукоятками.
Нанизывание бус разной формы
Дидактическая задача. Учить детей чередовать предметы по форме.
Материал. По восемь деревянных или глиняных бусин круглой и квадратной формы одинакового цвета и величины для каждого ребенка; диаметр круглой бусины равен 2 см, сторона квадратной бусины 2 см. Толстые нитки или тонкие шнуры для нанизывания. Концы ниток или шнуров предварительно опускают в растопленный воск или клей для придания им жесткости (рис. 24).
Руководство. Пришедшая в гости кукла или другой персонаж приносит в корзиночке дидактический материал. После традиционного стука в дверь, взаимных приветствий, знакомства с гостем воспитатель обращает внимание на то, что лежит в корзиночке. Кукла просит детей сделать для остальных кукол украшения.
Воспитатель показывает детям бусинки, говорит о том, что они разные по форме: шарики и кубики. Подготовив пару бусин для нанизывания, взрослый определяет порядок действия: вначале шарик, затем кубик. Далее приглашает к своему столу кого-либо из наиболее подготовленных детей, предлагает выбрать из коробочки две бусинки (шарик и кубик) и нанизать их. Внимание всех ребят фиксируется на том, что на нитке оказались надеты - шарик, кубик, шарик, кубик.

Постепенно воспитатель подходит со своим материалом к каждому ребенку, предлагает отобрать пару бусин разной формы и в определенном порядке нанизать их: шарик, затем кубик . Педагог предлагает детям потрогать рукой каждую бусинку на нитке, приговаривая: «Шарик, кубик, шарик, кубик».
После индивидуального обучения и выяснения возможностей каждого из малышей воспитатель вместе с куклой раздает детям материал для самостоятельного выполнения задания.
Во время самостоятельной работы педагог периодически дает словесные указания одним, оказывает непосредственную помощь другим детям в подборе предметов и выполнении действий. Как и на предыдущем занятии, фиксирует внимание детей на предварительной подготовке предметов для нанизывания. От воспитанников, которые усвоили принцип чередования, можно не требовать предварительного выбора и подготовки необходимой пары предметов. Важен конечный результат. Воспитатель, разложив нитку с бусами, вместе с каждым малышом проверяют ход его действий: «Шарик, кубик, шарик, кубик, снова шарик, кубик» и т. д. Неправильно нанизанные бусины взрослый снимает и помогает малышу выполнить задание правильно.
В конце игры-занятия педагог собирает у всех детей бусы и вместе с малышами показывает кукле, как много красивых бус сделано ребятами. Дети надевают украшения всем куклам, собачкам, кошкам и другим персонажам и игрушкам, находящимся в групповой комнате.
Игра-занятие проводится один раз, продолжается 8-10 минут.
Нанизывание бус разного цвета
Дидактическая задача. Учить чередовать предметы по цвету.
Материал. По восемь бусин двух цветовых тонов (красного и белого) одинаковой величины и формы. Бусы могут быть деревянными или глиняными.
Диаметр каждой бусины 2 см. Тонкие шнуры или толстые нитки с укрепленными концами. Коробочки для бус (рис. 25).


Руководство. Игра-занятие начинается традиционным приходом в гости кого-либо из кукол, медведей, собачек, которые приносят дидактический материал и для которых дети делают украшения.
Воспитатель обращает внимание на то обстоятельство, что бусы разного цвета. Отобрав две бусинки - белую и красную, он объясняет: «Эта бусинка белая, а еще есть вот такая - красная, как флажок или ягодка. Вначале будем нанизывать бусинку вот такого, белого цвета, а затем, вот такого, красного цвета». Всякий раз слово - название цвета сопровождается показом предмета данного цветового тона.Не следует требовать, чтобы дети обязательно запоминали, как называется тот или иной цвет. Основная задача - учитывать цвет в практической деятельности
Далее руководство осуществляется так же, как и на предыдущем занятии: вначале дети отбирают и нанизывают бусинки на общую нитку, а потом выполняют задание самостоятельно. Педагог акцентирует внимание детей на предварительной подготовке материала для нанизывания: каждую пару бусин класть на столе так, чтобы белую бусинку было удобнее взять в первую очередь.
Детям, которые быстро и без труда выполняют задание, можно предложить нанизывать бусы других цветовых сочетаний: белого и синего, белого и черного и т. д. Основой для успешного чередования других цветовых сочетаний является именно белый, хорошо знакомый цвет.
1
Слово «белый» раньше других слов, обозначающих цвет, усваивается ребенком, так как в быту оно употребляется довольно часто: руки белые, чистые; рубашка белая, чистая. Кроме того, среди слов - названий цвета это единственное слово без наиболее трудных для произношения шипящих звуков.
Рис. 25

Воспитатель помогает тем, кто ошибается: снимает неправильно нанизанные бусы и предлагает малышу выполнить задание не спеша, повнимательнее. Некоторые дети нуждаются в поэлементном диктанте: «Найди
вот такую, беленькую бусинку, а теперь другого цвета. Вот такого, красного» и т. д.
Как правило, дети с удовольствием манипулируют разноцветными предметами, и неважно, если кто-то из них с трудом справляется с заданием.
Нельзя гасить эту радость требованиями обязательного запоминания названий цвета.
По мере выполнения задания воспитатель, как и на предшествующем занятии, предварительно завязав концы ниток узлом, предлагает детям подойти к его столу, показать кукле, мишке, а затем надеть другим кукольным персонажам украшения.
Игра-занятие проводится с детьми один раз, продолжается 8-10 минут.


1
Слово «белый» раньше других слов,
обозначающих цвет, усваивается ребенком, так
как в быту оно употребляется довольно часто:
руки белые, чистые; рубашка белая, чистая. Кроме
того, среди слов - названий цвета это единственное
слово без наиболее трудных для произношения
шипящих звуков.


Т а б л и ц а 7
Складывание двухместной матрешки

Раскладывание однородных предметов, резко различных по цвету, на
две группы

Таблица 9
Размещение грибков двух цветов
Курочка и цыплята
Домики и флажки
Елочки и грибочки

Т а б л и ц а 15
Сбор фруктов

Т а б л и ц а
16 Орнамент


Т а б л и ц а
18 Орнамент


Таблица 20 Разноцветный сарафан


Таблица 30
Купим куклам школьную форму


Лото «Форма и цвет»

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ЖИЗНИ
Игры и упражнения, предлагаемые для детей четвертого года жизни, рассчитаны главным образом на первоначальное ознакомление с шестью цветами спектра, пятью геометрическими формами, отношениями трех-пяти однородных объектов по величине. Важно, чтобы дошкольники получили четкие представления об этих свойствах, научились их узнавать в разных ситуациях и вариантах (что предполагает обобщение цвета, формы, отношения величин).
Особое внимание в этом возрасте уделяется усвоению и правильному употреблению названий свойств предметов (цвета, формы, величины). Часть заданий направлена на то, чтобы научить детей применять полученные представления при обследовании и обозначении свойств реальных вещей.
После ознакомления с шестью цветами спектра дошкольники начинают знакомиться со светлотными оттенками цветов. Воспитатель заботится о том, чтобы представления детей о цветах спектра уточнялись и обобщались (любой цвет может иметь разные оттенки).
Ознакомление детей второй младшей группы с величиной предполагает, кроме усвоения отношений величин, развитие глазомера - умения подбирать на глаз предметы одинаковой величины.
Таким образом, все предполагаемые задания можно разделить на следующие типы:
1) задания, направленные на формирование представлений о шести цветах, пяти формах, отношениях трех-пяти величин и усвоение соответствующих названий;
2) задания на использование усвоенных представлений для обследования и обозначения свойств реальных предметов;
3) задания на формирование представлений о светлотных оттенках (два оттенка каждого цвета);