Файл: Предмет зп это отношения по использованию и охране земель в рф как основы жизни и деятельности народов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 196

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Колхозам и совхозам разрешалось преобразовываться в товарищества, ОАО, с/х производственные кооперативы. Мораторий на куплю-продажу и совершение иных сделок с ЗУ был отменен в 1993 -разрешалось собственникам ЗУ продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать ЗУ.

КРФ 1993 года в отличие от ранее действовавшей, создает конст-ые основы для перехода к рыночной экономике, провозглашая свободу экономической деятельности, равную защиту частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, в том числе на землю и иные природные ресурсы. Ст.9 предусматривает многообразие форм собственности на землю. Установлено, что граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности. Ст. 73 КРФ - субъекты РФ вправе устанавливать закон. актами порядок условия введения ч/с на землю граждан и юр.л в зависимости от ее целевого назначения и разрешенного использования с учетом природ, эконом условий региона.

С принятием в 1994 году ГК РФ регулирование отношений собственности, в том числе и на ЗУ, перешло в сферу гражданско-правовых отношений. Исходным принципом подчинения этих отношений в ГП признавалось отнесение собственности на ЗУ к нормам вещного права.

Новый ЗК РФ свел до мin ограничения прав на приобретение в ч/c ЗУ, не только для рос граждан и юр.л, но и для иностранных граждан, иностранных юридических лиц и лиц без гражданства.

Обзор изменений в земельном законодательстве за 2010-2011гг.

22 июля 2010 г. в ЗК РФ были внесении сущ. изменения о классификации видов разрешенного использования ЗУ и определению кадастровой стоимости. До 2010 г. ЗК РФ не содержал определения видов разрешенного использования ЗУ, а указывал лишь на то, что разрешенное использование определяются в соответствии с зонированием территории. Сейчас же в Земельный кодекс введена норма, согласно которой виды разрешенного использования ЗУ определяются в соответствии с классификатором, утвержденным ФЗ.

Кроме того, была изменена ст. 66 ЗК, и сейчас гос кадастровая оценка земель проводится в соответствии с закон-ом РФ об оценочной деят-ти. Это дает возможность землепользователям обращаться за пересмотром кадастровой стоимости ЗУ на основании отчета о рыночной стоимости.


2010 г. - внесены изменения в ФЗ " Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" о процедуре изъятия неиспользуемых земель. До принятия данного закона действовала норма о том, что ЗУ из земель с/х назначения принудительно м/б изъят у его собственника в судебном порядке в случае ненадлежащего использования в течение трех лет.Сейчас по мимо данного основания, законодатель добавил еще одно: если ЗУ используется с нарушением и повлек собой существенное снижение плодородия земель с/х назначения, а также прописана процедура изъятия данных земель.

21 июня 2011 г. внесены изменения в ФЗ "О личном подсобном хозяйстве". Установлен мах размер общей площади ЗУ, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер может быть увеличен законом суб РФ, но не более чем в пять раз.

2011 г. принят Закон об "искусственных островах». Данный закон дал четкое определение искусственно созданных ЗУ на водных объектах, находящихся в фед.собственности, определил правовой режим создания, ввода в эксплуатацию и приобретения прав на искусственные ЗУ. Внесены изменений и в ЗК и ФЗ.

5. Источники земельного права. Источник – это способ закрепления правовых норм .

В РФ характерно главенствование НПА в ЗП и других отраслях права, но Боголюбов отмечает, что в ЗП в последнее время все большее значение приобретают принципы, договоры и обычаи, что обуславливае снижение авторитета права. Распространено мнение, что в РФ суд прецедент не признается источником права, однако, практика складывается таким образом, что судебные решения также становятся источником права, в том числе ЗП.

1.КРФ - содержит ряд положений, которые являются отправными, основополагающими для зем. закон-ва. Так, ЗО регулируют следующие статьи Конституции:

1) ст. 9 ч. 1 земля - основа жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории.

2) ст. 35 закреплено право частной собственности, в том числе и на землю.

3) ч.36 свобода владения, пользования и распоряжения землей может быть ограничена в интересах защиты окружающей среды, прав и законных интересов иных лиц;

4) ст. 42 - о праве каждого на благоприятную окр. среду, достоверную информ. о ее состоянии на возмещение ущерба.



5) ст. 58 - об обязанности каждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам;

6) ст.72, чч. 2, 5 ст.76, вопросы земли, находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов.

2. НПА органов гос. власти РФ:

ФЗ – ЗК, Градостоит. Кодекс, «Об оброте земель с/х назначения», «о землеустройстве», «о переводе земель или ЗУ из одной категории в др.». Иные ФЗ (кодифиц. ГК), ФЗ «о кадастре объектов недвижимости».

ЗК РФ определяет иерархию правовых актов, в системе зем. закон-ва. Наибольшей юр. силой после КРФ обладают ЗК РФ и специальные ФЗ, регулирующие ЗО. При этом нормы, содержащиеся в ЗК РФ, обладают большей юр. силой (т.к. они специал.) по отношению к соответствующим нормам, установленным в других федеральных и принимаемых в соответствии с ними законах субъектов Федерации.

3. Подзаконство.

Указы Президента – не должны противоречить ЗК и ФЗ. Сейчас практически не регулируется указами Президента («об утверждении перечня приграничных территорий»).

Постан. Прав-ва – может регулировать ЗО в пределах полномочий указ.в ЗК, ФЗ, указ. Президента. Постановл.Правит. «об утверждении правил проведения гос. кадастровой оценки земель».

Акты иных ОИВ – в ЗК такие акты не указаны, но в ФЗ можно встретить положения, что они регулируются опред. ОИВ. Так Минэкономразвития издает акты в сфере кадастровой стоимостиЗУ, ставки арендной платы за ЗУ, наход-ся в собств-ти РФ (Пр.: под объектами электроэнергетики). Правовые акты, содержащие нормы земельного права, издаются органами исполнительной власти субъектов Федерации в пределах своих полномочий и на основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов ее субъектов.

4. НПА суб. РФ – Законы суб. – сейчас во всех суб. есть законы, содержащие нормы ЗП. Законы в области охраны и использования земель; об обеспечении плодородия земель с/х назначения; об особо охраняемых террит-й регионального значения. В ЗК изменения, что многодетным семьям будут предоставляться ЗУ в порядке определяемом законом суб. РФ (в моск.обл.такой закон есть). Так же суб. РФ могут устанавливать доп.основания изъятия ЗУ для гос.и мун.нужд .

5. НА уровне ОМСУ – принимаются на основании и в случаях, устан-х актами обладающ. высшей юрид. силой (искл. – Москва и Питер, где отношения не регулир-ся ОМСУ, ограничив-ся законами и НПА суб.).

Предмет регулирования ОМСУ:

- утверждают правила землепользования и застройки (опред.прав.режим всех земель на территории насел.пункта).

- установление зем.налога.

- могут устанавливать публич.сервитут.

- могут устан-ть правила застройки города…

ЗК РФ впервые в истории зем. закон-ва предусматривает, что нормы ЗП могут содержаться в актах ОМСУ. Такие акты ими издаются на основании и во исполнение ЗК РФ, ФЗ, иных НПА РФ, законов и иных НПА суб РФ.

6. Локальные нормативные акты.

Существует ряд классификаций источников ЗП, многие из которых являются универсальными.

Так, по юридической силе все НПА подразделяются на законы и подзаконные акты. К законам относятся НПА, принимаемые представительными ОГВ (Федеральным собранием РФ и закон-ми орг-ми власти суб. РФ). Все иные НПА являются подзаконными (акты, принимаемые Президентом РФ, Правительством РФ и др.).

По территориидействия НПА делятся на федеральные, акты субъектов РФ (региональные), местные (акты ОМСУ) и локальные правовые акты (например, Устав предприятия и др.).

По предмету регулирования различают общие и специальные нормативные правовые акты. Предметом регулирования общих актов являются как земельные, так и иные общественные отношения.

К таким актам относятся, в частности, Конституция РФ, ГК РФ, УК РФ. В отличие от них, специальные акты охватывают исключительно или в основном земельные правоотношения (ЗК РФ, ФЗ "О государственном земельном кадастре" и др.)

По характеру правового регулирования выделяют материальные и процессуальные НПА.

ГК и ЗК взаимодействуют. Как известно, предметом гражданского права являются иму­щественные и личные неимущественные отношения, а предме­том административного права — управленческие отношения (ст. 2 ГК РФ). Предметом же земельного права являются земельные от­ношения, которые представляют собой комплекс имущественных и управленческих отношений. Вопрос о разграничении сферы действия норм гражданского, зе­мельного и административного законодательства при регулировании земельных отношений возни­кает потому, что не ко всем земельным отношениям допустимо при­менение норм гражданского или административного права.

Поскольку закон допускает сделки с землей и она становится объектом товарного оборота
, постольку возможность применения к земельным отношениям норм гражданского права значительно рас­ширяется.

Далее, правила о купле-продаже земли допускают примене­ние норм гражданского законодательства при совершении этих сде­лок между собственником земельного участка и его новым приоб­ретателем, при проведении конкурсов и аукционов по продаже земли. Но существуют и запреты, установленные земельным законода­тельством. Не подлежат продаже в частную собственность земель­ные участки, имеющие важное природоохранное назначение. ЗК – специальный по отношению к ГК.

6. Конституционные основы земельного законодательства.

КРФ является основным и важнейшим источником всех отраслей рос.пр. Конституция выступает нормативной программой совершенствования общественного и земельного строя

Основной Закон РФ - Конституция - содержит ряд положений, которые являются отправными, основополагающими для зем. закон-ва. Так, на регулирование ЗО направлены след. Ст. КРФ:

1) ст. 9 требует, чтобы земля и другие прир-ые ресурсы использовались охранялись как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соотв-ей тер-ии. + определены возможные формы собствен на землю. Она может находится в част, гос-ой, мун-ой и иных формах собствен.

2) ст. 35 закреплено право частной собственности, в том числе и на землю.

3) ст. 36 собственники владеют, пользуются и распоряжаются землей свободно, если это не наносит ущерба окр среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе ФЗ. Это означает, что субъекты Федерации на основе ФЗ суб РФ могут издавать свои земельные законы, но они не должны противоречить ФЗ и ФКЗ

4)ст. 42 - о праве каждого на благоприятную окр. среду, достоверную эколог. п/наруш/.

5) ст. 58 - об обязанности каждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам;

6) Исходя из пп. «в», «д», «к» ч. 1 ст.72, чч. 2, 5 ст.76, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, природопользование находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов, по этим вопросам издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные НПА суб РФ, причем законы и иные НПА суб РФ не могут противоречить ФЗ, в случае такого противоречия действует ФЗ.

Поскольку вопрос владения, пользования и распоряжения землей, как предусмотрено ст.72 Конституции, находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ, субъекты РФ могут, не ожидая издания ФЗ, издавать свои собственные земельные законы.