Файл: Рецензенты доктор педагогических наук Т. С. Комарова, заведующая яслямисадом 723 Москвы Ф. И. Самсоиова Венгер Л. А. и др.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 201

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Башня

Вариант 1
Дидактическая задача. Закреплять представления об относительной величине предметов; дать представление об отношениях по величине между плоскими и объемными предметами.
Материал. Демонстрационный: три куба разной величины. Раздаточный: на каждого ребенка три квадрата разной величины, фланелеграф.
Руководство. «Дети,- говорит воспитатель,- сейчас мы будем строить башню. Кто хочет построить башню? (Вызывает одного из желающих.) Какой ты возьмешь кубик, чтобы начать постройку? (Добивается ответа: «большой».)
Правильно, чтобы башня была устойчивой, нужно сначала взять самый большой
кубик. А теперь какой? (Ответ: «поменьше» или «средний». Если ребенок не отвечает, вызывается другой.) Правильно, положи сверху средний. А самый верхний какой величины? Правильно, самый маленький кубик». Если ребенок положил кубики не в том порядке, надо показать группе, насколько неустойчивой получилась постройка, нажав на край верхнего куба. Только после этого следует вызывать другого ребенка для постройки новой башни. К работе привлекается вся группа.
Далее воспитатель обращает внимание детей на раздаточный материал: «А у вас вместо кубиков - квадраты. Мы будем играть, как будто квадрат - это кубик.
Квадраты тоже разной величины: большой, средний и маленький. На своих фланелеграфах сложите из них башенку. Только квадраты надо класть не один на другой, в один над другим. Какой мы возьмем квадрат? Правильно, самый
большой. Положите его у нижнего края фланелеграфа (показывает нижний край на горизонтальной поверхности). А какой квадрат мы положим над ним?
Правильно, средний. А вверх? Да, самый маленький». Если ребенок не справляется с заданием, взрослый предлагает ему сложить башенку на большом фланелеграфе. Работы остаются на фланелеграфах. Воспитатель внимательно просматривает их, оценивает. Подводит итог.
Вариант 2

Дидактическая задача. Закрепить представления об отношениях по величине между плоскими и объемными объектами. Научить располагать в порядке убывания величины четыре предмета.
Материал. Демонстрационный: четыре куба разной величины - два набора.
Раздаточный: квадраты разной величины (по четыре на каждого ребенка), фланелеграфы.
Руководство. Педагог раздает ребятам фланелеграфы и квадраты на подносиках: «Дети, мы сейчас будем строить башню. Кто хочет построить?»
Вызывает двух детей, дает им по набору кубов и предлагает на разных концах стола построить башни. Остальные дети следят за выполнением задания, а воспитатель спрашивает у них, правильно ли выбирает каждый ребенок куб. Если ребенок построил башню неверно, воспитатель демонстрирует непрочность постройки. Затем спрашивает у группы: «Какой кубик надо класть вниз? Какой выбирать следующий?» и т. д. Ответы: «Большой, поменьше, еще поменьше...»
«А теперь,- говорит воспитатель,- мы будем играть так, как будто бы квадратики - это кубики, и сделаем из них красивые башни». Дети строят башни.
Когда задание выполнено, взрослый подводит итог: «Мы сегодня строили башни из кубиков и из квадратиков». Отмечает, кто из детей правильно построил башню.
Что там?
Дидактическая задача. Учить детей устанавливать отношение трех предметов по величине при составлении матрешки.
Материал. Раздаточный: деревянные трехместные матрешки.
Руководство. Воспитатель предлагает детям загадку: «Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка». Дети отгадывают загадку.
Воспитатель раскрывает первую матрешку и обнаруживает в ней еще одну:
«Смотрите, еще одна матрешка, посмотрим, что там». Разбирает вторую матрешку и находит в ней третью - самую маленькую: «Оказывается, здесь целых

три матрешки (складывает все три). А можно сделать опять одну? А как?»
Педагог обращает внимание детей на то, что маленькая матрешка не разбирается, а целиком вкладывается в нижнюю часть средней, которая потом закрывается верхней частью, после чего вставляется в нижнюю часть самой большой матрешки, и она тоже закрывается. /
Воспитанники выполняют указанные действия, разбирая и собирая матрешку. Педагог особо отмечает тех ребят, которые /без проб, на глаз, находят нужные части матрешки и быстро собирают ее. В конце игры матрешек выстраивают по росту и ведут на прогулку.
Лесенка
Дидактическая задача. Продолжать учить детей устанавливать отношения по величине между плоскими и объемными предметами, располагать предметы в порядке убывания величины.
Материал. Демонстрационный: четыре бруска, различающихся по высоте, матрешка. Раздаточный: у каждого ребенка фланелеграф, четыре прямоугольника из картона, различающихся последовательно по высоте на 1 см; матрешка, изготовленная из картона.
Руководство. Воспитатель предлагает детям построить лесенку, по которой будет ходить матрешка. Вызывает ребенка, ставит самый большой брусок вертикально и указывает, в каком направлении надо продолжать постройку.
Ребенок строит лесенку. Если он ошибается, воспитатель вызывает другого ребенка, который исправляет ошибку. Когда лесенка будет готова, необходимо спросить ребенка: «Какой брусок ты выбирал, чтобы получилась лесенка?» Ответ:
«Самый большой, каждый раз - самый большой из оставшихся». Если ребенок не может сформулировать четкий ответ, педагог помогает ему и предлагает
«погулять» с матрешкой по лестнице: вверх - «топ-топ-топ-топ», вниз - «топ-топ- топ-топ».
Далее воспитатель обращается ко всем ребятам: «Теперь все на своих фланелеграфах построят лесенку из прямоугольников, мы будем представлять,
что это наши брусочки. Все ступеньки у лестницы должны быть одинаковые.
Если вы будете выбирать все время самый большой прямоугольник, у вас получатся одинаковые ступеньки, вот такие (показывает пальцами размер ступенек)». Дети складывают лесенки.
Воспитатель наблюдает за выполнением задания, указывает на допущенные ошибки, предлагает исправить их. После этого дети играют с матрешкой. А взрослый подводит итог: «Мы научились строить красивую лесенку с одинаковыми ступеньками, по такой лесенке матрешке очень удобно ходить».
Построим лесенку
Дидактическая задача. Та же, что в предыдущем задании, но плоскостные и объемные объекты используются по-новому (образец плоскостной, а дети действуют с объемными предметами).
Материал. Демонстрационный: на большом фланелеграфе - лестница (вид сбоку), куколка, параллелепипед. Раздаточный: на каждого ребенка четыре параллелепипеда одинаковой длины с разной площадью сечения (различия на 1 см
2
), куколка.
Руководство. Воспитатель: «Дети, смотрите, какая у нас лесенка. Она нарисована сбоку. Сейчас по ней походит куколка: поднимается вверх - «топ-топ- топ-топ» и спускается вниз - «топ-топ-топ-топ». Куколке удобно подниматься и спускаться, потому что все ступеньки у лестницы одинаковые, вот такие
(показывает величину ступеньки). Теперь вы постройте из брусочков такие же удобные лесенки. (Показывает, в каком направлении строить лесенку.) Чтобы правильно выбрать брусок, нужно приложить один брусок к другому. Все выбрали первый, самый большой брусок? Положите его на длинную сторону, вот так (показывает). Если брусок поставить на эту сторону (показывает торцевую сторону бруска), он будет стоять не так устойчиво (демонстрирует). Все положили первый брусок правильно? Теперь выбирайте второй, опять самый
большой из оставшихся...» Дети продолжают строить лестницу.


Воспитанники, выполнившие задание без ошибок, получают куколки, которые можно водить по лестнице.
Соберем пирамидку
Дидактическая задача. Закреплять у детей умение устанавливать соотношение между несколькими предметами по величине при собирании пирамидки.
Материал. Пирамидка-образец из пяти равномерно уменьшающихся колец и такая же для каждого ребенка (желательно одноцветная).
Руководство. Воспитатель показывает пирамидку: «Давайте рассмотрим пирамидку. Снимем колпачок, на стержне осталось много колечек. Вот- самое
маленькое, снимем его, осталось побольше, которое тоже снимем (прикладывает одно к другому, чтобы убедиться, что второе побольше)». Так, последовательно снимаются и сравниваются по величине все колечки.
«А теперь я соберу пирамидку. Когда я разбирала ее, я снимала сверху
самое маленькое колечко, а теперь я собираю пирамидку снизу, значит, надо выбрать самое большое колечко и надеть его на стержень. А теперь из тех, что остались, опять самое большое (прикладывает один элемент к другому, попутно объясняя свои действия)... Посмотрите, какая гладкая пирамидка получилась: я провожу по ней пальцами, нигде не торчит ни одно колечко. Проведите по своим пирамидкам пальчиками. Гладко? Разберите свои пирамидки и соберите их снова.
Проверяйте, правильно ли выбрали колечко, прикладывайте его к другим».
Дети несколько раз собирают и разбирают пирамидку. Воспитатель контролирует каждого ребенка, оказывает необходимую индивидуальную помощь.
Найди такое же колечко
Вариант 1
Дидактическая задача. Учить детей сравнивать предметы по величине путем накладывания одного на другой, находить два предмета одинаковой величины.

Материал. Пирамидки из пяти съемных колец (по одной на каждого ребенка).
Руководство. В игре участвуют пять-шесть человек. Воспитатель: «Давайте играть: я разберу свою пирамидку и перемешаю колечки, и вы сделайте так же. А теперь я выберу одно колечко, и ты найди такое же по величине (дает колечко сидящему рядом ребенку)». Когда ребенок найдет нужное колечко, педагог говорит: «Теперь верни мне мое колечко, возьми какое-нибудь из своих и передай соседу, пусть он найдет такое же». Чтобы проверить правильность выбора, используют прием накладывания. Каждый ребенок, получивший колечко, после того как находит такое же, дает задание своему соседу.
Воспитатель отмечает тех детей, кто быстро находит нужное колечко. Игра может пройти один-два круга.
Вариант 2
Дидактическая задача. Закреплять умение находить предметы одинаковой величины путем накладывания.
Материал. Четыре-пять пирамидок из пяти съемных колец.
Руководство. В игре могут одновременно участвовать десять-двенадцать детей.
Кольца пирамидок разложены в случайном порядке на столах, подоконниках и т. п. Воспитатель раздает детям по одному колечку и предлагает найти такое же по величине. Ребенок приносит воспитателю найденное колечко и колечко-образец. Взрослый при необходимости помогает ребенку. Затем колечки снова раскладываются, и игра повторяется с другими детьми.
Сделаем столбики
Дидактическая задача. Формировать умение выбирать на глаз предметы одинаковой величины.
Материал. Раздаточный: стержни пирамидок с одним кольцом-основанием.
Кольца пирамидок различной величины в корзине.Предварительно берется пять- шесть пирамидок, основания отделяются от стержней, и к каждому стержню

прикрепляются новые основания разной величины. Остальные кольца складываются в корзину
Руководство. В игре участвуют пять-шесть детей. Каждому дается один стержень. Ребята рассаживаются вокруг корзины с колечками, воспитатель предлагает им нанизать на свои стержни колечки одинаковой величины: «Ищите в корзине свои колечки, если попадется не такое, передайте друг другу. У вас должны получиться ровные столбики, разной толщины». Когда все столбики будут собраны, дети ссыпают колечки в корзину и меняются стержнями. Игра проводится вторично в более быстром темпе.
Сбор фруктов*
Дидактическая задача. Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины.
Материал. Яблоки-образцы (вырезанные из картона) трех величин - большие, поменьше, маленькие; три корзины - большая, поменьше, маленькая; дерево с подвешенными картонными яблоками тех же величин, что и образцы (по
8-10 яблок каждой величины). Диаметр каждого следующего яблока меньше предыдущего на 0,5 см (цв. табл. 15).
Руководство. Воспитатель показывает детям дерево с яблоками, корзины и говорит, что маленькие яблоки надо собрать в маленькую корзиночку, средние - в среднюю, а большие - в большую. Одновременно вызывает троих детей, каждому дает по яблоку-образцу и предлагает им «сорвать» по одному такому же яблоку с дерева. Если яблоки «сорваны» правильно, педагог просит положить их в соответствующие корзинки. Затем задание выполняет новая группа детей. Если все яблоки собраны, разложены по корзинам, но дети продолжают проявлять интерес к игре, яблоки снова развешиваются, и игра продолжается.
КОМПЛЕКСНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Орнамент

Дидактическая задача. Учить детей воспринимать и воспроизводить взаимное расположение геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы.
Материал. Демонстрационный: образец орнамента (в центре зеленый квадрат, по углам красные круги). Раздаточный: листы бумаги с контурным изображением того же орнамента; вырезанные из картона четыре красных и четыре зеленых круга, четыре красных и четыре зеленых квадрата (цв. табл. 16).
Руководство. Воспитатель: «Дети, посмотрите, какая у нас висит красивая салфеточка. Какая фигура у нее посередине? (Ответы.) Правильно, квадрат зеленого цвета. А еще на этой салфеточке есть украшения по уголкам. Какие фигурки наклеены в уголках? (Ответы.) Правильно, это круги, красные круги».
Затем педагог предлагает воспитанникам украсить свои салфеточки: «У вас много разных фигурок. Выберите нужные фигурки и разложите их на салфеточках так же, как на этой. Когда кончите, оставьте ваши салфеточки на столах».
Воспитатель следит за тем, как дети выполняют задание, помогает тем, кто затрудняется. В конце игры подводит итог: «Вот какие красивые салфетки сегодня сделала наша группа».
Лото «Цвет и форма»
Дидактическая задача. Закрепить представления детей о пяти геометрических формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) и шести спектральных цветах (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый); учить ориентироваться на два признака одновременно (цвет и форму), отвлекаясь от третьего (величины).
Материал. Шесть карт, на каждой из них в разном порядке расположены пять фигур - квадрат, прямоугольник, равносторонний треугольник, круг и овал.
Размеры: квадрат 2,5X2,5 см; прямоугольник 2,5X3,5 см; сторона равностороннего треугольника равна 2,5 см; диаметр круга 2,5 см; большой диаметр овала 3,5 см, малый -2,5 см. Все фигуры, нарисованные на одной карте,

имеют разный цвет. Тридцать вырезанных фигур - каждая из пяти форм представлена в шести цветах (размеры: квадрат 5X5 см; прямоугольник 5X7 см; сторона равностороннего треугольника 5 см; диаметр круга 5 см; большой диаметр овала 7 см; малый-5 см), цв. табл. 17.
Руководство: В игре могут участвовать от одного до шести детей.
Воспитатель берет на себя роль ведущего (в дальнейшем ее можно передать ребенку). Дети получают карты (от одной до трех - в зависимости от количества играющих и их опыта). Ведущий держит коробку с фигурами так, чтобы их не видели играющие.
Вариант 1
Ведущий достает из коробки по одной фигуре и спрашивает: «У кого такая?» Если ребенок, у которого есть фигура той же формы и цвета, обнаружил это, он получает ее и закрывает соответствующую фигуру на своей карте. Если никто не попросил фигуру, она откладывается в сторону. Выигрывает тот, кто первый закроет все фигуры на своих картах.
Вариант 2
Ведущий незаметно берет из коробки фигуру и называет ее цвет и форму, например: «У кого красный квадрат?» Ребенок, у которого есть эта фигура, отзывается и получает ее. Выигрывает тот, кто первым закроет фигуры.
ПЯТЫЙ ГОД ЖИЗНИ
В средней группе игры и упражнения, помогающие детям узнать о различных свойствах предметов, усложняются в нескольких направлениях.
Дошкольники продолжают знакомиться с цветами спектра и их оттенками по светлоте, используют полученные знания при определении цвета предметов. На пятом году жизни дети усваивают названия цветов с указанием светлоты, знакомятся с расположением цветовых тонов в спектре и их взаимосвязью, узнают о возможности получения некоторых цветов путем смешения других, выделяют голубой цвет.

Для углубления представлений детей о цвете вводятся новые виды заданий, при выполнении которых дошкольники овладевают некоторыми техническими приемами, например учатся смешивать краски на палитре. Палитрой может быть кафельная или керамическая белая плитка. При смешивании красок на палитру сначала наносится самая светлая из них, затем понемногу добавляется краска более темного цвета. Воспитатель следит за тем, чтобы дети перемешивали краски до тех пор, пока не получится однородный цвет.
Знакомство с формой предполагает введение дополнительно к пяти уже известным фигурам двух новых фигур и, что особенно существенно, усвоение детьми представлений о разновидностях треугольников, овалов. Одним из наиболее эффективных видов заданий становятся задания на самостоятельное изготовление фигур детьми. Новыми являются также задания на взаимосвязь зрительного и осязательного обследования форм.
На пятом году жизни детей учат анализировать сложные (составные) формы, раскладывать их на элементы, соответствующие геометрическим образцам.
В средней группе, знакомя дошкольников с величиной, рекомендуется предлагать им более сложные, чем в предыдущей возрастной группе, задания: выделять высоту, ширину предметов и другие параметры величины.
После усвоения детьми программного материала они выполняют комплексные задания, когда требуется ориентироваться одновременно на два признака предмета - форму и цвет.
ЦВЕТ
Разноцветные обручи*
Дидактическая задача. Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет.
Материал. Восемнадцать цветных обручей (по три обруча на каждый цвет спектра, диаметр 40 см) и три белых обруча (диаметр 56 см).