Файл: Рецензенты доктор педагогических наук Т. С. Комарова, заведующая яслямисадом 723 Москвы Ф. И. Самсоиова Венгер Л. А. и др.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 199

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Куда мы ее положим?» Наложив круг на круг, воспитатель показывает их и поясняет, что эти игрушки одинаковые. Затем к группировке предметов по форме привлекаются дети.
Подозвав малыша к своему столу, -воспитатель показывает ему, что с одной стороны лежат одни игрушки (кружочки), а с другой - другие (квадраты), предлагает ребенку взять из общего материала любой предмет и положить его к таким же (кругам либо квадратам). Аналогичное задание ребенок выполняет с предметом другой формы Правильность группировки предметов контролируется путем наложения предметов друг на друга.
Все дети поочередно раскладывают перед воспитателем по одному кругу и одному квадрату, присоединив их к предметам соответствующей формы.
Во время игры-занятия воспитатель, показывая детям круг и квадрат, называет их игрушками. Различие в их форме подчеркивается словами: «такой»,
«не такой», «разные», «одинаковые». Место на столе, где размещаются предметы разной формы, обозначается словом «сюда». Основной методический прием, который использует педагог, - непосредственный показ предметов разной формы.
При этом словесная инструкция сводится к минимальному количеству слов. В
отдельных случаях воспитатель может употребить слова-названия «крут»,
«квадрат», но от детей нельзя требовать повторения и запоминания этих слов.
После объяснения и показа действий воспитателем каждому ребенку для группировки по форме предлагается индивидуальный материал: пять предметов одной и пять предметов другой формы. Важно, чтобы у детей, сидящих рядом, был разный материал. Если один ребенок группирует квадраты и круги, то рядом сидящий может группировать прямоугольники и треугольники.
Детям, быстро справившимся с заданием, можно предложить сгруппировать предметы другой формы. Если ребенок затрудняется в группировке, воспитатель помогает ему, акцентируя его внимание на форме путем накладывания предметов друг на друга.
Игра-занятие проводится в течение 5-7 минут и может быть повторена в течение месяца дважды.
Раскладывание однородных предметов более близкой формы на две
группы
Дидактическая задача. Продолжать фиксировать внимание детей на форме предмета, учить их простейшим приемам установления тождества и различия однородных предметов, сопоставления формы объекта с образцом, ориентируясь на слова: «форма», «такая», «не такая», «разные», «одинаковые».
Материал. Одинаковые по цвету, величине, фактуре квадраты и прямоугольники, круги и овалы, овалы и прямоугольники (рис. 13).
Индивидуальный материал из расчета по пять предметов одной и пять предметов другой формы на каждого ребенка.
Руководство. Подгруппе занимающихся детей (четыре - восемь детей, в зависимости от возраста и степени обученности на предшествующих занятиях) воспитатель демонстрирует пять кругов и пять овалов, перемешанных произвольно. Поочередно показывая детям один круг и один овал, он поясняет, что игрушки разные. При показе круга внимание воспитанников фиксируется на его форме. Обводя круг рукой, воспитатель поясняет: «Посмотрите, какой кружок

у меня, вот такой». Показывая овал, педагог тоже обводит его рукой и поясняет, что эта игрушка другая, она как огурчик (использует опредмеченное слово). Далее взрослый говорит детям, что надо одни игрушки (кружки) разместить в одном месте, а другие (овалы) - в другом. Показывает, как это делается.
Для установления тождества или различия можно использовать прием накладывания предметов друг на друга.
После показа и объяснения воспитатель подзывает к своему столу кого-либо из детей и предлагает взять круг (овал), рассмотреть его, определить, куда положил воспитатель такую же игрушку, и присоединить круг к предмету такой
же формы. То же проделывается с объектом другой формы. Если ребенок правильно разместит рядом предметы, воспитатель подчеркивает, что они одинаковые.
Поочередно каждый воспитанник подходит к столу педагога и выполняет задание. При этом важна последовательность выполнения упражнения: взяв предмет из общего материала, ребенок должен рассмотреть его, затем внимательно посмотреть на круг и овал, размещенные в разных местах на столе педагога, сравнить свой предмет с ними, найти такой же предмет и потом положить их вместе. Иногда дети улавливают лишь внешнюю, манипулятивную
сторону выполнения задания: берут предметы в одном месте и кладут в другое, не обращая внимания на сенсорные свойства, в данном случае на форму. Поэтому необходимо учить их внимательно рассматривать предметы.
После того как все воспитанники разместят по одному кругу и овалу на столе воспитателя, им раздается индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания на группировку предметов в соответствии с их формой.
Во время самостоятельного выполнения задания детьми воспитатель осуществляет дифференцированное руководство. Большинству воспитанников он при необходимости помогает. Если ребенок неправильно разместил один два предмета, взрослый выбирает их из групп однородных объектов и предлагает посмотреть внимательно и показать, куда надо положить такие предметы. В данной ситуации малыши успешно справляются с задачей, но если они начнут отвлекаться, то могут «потерять» задание, т. е. его сенсорную сторону, перейдут к более примитивным манипулятивным действиям.
Критерием при оценке выполнения задания служит правильность группировки предметов. Если малыш быстро и правильно выполняет задание, нет необходимости требовать от него расчлененного способа обследования объекта
(«Возьми игрушку, посмотри на нее внимательно; посмотри, где у меня такая
же; а теперь положи их вместе»).
Рис. 14
Чем успешнее занимается ребенок, тем быстрее у него протекает весь процесс рассматривания, сопоставления, сравнения, т. е. выполнения задания.


Зрительный анализ быстро переносится во внутренний план и внешне протекает незаметно. Ребенок, подойдя к столу воспитателя, выполняет задание быстро и без ошибок. Таким воспитанникам педагог своевременно заменяет материал, например круги и овалы на квадраты и прямоугольники. Их можно также попросить посмотреть, правильно ли выполняют задание другие дети, сидящие рядом. Малышам, испытывающим постоянные затруднения, воспитатель помогает.
Игра-занятие проводится в течение 6-8 минут и может повторяться с детьми в возрасте до 1 года 8 месяцев в течение месяца дважды. С более старшими воспитанниками игра-занятие проводится один раз.
Нанизывание колец, убывающих по величине
Дидактическая задача. Учить детей выполнять простые действия с предметами: снимать и нанизывать кольца. Обогащать зрительно-осязательный опыт малышей. Закреплять положительное отношение к занятиям.
Материал. Коническая пирамидка из пяти колец (рис. 14). В занятии используются одноцветные пирамидки: красная, оранжевая, желтая, зеленая, синяя, фиолетовая, черная и белая.
Руководство. Воспитатель показывает детям одну из пирамидок и говорит, что она очень красивая. Предлагает снять с пирамидки колечки. Поскольку подобное занятие проводится не первый раз, то это задание не представляет для детей особой трудности. Воспитатель фиксирует внимание малышей на том, что кольца у пирамидки разные. Сняв первое кольцо, показывает его детям и поясняет, что оно совсем маленькое (кладет его рядом с основанием пирамидки справа). Затем снимает следующее кольцо, снова показывает его детям и объясняет, что оно побольше (кладет его рядом с первым, справа от него).
Постепенно демонстрирует каждое следующее кольцо, которое чуть больше предыдущего, сопровождая показ словами: «Это большое кольцо, вот какое».
На столе все кольца раскладываются ровно, по возрастающей величине справа от пирамидки. Затем в соответствующем порядке пирамидка собирается.
Педагог поясняет: «Вот самое большое кольцо, вот поменьше, а это самое

маленькое». Закрыв пирамидку колпачком, воспитатель предлагает детям провести рукой вдоль ее поверхности сверху вниз, чтобы они почувствовали, что пирамидка книзу расширяется: все колечки на месте, пирамидка собрана правильно]
Когда дети приступают к самостоятельным действиям с индивидуальными пирамидками, педагог подсказывает, как снять вершинку, куда ее положить
(справа, рядом с основанием пирамидки)'. При снятии колец он обращает внимание на их величину. («Самое маленькое колечко надо положить рядом с колпачком».) Воспитатель может показать место, куда надо положить кольцо.
Когда все кольца будут сняты, он предлагает детям посмотреть, как много колечек и как красиво они выстроились в ряд: вначале лежит самое большое
кольцо (показывает на кольцо соответствующего размера), затем поменьше, еще
меньше и, наконец, самое маленькое. Дети вслед за взрослым указывают размеры колец.
При захватывании большого кольца ребенок широко раскрывает ладонь, а взрослый интонационно выразительно подчеркивает: «Вот какое большое!»
Дойдя до самого маленького кольца, педагог предлагает показать самое
маленькое колечко, которое «прячется в ладошке».
При повторном выполнении задания цвет предметов меняется. В конце занятия дети ставят пирамидки на соответствующую полку.
Занятие проводится два-три раза с детьми от 1 года 2 месяцев и старше.
Продолжительность игры-занятия 5-7 минут.
Детям старше 1 года 6 месяцев рекомендуются более сложные занятия: вначале они собирают пирамидку, выбирая кольца необходимого размера из произвольно перемешанных; на следующем этапе собирают пирамидки из перемешанных колец любых двух цветов.
Для развития самостоятельной деятельности дидактический материал должен быть размещен в доступном для детей месте. Взрослому следует находиться недалеко от воспитанников, играющих с пирамидками, чтобы вовремя

помочь им советом, поспособствовать доведению начатого дела до конца, поддержать порядок и т. д.
Складывание трехместной матрешки
Дидактическая задача. Учить выполнять простые действия с предметами, различающимися по величине; ориентироваться при этом на слова: «открой»,
«закрой», «большая», «маленькая», «такая», «не такая».
Материал. Трехместная матрешка, вкладыши которой отличаются один от другого на 1,5-2 см (рис. 15).
Руководство. Воспитатель показывает матрешку, слегка встряхивает ее. В ней что-то гремит. Это заинтересовывает детей. Педагог открывает матрешку и достает вкладыш. Обе матрешки ставит рядом и говорит: «Матрешки красивые, но разные - большая и маленькая». При встряхивании маленькой матрешки оказывается, что в ней тоже что-то есть. Достав еще одну матрешку, воспитатель выстраивает все три предмета в один ряд и подчеркивает разницу в величине.
Малыши внимательно рассматривают матрешек, затем с помощью взрослого показывают, где большая матрешка, где маленькая и где средняя. Не следует требовать от детей произнесения названий величины, важна лишь их практическая ориентировка в размерах предметов.

Собирается матрешка в обратном порядке: в среднюю прячется самая маленькая. Фиксируется момент, когда остались две матрешки: большая и поменьше. Затем взрослый открывает большую матрешку и прячет в ней среднюю.
После предварительного показа детям раздается индивидуальный материал для самостоятельной игры. Открыть большую матрешку помогает воспитатель.
После того как малыши вынут из больших матрешек вкладыши среднего размера, взрослый напоминает, что большую матрешку надо закрыть, и помогает совместить контуры рисунка. При действиях со средней и маленькой матрешками в помощи воспитателя нуждаются лишь некоторые дети. Как правило, взрослый помогает им совмещать рисунок или выстраивать матрешки в ряд.
Наглядный показ действий или сопоставление величины разных предметов сопровождается словами: «открой», «закрой», «маленькая», «большая»,
«меньше», «больше».
Если дети быстро справляются с заданием и проявляют к нему интерес, можно предложить им поиграть еще. Занятие организуется с детьми начиная с 1 года 2 месяцев, продолжается 5-8 минут, проводится два-три раза. Усложненные варианты заданий для более старших детей предполагают самостоятельное совмещение рисунка, правильный выбор частей одной игрушки из произвольно размещенных на столе разных деталей и т. д.
Дети с удовольствием играют с народными игрушками, увлекаясь их красочностью, выразительностью. Педагог следит, чтобы в самостоятельных играх малышей закреплялись умения и навыки, полученные ими на занятиях.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Размещение круглых вкладышей разной величины в соответствующих
отверстиях
Дидактическая задача. Закреплять умение детей сравнивать предметы по величине, осуществляя выбор из двух величин одинаковой формы.
Материал. Шесть-восемь досок с большими и маленькими отверстиями
(рис. 16). Размер доски: 17,5 X 35 X 0,5 см. Отверстия круглые, двух
разновидностей: в одной части четыре больших, в другой - пять маленьких.
Диаметр большого отверстия 4,5 см, маленького - 3 см. Комплект вкладышей соответствующих размеров: диаметр большого вкладыша 4,5 см, маленького - 3 см.
Высота вкладыша 1,5 см. Для каждого ребенка необходима одна доска с комплектом вкладышей.
Руководство. Воспитатель показывает детям доску, которую можно называть домиком. Фиксирует их внимание на том, что в домике есть окна, их много и они разные. Показывая детям большие окна, воспитатель называет их
большими, показывая маленькие окна, называет их маленькими. Еще раз подчеркивает, что окна разные.
После того как все дети рассмотрят отверстия, взрослый показывает им вкладыши, обращая внимание малышей на то, что игрушки разные. Показывая большой вкладыш, называет его большим, маленький называет маленьким.
Внимание детей акцентируется на том, что окна разные, большие й маленькие, и вкладыши тоже большие и маленькие. Большими и маленькими вкладышами можно закрыть все окна. Воспитатель закрывает одно большое и одно маленькое отверстия, показывая детям всякий раз вкладыш и соответствующее окно.

Действие производит не спеша, чтобы малыши поняли задачу. Затем приглашает к своему столу кого-либо из детей и предлагает закрыть по одному отверстию большого и маленького размера, предварительно примерив вкладыши к гнездам.
Вначале ребенку предлагается большой вкладыш, чтобы закрыть большое окно. После того как малыш разместит вкладыш в соответствующем гнезде, ему дают маленький вкладыш для маленького отверстия.
Если задание выполняется неверно, т. е. большой вкладыш не помещается в маленьком гнезде, а маленький вкладыш закрывает большое гнездо только частично, то взрослый объясняет, что окно закрыто плохо.
Для выполнения задания к столу приглашаются поочередно остальные дети.
Воспитатель помогает тем, кто затрудняется при размещении вкладышей. Можно рекомендовать метод расчленения действий: внимательно посмотреть на вкладыш, рассмотреть отверстия, зрительно найти гнездо соответствующего размера, показать его воспитателю и только потом закрыть отверстие вкладышем.
После общего объяснения, показа и индивидуального выполнения задания на демонстрационном материале детям раздают материал для самостоятельной игры. При правильной раздаче материала большие отверстия должны находиться в левой части доски, а вкладыши размешают перед ребенком, перемешанные таким образом, чтобы они равномерно распределялись между собой (крайним правым при этом должен быть большой вкладыш).
Детям легче размещать вкладыши большого размера, так как они входят только в большие отверстия. Труднее правильно разместить маленькие вкладыши, которые входят и в большие и в маленькие гнезда. Если справа от ребенка окажутся большие отверстия, он может быстро и правильно выполнить задание чисто механически, не сравнивая величину вкладышей и отверстий. Большинство детей берут правой рукой первый предмет, лежащий справа, и размешают его в ближайшем правом отверстии.
Воспитатель должен создать все условия, чтобы научить ребенка именно сенсорным действиям, заключающимся в рассматривании, сравнении величины предметов.