Файл: Контрольная работа адаптация сотрудника в дошкольном образовательном учреждении.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Контрольная работа
«АДАПТАЦИЯ СОТРУДНИКА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

2013
Содержание



Введение….……………………………………………………………

3

1. Понятие адаптации в организации………………………………

5

2. Значение успешной адаптации молодых сотрудников в дошкольном образовательном учреждении………………………………


8

3. Управление процессом адаптации в дошкольном образовательном учреждении……………………………………………….

Заключение…………………………………………………………….

Список литературы……………………………………………………


11

14

15





Введение
В современных условиях, управление персоналом играет ключевую роль в любой организации, так как эффективность использования трудового потенциала организации обусловливает ее рыночную устойчивость, успешность функционирования и перспективы развития.

Необходимым звеном системы управления персоналом является адаптация сотрудников на рабочем месте. Правильно выстроенный процесс адаптации с одной стороны снимает многие негативные факторы внутренней среды организации, а с другой - является хорошим мотивационным инструментом.
В современной России не уделяется достаточно внимания вопросу адаптации персонала и связанным с ним проблемам. Многие государственные предприятия и коммерческие организации не имеют даже базовых программ адаптации. Это справедливо и для системы дошкольного образования.

Ежегодно в дошкольных образовательных учреждениях города приступают к работе множество молодых специалистов, выпускников педагогических вузов и колледжей.

Новичок на новом месте работы сталкивается с большим количеством трудностей.   Специальная процедура введения нового сотрудника  может способствовать снятию большего количества проблем, возникающих в начале работы и облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь организации. Чем комфортней будет   каждому из молодых специалистов на рабочем месте, тем быстрее будет развиваться его педагогическое мастерство.

Целью данной контрольной работы является рассмотрение проблемы адаптации сотрудника в дошкольном образовательном учреждении.


Задачи:

1) определить понятие адаптации в организации, ее виды, уровни и факторы;

2) рассмотреть значимость проблемы успешной адаптации молодых сотрудников в дошкольном образовательном учреждении;

3) рассмотреть особенности управления процессом адаптации в дошкольном образовательном учреждении.

1. Понятие адаптации в организации
Понятие «адаптация» (от лат. «adapto» - приспособляю) заимствовано из биологии и означает приспособление к окружающей среде.

Трудовая адаптация – это социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, где личность и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга и являются адаптивно - адаптирующими системами. Таким образом, трудовая адаптация – двухсторонний процесс между личностью и новой для нее социальной средой.

В процессе трудовой адаптации  сотрудник проходит следующие стадии:

1.     Стадия ознакомления, на которой работник получает информацию о новой ситуации в целом, о критериях оценки различных действий, о нормах поведения в коллективе.

2.     Стадия приспособления или формального вступления – на этом этапе работник переориентируется, признавая главные элементы новой системы ценностей, но пока продолжает сохранять многие свои установки.

3.     Стадия ассимиляции, когда осуществляется полное приспособление работника к среде, идентификация с новой группой.

4. Идентификация, когда личные цели работника отождествляются с целями трудовой организации.

Под адаптацией сотрудников мы понимаем взаимное приспособление организации и сотрудника, в результате которого сотрудник осваивается в новой организации, а именно:

  • учится жить в относительно новых для него профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях;

  • находит свое место в структуре организации, как специалист, способный решать задачи определенного класса;

  • осваивает организационную культуру;

  • включается в систему сложившихся до его прихода межличностных связей и отношений.

Виды адаптации:

- первичная – приспособление молодых сотрудников, не имеющих опыта профессиональной деятельности (выпускников ВУЗов);

- вторичная – приспособление сотрудников, имеющих опыт профессиональной деятельности (в данной профессии либо в иной).

Уровни адаптации:

  1. Психофизиологическая адаптация – это привыкание к новым для организма физическим и психофизиологическим нагрузкам, режиму, темпу и ритму труда, санитарно-гигиеническим факторам производственной среды, особенностям организации режима питания и отдыха.

  2. Социально-психологическая адаптация – это приспособление к новой социальной среде, включение в систему межличностных связей и отношений, освоение новых социальных ролей, норм поведения, групповых норм и ценностей, идентификация себя с какой-либо формальной или неформальной группой.

  3. Профессиональная адаптация – это приспособление уже имеющегося профессионального опыта и стиля профессиональной деятельности к требованиям нового рабочего места, освоение сотрудником новых для него профессиональных функций и обязанностей, доработка требуемых навыков и умений, включение в профессиональное сотрудничество и партнерство, постепенное развитие конкурентоспособности.

  4. Организационная адаптация – это адаптация к своему организационному статусу, месту и роли в общей структуре организации, усвоение организационных норм и традиций, углубление понимания организационного и экономического механизма функционирования организации и управления ею, осознание её миссии и основных факторов конкурентоспособности на внешнем рынке.


Руководитель должен понимать, что скорость адаптации зависит от многих факторов. 

Факторы трудовой адаптации – это условия, влияющие на течение, сроки, темпы и результаты этого процесса. Факторы делятся на субъективные и объективные.

Объективные – это факторы, которые в меньшей степени зависят от работника. Это уровень организации труда, санитарно-гигиенические условия и материально-техническая база образовательного учреждения, размер коллектива, расположение, имидж  детского сада, наличие дополнительных образовательных услуг т.д.

К субъективным (личностным) факторам относятся:

- социально-демографические характеристики работника (пол, возраст, образование, квалификация, стаж работы, социальное положение и т.д.);

-социально-психологические (уровень притязаний, готовность трудиться, практичность, быстрота ориентации в производственной ситуации, самоконтроль и умение действовать рационально, коммуникабельность, восприятие самого себя, способность формировать у других чувство ответственности и т.д.);

- социологические (степень профессионального интереса, степень моральной и материальной заинтересованности в эффективности и качестве труда, наличие установки на повышение квалификации и образования и т.д.).

Процесс адаптации  предусматривает проведение руководителем ГОУ предварительной работы, которая включает беседу с коллективом для того, чтобы новичка хорошо встре­тили в первый рабочий день, и проверку состояния  рабочего места.

Необходимость управления адаптацией  доказана опытом многих отечественных и зарубежных предприятий. 


2. Значимость проблемы успешной адаптации молодых сотрудников в дошкольном образовательном учреждении
В имеющихся теоретических исследованиях актуализируются вопросы по обеспечению условий для успешной адаптации сотрудника к условиям организации, но имеет место недостаточная теоретико-методическая их разработанность. Большинство теоретических исследований, посвященных социальной адаптации сотрудника к условиям трудового коллектива, исходят из условий коллективов больших предприятий со штатом отделов и сотрудников, непосредственно курирующих работу с персоналом (маркетинговые службы, отделы кадров и др.). И нет рекомендаций для малых коллективов, где все функции оперативного управления осуществляет один руководитель, который занимается, в том числе, и кадровыми вопросами. Практика работы дошкольных образовательных учреждений такова, что руководитель сталкивается с проблемой повышения качества образования при высокой текучести кадров.


Стоит отметить, что адаптационное направление стало особенно актуальным в последнее время. Это связано с изменениями кадрового рынка. Рынок, как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара и труда стал гораздо более цивилизованным. В целом, заметно повысилось и качество специалистов. Это связано как с развитием самих профессиональных сфер в нашей стране, так и с развитием соответствующих образовательных институтов. Выросли требования к работникам, но и сам современный специалист стал более требователен. В обмен на свои профессиональные знания он многого ожидает от работодателя. При наличии сразу нескольких потенциальных работодателей, предлагающих соискателю вполне конкурентоспособные условия, новый работник ожидает, что будет оценен по достоинству, ожидает бережного к себе отношения.

Это – новое проявление того же самого рыночного принципа дает возможность соискателю вести вполне паритетные переговоры с компанией-работодателем. В такой ситуации без серьезной адаптационной работы с новыми сотрудниками со стороны работодателя не обойтись. Чтобы сделать прохождение адаптационного периода более эффективным, как для организации, так и для работника, необходима некая система работы руководителя (работодателя) по обеспечению адаптации сотрудника к условиям организации.

Общая ситуация в детском саду характеризуется противоречием между количеством, качеством труда и его вознаграждением. Социально-экономический кризис российского образования отражается в первую очередь на кадрах. Массовый отток молодых и перспективных специалистов в другие сферы, общее старение персонала требуют актуализации основных ресурсов управления образовательными организациями.

Данные научных исследований, а также выборочные исследования психологов свидетельствуют о том, что симптомы посттравматического стрессового расстройства проявляются у 50%, а в состоянии психической дезадаптации находятся до 30% сотрудников.

Один из первостепенных факторов, обеспечивающих успешную деятельность любой организации – формирование персонал – стратегии, в которой персонал является значимым ресурсом. Современные тенденции в развитии дошкольного образования вызывают необходимость перевода управления ДОУ на новую парадигму, составляющую «управленческую философию», в основе которой лежит мотивационно-системный подход и личностно-ориентированные цели его осуществления. Приоритетным в ней являются ориентация на человека и его потребности. Такой философией управления является менеджмент. Развитие современного отечественного менеджмента связано с личностно-ценностным подходом в управлении организацией. Это характерно и для менеджмента в дошкольном образовании, в котором все больше внимания уделяется социально-психологическим аспектам управления, взаимодействию руководителя и сотрудников – руководству коллективом ДОУ.


Таким образом, хочется подчеркнуть актуальность проблемы адаптации в наши дни, и особую востребованность руководителем дошкольной организации кадровой политики в ДОУ, дающей возможность создать оптимальные условия для успешной адаптацию сотрудников к условиям организации. Поэтому, назрела необходимость разработки такой системы управленческой деятельности, которая будет нацелена на оптимизацию процесса адаптации сотрудников к условиям ДОУ, включающую в себя создание условий для эффективности работы адаптанта, развитие у нового сотрудника позитивного отношения к организации (ДОУ) и реализма в ожиданиях, удовлетворенности работой, снижение тревожности и неуверенности сотрудника. Путем анализа кадрового потенциала и потребностей в персонале; оценка и подбора кандидатов на вакантные должности; отслеживание профессиональной и социально-психологической адаптации работников; стимулирование деятельности сотрудников.

3. Управление процессом адаптации в дошкольном образовательном учреждении
Управление процессом адаптации - это активное воздействие на факторы адаптации, предопределяющие ее ход, сроки и снижение неблагоприятных последствий.

Задача по управлению процессом адаптации, в основном, ложится на руководителя ГОУ и на старшего воспитателя, который выстраивает систему методической  работы с педагогами. Программа адаптации представляет собой продуманную процедуру введения в должность, составляя ее необходимо учитывать специфику дошкольного учреждения.

1.  Педагогический коллектив детского сада – это, преимущественно, женский коллектив.

2. Деятельность начинающего педагога связана с детьми от 1,5 до 7 лет, что предполагает развитое чувство  ответственности и необходимость предварительного инструктажа.

3. Воспитателя невозможно отрывать от работы с детьми, поэтому все мероприятия по более подробному введению в профессию молодого специалиста можно проводить только во время дневного сна, когда в спальне с воспитанниками присутствует второй воспитатель или помощник воспитателя.

Большинство авторов разделяют программу адаптации на общую и специальную (специализированную).

Общая программа адаптации касается всей организации в целом и включает  следующие вопросы:

1. Общее представление об учреждении (цели, приоритеты, традиции,   разнообразие видов деятельности, информация о руководителе).