Файл: Рецензенты доктор педагогических наук Т. С. Комарова, заведующая яслямисадом 723 Москвы Ф. И. Самсоиова Венгер Л. А. и др.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 195

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

После нескольких раз задача усложняется: один из предметов перемещают на другое место. Ведущий показывает, что изменилось.
В игру следует включить как можно больше детей. Игра продолжается, пока не начнет ослабевать интерес к ней.
Новогодние елочки
Дидактическая задача. Научить детей пользоваться меркой для определения одного из параметров величины (высоты) Закреплять умение располагать предметы в ряд по величине.
Материал. Пять наборов: в каждом наборе пять елочек высотой 5, 10, 15, 20 и 25 см (елки могут быть изготовлены из картона на подставках). Узкие картонные полоски такой же длины.
Руководство. Воспитатель собирает детей полукругом и говорит: «Дети, приближается Новый год, и всем нужны елочки. Мы будем играть так: наша группа поедет в лес, и каждый найдет елочку, только не какую попало, а по мерке.
Я вам раздам мерки, и вы будете подбирать елочки нужной высоты. Кто найдет свою елочку, подойдет ко мне с елочкой и меркой и покажет, как измерил свою елочку. Мерить надо, поставив мерку рядом с елочкой, чтобы низ у них совпадал, если верх тоже совпадает, значит, они одинаковые (показывает прием измерения)».
Дети идут в «лес», где на' нескольких столиках вперемешку стоят разные елочки. Каждый подбирает нужную ему елочку, подходит к воспитателю и показывает, как он измерял ее. Если ребенок ошибся, он возвращается в «лес» и подбирает нужную елку.
«Теперь сложим елочки правильно, чтобы отвезти их в разные места, - говорит воспитатель. - Вот сюда сложите самые большие елочки, вот такие
(показывает мерку). Эти елочки мы отвезем в Кремль. Теперь сложите рядом елочки немного поменьше - самые большие из оставшихся. Эти елочки мы поставим на городских площадях. (Все принесенные детьми елочки обязательно измеряются и выстраиваются в следующий ряд рядом с самыми большими.)

Теперь принесите третьи по величине елочки, самые большие из оставшихся. Эти елочки будут стоять во дворах (снова елки измеряются и раскладываются в третий ряд). Теперь остались елочки двух величин, принесите те из них, которые больше, измерьте, разложите. Эти елочки для детских садов. И наконец, самые маленькие елочки - для дома. Проверьте, все ли правильно подобрали самые маленькие елочки, разложите их.
Теперь у нас елочки разложены по размерам».
В заключение обыгрывается поездка по городу и доставка елок по местам.
Дидактическая задача. Закреплять умение устанавливать отношения между пятью объектами по величине (складывание матрешки); учить детей выделять высоту как особое измерение величины.
Материал. Деревянные разборные матрешки с пятью вкладышами (по количеству детей), любые пятиместные вкладные игрушки.
Руководство. Игра проводится в основном так же, как соответствующая игра в младшей группе, но большее количество элементов существенно усложняет задание. Воспитатель показывает красочную книжку о матрешках, затем привлекает внимание детей к игрушке и, последовательно разбирая ее, отвечает, что матрешек стало больше. Педагог предлагает сравнить части матрешек по общей величине и по одному измерению - высоте. Обращает внимание на одежду матрешек, подчеркивает, что орнамент должен совпадать при совмещении нижней и верхней половины игрушки. По указанию воспитателя дети составляют матрешки, выстраивают их в ряд и называют величину каждой из них, затем собирают всех в одну игрушку, используя игровой прием «мама и дочки».
Игра заканчивается, когда ребенок соберет игрушку. При повторном проведении игры используются любые вкладные игрушки.
Цветной диск*
Вариант 1
Дидактическая задача. Учить детей определять одинаковые по высоте предметы на глаз.


Материал. Деревянный диск с отверстиями (диаметр - 7 мм), расположенными по восьми радиусам тремя концентрическими кругами, набор цилиндров (по восемь цилиндров каждого цвета). Диаметр цилиндра соответствует отверстию. Высота красных цилиндров 6 см, желтых 5 см, зеленых
4 см (цв. табл. 23).
Руководство. В игре принимают участие восемь детей. Воспитатель предлагает ребятам рассмотреть диск со вставленными цилиндрами, отметить расположение цилиндров в рядах по величине, определить цвет каждого цилиндра в ряду. Обращает внимание на то, что во внутреннем круге располагаются самые низкие цилиндры, в среднем круге - повыше, а во внешнем круге - самые высокие. Затем педагог предлагает разобрать диск: вынуть из отверстий цилиндры. Каждый, кто берет цилиндр, должен сказать, какой он высоты. «Посмотрите, ребята, цилиндры одного цвета имеют одинаковую высоту: красные - самые высокие, желтые - пониже, зеленые- еще ниже. А теперь попробуйте сами поставить цилиндры на свои места»,- говорит воспитатель и следит за выполнением задания.
Дидактическая задача. Та же, что в первом варианте. Усложнение состоит в том, что отсутствует опора на цвет.
Материал. Набор из 24 одноцветных цилиндров (красного цвета) разной высоты (восемь цилиндров высотой 6 см, восемь высотой 5 см и восемь высотой 4 см, цв. табл. 23).
Руководство. Если в предыдущем задании разный цвет цилиндров помогал определить различия в высоте, то теперь используются одноцветные цилиндры.
Выполняя то же самое задание, дети должны ориентироваться только на один признак предмета - его высоту. Воспитатель предлагает вставить цилиндры в отверстия по кругу: «Сначала высокие, затем пониже и еще ниже».
КОМПЛЕКСНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Назови цвет и форму

Дидактическая задача. Закреплять знание основных геометрических форм и цветов и их названий.
Материал. Игрушки, мелкие предметы, лоскутки, ленточки и т. п., обруч.
Руководство. Весь материал разложен на столике, дети сидят около него полукругом. Воспитатель: «Мы будем играть в игру «Назови цвет и форму». В эту игру играют так: я покачу обруч, а ребенок, к которому он подкатится, будет водящим, он выйдет за дверь. Мы с вами решим, какой предмет ему показать, и назовем его. Водящий должен правильно назвать цвет и форму предмета. Если он ошибется, вы ему поможете. Потом водящий сменится». (Водящий может не выходить за дверь, а отворачиваться, тогда предмет выбирается молча.)
В конце игры воспитатель хвалит тех водящих, кто не только назвал цвет предмета, но и его оттенок по светлоте, отмечает, что в следующий раз остальные будут так же хорошо определять цвет и форму.
Магазин
Дидактическая задача. Закреплять представления о цвете и форме предметов. Закреплять умение определять предметы по двум признакам.
Материал. У каждого ребенка шесть карточек с изображением фруктов и овощей, имеющих круглую форму, шесть карточек с изображением фруктов и овощей овальной формы, две карточки с кругом и овалом (цв. табл. 24)
Руководство. Воспитатель: «Дети, сейчас мы будем играть в магазин. Все вы будете продавцами, а я покупателем. Каждый продавец старается разложить товар в порядке, чтобы легко было найти нужное, когда приходит покупатель.
Положите перед собой слева круг, а справа овал. Все продукты круглой формы разложите под кругом, овальной формы - под овалом, чтобы все фрукты и овощи были на виду». Воспитатель проверяет, все ли правильно разложено, в случае ошибки предлагает ребенку обвести рисунок пальцем, уточнить форму и положить карточку правильно.
«Я взяла корзинку и иду в магазин. Продавцы, внимательно слушайте, какой товар я попрошу. Дайте мне все, что у вас есть желтого цвета и овальной

формы (обходит ряды, собирает карточки, отобранные детьми; если карточка выбрана неправильно, отказывается ее брать). Теперь давайте все круглое оранжевое». Так педагог, называя каждый раз два признака, постепенно собирает все карточки, которые есть у детей.
Дети, которые «продали» весь товар, считаются выигравшими. Остатки
«продуктов» собираются.
При повторной игре покупателями могут быть по очереди дети.
Сделаем салфеточки
Дидактическая задача. Закреплять умение подбирать фигуры, ориентируясь одновременно на форму и цвет.
Материал. Демонстрационный: образцы трех орнаментов: 1) два цвета, две формы; 2) два цвета, одна форма; 3) один цвет, две формы
1
(цв. табл. 23).
Раздаточный: квадратный листок бумаги, клей, кисточка, геометрические фигуры разных форм и цветов.
Руководство. Воспитатель показывает детям первый орнамент: «Сегодня мы будем делать красивые салфеточки. Давайте рассмотрим салфеточку, которая висит перед вами. Какая фигура в середине? Правильно, треугольник. А какие справа и слева? Мы недавно познакомились с этой формой. Кто напомнит ее название? (Если никто не вспомнит, педагог называет трапецию и просит детей хором, а потом поодиночке повторить название.) А как расположены эти трапеции? Правильно, короткими сторонами к середине. Кто скажет, какие фигуры и как расположены вверху и внизу? Правильно, тоже трапеции и тоже короткими сторонами к середине. (Разбирает расположение цветов.)
А теперь отберите из своих фигур те, которые вам нужны для этой салфеточки. (Если ребенок ошибается, воспитатель спрашивает его еще раз, какие нужны фигуры.) Разложите на своих листочках узор салфетки».
Если дети разложили фигуры правильно, педагог разрешает наклеить их.
Готовые работы развешиваются на демонстрационной доске и разбираются. При
желании детей им можно дать второй и третий орнаменты. Допускается раскладывание фигур без приклеивания.
Украсим кукольные платья
Дидактическая задача. Учить детей анализировать сложную структуру и воссоздавать ее из элементов. Закреплять представления о взаимопереходе цветов и форм.
Материал. Демонстрационный: два листа бумаги, на каждом изображены три куклы, платья которых украшены цветным геометрическим орнаментом.
Цвета орнамента на одном листе (сверху вниз)-красный, оранжевый, желтый; на другом - желтый, зеленый, синий (цв. табл. 25). Раздаточный: фланелеграфы, наборы геометрических фигур, из которых составлен орнамент. (Детям, сидящим в правом ряду, дают красные, оранжевые, желтые фигуры, те, кто сидит в левом ряду,- получают желтые, зеленые, синие.)
Руководство. Воспитатель показывает детям первый лист: «Смотрите, какой орнамент на платьях у кукол. Давайте рассмотрим по порядку сначала все фигуры у первой (левой) куклы. Какой формы и какого цвета фигуры на орнаменте?»
(Ребята подходят к воспитателю по одному, каждый описывает узор сверху вниз, называя форму и цвет каждой фигуры.) А почему оранжевая фигура нарисована между красной и желтой? Правильно, потому что в красную краску как будто добавили желтую, получился оранжевый цвет, а потом добавили еще очень много желтой, так что красный уже и не заметен, получился желтый цвет».
Педагог показывает детям второй демонстрационный лист. Его обследуют быстрее. Дети перечисляют цвета фигур, отмечают, что по форме они такие же, как на первом листе. Выясняется происхождение зеленого цвета и постепенный переход к синему.
По указанию воспитателя дети на фланелеграфах выкладывают орнаменты из имеющихся у них фигур.
ШЕСТОЙ ГОД ЖИЗНИ


В старшей группе рекомендуется дальнейшее усложнение заданий на анализ цвета, формы и величины предметов.
Продолжается усвоение детьми оттенков цвета по светлоте, вводятся тонкие градации таких оттенков (до четырех-пяти). Впервые дошкольники знакомятся с оттенками по цветовому тону (промежуточными между цветами спектра), учатся их получать и называть, выделять в реальных предметах. Углубляются представления детей о системе хроматических цветов, их взаимосвязи.
Дополнительно они знакомятся с делением цветов на группы теплых и холодных.
Дети шестого года жизни должны овладеть способами обследования сложной формы предметов, научиться давать ее последовательное словесное описание и узнавать по словесному описанию.
В этот период дошкольники выполняют действия, требующие умения различать на глаз довольно сложные разновидности одной и той же геометрической формы.
Задания на анализ сложной формы, расчленение ее на составйые элементы усложняются за счет перехода от анализа изображений, состоящих из элементов разной формы, к анализу изображений, включающих элементы одинаковой формы и величины.
В старшей группе расширяются знания детей о величине предметов.
Воспитанники выполняют задания на построение рядов из десяти элементов, расположенных по степени убывания (или нарастания) одного из параметров величины, установление соответствия между двумя-тремя рядами.
Существенное внимание в работе с детьми старшей группы следует уделять творческим заданиям, пробуждающим фантазию, воображение ребят. Это задания на получение новых оттенков цвета, на придумывание и складывание по собственному замыслу фигурок из элементов мозаики.
ЦВЕТ
Подбери себе соседа*

Дидактическая задача. Упражнять детей в сопоставлении и обобщении предметов по цвету.
Материал. Цветные бумажные флажки шести цветов спектра и четырех- пяти оттенков по светлоте (по одному на каждого ребенка) .
Руководство. Детям раздают флажки нескольких оттенков одного и того же цвета. Воспитатель называет какой-нибудь цвет. К нему подходит ребенок с флажком данного цвета. Затем ребенок выбирает себе товарищей (в соответствии с цветовой градацией оттенков). Все остальные дети следят за действиями играющих детей. Если цветовая гамма подобрана правильно, дети занимают свои места, если неверно, хором говорят: «Исправьте ошибку и тогда приходите». В случае затруднения воспитатель помогает детям правильно составить цветовую гамму.
Затем другой группе детей дают флажки разных оттенков другого цвета, и игра повторяется.
Пирамидка
Дидактическая задача. Учить детей высветлению цвета и составлению ряда по светлоте.
Материал. Демонстрационный: рисунок пирамидки из пяти фиолетовых колец понижающейся светлоты (цв. табл. 26). Раздаточный: на каждом столе краски - белая и другого цвета (на разных столах краски разные), листы бумаги, палитры, кисти, банки с водой, тряпочки (по количеству детей).
Руководство. Воспитатель показывает детям образец и спрашивает, какого цвета пирамидка и чем различаются между собой оттенки фиолетового.
Выясняется, что верхнее колечко самое светлое - светло-фиолетовое (сиреневое), потом потемнее, еще темнее и внизу - самое темное.
«Вы тоже будете рисовать пирамидки одного цвета, но разной светлоты»,- говорит воспитатель. Он напоминает, что на палитру накладывается сначала белая краска, к ней добавляется немного цветной, их хорошо смешивают и рисуют колпачок пирамидки, потом на палитру добавляют еще цветной краски и

полученным цветом рисуют первое колечко, потом надо опять добавить побольше цветной краски на палитру и нарисовать второе кольцо. Добавив еще немного краски, рисуют третье кольцо, нижнее кольцо надо рисовать неразбеленной краской. Педагог обращает внимание детей на то, что верхнее колечко у пирамидки самое маленькое, следующее побольше, третье еще больше, нижнее самое большое.
В выполненных работах оценивается прежде всего подбор цветов, постепенность перехода от светлого к темному.
Аппликация «Праздничный салют»
Дидактическая задача. Закреплять представления дошкольников о светлотном ряде.
Материал.
Демонстрационный: картина, на которой изображен праздничный салют. Раздаточный: листы бумаги, наборы кружков четырех-пяти светлотных оттенков красного, зеленого, фиолетового цветов; кисти, клей, тряпочки (по количеству детей).
Руководство. Воспитатель: «У нас на картинке нарисован красивый праздничный салют. Смотрите, когда огоньки только появляются и находятся внизу, они темные, а потом становятся все светлее и светлее.
У вас тоже есть такие огоньки, и вы на своих листочках сделаете красивый праздничный салют. Разложите все кружки по цвету на столе. Теперь выложите в середине листа зеленые кружки: внизу самый темный, над ним светлее и светлее
и наверху - самый светлый. Проверьте, правильно ли разложены все огоньки, и приклейте их. Потом слева так же разложите красные кружки и приклейте их. И после этого - фиолетовые (цв. табл. 26)». (Если ребенок выполняет задание медленно, можно разрешить ему ограничиться двумя цветами.)
Воспитатель следит за последовательностью выполнения работы и напоминает ее цель - сделать красивый праздничный салют. На конкретные ошибки в ходе выполнения задания указывать не следует.
Оценивают работы сами ребята.

1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16