Файл: Особенности сенсорного развития детей раннего.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 184

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

50
Речевая инструкция для ребенка: «Смотри, это мишка. Он играл с палочками и все разбросал. Давай вместе поможет ему навести порядок. У каждой палочки есть свой домик. Найди его».
Сначала ребенку предлагается самостоятельно выполнить задания.
Экспериментатор выражает заинтересованность в действиях ребенка, эмоционально и словесно поддерживает самостоятельные попытки, хвалит, за полученный результат. Если у ребенка возникают трудности в процессе выполнения, то взрослый предлагает свою помощь и показывает образец действия. Все свои действия сопровождает пояснительными словами:
«Смотри, какая красивая палочка! Ты знаешь, какого она цвета? Правильно, красная. А какого цвета у нее домик. Правильно, тоже красного. Давай положим палочку в ее домик». Аналогичные действия производятся с остальными цветами. После завершения задания можно сказать: «Вот все палочки попали в свои домики. Ты хорошо потрудился, молодец. Смотри как наш мишка рад! Хочешь разложить палочки еще раз?». При желании ребенка занятие можно повторить 2-3 раза. Каждый раз помощь взрослого все меньше, необходимо стимулировать самостоятельное выполнение задания.
«А теперь попробуй сам», «А ты ка думаешь?», «Научи меня, как правильно».
Для выполнения второго условия мы оснастили предметно- развивающую среду группы необходимыми дидактическими материалами и игрушками для сенсорного развития детей раннего возраста. Все подобранные материалы были расположены в группе таким образом, чтобы дети могли играть с ними самостоятельно. Подобранные дидактические материалы включали в себя:

сортировочный куб с отверстиями различных форм и набор фигур, соответствующих им;

набор пластмассовых шаров различного цвета;

разноцветные палочки (деревянные и пластмассовые);

две пирамидки большая и маленькая, окрашенные в основные цвета;

51

трехсоставная матрешка;

разрезные картинки из трех четырех частей;
Таким образом, в процессе формирующего этапа нашего исследования мы реализовали два важных условия сенсорного развития детей раннего возраста: обогатили предметно-развивающую среду группы уголком с дидактическими материалами для сенсорного развития, а также разработали и апробировали программу занятий с детьми раннего возраста, направленную на формирование у них представлений об основных сенсорных эталонах.
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Заключительным этапом нашего исследования является контрольная диагностика уровня сенсорного развития детей раннего возраста.
Цель данного этапа – определение эффективности разработанной и апробированной программы занятий с детьми раннего возраста, направленной на формирование представлений об основных сенсорных эталонах.
Для контрольной диагностики мы использовали те же методы, что и на констатирующем этапе исследования.
Результаты, полученные после проведения контрольной диагностики, мы представили в виде таблицы 2.
Таблица 2 – Сводная таблица результатов контрольного исследования

Ф. И. ребенка
Номер задания
Общий балл
Уровень сенсорного развития
1 2
3 4
5 1
Родион А.
3 3
3 3
2 14
Средний
2
Злата Б.
3 3
3 3
2 14
Средний
3
Анна Б.
3 3
3 3
2 14
Средний
4
Анастасия
Г.
3 3
3 3
3 15
Высокий
5
Анна Г.
3 3
3 3
3 16
Высокий
6
Давид Д.
3 3
3 3
2 14
Средний
7
Артем Е.
3 3
3 3
2 14
Средний


52
Продолжение таблицы 2 8
Валентина
Е.
2 3
3 3
2 14
Средний
9
Анна Ж.
3 3
3 3
3 15
Высокий
10 Андрей К.
3 3
3 3
2 14
Средний
11 Влад К.
3 3
3 3
2 14
Средний
12 Полина К.
3 3
3 4
3 17
Высокий
13 Виктория К. 3 3
3 3
2 14
Средний
14 Костя К.
3 3
3 3
2 14
Средний
15 Варя П.
3 3
3 3
3 16
Высокий
16 София П.
3 3
3 3
3 16
Высокий
17 Анастасия
К.
3 3
3 3
2 14
Средний
18 Иван С.
3 3
3 3
3 15
Высокий
19 Карина С.
3 3
3 3
2 14
Средний
20 Дмитрий Я.
3 3
3 3
2 14
Средний
Результаты повторной диагностики уровня сенсорного развития детей раннего возраста представлены на рисунке 3.
Рисунок 2.3 - Процентное соотношение уровней сенсорного развития детей на контрольном этапе исследования
На контрольном этапе работы 35 % детей исследуемой группы обладают высоким уровнем сенсорного развития. У этих детей хорошо сформированы представления об основных сенсорных эталонах цвета, формы, размера, с помощью которых они правильно находят нужный цвет по
35%
65%
0%
1   2   3   4

Уровень сенсорного развития в исследуемой группе
высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Рисунок 3 – Процентное соотношение уровней сенсорного развития детей на контрольном этапе исследования

53 названию и подбирают цвета по образцу, подбирают геометрические фигуры к образцу, сортируют предметы по величине. За счет хорошо развитого целостного восприятия предметного изображения, дети могут собирать разрезные картинки из четырёх частей.
В данной группе детей 65 % обладают средним уровнем сенсорного развития. У этих детей уже начали складывать основные сенсорные эталоны, но их уровень недостаточен для самостоятельного выполнения детьми предложенных заданий. При выполнении заданий допускаются некоторые ошибки, дети правильно подбирают предметы по форме, величине, цвету, но испытывают затруднения при определении этих качеств по названию.
Однако и в первой, и во второй группе детей отмечается увеличение интереса к выполнению предложенных заданий, исследованию предложенных предметов, поиску новых способов их использования по сравнению с констатирующим этапом исследования. Отмечаются яркие проявления положительных эмоций в ответ на правильное выполнение заданий и похвалу взрослых.
Изучив результаты констатирующего и контрольного этапов исследования, можно проследить динамику сенсорного развития детей раннего возраста, отображенную на рисунке 4.
0%
0%
80%
65%
20%
35%
Констатирующий этап
Контрольный этап
Динамика уровня сенсорного развития детей наннего
возраста
низкий уровень средний уровень высокий уровень
Рисунок 4 – Сравнительная таблица уровней сенсорного развития на констатирующем и контрольном этапе

54
Мы видим, что в сенсорном развитии данной группы детей раннего возраста прослеживается положительная динамика. Количество детей с высоким уровнем сенсорного развития увеличилось на 15 %.
Сравнив баллы, полученные каждым ребенком во время констатирующего и контрольного исследования, можно заметить индивидуальное улучшение результатов. Даже если результаты, полученные при первой и второй диагностике, соответствуют среднему уровню сенсорного развития, то отмечается увеличение бального показателя. Эти изменения отражены в таблице 3.
Таблица 3 – Сравнительная таблица результатов констатирующего и контрольного этапа исследования

И.О ребенка
Констатирующий этап
Контрольный этап
Общий балл
Уровень сенсорного развития
Общий балл
Уровень сенсорного развития
1
Родион А.
13
Средний
14
Средний
2
Злата Б.
13
Средний
14
Средний
3
Анна Б.
12
Средний
14
Средний
4
Анастасия Г.
13
Средний
15
Высокий
5
Анна Г.
15
Высокий
16
Высокий
6
Давид Д.
12
Средний
14
Средний
7
Артем Е.
13
Средний
14
Средний
8
Валентина Е.
11
Средний
14
Средний
9
Анна Ж.
13
Средний
15
Высокий
10
Андрей К.
12
Средний
14
Средний
11
Влад К.
13
Средний
14
Средний
12
Полина К.
15
Высокий
17
Высокий
13
Виктория К.
13
Средний
14
Средний
14
Костя К.
13
Средний
14
Средний
15
Варя П.
15
Высокий
16
Высокий
16
София П.
15
Высокий
16
Высокий
17
Анастасия К.
14
Средний
14
Средний
18
Иван С.
14
Средний
15
Высокий
19
Карина С.
14
Средний
14
Средний
20
Дмитрий Я.
11
Средний
14
Средний
Положительная динамика прослеживается у каждого ребенка данной группы.


55
Таким образом, повторная диагностика уровня сенсорного развития детей раннего возраста позволяет сделать вывод об эффективности разработанной развивающей программы и о возможности ее практического применения.
Выводы по второй главе
Во второй главе мы провели эмпирическое исследование условий сенсорного развития детей раннего возраста, которое включало в себя три этапа.
На этапе констатирующего исследования нами были определены основные критерии и показатели сенсорного развития детей раннего возраста, подобраны методики для исследования сенсорного развития и проведена диагностика актуального уровня сенсорного развития 20 детей раннего возраста в младшей группе МАДОУ детский сад №120 "Сказочный" городского округа Тольятти. Полученные данные выявили потребность в организации работы по сенсорному развитию детей данной группы, формировании у них представлений об основных сенсорных эталонах.
В ходе формирующего этапа исследования нами была организована работа по созданию психолого-педагогических условий сенсорного развития детей раннего возраста: обогащение предметно-развивающей среды группы дидактическими материалами и игрушками; составление и апробация программы по сенсорному развитию детей раннего возраста.
Целью контрольного этапа исследования было определение эффективности созданных нами условий для сенсорного развития детей раннего возраста. Для реализации поставленной цели мы провели повторную диагностику уровня сенсорного развития детей, участвовавших в формирующем эксперименте. Была отмечена положительная динамика сенсорного развития детей данной группы.

56
Заключение
Проведенный нами анализ теоретической литературы отечественных и зарубежных авторов по теме сенсорного развития детей раннего возраста показал актуальность данной проблемы, так как именно в этом возрасте происходит совершенствование всех органов и систем, накопление представлений об окружающем мире, формирование перцептивных действий и усвоение сенсорных эталонов. Все это является базой для дальнейшего психического, интеллектуального и творческого развития ребенка.
Ранний возраст является «золотой порой» сенсорного развития, так как именно в это время в рамках ведущей предметной деятельности происходит знакомство ребенка с объектами и свойствами окружающего мира.
Однако для полноценного освоения сенсорных эталонов общества ребенку необходимо целенаправленное, последовательное грамотное сенсорное воспитание. Организовать все условия для такого развития стараются на базе учреждений дошкольного образования. Достигается это посредством создания предметно-развивающей среды, планирования диагностической, обучающей, воспитательной, коррекционной работы.
Для подтверждения гипотезы данной выпускной квалификационной работы, нами было проведено диагностическое исследование уровня сенсорного развития детей раннего возраста, сделан анализ полученных данных, сформулированы выводы, а также разработана и апробирована программа сенсорного развития для исследованной группы детей.
Занятия были составлены таким образом, чтобы учесть психолого- педагогические особенности детей раннего возраста, особенности ведущей деятельности, опираться на принципы системности, последовательности, опоры на предыдущий опыт, а также повторении и закреплении знаний, умений и навыков. Занятия и дидактические игры направлены на развитие восприятия формы, цвета, величины, целостности образа предмета, ориентировки в пространстве. Так же в группе был организован специальный


57 уголок, в котором находились подобранные дидактические материалы и игрушки для самостоятельного ознакомления с ними детей.
Для того чтобы оценить эффективность созданных нами психолого- педагогических условий сенсорного развития детей раннего возраста, мы провели контрольную диагностику детей исследуемой группы. При сравнении результатов констатирующей и контрольной диагностики уровня сенсорного развития детей данной группы была отмечена положительная динамика.
Полученные в ходе проведенного исследования данные помогли нам сделать вывод о том, что для полноценного сенсорного развития детей раннего возраста необходимы особые психологические условия. Суть этих условий заключается в полноценной организации предметной деятельности.
Таким образом, мы считаем, что цель данной работы была достигнута, поставленные задачи выполнены, гипотеза подтверждена.

58
Список используемой литературы
1.
Абдуллаева Ш.А. Формирование сенсорного опыта и методика его организации у детей раннего возраста: автореф. дис. … канд. пед. наук:
13.00.07. Моск. гос. пед. ун-т. М., 1975. 26 с.
2.
Аванесова В.Н. Дидактические игры // Сенсорное воспитание в детском саду / под ред. П.П. Сакулиной, Н.Н. Поддьякова. М.: Просвещение,
1969. С. 176-212.
3.
Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. М.:
Просвещение, 2005. 176 с.
4.
Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М.:
Медицина, 1977. 302 с.
5.
Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во КГУ, 1988. 238 с.
6.
Афанасьева И. П. Маленькими шагами в большой мир знаний.
Первая младшая группа: учебно-методическое пособие для воспитателей
ДОУ. СПб. : Детство-Пресс, 2005. 128 с.
7.
Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: кн. для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1988.
144 с.
8.
Венгер Л. А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). М.:
Просвещение, 1969. 368 с.
9.
Галигузова Л. Н. Педагогика детей раннего возраста: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошкольного образования». М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. 301 с.
10.
Галигузова Л. Н. Актуальные проблемы в сфере образования детей раннего возраста // Психологическая наука и образование. 2010. С. 3.
11.
Козлова С. А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие. М.:
Издательский центр «Академия», 2001. 416 с.