Файл: Задание Заполните таблицу Самоанализ педагогических способностей и перспектива их развития. Самоанализ педагогических способностей и перспектива их развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Теоретические основы дошкольного образования (ДО, 1 часть)

Самостоятельная работа по теме 2.1

Цель занятия: закрепление знаний о педагогической деятельности как диалоге культуры ребенка и педагога, формирование умений применять их.

 

Задание 1. Заполните таблицу «Самоанализ педагогических способностей и перспектива их развития».

 

Самоанализ педагогических способностей и перспектива их развития

п/п

Педагогическая способность

Уровень развития

Формы и методы развития

Предполагаемый уровень развития

 

 Профессиональная деятельность

 

 

 

 

 Профессиональная компетентность 

 

 

 

 Способности - совокупность врожденных анатомо-физиологических и приобретенных регуляционных свойств, которые определяют психические возможности человека в различных видах деятельности.

Педагогические способности - сложное целостно-структурное психическое образование, складывающееся прижизненно в процессе педагогической деятельности и под её воздействием. Отличие педагогических способней от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности – это особенности личности, а педагогические умения – это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.

Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства.

Ведущими свойствами в педагогических способностях являются:

  • педагогический такт;

  • наблюдательность;

  • любовь к детям;

  • потребность в передаче знаний.

Педагогический такт это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся.

  • Педагогический такт предполагает:

    • уважение к школьнику и требовательность к нему;

    • развитие самостоятельности учащихся во всех видах деятельности и твердое педагогическое руководство их работой;

    • внимательность к психическому состоянию школьника и разумность, и последовательность требований к нему;

    • доверие к учащимся и систематическая проверка их учебной работы;

    • педагогически оправданное сочетание делового и эмоционального характера отношений с учениками и др.


Организаторские способности также нужны для деятельности учителя, так как вся педагогическая деятельность носит организаторский характер.

На формирование способностей влияет ряд условий:

- теоретический и практический опыт;

- физическая и умственная активность, связанная с выполнением конкретных целей и приобщениям к различным видам деятельности;

- наблюдательность, хорошая память, яркость воображения.

Традиционно педагогические способности подразделяют на общие и специальные. 

Общие - индивидуальные свойства личности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности необходимы любому педагогу независимо от того, какой предмет он преподает, с учащимися какого возраста взаимодействует.

Специальные - свойства личности, помогающие достичь высоких результатов в какой- либо области деятельности. Специальные способности нужны педагогу в соответствии со специализацией учебной дисциплины:

- в литературных - особенности творческого воображения и мышления; яркие и наглядные образы памяти; развитые эстетические чувства; чувство языка;

- математических - умение обобщать; гибкость мыслительных процессов; легкий переход от прямого к обратному ходу мыслей;

- в педагогических - педагогический такт; наблюдательность; любовь к детям; потребность в передачи знаний;

- в художественных - особенности творческого воображения и мышления; свойства зрительной памяти, способствующих созданию и сохранению ярких образов; развитие эстетических чувств, проявляющихся в эмоциональном отношении к воспринимаемому; волевые качества личности, обеспечивающие претворение замысла в действительность.

Педагогическая наблюдательность - это способность учителя, проявляемая в умении подмечать существенные, характерные, даже малозаметные свойства учащихся. По-другому можно сказать, что педагогическая наблюдательность - это качество личности педагога, заключающееся в высоком уровне развития способности концентрации внимания на том или ином объекте педагогического процесса.



Педагогическая компетентность - это характеристика, позволяющая педагогу достигать высоких результатов в обучении, воспитании и развитии школьников (понятие соизмеримо с понятием «квалификация»).

Педагогическая направленность - это мотивация педагога к профессиональному труду, его желание, потребность достойно представлять педагогическую профессию.

Задание 2. Составьте мультимедийную презентацию, посвященную феномену детской субкультуры. В качестве плана воспользуйтесь схемой:

 
Слайд 1

Детство — период жизни человека от новорожденности до достижения социальной и психологической зрелости, во время ко­торого происходит его развитие, становление как полноценного члена человеческого общества. Социальное развит ие — это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Социализация — это адаптация личности к обществу путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам.

Слайд 2

Субкультура — это форма социального образования детства, регулирующая взаимодействие детей внутри своей группы и на уровне возрастных подгрупп. Носителем основных культурных ценностей является детское сообщество, которое транслирует их через соответствующие традиции, обычаи, ритуалы и т.п. Детская субкультура — особая система бытующих в детской среде представлений о мире, ценностях, совокупность особенно­стей поведения, форм общения и деятельности самих детей, сво­его рода культура в культуре, живущая по специфическим и са­мобытным законам, хотя и встроенная в общее культурное целое.

Слайд 3

Компоненты детской субкультуры: Д етский правовой кодекс , раскрывающий своеобразие норм поведения, взаимодействия, взаимоотношений со сверстника­ми. Это правила вступления в различные формы и виды детс­кой деятельности и выхода из них, разнообразные ритуальные компоненты детского общения (например, примирительные ри­туалы), специфические способы воспитательных воздействий на сверстников и разрешения спорных, конфликтных ситуаций (например, с помощью дразнилок, обзывалок , отговорок);


Слайд 4

Д етский фольклор (колыбельные песни, прибаутки, потешки , считалки и др ); Д етский юмор (анекдоты, розыгрыши, поддевки), смеховой мир детства (перевертыши, истории-небылицы); Своеобразные увлечения детское собирательство (сокровищ­ницы, тайники) и коллекционирование;

Слайд 5

Способы и формы свободного времяпрепровождения , среди которых ведущее место занимают разнообразные виды иг­ровой деятельности и продуктивные виды деятельности, а также походы в особые (страшные) места (подвалы, черда­ки, заброшенные дома) и места, запрещенные взрослыми для посещений (свалка, мусорка , стройка); рас­сказывание страшных историй, детское гадание и т.д.;

Слайд 6

Детское словотворчество — неотъемлемая часть детской субкультуры. Ребенок экспериментирует со словом для того, чтобы быть услышанным взрослым, выделяя свою уникальную речь из речевого потока старших и одновременно побуждая их к общению

Слайд 7

Формы работы по формированию субкультуры в группе: Презентации жизни группы («Новогодние фантазии», «Давайте познакомимся», «В гостях у сказки» и др.), презентации как личных, так и семейных коллекций. Дан­ная форма работы способствует развитию социальной уве­ренности и накоплению опыта разновозрастного обще­ния; Выставки — авторские («Моя любимая книга», «Моя люби­мая игрушка», «Мое хобби», «Мои достижения», «Семейные увлечения» и др.) и тематические («Смеховой мир детства», «История одного предмета» и др.). Эта форма работы на­правлена на трансляцию собственного внутреннего мира и осознание значимости своей личности; а также дает воз­можность представить ребенку ценности культуры на основе принципа поливариативности ; Праздничные события и игровые тематические проекты («Яр­марка игр», «Остров дружбы», организация работы по выпуску детского журнала «Фотомастерская»). Включение ребенка в эти формы работы обеспечивает накопление опыта социальных взаимодействий, развитие групповой сплоченности и эмоционального сближения детей друг с другом; Совместные праздники детей и родителей, в процессе подготовки и проведения которых создаются условия для гуманизации межличностных отношений (дети и родители, для поддержания веры ребенка в себя, свои силы, желания «быть хорошим»).

Слайд 8

Детская субкультура представляет собой совокупность разнообразных форм активности группы. В ней, как и в общей культуре, в которой родился ребенок, формируется целостный жизненный опыт индивида: он познает мир, себя и окружающих людей. «Одна из главных особенностей детской субкультуры заключается в том, что, с одной стороны, в ней мир детства заявляет о своем отличии от мира взрослых, а с другой стороны – детская субкультура – это скрытое, диалогическое обращение к миру взрослых, самобытный способ его освоения и самоутверждения в нем» Таким образом, приобщение ребенка к детской субкультуре способствует гармонизации социализации — индивидуализации ребёнка в группе сверстников, осознанию своего социального «я» и формированию готовности к позитивному принятию роли школьника в будущем.

Смотрите также файлы