Файл: Викторина по творчеству Ивана Андреевича Крылова Мир басен Крылова.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ "РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА"
Викторина по творчеству Ивана Андреевича Крылова

«Мир басен Крылова»

5 класс

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по басням И.А. Крылова.

Задачи: повысить уровень мотивации к изучаемому предмету; способствовать развитию наблюдательности и внимательного отношения к деталям произведения; привлечь внимание детей к произведениям литературы.
Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

Сокровищница мудрости народной

В них людям открывалась до конца,

И голос их, прямой и благородный,

К добру и правде призывал сердца.

Все знал и видел ум певца пытливый,

Всего сильней желая одного,

Чтоб жили жизнью вольной и счастливой

Народ его и родина его.
Более двухсот лет прошло со дня рождения великого баснописца "дедушки И.А. Крылова", как любовно его называет народ, но басни его не устарели, учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт.


  1. Разминка - словарная работа: подберите антонимы.

  • доброта - жестокость

  • патриотизм - безразличие, нелюбовь к Родине

  • трудолюбие - лень, безделье

  • скромность - гордость, высокомерие.

  • честность - лживость, враньё, хитрость

  • вежливость - грубость, неучтивость

  • ответственность - беззаботность, беспечность

  • жадность - щедрость.

  • смелость - трусость, робость

  • отзывчивость - равнодушие, безразличие

  • ум - глупость

  • дружелюбие - вражда.


2. Назовите басни Крылова о:

-Лисе («Ворона и лисица», «Лисица и виноград», «Волк и лисица», «Добрая Лисица», «Лисица и Осёл»)

-Волке («Волк и Ягнёнок», «Волк на псарне», «Лев и Волк», «Волк и Кот», «Волк и Пастухи», «Волк и Овцы»)


-Обезьяне («Зеркало и Обезьяна», «Мартышка и очки», «Обезьяны», «Обезьяна», «Квартет»)
3. Кому принадлежат слова в басне?

«Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!» (Лисице из басни «Ворона и Лисица»)
«Друзья! К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум...» (Волку из басни «Волк на псарне»)

«Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой...» (Стрекозе из басни «Стрекоза и Муравей»)
4. Найдите свою пару.

Задание: прочитав начало одного выражения, отыскать его продолжение.

  1. А ларчик::просто открывался

  2. Чтоб музыкантом быть::так надобно уменье

  3. Знать, она сильна::что лает на слона

  4. Оглянуться не успела::как зима катит в глаза

  5. Хоть видит око::да зуб неймёт

  6. Чем кумушек считать трудиться::не лучше ль на себя, кума, оборотиться

  7. Наделала синица славы::а море не зажгла

  8. А Васька слушает::да ест

  9. А вы, друзья, как ни садитесь::всё в музыканты не годитесь

  10. Когда в товарищах согласья нет::на лад их дело не пойдет

  11. Ты виноват уж тем::что хочется мне кушать

  12. Сыр выпал:.. с ним была плутовка такова


5. Расставьте части басни в верном порядке.

а) "Пусть сохнет, - говорит Свинья, -

Ничуть меня то не тревожит,

В нем проку мало вижу я;

Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;

Лишь были б желуди: ведь я от них жирею".
б) "Ведь это дереву вредит, -

Ей с Дубу Ворон говорит, -

Коль корни обнажишь, оно засохнуть может".
в) Свинья под Дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала;

Наевшись, выспалась под ним;

Потом, глаза продравши, встала

И рылом подрывать у Дуба корни стала.
г) Невежда так же в ослепленье

Бранит науку и ученье

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
д) "Неблагодарная! - примолвил Дуб ей тут, -

Когда бы вверх могла поднять ты рыло,

Тебе бы видно было,

Что эти желуди на мне растут".
(Ответ: в, б, а, д, г)
6. Прочитать «Стрекоза и Муравей» в 3 вариантах: М-справедливый, С-наглая, легкомысленная; М-злой, жестокий, С-жалкая; М-жестокий, С-жалкая.


Стрекоза уж не поет…

К Муравью ползет она:

«Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!» —

«Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?» —

Говорит ей Муравей.

«До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас

Песни, резвость всякий час,

Так, что голову вскружило». —

«А, так ты...» — «Я без души

Лето целое все пела». —

«Ты все пела? это дело:

Так поди же, попляши!»
7. Многие басни содержат выражения, ставшие пословицами и поговорками. Объясните смысл «крылатых» выражений.

1) «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку» (Угодничество)

2)  «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт» (Если нет договорённости, ничего нельзя решить)

3)  «Да только воз и ныне там» (Дела не сдвинулись с места)

4)  «Слона-то я и не приметил» (Что-то важное не было замечено)

5)  «На задних лапках я хожу» (Лицемерие, угодничество)

6) «...рыльце у тебя в пушку…» (В чём-то виноват и пытается это скрыть)

8. Узнай басню по иллюстрации. Прочтите начальные строки басни.



Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась. («Ворона и Лисица»)



Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться;

И надобно ж беде случиться,

Что около тех мест голодный рыскал Волк… («Волк и Ягнёнок»)




Волк ночью, думая залезть в овчарню,

Попал на псарню. («Волк на псарне»)



Свинья под Дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала;

Наевшись, выспалась под ним («Свинья под Дубом»)



Однажды Лебедь, Рак да Щука


Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись. («Лебедь, Щука и Рак»)
9. Определите в какой басне была такая мораль!

1. «Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок».

(«Ворона и Лисица».)
2. «Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука». («Лебедь, Щука и Рак»,)
3. «У сильного всегда бессильный виноват» (Волк и Ягненок»
4. «Кто про свои дела кричит всем без умо́лку,

В том, верно, мало толку,

Кто де́лов истинно,— тих часто на словах.

Великий человек лишь громок на делах,

И думает свою он крепку думу

Без шуму.» («Две бочки»)
10. Найдите вещь.

Задание: среди предметов выбрать любой и объяснить, какому герою (из какой басни) он принадлежит, что делал с ним герой.

  1. Очки (несколько пар) - Мартышка ("Мартышка и очки")

  2. Ноты - Мартышка, Осёл, Козёл, Мишка ("Квартет")

  3. Ларец (шкатулка с замочком) - Механик ("Ларчик")

  4. Сыр - Ворона ("Ворона и Лисица")

  5. Виноград - Лисица ("Лисица и виноград")


11. Вопросы на засыпку.

Задание: за 1 минуту дать правильный ответ.

  1. Сколько очков купила Мартышка? (с полдюжины, т.е. 6)

  2. От кого Ворона получила сыр? (от бога)

  3. Как далеко находился Ягнёнок от Волка? (ниже по ручью от Светлости его шагов я на сто пью)

  4. На чём играла Мартышка в квартете? ( я - прима; 1-ая скрипка)

  5. Что съел Васька у Повара? (пирог, курёнка, жаркое)

  6. Сколько тарелок с ухой съел Фока? (4)

  7. На каком дереве сидела Ворона? (ель)

  8. Каков возраст Ягнёнка? (мне отроду нет году)

  9. Кто была соседкой Моськи? (Шавка)

  10. Сколько времени добиралась Лисица до винограда? (Пробившись попусту час целый)


12. Помогите герою басни найти свою пару.

Очки Рак, Щука

Свинья Петух, Воробей

Моська Волк

Повар Стрекоза

Ворона Слон

Ягнёнок Кот

Кукушка Дуб, Жёлуди

Муравей Лисица

Лебедь Мартышка